Полтора кота
Хочется обойтись без знаменитой
коммуналки в доме Мурузи, без классической истории измены возлюбленной с
другом, даже без ахматовской фразы «Какую биографию делают нашему рыжему!» по
поводу суда и ссылки -- эту пластинку про Бродского уже совсем заездили,
особенно когда крутили в честь недавнего 70-летия. Хочется уже как-то выпасть
из этой схемы, оживить хрестоматийный образ поэта. Несколько дополнительных
штрихов к его портрету вряд ли с этим справятся, но ведь «главное -- это
величие замысла», -- как любил говорить он сам.
ТЕКСТ: ИРИНА ДУДИНА
Вот, скажем, в Центральном Госархиве
хранится фотография, на которой сняты Ахматова и юный поэт на скамейке перед
Будкой. И подпись: «Ахматова и Бродский в Комарове». А на самом деле это
Ахматова и Найман.
Поэт и прозаик Анатолий Найман не мелькал
на телеэкране в юбилейные дни друга юности Иосифа Бродского, поэтому я и решила
поговорить именно с ним. Тем более что его эссе о Бродском «Великая душа»
выпадает из общего хора вспоминателей.
Кстати, о фотографии. Подпись к ней —
типичная оговорка по Фрейду: кто же из молодых поэтов может быть рядом с
Ахматовой, если не Бродский, которому она, как принято считать, лиру передала!
-- Интересно, как к этому штампу
относился он сам? Ведь в поэзии у него были другие учителя. Сопротивлялся?
-- Нельзя сказать чтобы Бродский
сопротивлялся навязываемой ему роли любимого ученика Ахматовой, но, во всяком
случае, отнюдь не приветствовал. Он не хотел быть не любимым yчеником, а учеником:
что любимый -- помнил всегда и ценил как мало что на свете.
У Наймана с Ахматовой, который был ее
литературным секретарем и вместе они переводили лирику Леопарди, со временем
сложились очень доверительные, теплые, особенные отношения. «Возможно, Бродский
немножко ревновал: пару раз был застигнут на наивном коварстве. Однажды мы
втроем подходили к лифту, и вдруг он сказал с невинным выражением лица и
интонацией: «Ой, Толя, а покажите, как Анна Андреевна входит в кабину». Входила
она смешно, если смотреть со стороны, и Найман это как-то раз перед Бродским
изобразил. Она обиделась ужасно».
А еще до этого Найман в Москве заболел
жестокой ангиной, Ахматова была в Ленинграде, что-то срочно нужно было обсудить
по телефону, и его голос ее встревожил. Часа через три-четыре раздался звонок в
дверь — прилетел Бродский, который у нее в тот момент находился, она дала ему
денег на билет. Привез записку и стихи, сходил в магазин и умчался по своим
делам, а Ахматовой сказал: «Ничего страшного, у него адюльтер, и он страдает». После
чего Ахматова встретила Наймана «вселенским холодом».
-- Это прямо какой-то треугольник: вы,
Бродский и Ахматова…
-- Треугольника никакого не было, не
выдумывайте. Была сумма двусторонних отношений.
ххх
В 1964 году только Ахматова знала, какой
он поэт, какого ранга, и никто, кроме нее, тогда не знал.
«Однажды Бродский стал с жаром доказывать
что у Блока есть книжки, в которых все стихи плохие. «Это неправда, -- спокойно
возразила Ахматова. -- У Блока, как у всякого поэта, есть стихи плохие, средние
и хорошие». А после его ухода сказала, что «в его стихах тоже есть песня», -- о
Блоке это было сказано прежде, -- «может быть, потому он так на него и
бросается». (Эта похвала была в ее устах исключительной редкостью)».
-- Есть ли у вас любимые стихи Бродского?
-- Люблю многие. (Имеется в виду – особенно
люблю.) В моем случае на передний план выходит то, что называется «написанные
при тебе». Телефонный звонок: «Вот я тут такие сочинил стишки», - и читается,
скажем, «Кенигсберг», «Зимний вечер в Ялте», «Я обнял эти плечи», «Подсвечник»
и др. и пр. Или приволакиваешься в архангельские снега, глядишь в черное окно,
слушаешь «Приплясывает сонно на огне, подмигивает мне как очевидцу». Или, уже
забыл, где слушал: «Пришла лиса, глядит из-за плеча, чуть-чуть свистит...». Или
стоишь за билетами на поезд, толкучка, шум, а он рядом наяривает «Джона Донна».
Ну как, по-вашему, люблю я их, или как?
В тот день Бродский, узнав по телефону,
что Найман стоит в очереди за билетом в железнодорожных кассах, помещавшихся
тогда в здании Думы, приехал туда и прокричал-пропел «Большую элегию Джону
Донну», только что написанную: публика была в шоке.
-- А нелюбимые?
-- Нелюбимых чего-то не вспомню. Разве
что «Великий человек смотрел в окно» или «Дорогая, я вышел сегодня из дому», но
тут претензии больше к стихотворцу, чем к стихам.
ххх
Стихи «Дорогая, я вышел сегодня из дому»
посвящены М.Б. , в них поэт признается,
что разлюбил, многие, особенно дамы, решили, что это не по-джентльменски.
Вся поэзия Бродского пронизана ожогом
любви Марине Басмановой. Она по-прежнему живет в доме Бенуа, не дает интервью,
и фотографии ее -- большая редкость. Но есть снимок, где она -- с Найманом..
-- Вас Бродский фотографировал?
-- Фотографировал маэстро Бродский. Это
во Пскове, в Изборске.
-- Есть ли что-то из того, что вы знаете
о Бродском, но никогда это не обнародуете?
-- Я по-старомодному. О Бродском хотят
знать. Я согласен, что раз я знал его близко и могу что-то прибавить к образу,
встающему из стихов, имеет смысл это сделать. Но а) не потакая дурацким или
«этаким» мыслям интересующихся, б) не превращая личного в публичное.
ххх
Зимой в начале шестидесятых Найман с
Бродским оказались на даче известного писателя Н. Среди антикварной роскоши,
хрусталя-фарфоро-серебряного изобилия. Вечер превратился в месиво бессмысленных
нетрезвых разговоров и тупых шуток. Ночью их отвели в спальню, где стояла
широченная кровать, застеленная атласными одеялами... Найман проснулся, потому
что Бродский настойчиво его будил. Он сидел на постели в красной майке, его
любимой. Сказал, что не может оставаться в доме больше ни минуты, пошли. Было
полтретьего. Наймана мутило, он сказал, что не двинется с места. В пять
Бродский разбудил его снова. «Мы оделись и вышли в открытый космос. Мотаясь и
застревая в сугробах, чудом добрели до шоссе. Одинокий грузовик подхватил нас,
привез к метро»...
Сохранение независимости во что бы то ни
стало, до некоторой оголтелости — такова была отличительная черта их круга: «ни
ломтика из рук, которые угадывались как чужие, ни малейшего изгиба
позвоночника».
ххх
Когда в Ленинграде вышел фельетон
«Окололитературный трутень» с клеветой на Бродского, они оба были в Москве.
Найману привезли газету назавтра, и они встретились в кафе. «Настроение было
серьезное, но не подавленное».
В Москве же, где жил тогда Найман, когда
ждали, что Бродского вот-вот отпустят, произошло и еще одно эпохальное событие.
В тот день Найману позвонил Василий Аксенов и пригласил на нигде еще не идущий
американский фильм «В джазе только девушки» (настоящее название «Некоторые
любят это погорячее»). В главной роли -- Мерилин Монро! Просмотр -- в клубе на
Лубянке. Найман немедленно согласился. А минут через десять звонок был не менее
ошеломителен: звонил Бродский, который только что приехал в Москву прямо со
станции Коноша Архангельской области, где позавчера получил документ о досрочной
окончании пятилетней ссылки. «Здрасьте, АГ, что сегодня делаете?» А АГ сегодня
идет в клуб КГБ любоваться Мерилин Монро в фильме «Some like it hot». «Значит,
так живете? А меня возьмете?» Так Бродский сразу после ссылки приятно провел
время в клубе КГБ.
ххх
Комарово. Бродский копает под Будкой
бомбоубежище для Ахматовой. Придя из леса, Найман застает его уже по плечи в
яме. «Он говорит, что на случай атомной бомбардировки», -- объяснила Ахматова.
Она улыбалась, но в ее словах слышался вопрос. «У него диплом спеца по
противоатомной защите», -- ответил Найман.
На семинар по противоатомной защите
Бродского командировали однажды, когда он
отбывал ссылку, а Найман как раз в это время приехал к нему в Норинскую.
«Он вернулся с удостоверением и с фантастическими представлениями о протонах и
нейтронах, равно как и об атомной и водородной бомбах. Я объяснил предмет на
школьном уровне, и мы легли спать, но он несколько раз будил меня
и спрашивал: “А-Гэ, а сколькивалентен жидкий кислород?” Или: “Так это точно,
что эйч-бомб -- он называл водородную бомбу на английский манер -- не
замораживает? Ни при каких условиях?”».
«То, что он бросил школу после седьмого
класса и дальше образовывал себя вне
систем, по-своему поработало на его уникальность, закрепило его неповторимость,
отдельность от других. … Это могло привести , и зачастую приводило к тому, что
мысль и интуиция опережали знание…»
ххх
Когда они встретились в 88-м году в
Нью-Йорке, Найман обнаружил, что эмиграция «не убавила чистоты и детскости его
реакций, пленительного азарта, готовности изумляться». Определяющими качествами
остались нежность и щедрость. Авторитарность тоже никуда не делась -- желания
настоять на своем, сломить чье-то несогласие было не меньше, чем в юности. «В
гостях, не говоря уже о выступлении с эстрады, он с первых минут начинал
порабощать аудиторию, ища любого повода, чтобы напасть и превозмочь всякого,
кто казался способен на возражение или просто на собственное мнение, и всех
вместе... он попросту сметал людей. Прибавим к этому заключенную в самих
стихах, и в голосе, сгущенном в черепной коробке, как под виолончельной декой,
напевность, пленительную, гипнотизирующую».
В начале 90-х Найман обитал в Оксфорде, и
как-то к нему на ланч съехались английские родственники-врачи -- шесть
европейских светил, от ортопеда до психиатра. К вечеру должен был прибыть из
Лондона Бродский. Гости засиделись, ланч затянулся, Бродский приехал раньше --
в общем, они встретились. Речь зашла о предстоящей Найману операции грыжи. «Это
не грыжа, -- немедленно сказал Бродский и с вызовом посмотрел на врачей. -- Это
рефлюкс эзофагит, такой клапан между пищеводом и желудком. Края с годами
стираются, пища забрасывается наверх, становится не различить, изжога это, язва
или сердце». Кузен-уролог прошептал: «О чем он? Где он это вычитал?» Странная
речь, однако, имела странный успех -- по той простой причине, что от его речи,
любой, исходило сильнейшее обаяние, -- по докторам прошла волна умиления, его
лицо тоже потеплело.
Он вообще в любом разговоре почти каждую
реплику начинал с «нет». И дальше развивал свою мысль, которая могла дословно
совпасть с опровергаемой.
Однажды они ехали в нью-йоркском метро, в
вагон вошел молодой, крепкий на вид негр, стал просить милостыню. Бродский
сказал: «Не вздумайте подавать!» Найман подал гривенник. Бродский фыркнул. А
выходя, сунул негру три доллара.
ххх
Он каждый год писал блистательные стихи о
Рождестве, но у него были сложные отношения с религией. «Сейчас покажу вам
кое-что, про что вы только читали», -- сказал он Найману, впервые приехавшему в
Нью-Йорк. И по карточке получил деньги из уличного банкомата. Когда пачка
долларов поползла из стены, прибавил, ухмыляясь: «Силой молитвы -- если
объяснять на понятном вам языке». Ему было странно, что Найман пошел в церковь:
«Бог, вера, религия -- все это так, но господи-исусе зачем хором?»
Осенью 1994 года в нью-йоркском ресторане
«Русский самовар» в большой компании Бродский завел с Найманом разговор о своем
эссе о Марке Аврелии, гонителе христиан, которому претила их торговля с Богом:
мы будем себя хорошо вести, а уж нам за это, пожалуйста, райские кущи. «Да, --
сказал Бродский, и меня тоже от этого мутит. Жизнь не рынок, покорность не
товар, и на смерть все равно никому ничего не выручить». -- «Это из «Блокнота
атеиста», только поярче, -- ответил Найман. --
К христианству не имеет никакого отношения, не говоря уже о Христе». --
«А что вы, кстати сказать, так Христом козыряете? Были люди и покрупнее
Христа». -- «Не Марк ли Аврелий, первый из плейбоев, как вы его изобразили?» --
«Ого, старые коготки! Нет, не Аурелиус. А хотя бы Платон. А хотя бы Моцарт».
Дней за десять до смерти Бродского Найман
уезжал в Россию. Накануне отъезда они говорили по телефону. Бродский совсем
плохо себя чувствовал, и Найман на прощанье сказал: «Мы за вас молимся плохо, зато
стараемся взять регулярностью». («Мы» они говорили про себя, когда «я» было
неловко.) Бродский немедленно ответил: «В следующий раз передавайте привет».
ххх
-- В наши времена всемирно победившего
рынка, как бы чувствовал себя Бродский?
-- Плевал он на всемирно победивший.
Есть, где жить, есть, что жевать, -- и все дела. Не было денег, были – ни то,
ни то не занимало. Не тема. Что касается новорыночной буржуазности, тусни,
гламурства и, как говорится, деловой активности, то это все на любителя, он им
не был. Из рынков положительные чувства испытывал, похоже, к Кузнечному в
Ленинграде и рыбному в Нью-Йорке.
-- Могли бы вы представить
Бродского семидесятилетним?
-- Представить себе я все могу. Но
Бродский семидесятилетний – принципиально немыслимая комбинация. В 55 он умер,
и это означает, что не было написано в книге судеб, или на роду, или где это
пишется, быть ему семидесятилетним. Для таких фигур после смерти открывается
другой счет календаря: следующей датой назначается 100, потом 150, 200. При
условии, что до этих сроков сохранится русский язык, и сама поэзия, и интерес к
стихам, и вкус к такого рода и масштаба личностям.
Кстати,
о масштабе личности. Про своего кота Глюка, который был небывалого роста,
Ахматова говорила: «полтора кота». И про
Бродского она вдруг сказала: «типичные полтора кота». Имея в виду не физические
данные, конечно.