Игорь Александров, фотограф МХАТ

 

ЗАКУЛИСНЫЙ РОМАН

 В Шереметьевском Дворце 17 апреля открылась выставка московского фотографа  Игоря Александрова, называлась она «Вокруг художественного театра».  Почти одновременно- в театральном музее- его же выставка «По Парижу». А 16 апреля маэстро исполнилось 77 лет, из них 50 лет он провёл за кулисами МХАТа  в качестве театрального фотографа.

 

50 лет во МХАТе, в пору расцвета и заката, сотни лиц самых ярких актёров страны, которой уже нет, да и актёров уже нет. На групповой чёрно-белой МХАТовской фотографии 1968 года, которую сделал Александров- 140 человек. На фотографии 1998 года, 30 лет спустя – многих уж нет, те, что были совсем молодыми- стали на 30 лет старше… Сегодня из тех, кто снят в 1968 году никого в живых уже нет. Один фотограф, чьему молодому фотооку  в ту минуту улыбались гении и примадонны, знатные старцы и пышные красавицы, многие из них навсегда оставили свои имена в отечественной культуре.

-Выставка получилась ностальгическая, - говорит бодрый и элегантный Юрий Александров.

-Выставка получилась! Какие живые фотографии!

Молоденький Смоктуновский и тонкий одухотворённый Олег Табаков, мадам Фурцева и красавица Максакова, которая, впрочем, мало изменилась. Галина Вишневская в самом соку со своим любимым Ростроповичем, прекрасный вечно молодой драматург Вампилов, блестящие глазами Ефремов и Володин. Чуть ли не первый снимок Юрия Александрова- Анна Ахматова, Михаил Булгаков, его жена Елена Сергеевна- на читке пьесы Булгакова. Юноша Александров скромно нажал на спуск, не зная, на кого навёл объектив. Попал в вечность. Можно бесконечно читать, но как важно иной раз увидеть. Пусть смутное, чёрно-белое, но есть вещи, которые невозможно передать словами. Эти вот опущенные глаза сосредоточенной немолодой Анны Ахматовой, и та Ахматова, юная, горбоносая- в ней ещё видна, считывается, угадывается! Это ощущение такое мощное, будто нить времён, которую прядут Парки, тебе дали подержать, пальцем дотронуться до этой связи времён, подглядеть в замочную щель машины времени…

-Нет-нет, это не творчество. Это просто щелчок, простой щелчок фотоаппарата. Вот Валерий Плотников- высокой квалификации человек, тот учился, у него творчество, портреты. Сейчас принято говорить громкие слова- все актёры –звёзды, все сплошь и рядом творчеством занимаются! А я просто любил свою работу, любил  актёров, театр, любил фотографировать. Я считаю, творчества нет, есть любовь к работе. Я щёлкал, у меня получалось.

            Недавно из театра ушёл работать в театральный музей, разбирать свои фотоархивы, собирать альбомы. Я один остался, все ушли, кого я снимал. Я  захотел заняться книгой. Олег Табаков дал деньги на книгу, я отобрал ностальгические фотографии, сам  сделал макет. Вот Козловский, Прудкин- никого уже нет...

Попал  во МХАТ после армии,  5 лет воевал в Корее, в 25 лет вернулся в Москву, искал работу. Был совершенно далёк от искусства, никого и ничего не знал. Друг меня  позвал, узнал, что требуется фотограф-лаборант.  Художественный  руководитель театра  Михальский проникся ко мне, я рассказал ему свою жизнь. Он взял меня на работу, он был другом Булгакова и Елены Сергеевны, это был удивительный человек.  Мне всё в театре  понравилось. МХАТу нужен был лаборант-печатник, но я и этой профессией не владел. До этого учился в СТД как лаборант полгода. Но меня взяли на работу, я всему научился, проявлять, печатать, снимать. Пошёл в школу журналистов, но учиться не стал,  надо либо работать, либо учиться, одно из двух. Меня это очень увлекло. Заданий мне никто никаких не давал, я просто ходил по театру и снимал всё, что мне было интересно, снимал всё вокруг. Проходку актёров по сцене, потом проходку по коридору за кулисами. Назову по имени-отчеству, ко мне группка актёров обернётся, а нажимаю на спуск. Кадры получались не постановочными, живыми. Так и снимал всё  вокруг 50 лет. Поэтому выставку назвали «Вокруг художественного театра». Постановочные портреты делал редко, когда требовались для фойе. В основном всё живые миги- читка пьесы, в буфете кто-то встретился с кем-то, гости в первом ряду. Весь нижний ряд фотовыставки- это гости МХАТа, Баталов, …

Потом стал давать свои фотографии московским журналам, снимал все гастроли для журнала «Театр», узнал многих артистов, всякие декады республиканские были тогда, хорошие театры приезжали из Польши, Франции,  Америки.

В 1980 я попал в Париж, жил там у родственника. Меня всё интересовало.

Париж в 1980 году очаровал меня всем- магазинами, ценами, продуктами, одеждой, всё  было открытием для меня. Я ходил каждый день, снимал людей, Парижские сценки, проституток, целующихся, стариков,  всё мне было интересно. Директор  предложила мне сделать 30 лет спустя выставку в музее Станиславского, отобрали 120 фотографий. Потом люди из Питера увидели афишу, решили показать выставку здесь, у вас, в тетаральрном музее. Спросили, нет ли у меня фотографий французского театра? Есть! Я снимал в 1967, 68, 69 годах гастроли французских театров в Москве.  Жана Виллара снял за день до смерти. Так получился Париж, в том числе и  театральный..

Самые интересные годы – начало моей работы в театре. Потом, когда Олег Николаевич в 70 году пришёл, пригласил ведущих актёров, тоже это был всплеск. Это сейчас все актёры- звёздочки, правда, на одно лицо. Тогда это были мастадонты.  Мягков, Вертинская, Калягин, Сергачёв, Лаврова… Первые постановки были очень хорошие, потом всё это ушло, Калягин свой театр открыл.

В профессии театрального актёра главное это  любовь к актерам, хорошие личные отношения. Со многими актёрами и режиссёрами мы дружили семьями, в гости друг к другу ходили. Встретишь за кулисами, расспросишь, как дела, что дома, что слышно, как собака. И вот уже новые фотографии получились.

Главное, что отличало театр советской поры от  нынешнего, то, что он был домом для всех. А 10-15  лет назад перестал быть домом. И это не от художественного руководителя  зависит. Олег Табаков- очень хороший человек, он такую сейчас вещь сделал, 60 памятников за счёт своего фонда актёрам МХАТ поставил. Многие были разрушены, давно уже разные комиссии обсуждали- вот бы Станиславскому, Чехову памятники реставрировать… А Табаков взял и сделал. Пусть однообразные, с мхатовской символикой, но  на 100 лет вперёд он увековечил память по  умершим людям.

Сейчас в театры я не хожу, нет времени, надоело. Или на всё ходить надо,  или прекращать, завязывать. 

Основной чертой  театра советского времени была  цензура жуткая, театр доносил правду намёками, хулиганскими намёками, геройством. Это делали и Табаков, и  Эфрос, и  Охлопков. Они могли это делать иногда, они страдали за это. Был Эзопов язык.

-Свобода погубила театр?

-Пришло  разгильдяйство, мат со сцены, распущенность. Не то, что я старый жук. Я и сам ругаюсь, и ругался, и в те  времена  все ругались, но только не со сцены. Приходили в театр аккуратно одетыми, сейчас приходят небрежно одетые.

-А кто из актёров ругался красочней всех?

 -Не скажу. Главное –это выражение своих мыслей, когда не можешь по другому сказать. Не буду выдавать умерших людей.  В театре всё было. Влюблялись, расставались, на гастроли ездили, общий стол устраивали, который всех сближает. Вот ссорились, обиды были, но за столом, на празднике, мирились.  Бывает, что пить нельзя, но и тогда все вместе за одним столом сидели, .Пилявская не пила, но сидела с нами

Потом театр стал менее интересен мне. Актёры менее интересны. Все куда то бегут, все заняты, торопятся на съёмки в сериалах.  В моё время  какие личности были, какие актёры! Как себя вели Анатолий Кторов или Ливанов, их величина человеческая проявлялась во всём-  в культуре, интеллигентности, потрясающей актёрской игре. За кулисами было расслабление абсолютное. Главное- театр был домом для актёров. Если актёры не были заняты, они заходили попить чай в буфете, обсудить прогон спектакля, домашние дела. Обсуждали профессиональные темы, сплетничали, всё было.

-А были недовольные вашими снимками?

-Всё было, переснимал. Одни актёры  умели сниматься, могли подыграть, но  были и такие, которые  зажимались.

-Говорят, Смоктуновский был застенчив.

-Он не был застенчив, он подыгрывал, милый был человек. Его дочка Маша у нас сейчас работает в библиотеке. С Женей Евстигнеевым мы часто выпивали, домами общались.

-Вот сейчас делают портфолио…

 фотосессии. Сейчас новые фотографы работают с цифрой,  они снимают спектакли, крупные планы. А мы снимали суть спектакля. Вот сейчас рассматриваешь альбомы, которые делали после нового спектакля, и понятна суть спектакля. А сейчас в моде отрывки, репортаж.

-А сами актёром не хотели стать?

Никогда, я бы умер на сцену выходить. Ловить, подсматривать, снимать- это мне нравилось, у меня состоялась интересная жизнь в театре.

 

Hosted by uCoz