Бирюков Константин
Константин Бирюков – режиссер, художник-мультипликатор. Один из лучших мультипликаторов Петербурга, получил множество дипломов и призов, в том числе первое место на Московском международном фестивале рекламы в 2005 году и гран-при фестиваля «Пингвин» 2007 года. Свои картинки подписывает псевдонимом LOSAR.
Чтобы понять, кто такой Константин Бирюков, надо вспомнить единственный громкий российский мультсериал последних лет «Смешарики», режиссёром которого он является, а также можно вспомнить клипы с анимацией "Медсестра по глазки" Филиппа Киркорова, "Бай-бай" Ирины Салтыковой, "Прощайте детские мечты…" Наташи Королёвой, "Я маленькая гадость" группы «Авто», «Хореографическая зарисовка" Анастасии Волочковой. Константин делал их совместно с Ринатом Газизовым. А также он делал заставки и клипы к новогодней передаче «Старые песни о главном».
-Константин, а как вас угораздило стать художником-комиксистом и художником-аниматором?
-Тяга к рисованию была с рождения,- рассказывает Константин.- Не помню, когда взял карандаш в руки, но когда в доме заканчивалась бумага, то рисовал на полях журналов и газет, также на маминых бухгалтерских бланках. Мама моё увлечение считала несерьёзным, и не поддерживала его. Вообще в роду у нас не было художников, только строители и военные. Сам я долго не мог определиться, кто я, - строитель или военный. Я вообще не думал становиться мультипликатором или художником. Просто процесс рисования помогал мне знакомится с миром, запоминать сложные объяснения взрослых. В-общем через рисунок, Образ, я лучше всё это запоминал и понимал.
В 1990 я нарисовал свой комикс, с которым и попал работать на студию «ЛЕННАУЧФИЛЬМ». Не сразу конечно, пришлось настойчиво дожидаться аудиенции. В 90-м году я работал сразу на двух работах, одна по специальности другая по увлечению - ассистентом художника мультипликатора, на картине Юрия Соловьёва «Обыкновенный лис». Увлечение переросло в профессиональную деятельность. Потом студия «АМИ» где проработал по 1997 год, мультипликатором, а затем и ведущим мультипликатором на проектах компаний Sierra, Brothebund, Blizzard.
-Вы в детстве, наверно, много смотрели мультиков и много комиксов изучали? Какие из них были любимыми?
-Любимый мультик в детстве был «Ну погоди». Комиксов тогда не было вообще, зато был журнал «Мурзилка».
-А какой свой творческий продукт вы сами считаете самым выдающимся?
-Я не в том возрасте чтоб подводить итоги))
-Дети полюбили «Смешариков». А как вы работали над ними? Откуда брались Нюша, Лосяша? Или это был труд коллективный?
-Это коллективный труд. Над сериалом работает много художников, и я рад, что работаю в коллективе талантливых людей.
-А есть ли у Смешариков конкретные прототипы?
-Вообще нет). Но характеры получились славными, и каждый зритель находит немного себя то в Ёжике, то в Копатыче…
-На картинке «Мечта»- прототип- это ваша дочка или ваша девушка?
-Дочка. Я женат, у меня двое детей. Когда моя дочка была совсем маленькая, она любила залезать в большой ботинок, а на голове у неё были какие-то трусы)). Трусы я заменил кое-чем другим. И так я отобразил в картинке «Мечта» детское желание побыстрее вырасти.
- Ваша девочка мечтает о большой туфле и ещё кое-чём. А о чём вы мечтаете?
-Дочка, да, наверное, мечтает, по крайней мере, одеваться красиво любит)) А я не мечтаю, я? наверное скорее планирую). Планирую всевозможные перспективы развития, своей семьи, своих детей, нашей страны)
-Вы так жёстко изобразили доллар в виде шпагоглотателя… А какой свой персонаж вы считаете самым острым?
-Пожалуй, персонаж комикса «ЛИЗА» самый острый. Потому как кто ещё кроме детей так остро может чувствовать все процессы, происходящие в нашей культуре. Комикс «Наваждение»- абсолютная реальность нашей жизни.
Не знаю, кто сказал, но очень хорошо: «Каждый в меру понимания работает на себя, а в меру непонимания работает на того, кто понимает больше».Человек не рождается плохим, человек становится таким под воздействием среды, культуры. Культура похожа на весы. На одной чаше черное, на другой белое, и задача не заключается в том, чтобы белая или черная перевесили, а, скорее, в балансе, равновесии. В комиксе «Наваждение» я подметил, как «телевизор» влияет на мою дочь, скажем, это была одна чаша весов. На другую я положил подзатыльник. В финале получился баланс.))
Масса факторов влияет и на наши убеждения, из которых появляются поступки. Замечаем ли их воздействие? Можем дать им правильную оценку? И кто «сбалансирует» нас? Замечать, видеть, понимать, социальные процессы - на мой взгляд, это помогает увидеть всевозможные варианты развития будущего. Ну и как-то его планировать.
Можно сказать, человек предполагает, а БОГ располагает! Зачем планировать? Ведь завтра тебя уже может не быть. Получается, что на чашу весов положен негатив, остаётся положить на другую «после нас хоть потоп!» Ну и всё становится нелепым или смешным. Но, как говорится, волков боятся- в лес не ходить. Художник должен своими идеями и работами влиять на эстетические коммуникационные процессы в обществе.
Подмена понятий осуществляется постоянно. На весах черное может стать легко белым, а белое- черным. Нужно учиться думать, разбираться, и это и есть самое настоящее творчество, а уж выразить его можно как угодно, и в чём угодно…
-Вы рисуете мышкой в компьютере, или всё же имеет место бумага, краски?
-Все имеёт место, но в наш цифровой век конечно больше компьютер и дигитайзер.
-Вы сделали клипы для песен Киркорова, Королёвой и т.д. Когда вам приходится рисовать в виде человечка звезду, то не чревато ли это обидами, эксцессами и т.п.?
-Всё обсуждается заранее, утверждается, так что, какие обиды? – это просто работа и ничего личного)
-Ввообще в России большая конкуренция между весёлыми художниками-аниматорами и комиксистами? Или у нас тут пока мало опытных кадров?
-Кадров мало, но это всё вопрос времени. Лично я не могу назвать творчество конкуренцией, скорее творчество это понимание социальных процессов и умение своими идеями и работами влиять на зрителя. Поэтому это не конкуренция это опыт, свой и чужой. Просто надо им пользоваться и двигаться дальше.
-В какое время суток лучше всего придумываются новые герои?
-В любое)) смотри, наблюдай, анализируй, сравнивай, просто уметь мыслить, в этом на мой взгляд и заключается творчество, а выразить его можно в чем угодно и как угодно.
-Вы весело изобразили процесс приготовления яичницы в своём мини-комиксе. а сами вы любите готовить, если да, то какое блюдо? И как у вас дело было с первой яичницей в вашей жизни?
-Ой, нет готовить я не люблю, хотя могу и иногда в особо крайних обстоятельствах делаю это. Но только для того чтоб выжить))
-Ищете ли вы литераторов для сотрудничества, или вам нравится всё делать самому?
-Специально никого не ищу. Если есть хорошие идеи, то можно и сотрудничать. Как-то целей работать одному или в коллективе не ставил, была бы работа интересной.