Кирилл Авелев, коллекционер
Правда секса- правда искусства…
Чтобы быть коллекционером современного искусства, надо иметь много денег и много вкуса. А это вещи, которые в природе совпадают крайне редко. Одно есть- другого нет, и наоборот. А также надо иметь мощную харизму, чтобы бросаться в неведомое, становиться хедлайнером, ледоколом и крейсером Авророй, уметь прозреть сквозь века в будущее, просчитать, что годы спустя будет котироваться… И вот с такой личностью, с такой счастливой случайностью совпадения нескольких важных составляющих, удалось познакомиться. Это Кирилл Авелев, крупнейший и чуть ли не единственный петербургский коллекционер современной графики. В своей квартире на Невском проспекте он периодически устраивает выставки работ из своей коллекции. Особенно ярким и скандальным событием питерской культуры стала выставка в его «Невской башне» графики Петра Швецова. Кирилл Авелев показал мне этот симпатичный свиток. Очень милый бритый налысо, типа скинхеда, мужчина, любил горячо и в разных позах милую даму. Делали они это в многочисленных быстрых зарисовках Швецова, делали теперь уже буквально бессмертное дело продолжения человеческого рода… Но кроме этих картинок у Авелева- солидная коллекция многочисленных графических листов…
-Кирилл, расскажи, вот как ты стал коллекционером? Откуда у тебя взялась тяга к искусству, и именно к графике?
- Склонность была всегда, была детская художественная школа, родители любили искусство, учились в художественной школе, там и познакомились. Были походы в Эрмитаж, Русский музей, всегда что-то подспудно накапливалось. А любовь именно к графике… Ну, в детстве сам рисовал. Теперь вот понимаю, познакомившись с художниками-мэтрами, что смысла нет тягаться с ними в мастерстве, что это недосягаемо. ЛИСИ я закончил, имел дело с чертежами, графиками. Может ещё и оттуда любовь к ясности, чёрно-белым штрихам…
-А какой была твоя первая покупка?
-Первая покупка была не связана с коллекционированием. Первый офорт я купил у Дмитрия Северюхина, у него была своя маленькая галерея в Чайном домике Летнего сада. Это был городской пейзаж Лены Новиковой. Обычно начало коллекции- так себе, обычно об этом вспоминают со смущением. А тут действительно -одна из лучших работ Новиковой. Первые несколько лет я собирал только офорты. Мне нравилась в них чёткость, прорисованность. В конце 1980-90-х петербургские художники возвращались к печатным техникам, всё крутились вокруг экслибриса. Потом постепенно я ушёл от офорта и гравюры, стал просто графику покупать.
-А живопись тебя как коллекционера совсем не волнует?
- Внутреннего влечения к живописи у меня нет. Это как влечение к женщине, или оно есть, или нет. Какая-то женщина может интересовать, нравиться, но не вызывать вожделения. Так у меня с живописью. Графика строже, она заставляет художника более ограниченными, тупыми способами пользоваться и выражать себя. И это меня влечёт.
-Гроссбух у тебя есть? Все данные о состоянии петербургской графики в конторскую книгу заносишь, как это делает коллекционер Николай Благодатов?
-Нет, кальками у меня всё переложено, всё хранится в идеальных условиях, но пока базу данных не завёл. Мечтаю, что вот когда откроется мой сайт, то создам, наконец, такую базу данных.
-А есть ли у тебя свои принципы структурирования коллекции, своя концепция?
-Моя концепция- это некий срез современной графики. При этом восприятие творчества художника всегда богаче при личном общении с художником, и к этому я стремлюсь. Принцип коллекции- это движение от эскиза, наброска к законченному произведению
Ведь часто бывает, что замысел был интереснее, богаче, многообразнее, чем результат. В эскизах как раз художник не закрепощён. Потом что-то шлифуется, лакируется, а в эскизах регистрируется движение мысли, чувства. Вот у меня эскизы Олега Яхнина к произведениям Гёте и Данте, это такой вольный полёт ассоциаций…
- У нас в Петербурге много художников с хорошо поставленной рукой, с высокой графической техникой. Как ты среди них отбираешь интересные тебе работы?
-Мне нравятся те художники, что не просто что-то придумывают, но те, которые что-то переживают. Как тот же Яхнин. Он человек эмоциональный, и в его картинках это сквозит. Так же и Елена Новикова- человек со сложным внутренним миром, и это проявляется. В этом принцип того, что мне нравится и не нравится.
-Собираешь ли ты графику только ныне живущих и творящих художников, или же твои интересы направлены и на сбор нашего недавнего прошлого, графики художников арефьевского круга, например?
- Я собираю работы тех мастеров, с кем общаюсь. Да, есть разные поколения. Сложно сравнивать поколение Швецова с поколением Вильнера. Эти художники в разных условиях формировались. Я тяготею к двум направлениям- к художникам поколения Яхнина, Бигиджанова и т.д., у них графика многодельная, интеллектуальная. Но с другой стороны мне импонирует более молодое поколение- Штапаков, Белый, Пиитер Алик со своей более брутальной манерой.
-Ты собираешь графику не только питерскую, но и окрестных земель?
-Нельзя размазываться на весь мир. Но коллекция должна быть значимой и интересной. У меня нет задачи собрать всех прибалтов, но если есть талантливые интересные вещи, которые вносят яркий след в свой ареол обитания, то мимо этого я пройти не могу...
-А вот как ты относишься к тому, что в графику пришли авангард, абстракция. Пару лет назад на биеннале графики я была удивлена- там 80 процентов работ являли собой серые треугольники, круги… Я поймала себя на том, что это так надоело, так вторично это, так лучезарно на этом фоне выглядит фигуративное искусство, следование внешним формам природы….
-Я для себя не делю искусство на фигуративное или нефигуратинвное, хорошо сделанное или не очень, есть эмоция или её нет… Графика как правило всё же обычно фигуративна… Самое интересное- это творческие работы.
-А вот как современная графика отражает тему города и людей города?
-Город- сложная тема. Большая часть людей, и художники в том числе, испытывают пиетет к городу, это поддавливает. Такая грань есть- можно перейти в открыточность при изображении городских пейзажей.
-Или в достоевщинку поднадоевшую. Как в фотографии. Если Петербург- то непременно пыльное стекло, дворы-колодцы..
-Я бы сказал- в литературность часто художники впадают…
-А вот нравятся тебе работы Александра Дашевского, который радикально изменил взгляд на мир и пошёл искать красоту в хрущобы?
-Он интересный художник, и я собираюсь сделать его выставку у себя.
-Ты это называешь выставками в Невской башне?
-Да, это некий проект, родился в 2001 году, когда я делал первую выставку украинских графиков. Нужна была какая-то институция, во дворе Думской башни моя квартира, там я и решил сделать выставку, поэтому так и назвал свой проект. В квартирной галерее «Невская башня» прошло несколько выставок из моей коллекции…
-То есть ты не из породы старомодных коллекционеров, которые прячут сокровища у себя в норе, а ты стремишься поделиться своим выбором, своими приобретениями с как можно большим количеством зрителей?
-Мне хочется всё показывать, хочу, чтобы коллекция публично жила. Я выставлял графику из своей коллекции Константина Калиновича, львовского художника Олега Денисенко, художников Томашенко и Новиковой в музее-квартире Бродского. Для Калиновича я стал артдиллером в Питере, иногда его картинки продаю. Из коллекции я ничего не продаю. У меня штампы есть, давилки, всё, что заштамповал- то моё!
Я постоянно участвую проектами в биеннале графики, которые устраивает Яхнин.
-В Москве не выставлял работы из своей коллекции на разных выставках галерей?
-Нет. Всё-таки это моё хобби, у меня есть основная работа. В одном месте я зарабатываю деньги, в другом их трачу.
-Тратишь или крутишь?
-Пока это всё затратно.
-Ты чувствуешь, что своими покупками ты провоцируешь художников к определённым темам и техникам, даёшь какое то направление развитию питерской графики?
-Заказное искусство- как правило это плохо. На заказ художник всегда делает хуже, чем если что-то он делает для себя, по своему желанию, я в этом убедился.
-То есть твоя задача- бегать по мастерским и выставкам и высматривать острым оком что-то интересное?
-Если речь идёт о том, чтобы какого-то художника к какой-то теме подтолкнуть, то делать это надо крайне тактично и осторожно…
-Но всё же есть что-то в графике, что тебе ближе всего?
-Тема ню. Это моя не то что фишка, но тема, в которой проще понять, что художник переживает, и переживает ли вообще. Понятно, что сексуальный момент присутствует, когда художник рисует женщину. Иначе зачем этим заниматься.
-А бывают ли художницы, которые рисуют обнажённую мужскую натуру?
-Художниц и так мало, а чтобы ещё и ню рисовали? И ещё бы переживали бы с завуалированными фантазиями? Нет, не встречал! Этим мне Пётр Швецов нравится. Такие у него жёсткие рисунки. Некрасивые натурщицы, но если присмотреться, то фантазии и желания сквозят. Он- честный художник. Многие рисуют обнажённую натуру, но часто получается слащаво и лживо.
-То есть ты ищешь правду жизни в искусстве?
-Не то чтобы правду жизни… Просто человек не скрывает свои эмоции, не чего то там выдумывает, а переживает по честному… В 2004 году Швецов сделал вот этот свиток, он пригласил профессионалов из порноиндустрии, и делал на свитке молниеносные зарисовки актов соития. Этот свиток у Швецова год лежал, год собирались сделать выставку. Тема пикантная. Идея квартирной пикантной выставки, не очень публичной, идеальной оказалась для моей квартиры. Официально выставка длилась три недели. Были хорошие кураторы- Николай Кононов написал текст, Андрей Хлобыстин написал эссе, кстати, он мой сосед, тут, за стенкой живёт. Иногда мы с его детьми играем в футбол. ТВ приезжало, снимало. Потом Швецов на основе лучших эскизов сделал литографию, плюс автопортрет по моему заказу. Тема автопортрета художника вообще мне интересна, я собираю автопортреты. Я всем основным графикам заказал автопортреты. Швецов себя изобразил в момент самоудовлетворения и подписал свою работу.
-Ну, это глубокая философская концепция. Художник всегда себя самоудовлетворяет в каком-то смысле.
-И это честно! Я за честность в искусстве!
-А ещё была такая чудесная выставка ню, посвящённая «Данае» Рембрандта.
-Оттуда мне перепала заглавная работа, которая была растиражирована на плакатах, работа замечательного художника Задорина, ныне покойного.
-То есть у тебя уже собирается коллекция, в какой-то мере уже музейная… Но вот всё же, какие качества коллекционера для тебя являются главными- личный взгляд, настроение, качество работ?
-Главное- выбор. Я стараюсь отслеживать все графические мероприятия, их не так много, это мне интересно. Но не всегда получается побывать всюду.
-А совсем юные, начинающие художники попадают в поле твоего зрения?
-Ну вот на биеннале дал премию выпускнице Яхнинского института. Раньше я давал просто премии. Но в последнее время совмещаю приятное с полезным, совмещаю премию с закупкой в коллекцию
-Кроме автопортретов у тебя ещё есть заказные проекты для художников?
-Из условно заказных - рисунок на тему Думской башни. Кстати, из этого выросли и другие проекты. Александру Кобяку я заказал серию- «Мюнхгаузен в Петербурге».
-А он тут был?
-Да, это единственный достоверный факт из его биографии. Он реальный персонаж, он приехал при Елизавете в Петербург, и все свои приключения придумал сидя здесь, в болотной атмосфере Петербурга. И я попросил Сашу, чтобы он нарисовал все его приключения на фоне Думской башни, других петербургских элементов, но чтобы они прямо не читались, только если присмотреться. Эту же тему рисовали Муратова, Майофис. У меня дочка Лиза, маленькая принцесса. И вот- каждый год, к её дню рождения, я дарю ей 4 иллюстрации к «Принцессе на горошине». Рисунки сделали Трауготы, Калинович, а Лена Новикова написала целую сказку. У неё есть гравюра «Дюймовочка», где Новикова отразила своё видение сказки. Взрослая Дюймовочка, и непонятно кто положительный герой- жаба или Дюймовочка…
-На сегодняшний день жаба положительнее! Гастрабайтерша Дюймовочка старается улететь к тёплые края, а героическая жаба улучшает своё болото и остаётся на нём жить...
-И вот Новикова свою сказку написала. К следующему дню рождения Лизы выставка иллюстраций пройдёт в библиотеке Лермонтова. Но пока Лиза, увы, предпочитает розовеньких принцесс и розовенькие книжки, которые я терпеть не могу!
-Кроме тебя кто-нибудь собирает графику в Питере? Есть ли здоровая конкуренция в этом увлекательном хобби?
-Может , это не совсем скромно, но я думаю, что практически нет. Есть люди, которые занимаются экслибрисом…
-Это такие интеллектуалы с лупой…
-Я тоже люблю с лупой. Лупа, сигара, камин, кресло качалка, библиотека своя…
Кабинетная графика- это отдельный момент, может, условно, это не искусство с большой буквы. Но меня привлекает разная графика…Есть графика как современное искусство, есть книжная графика, есть малые формы экслибриса. Это графика с разными мотивациями, но, конечно, всё это переплетается, всё это взаимозависимо…
-А акварель, гуашь, что-нибудь цветное ты собираешь?
- Для меня важна монохромность.