Ольга Антонова.
В ДОМЕ МОД БЕЗ ГАРОЛЬДА
Сначала был спектакль «Гарольд и Мод» в театре комедии.
Пронзительный, прекрасный спектакль, ведущей звездой которого является Ольга
Антонова. Выбегает в розовом пальто, этакая Джульетта Мазини периода «Джинджер
и Фред», но русская, сентиментальная, нежная какая-то, без а ля голливудского
пафосного шика и а ля французской безбашенности.
На следующий день мы
с режиссёром документального кино Натальей Кириловой оказались в гостях у
знаменитой актрисы театра комедии Ольги Антоновой. Потрясающе петербургская
квартира. Всё на своём месте, уютно,
голландские окна в решёточку, куколки рукодельные, занавески кружевные, картины а ля малые голландцы, ветчина, написанная маслом, фрукты
вкусно-снейдеровские, но не эрмитажные, картины сделаны мужем Ольги Антоновой,
художником Игорем Ивановым.
-Ваш муж создал удивительный уют в доме!
-Все думают, что это мой муж, а это я сама поработала в
качестве дизайнера! Каждый приходит и говорит: «Как приятно, когда муж художник!».
Хотя иногда я с мужем иногда выдерживаю
такие баталии! Не потому, что он против моих идей, а потому что он против прихода каких то людей, шума,
сверления, грязи в доме.
-То есть всю эту красоту он сам своими руками не делает!
-Нет, я знаю, что он умеет делать всё. Ему интересней писать
картины, нежели долбить стенку. Он их пишет, а вывешивать на стену должен
кто-то другой.
-Вы, наверное!
-Ну, не всегда, хотя я всё умею делать, даже телефон провожу из одной
комнаты в другую.
-То есть у вас семья мастеровых, в голландском стиле!
-Да и вообще мы ненароком
влезли в искусство.
-Почему ненароком? Могло быть по другому?
-Могло. Сложись жизнь иначе, я была бы дизайнером. Но в то
время, когда я кончала школу, о дизайнерстве не было и речи, у всех было по
одной комнате, две комнаты- это был уже шик.
-Не подизайнерствуешь!
-Да, с фокусами и затеями развернуться негде было. До сих
пор, когда я прихожу в гости, и со мной разговаривает хозяин или хозяйка дома,
я их не слышу и даже не вижу. Потому что у меня в голове моментально происходит
работа- я сдираю обои, переклеиваю, передвигаю мебель,
что-то выкидываю. Что-то докупаю, когда я всё сделаю, то тогда обращаю взор на
хозяев и вспоминаю, кто эти люди и о чём шла беседа. Я пытаюсь скрыть это своё
качество, своё отстранение.
-Но почему вы не пошли куда то
ближе к дизайну?
-Это тоже случайность. Я собиралась идти на журналиста. Но
когда я готовилась к экзаменам, на пляже два парня учили басню «Осёл и соловей».
Я поняла, что они неправильно читают, что юмора нет, мысль куда-то уходит. Я
засмеялась, они спросили: «А чего это вы смеётесь?». Я говорю: «Неправильно
читаете, можно лучше!». Я была в компании девочек, мальчики нам понравились, и
мы вместе с пляжа пошли на первый турв театральный. Читали басни- басню я выучила, пока парни её репетировали, стихов я и
так много знала, типа «Подари мне на прощанье
томик пушкинских стихов». Так я прошла первый тур, второй, третий. Борис
Зонг, лучший педагог театрального института на Моховой, принял меня в труппу, я
была счастлива, и чем дольше живу, тем больше счастлива, так как понимаю, как много мой учитель мне дал. И что только этим я хочу в жизни
заниматься, всё остальное- хобби. Но в хобби мне хочется быть первой.
-И сразу после студенческой скамьи-
театр комедии?
-Мы закончили театральный, и всей
группой пошли гулять по Моховой. Потом пришли на Площадь искусств. В Малый оперный мы зайти не рискнули, в Русский музей нас никто не
зазывал. Мы пошли прямиком в Театр
оперетты. Туда взяли Костецкого, Лёнечку Мозгового и меня. Но дальше наш путь
пролегал по Малой Садовой. Мы зашли в Театр комедии.
Там, в этом доме, я в детстве жила до 3
класса. Я узнала лестницу со служебного входа на 6 этаже, там был квартира
наша, потом театр нас отселил. Был дождь, маленький человечек с пронзительными
голубыми глазами, с мокрой макушкой нас
встретил в театре. Я его спросила: «А кому нам показаться?». «Не надо
никого спрашивать, приходите в театр с главного входа
в пятницу в 3 часа, скажите, что вы студенты Бориса Вольфовича». «А вы нас не
надуете?»- спросила я человечка. Он сверкнул глазами и ответил: «Ну что вы, как
я могу!». Потом все пошли в Александринку показываться, потом через мостик
в Ленсовета, и так далее. А я сказала: «Что-то я не хочу больше
показываться, я лучше сюда приду в пятницу». Я собрала группу однокурсников, и
мы пришли в пятницу на показ на 6 этаж. Там сидела группа актёров- Суханов,
Зарубин, Юнгер, небожители, а серединочка – пустая. Нам сказали, чтобы мы
подождали, и вдруг вижу, открывается дверь, входит Он, тот самый, с мокрой макушкой и вихрами,
Акимов! Я его знала по картинкам, афишкам, и тут, когда он сел в центр, руки
вот так сложил, улыбнулся ярко и весело, и все заулыбались, я поняла что это
Николай Павлович! На дрожащих ногах я выползла на сцену…
-Все говорят, что Акимов был человек с потрясающей харизмой…
-Да, из тех, кто всё делают на лету. Ловит мысль, опережая собеседника, потом его
повергают. А уж как он пишет, вы сами
знаете! Человек афоризма!
-Ваш любимый афоризм какой?
- «Любой молодой щенок на сцене всегда лучше стареющей
жар-птицы», если я не путаю.
- Наверное, вы его вспоминаете, когда в спектакле «Гарольд и
Мод» вы играете вторую часть афоризма, а ваш партнёр-юноша – первую часть.
-Да-да, я его вспоминаю. И в отношении людей, и вещей, и еды!
Афоризм ко всему подходит. Когда я играю, я думаю- ну
кто такая Мод? Она страстная, она заводная, она постаревшая Джульетта, фантазёрка
80 лет. У неё богатое и тяжёлое прошлое-
с концлагерем, тюрьмой. Но там она встретила и достойных людей-
Вальтера-Отмычку, например. Богатейший опыт для дальнейшего существования.
-Вы так рассказываете о своей роли! Наверное, когда
готовитесь к роли, вытраиваете своё повествование о своей героине, и может даже больше о ней придумываете, чем сам
драматург-демиург?
- Когда у меня представление о героини сходятся оптически, то оно само начинает диктовать
много интересного. Выстраиваю миры. И это в зал передаётся?
-. Да, видно, что за этой женщиной целая жизнь, какая-то
яркая судьба.
-Нельзя просто так играть роль, не выстроив параллельно
драматургу свою версию. Необходимо выстроить те курьи ножки, на которые ты
громоздишь его домик. Если этих курьих ножек нет, то ты топчешься в плену полуфабриката. А непонятных вещей не
должно быть, они магически передаются в зал. Надо, чтобы за малейшим движением
глаза, пальца, руки следил зритель. Всё должно быть прочитано зрителем.
-Спектакль «Гарольд и Мод» закончился на самом
интересном! Зря она отравилась!
-Если бы она не погибла, то всё бы было скучно. Но она бы не
допустила бы охлаждения. Она бы ушла куда-то
в мир другой, в «южное направление лечить глаза от тика».
-Нет-нет! Конец не оправдан! Такая живая героиня, как ваша
Мод, нашла бы выход- она бы ушла бы к клошарам, бомжам,
под мост.
-э, нет, этот период уже прошла. Она создала свой дом,
невероятный дом. У неё был стиль жизни, и у неё это отобрали. А второй раз она
проходить не захотела. Я за неё отвечаю! Когда она говорила, что есть много
богов, но больше всего среди них бог-любовь, было ясно, что она глубоко верующий человек. Она точно знает,
что зачем сейчас портить отношения, если они с юношей Гарольдом обязательно встретятся
в жизни иной и будут вести свои отношения на более
высоком уровне, более прозрачно и достойно. Она сказала: «Я не ухожу, я пришла,
я буду ждать тебя». И у него должна быть своя судьба, свой опыт, и он уже знает,
кого он полюбит, заданная высокая планка у него уже есть.
-Почему театр комедии поставил в своих стенах этот спектакль,
совсем не комический?
-Им 10 лет нечего было мне предложить. Всё, что я предлагала,
им не нравилось, или наоборот. 10 лет я играла в других театрах. Но тут мы
сошлись. Им показалось, что это смешно, а мне- что это трагикомично. Раз на спектакле столько
зрителей, молодёжи- значит он удался.
-Ольга, а что такое
комедия сегодня, на ваш взгляд? Можно ли вообще этот жанр в чистом виде представить?
-Мне в чистой комедии
всегда чего-то недостаёт. Я люблю от пуза похохотать,
но потом уходишь пустой.
-Но от Гайдая пустоты не было!
-Он не делал чисто комедию. У него получались тонкие, изящные
фильмы, он умел подбирать актёров. Мордюкова, Никулин у него сыграли великие
трагикомические роли. Самое сложное что можно сделать в искусстве- это комедию. Я люблю трагикомедию. Я склоняюсь к Чаплину,
к Мазини, люблю, чтобы, где я смеюсь,
там зритель бы рыдал, а где я плачу- он бы хохотал. Люблю
перевёртыши, диапазон, и на людей это сильнее действует. Люблю квинтэссенцию
чувств, когда из горячего в холодной опускают. Это и для зрителя полезно, и для
искусства.
-А как складываются ваши отношения с кино?
- Хвастаться тут мне нечем. В кино мало предложений, а
достойных ещё меньше. А те что нравятся- я так хочу
сыграть, что в результате на пробах что-то не то получается. Обычно сильно
волнуюсь, знаю, что плохо сыграла. Уезжаешь, думаешь-
позвонят. И молчание, не звонят- как будто актрисы
такой не было, хотя приглашали, оплачивали дорогу, кормили. Это унижает профессии искусства.
-А в какой роли вы совпали и с собой и с режиссёром?
-Почти во всех, которые сыграла. Особенно в фильме «Почти
смешная история» Петра Фоменко по сценарию Брагинского. А с современным кинематографом совпадения редки . Да и вообще он странный стал. Вот не должны в произведении
киноискусства два человека быть похожи, если они по роли не двойняжки. А сейчас
смотришь- все на одно лицо, не отличишь подругу матери
от дочери. У них один макияж, одна причёска, один тип лица… А может я чего-то не понимаю…
-Роль Илларии в
«Почти смешной истории» была вашей лучшей?
-Не самой лучшей, но самой первой, самой близкой мне. Все толчки
и решения, которые она проделывала, были мне понятны. Я чувствовала, что могла бы так поступать, если бы я так остро
влюбилась бы, как она.
-Сейчас такие женщины возможны?
-А как же!. Жизнь в любое время
предоставляет такие обширные возможности! Вы говорите о жизни, об атмосфере, о
возможности человеческой- но они неиссякаемы. Мы сами
себе ставим забор, который мы можем или не можем перепрыгнуть. Появляются новые
русские, которые ставят эти заборы всё выше и выше. В Англии вот нет заборов.
Там кустарничек какой-то, показывающий, что это чья то территория. И тебя все видят, и ты всех видишь. Ты многих узнаешь, вот такой-то проходит по утрам, говорит: «Здравствуй».
А высокий забор, и ты сидишь как в тюрьме, и другие идут мимо забора и неуютно
себя чувствуют. Этот забор закрывает от нас то, чем нас всех наградил господь
бог- травой, цветами, деревьями. Не то, что я её хочу
вскопать, или дерево унести, но я должна с этим деревом общаться, дышать его
воздухом, оно всем принадлежит, хоть и стоит за чьим-то забором, но воздух и
земля то общие! Обидно!
-Наверное, у вас большой опыт общения с классом богатых?
Они, наверное, любят покупать картины вашего мужа.
-Нет, это не так. А выставить в галерее картины, это не значит дружить с покупателем. И вообще я говорю:
«Наши картины». Я принимаю тоже участие
в создании картин. Вот эта айва- я на неё
обратила внимание Игоря, и он побежал,
купил езё айвы и нарисовал её. Эта сирень- в театре
буфетчица её подарила. Потом она увидела эту сирень на картине и заплакала.
Узнала свою сирень!
- У вас не возникало порой впечатления, что вы крепостная
актриса?
-Иногда да.
-А хочется ли
чувствовать себя крепостной актрисой? Ведь это и уютно, и спокойно, быть в
постоянной зависимости от коллектива, режиссёра…
-Когда вижу, что грубость режиссёра оправдана, когда он
выдаёт на гора великолепное
произведение, то всё можно простить. Но бывает, что эта грубость ничем не обусловлена,
и актёр просто костенеет и теряет своё Я от такого
обращения. Это как когда стекло выдувается- оно мягкое,
нежное, ему можно любую форму придать, любую фантасмагорию воплотить. А когда
орут- то превращаешься в глыбу стекла, ни стекло не понимает, ни люди, что это
такое было, и изделие идёт на помойку.
-Но всё же театр сейчас оживает!
-Да. Хотя наряду с гениальными фильмами и спектаклями идёт масса макулатуры
какой-то. Из последнего увиденного мне фильм «Итальянец» понравился. По
актёрской игре – там нет ни одного клона. Фильм и беспощадный, и грустный, и
смешной, и своевременный. А по поводу горы макулатуры от искусства- если ничего не делать, то ничего и не сделается. Ещё мне
кажется, что много фильмов, которые не заметили во время, они на стеллажах пролежали и сейчас переходят в классику.
-Вот вы всё же ленинградка или петербурженка?
-Сложно ответить. Мой муж в Ленинграде провёл блокаду. Он
ленинградец. И имя политика не имеет
никакого значения по отношению к звучанию.
-И всё же вы в своей квартире воссоздали атмосферу Петербурга…
-Я много читала о Пушкине, Державине, у меня интуитивное
ощущение, что я жила в Цветаевское время, в Париже, в дореволюционном
Петербурге, в Елабуге…
-Вам хотелось бы сыграть Цветаеву?
-Очень. Это потрясающая женщина, удивительная жизнь,
удивительный потенциал! Бог поэта награждает особой потенцией, которая не
свойственна обычным людям, и она заставляет этих людей в своих придумках
проживать другую жизнь, параллельную своей, и они забывают, какая жизнь
настоящая, а какая параллельная, и испытывают одинаковый накал чувств- и в фантазиях, и в обыденной жизни. Обыденность часто такая
страдальческая часто бывает... Вот у Цветаевой момент настал, когда быт и трагедия жизни прекратили поток поступления этой фантазии. Не было сил
переключаться в иные измерения. Хотелось бы это сыграть, но время так
безжалостно.
-Но вы можете сделать своё
моноспектакль по её стихам!
-Может быть! Цветаеву сыграет кто-то другой, но всё равно
это будет моя постановка и моё видение.
-Вы скрываете свой возраст, или нет?
-Когда настырно спрашивают, сколько мне лет, то говорю.
Но если нет- то я с этого не начинаю.
Мне бы хотелось, чтобы меня воспринимали просто как существо, живущее на
земле. Почему надо исходить от паспортных
данных? Иногда 15 летний человек бывает скушен своей старостью и полочками, а
иногда пожилой пробуждает меня и вводит в весну.
-У кого всё же весны больше- у
наших людей старшего возраста, или у американок, которые в шортах и бантах
ходят в музеи?
-Они в бантах, в шортах, но попробуйте утром сказать, что «я
забегу на чаёк». Шорты и банты – всё это придумано. Часто вас не пустят на чай.
А русская баба в платке окликнет и пригласит на самоварчик, этим Россия
отличается.
-А ещё какие иллюзии «о нас» и «о
них» являются иллюзиями?
-Я недавно во Франции была. Ощущение, что 90 процентов из
французов не едят, или едят мало и невкусно, соуса французские-
это всё изобретения от жадности. Хуже, чем во Франции, я нигде не ела.
Папирусная колбаска, масса листьев. Хорошо варят кофе и дешёвое вкусное вино. Ещё
иллюзия- красавицы француженки. Я удивилась, сколько в
Одессе красивых женщин. И насколько некрасивые француженки умеют себя подать,
настолько красивые одесситки себя подать не могут.
-Ваша дочь пошла по вашим стопам?
-Нет, она- гид, знает три языка.
-Вы рады, что она не стала актрисой?
-Я хотела бы, чтобы она была художником, у неё талант.
- А вот вы тоже шьёте замечательных кукол, у вас тоже явные
способности художественные!
-Я играла художницу в спектакле «Мужчины в её
жизни», рисовала на сцене портреты. И потом актёры разбирали мои картинки, им
нравилось то, что я нарисовала в момент перевоплощения в художницу! Сцена
вообще это магическое место. Зуб болит- выходишь на
сцену- проходит, ишиас- кончается, инфлюэнция вылечивается. Великая сила
перевоплощения!
-А вот если придумать мечту и её сыграть! Принцессу,
королеву, художницу, а потом идти в этом
образе в реальную жизнь!
- Королить, рисовать!? Так надо тащить за собой и сцену. Ведь эту магию рождает не только мастерство
актёра, но и энергия зрителей, его вера, частица веры, которая перелетает из
зала. Моя частица перелетает в зал, ко мне возвращается уже много частиц, и это
порождает нечто. Актёрская сила рождается. Роль делает не только актёр и
режиссёр, но и зритель. Их талант, их фантазия очень много дарят.
-Зритель изменился за
последние годы?
-Очень изменился. Я 5 лет преподавала, это и для меня была
учёба, я многому у студентов научилась, я пронизалась какими то чужеродными
новыми истоками, мне это помогло. Я на сцене больше почувствовала свободу, иной
юмор, иной ритм.
-Расскажите о вашей семье. У вас на стенах такие интересные
старинные фотографии!
-Та девочка- это Игорева бабушка. А это мой папа- писатель
Сергей Антонов, его Верейский рисовал. Папа писал книги и сценарии, фильмы «Дело
было в Пенькове», «Разноцветные камушки», «Васька»- по его сценариям
поставлены.
-У вас семья богемная!
- Я слово «богема» не люблю Хорошие работники и талантливые
люди- так будет точнее. Богема- это бокалы, наряды, тусовки, это люди, которые ничего не делают.
-А создают среду!
-Нет, они ходят в клубы, куда не попасть тонкому
талантливому человеку. Он там не нужен. Мы не богема, мы работники.
-Интеллигенция.
-Интеллигенция не даётся как дворянство. Она порождается по другому. И в деревне интеллигент может родиться.
Интеллигент это интеллект плюс
нравственность, такое определение я где-то слышала, с которым согласна.
-А вкус, эстетика?
-Вкус, эстетика происходят от интеллекта.
-Не соглашусь! Бывает умный человек, но гадко живёт.
-Ему значит не хватает
нравственности! И нежность, и любовь, и соблюдение заповедей, и сострадание, и
любовь к ближнему- всё заключено в нравственности.
-Но бывает же загаженный учёный!
-Ну… Даже в деревне войдёшь в избу-
в одной как то всё так расставлено красиво, начищено, травой пахнет сухой, уютно,
как в церкви, а из другой избы выталкивает. Это интеллект плюс нравственность,
это врожденное, создать это невозможно. Как говорил Райкин: «Воспитывали,
воспитывали, а ребёнок вырос бандитом. Надо что-то менять в консерватории».