Вильям Бруй

 

Вильям Бруй ужасно напоминает Пьера Ришара. Только Ришар кого-то играл, а Бруй играет самого себя так, что Ришар мог бы отлично сыграть Бруя. Несмотря на нерусские имя и фамилию, Бруй родился, вырос и тусовался в 60-е годы в Ленинграде, где его помнят и внесли в недавно вышедшую книгу о Сайгоне. Картины Вильяма Бруя- это такие огромные полотна, на которых вьётся чёрная проволока, или там на неведомых электрических радужных полях пасутся существа-вещества, напоминая нашествие микробов, инопланетян а также пятна, возникающие в глазах при головокружении. Ходит Бруй по Питеру в шляпках небесной красоты, в белоснежных штанах, сразу вызывая припоминание о сцене в одной из книг Лимонова «о луче света в тёмном царстве», о мужчине, который сверкал своими белыми штанами в чёрной хмаре среди людей в чёрном. К тому же Бруй – друг Лимонова, Эдуард  описал Вильяма в своём романе «Укрощение Тигра в Париже». Там Вильям описан как человек, ходивший в роскошных стёганых халатах по ателье, как человек похрюкивающий, ну и многое там всякое описано, лучше прочитать, чем пересказывать. Кстати, Вильям реально часто похрюкивает.

 

-Вильям, ну всё-таки как вы стали в 60- е абстракционистом в СССР? Что это с вами такое было, что вдруг полоски стали рисовать?

-Один приятель моего брата, джазмен, в 60-м году пришёл ко мне и принёс американскую книжечку. Там были кляксы, пятна, полоски и он сказал: «Вильям, Вильям сделай мне пару таких картин!». Я ему сказал: «Запросто». Я ему сделал десяток картин. Он их повесил у себя.  У него не было мебели, но эти картинки были такие жизнерадостные, искренние, открытые, они всем нравились. Прошло много лет, и вот  во Франции я увидел эту книжечка. Она  была издана на 50-летие абстрактного искусства в 1959 году в Нью-Йорке. Я не копировал, я делал что-то своё, мне было тогда 14 лет. Это засело. Уже через 4 года я стал проводить линии, работать с сочетаниями линий, которые массой идут по холсту. Мне хотелось какую-то напряжённость создать.

-Или разрядиться?

-Это был перенос, если вы помните психоанализ. Я не считаю, что одиночество есть плохо. Один из приятелей мне долго рассказывал, что такое одиночество. Я как то проникся.  Это был Борис Пройкошиц. Великий химик.  Великолепный человек, хорошо разбиравшийся в искусстве.

-А с Петрушанским тоже тогда познакомились?

-Нет, он был младше меня. Он ходил  в лавку художников и всё смотрел на мои картины, там мы с ним и познакомились.  И я попал в ту компанию,  знал всех пантомимов от Райкина- Полунина, «Лицедеев», 20 лет назад они у меня в Париже тусовали. Я разъяснил им, что они делают.

-А что они делают?

- Они  раскрывают некоторые замурованные табу красиво, легко, без потерь и слёз. Мы хотим создать общество, в котором не было бы разбоя и насилия. Но с другой стороны насилие необходимо, тогда будет противоположность миру любви. И люди всё время путаются в этом, ссорятся, ворошат свои ранки, как дети. Вы скажете что это садомазо, но это другое.

- То есть вы стали художником, нигде не занимаясь мастерству?

-Я полгода в СХШ  ходил, я  там  дёргал девочек за косички. Я элегантно дёргал за косички, но к телу не прикасался. Я не был хулиганам, но отовсюду меня выгнали.  

-А какое самое большое хулиганство вы совершили?

-Самая большая шалость в 4 классе у меня была. Я решил отмстить учительнице за то, что она меня мучила. Я встал, и при всём классе выпил чернильницу.

-Это садомазо!

-Нет, это зачатки терроризма! Меня в больницу увезли, а её выгнали из школы. 

-В Париже вы начали жизнь с нуля?

-Я каждый день начинаю жизнь с нуля. В Париже с нуля было, в Севастополе, в других местах.

-То есть вы готовы к лёгкому порханию по земле, срываться и лететь…

-Куда угодно, как птица. Это всё Питер мне дал. Одновременно стресс, ущербность, депрессия, и только для того, чтобы одновременно ощутить колоссальную  свободу, радость, величие.

-А как вы такие огромные картины в Мраморный Дворец перевезли? 

-Я вёз картины из Нормандии в рулонах, а рамы мне везли из Москвы. Но не это главное. Главное, что я их показываю. Прошло 50 лет, как  я их придумал. Реализовал в 1975, а эскизы сделал  аж в 1965.

 -Вы трудоголик?

-Я трудофил. По состоянию здоровья я не могу много работать, но я непоседа, у меня такое состояние души. Я ложусь позже всех и встаю раньше всех,  мои дети мне не верят, что я сплю по ночам. Работаю я всегда в одиночестве в деревне. У меня домишко в Нормандии, в деревне возле священной рощи друидов. Я купил его после первых денег.

-А как вы сделали первые деньги?

-Я делал в Питере картины  в 20 лет, которые потом продал в Нью-Йорке, и они находятся в музеях. Потом я со всеми поссорился. Их холодная война меня не удовлетворяла. Они не хотели писать о том, что я хотел сказать своими картинами. Вы можете сказать, что это эпатаж. Но мы не можем объяснить картину. Они хотели, чтобы это была колючая проволока, и там вот брезжит свет во тьме… Но это было другое… 

-Это не колючие проволоки, это предчувствие современных сетчатых технологий.

-Вот вот! Вы имеете тут в музее то, что я придумал 50 лет назад.

-Вы всю жизнь зарабатывали только картинами?

-Только! С 13 лет. Никогда никому ничего не показывал, люди сами приходили, покупали и выставляли. Я графикой занимался, керамикой, делал стенные росписи.  500 квадратных метров в Париже- в 15-ом районе мне дали огромную стену, потом говорили: «Мы так удивлены, что это так хорошо вышло!».

-Вам не хочется в Петербурге какую-нибудь угрюмую стену расписать?

-Дайте стену и я разрисую.

-Да любую разрисуйте, все будут только рады.

  чужое не трогаю. Даже асфальт кому-то принадлежит. Если бы предложили- тут же сразу же разрисовал  за небольшое вознаграждение. На самом  деле искусство это не работа,  а состояние, в котором некоторые находятся всю жизнь и не могут из него выйти. Они могут ничего в жизни не делать, но это будут творцы. Главное-  творческое состояние. Они могут либо видеть сны, либо говорить, либо одеваться, либо плавать, либо ещё чего-то делать. Все области человечества изначально креативны. Я всегда говорил, что без образа нет вещи никакой, и не понять нам мудрости такой. Сначала нужно что-то вообразить, а до вас Господь бог вообразил.

-А ваше имя удивительное кто вообразил?

-Меня мама назвала в честь Шекспира. Я долго думал над его фразой «быть или не быть», и понял, что он хотел сказать «быть это не быть».

-Да это просто постмодернизм. А своих детей вы тоже назвали оригинально?

-У меня 5 детей – Яков, Лея, Рафаэль, Фиона и Соломон.

-О! Они тоже рисуют?

-Дети  рисуют, но не для денег. Я им запретил для денег рисовать.

-Говорят, вы в 60-е были настолько ярким тусовщиком, что на вас ездили из Москвы смотреть.

- Я сам сплёл верёвочный свитер и в нём ходил по Невскому, а дружинники меня поймали и свитер порезали. Мой свитер вызывал какие-то небывалые эмоции у всех. Я жил на углу Пестеля и Моховой, и я ходил на Невский в кафе Север. У нас там стали собираться интересные люди.. Мы там сидели, разговаривали. Там были «северные» блинчики с мясом потрясающие, настоящий кулинарный шедевр. Мы их ели там. Потом нас оттуда погнали и мы переместились в другое место. Открыли ресторан «Москва», а внизу кафе. Это был 1964 год, и это кафе потом стало называться Сайгоном. Через полтора года столики со стульями заменили на высокие стоячие столы, и я перестал туда ходить. Теперь вышла книга о Сайгоне, там я два раза упоминаюсь. Я его открыл, протоптал туда дорогу, а меня забыли. Они знают,  что я всех их туда привёл, но молчат. Все гении, но я святой. Это я говорю в порядке бреда.

-Вы, наверное, сын интересных родителей, если ваша мама при советской власти дала назвала вас в честь Шекспира…

-Моя мама была довольно известная портниха в Петербурге, и у неё обшивались самые известные актрисы, мой отец Петр Бруй был великий антрепренёр разных театров и концертов. У нас  дома  мама собирала в 50-х годах оставшихся аристократию и буржуев. Обеды сидячие были чопорные. У отца  харизма была. Он окучивал массу спортивных людей. Однажды он привёл меня в красный уголок, переполненный  зрителями. Пела никому неизвестная девушка. Это был первый концерт Галины Вишневской.

-А расскажите про вашу богемную жизнь в Париже. Её так красочно описывает Лимонов!

- Пока я там был, то все тусовались в моём ателье. Мои соседи- художники мне говорят: «Вильям, ты уехал, и всё сдохло, больше никто не говорит об искусстве». А потом я  уехал из Парижа, и очень рад. Я знал Францию в 70-80-х годах. После 80-х это другая страна. Что-то там произошло непонятное, я не могу это объяснить. Какая-то нервотрёпка, люди стали нервные, дребезжат что-то, неприветливые. Здесь вот, в Петербурге,  замечательно, люди ходят в коротких юбках и спущенных штанах! Это гениально! Никто на них не брюзжит, не бросается. А в Париже  появились допотопные примитивные люди, которые могут броситься на девушку, которая идёт в короткой юбке. Моя вторая жена ходила в таких умопомрачительных одеждах, что на неё набрасывались.

-А теперь  в вашей  деревне  можно в коротких юбках ходить?

- В моём деревенском доме правил нет, все ходят, как хотят.

-У вас такие чудные бакенбарды разной длины! Это не усы Сальвадора Дали, но и не бакенбарды Пушкина….

-Бакенбарды свои я растил 10 лет. Второй короче получился, я его случайно обстриг.

-А ещё что вы такого оригинального сделали?

- Ещё я прорубил окна- с видом на Неву и в Иерусалиме. Там были дыры, и я из них сделал окна. В Иерусалиме у меня было ателье на Сионской горе между входом в гробницу Давида и комнатой, где проходила тайная вечерня. В нём была дыра, и я сделал из неё огромное окно 3 на 4 метра. Я часто смотрел на комнату и воображал, как там всё происходило, в какой позе кто как сидел и возлежал. А в мастерской в доме политкаторжан я тоже проделал окно…   

-Среди покупателей ваших картин есть чудаки и оригиналы?

-Только чудаки и оригиналы их и покупают. Некоторые покупают мои картины в рост, на всякий случай. Потом они пишут мне письма, что вот покупали наобум, а теперь не могут жить без моих картин. Некоторым кажется, что моё искусство- это виды выстругивания или вышивания. Но это что-то другое. Если есть у вас талант, то  он проявится у вас в каком-нибудь виде.

 -А с Лимоновым вы дружите?

- В очередной раз его политика  поменялась, и он со мной не дружит. Он боится, что я его не признаю. А я его люблю, потому что он поэт. А люди этого не понимают. В России парадоксальное мышление, а они там, на западе, хотят его сделать картезианским. Никогда здесь не будет картезианского мышления. Только парадоксальное, и это красота.

 

.

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz