Игорь Александров, фотограф МХАТ
ЗАКУЛИСНЫЙ РОМАН
В Шереметьевском
Дворце 17 апреля открылась выставка московского фотографа Игоря Александрова, называлась она «Вокруг
художественного театра». Почти
одновременно- в театральном музее- его же выставка «По
Парижу». А 16 апреля маэстро исполнилось 77 лет, из них 50 лет он провёл за
кулисами МХАТа в качестве театрального
фотографа.
50 лет во МХАТе, в пору расцвета
и заката, сотни лиц самых ярких актёров страны, которой уже нет, да и актёров
уже нет. На групповой чёрно-белой МХАТовской фотографии 1968 года, которую
сделал Александров- 140 человек. На фотографии 1998 года, 30 лет спустя –
многих уж нет, те, что были совсем молодыми- стали на 30 лет старше… Сегодня из тех, кто снят в 1968 году никого в живых уже
нет. Один фотограф, чьему молодому фотооку в ту минуту улыбались гении и примадонны,
знатные старцы и пышные красавицы, многие из них навсегда оставили свои имена в
отечественной культуре.
-Выставка получилась
ностальгическая, - говорит бодрый и элегантный Юрий Александров.
-Выставка получилась! Какие живые
фотографии!
Молоденький Смоктуновский и
тонкий одухотворённый Олег Табаков, мадам Фурцева и красавица Максакова,
которая, впрочем, мало изменилась. Галина Вишневская в самом соку со своим
любимым Ростроповичем, прекрасный вечно молодой драматург Вампилов, блестящие глазами Ефремов и Володин. Чуть ли не первый
снимок Юрия Александрова- Анна Ахматова, Михаил Булгаков, его жена Елена
Сергеевна- на читке пьесы Булгакова. Юноша Александров
скромно нажал на спуск, не зная, на кого навёл объектив. Попал в вечность.
Можно бесконечно читать, но как важно иной раз увидеть. Пусть смутное,
чёрно-белое, но есть вещи, которые невозможно передать словами. Эти вот
опущенные глаза сосредоточенной немолодой Анны Ахматовой, и та Ахматова, юная,
горбоносая- в ней ещё видна, считывается, угадывается!
Это ощущение такое мощное, будто нить времён, которую прядут Парки, тебе дали
подержать, пальцем дотронуться до этой связи времён, подглядеть в замочную щель
машины времени…
-Нет-нет, это не творчество. Это
просто щелчок, простой щелчок фотоаппарата. Вот Валерий Плотников- высокой квалификации человек, тот учился, у него
творчество, портреты. Сейчас принято говорить громкие слова- все актёры –звёзды, все сплошь и рядом творчеством занимаются! А я
просто любил свою работу, любил актёров,
театр, любил фотографировать. Я считаю, творчества нет, есть любовь к работе. Я
щёлкал, у меня получалось.
Недавно из
театра ушёл работать в театральный музей, разбирать свои фотоархивы, собирать
альбомы. Я один остался, все ушли, кого я снимал. Я захотел заняться книгой. Олег Табаков дал
деньги на книгу, я отобрал ностальгические фотографии, сам сделал макет. Вот Козловский, Прудкин- никого уже нет...
Попал во МХАТ после армии, 5 лет воевал в Корее, в 25 лет вернулся в Москву, искал работу. Был совершенно далёк от искусства, никого и ничего не знал. Друг меня позвал, узнал, что требуется фотограф-лаборант. Художественный руководитель театра Михальский проникся ко мне, я рассказал ему свою жизнь. Он взял меня на работу, он был другом Булгакова и Елены Сергеевны, это был удивительный человек. Мне всё в театре понравилось. МХАТу нужен был лаборант-печатник, но я и этой профессией не владел. До этого учился в СТД как лаборант полгода. Но меня взяли на работу, я всему научился, проявлять, печатать, снимать. Пошёл в школу журналистов, но учиться не стал, надо либо работать, либо учиться, одно из двух. Меня это очень увлекло. Заданий мне никто никаких не давал, я просто ходил по театру и снимал всё, что мне было интересно, снимал всё вокруг. Проходку актёров по сцене, потом проходку по коридору за кулисами. Назову по имени-отчеству, ко мне группка актёров обернётся, а нажимаю на спуск. Кадры получались не постановочными, живыми. Так и снимал всё вокруг 50 лет. Поэтому выставку назвали «Вокруг художественного театра». Постановочные портреты делал редко, когда требовались для фойе. В основном всё живые миги- читка пьесы, в буфете кто-то встретился с кем-то, гости в первом ряду. Весь нижний ряд фотовыставки- это гости МХАТа, Баталов, …
Потом стал давать свои фотографии московским журналам, снимал все гастроли для журнала «Театр», узнал многих артистов, всякие декады республиканские были тогда, хорошие театры приезжали из Польши, Франции, Америки.
В 1980 я попал в Париж, жил там у родственника. Меня всё интересовало.
Париж в 1980 году очаровал меня всем-
магазинами, ценами, продуктами, одеждой, всё было открытием для меня. Я ходил каждый день,
снимал людей, Парижские сценки, проституток, целующихся, стариков, всё мне было интересно. Директор предложила мне сделать 30 лет спустя выставку
в музее Станиславского, отобрали 120 фотографий. Потом люди из Питера увидели
афишу, решили показать выставку здесь, у вас, в тетаральрном музее. Спросили,
нет ли у меня фотографий французского театра? Есть! Я снимал в 1967, 68, 69
годах гастроли французских театров в Москве. Жана Виллара снял за день до смерти. Так получился
Париж, в том числе и театральный..
Самые интересные годы – начало моей работы в театре. Потом, когда Олег Николаевич в 70 году пришёл, пригласил ведущих актёров, тоже это был всплеск. Это сейчас все актёры- звёздочки, правда, на одно лицо. Тогда это были мастадонты. Мягков, Вертинская, Калягин, Сергачёв, Лаврова… Первые постановки были очень хорошие, потом всё это ушло, Калягин свой театр открыл.
В профессии театрального актёра главное это любовь к актерам, хорошие личные отношения. Со многими актёрами и режиссёрами мы дружили семьями, в гости друг к другу ходили. Встретишь за кулисами, расспросишь, как дела, что дома, что слышно, как собака. И вот уже новые фотографии получились.
Главное, что отличало театр
советской поры от нынешнего,
то, что он был домом для всех. А 10-15 лет назад перестал быть домом. И это не от художественного
руководителя зависит. Олег Табаков- очень хороший человек, он такую сейчас вещь сделал, 60
памятников за счёт своего фонда актёрам МХАТ поставил. Многие были разрушены,
давно уже разные комиссии обсуждали- вот бы Станиславскому, Чехову памятники
реставрировать… А Табаков взял и сделал. Пусть однообразные, с мхатовской символикой, но на 100 лет вперёд он увековечил память по умершим людям.
Сейчас в театры я не хожу, нет
времени, надоело. Или на всё ходить надо, или прекращать, завязывать.
Основной чертой театра советского времени была цензура жуткая, театр доносил правду намёками,
хулиганскими намёками, геройством. Это делали и Табаков, и Эфрос, и Охлопков. Они могли это делать иногда, они
страдали за это. Был Эзопов язык.
-Свобода погубила театр?
-Пришло разгильдяйство, мат со сцены, распущенность. Не то, что я старый жук. Я и сам ругаюсь, и ругался, и в те времена все ругались, но только не со сцены. Приходили в театр аккуратно одетыми, сейчас приходят небрежно одетые.
-А кто из актёров ругался красочней всех?
-Не скажу. Главное –это выражение своих мыслей, когда не можешь по другому сказать. Не буду выдавать умерших людей. В театре всё было. Влюблялись, расставались, на гастроли ездили, общий стол устраивали, который всех сближает. Вот ссорились, обиды были, но за столом, на празднике, мирились. Бывает, что пить нельзя, но и тогда все вместе за одним столом сидели, .Пилявская не пила, но сидела с нами
Потом театр стал менее интересен мне. Актёры менее интересны. Все куда то бегут, все заняты, торопятся на съёмки в сериалах. В моё время какие личности были, какие актёры! Как себя вели Анатолий Кторов или Ливанов, их величина человеческая проявлялась во всём- в культуре, интеллигентности, потрясающей актёрской игре. За кулисами было расслабление абсолютное. Главное- театр был домом для актёров. Если актёры не были заняты, они заходили попить чай в буфете, обсудить прогон спектакля, домашние дела. Обсуждали профессиональные темы, сплетничали, всё было.
-А были недовольные вашими снимками?
-Всё было, переснимал. Одни актёры умели сниматься, могли подыграть, но были и такие, которые зажимались.
-Говорят, Смоктуновский был застенчив.
-Он не был застенчив, он подыгрывал, милый был человек. Его дочка Маша у нас сейчас работает в библиотеке. С Женей Евстигнеевым мы часто выпивали, домами общались.
-Вот сейчас делают портфолио…
-И фотосессии. Сейчас новые фотографы работают с цифрой, они снимают спектакли, крупные планы. А мы снимали суть спектакля. Вот сейчас рассматриваешь альбомы, которые делали после нового спектакля, и понятна суть спектакля. А сейчас в моде отрывки, репортаж.
-А сами актёром не хотели стать?
Никогда, я бы умер на сцену выходить. Ловить, подсматривать,
снимать- это мне нравилось, у меня состоялась интересная
жизнь в театре.