Полина Дашкова, писательница
-Татьяна!
То есть Полина! Полина Дашкова- это ваш псевдоним, и, насколько мне известно, в
интервью вы существуете под именем
Полина.. Насколько вы с ним сроднились? Вас домашние и друзья тоже называют Полиной?
-Я
давно привыкла быть еще и "Полиной". У меня вообще имен много. Мои
дети меня называют "мама", для мамы я "доченька", для мужа
вот уже двадцать пять лет "малышонок". Для
друзей "Танюша", для знакомых "Татьяна". Можно еще
что-нибудь вспомнить, но, пожалуй, достаточно.
-Ваш
первый детективный роман не хотели брать в издательстве, так как там было всего 2 трупа… Вы сразу начали писать детективы с
трупами, или же до этого вы писали о
чём-то без трупов. Как вам пришла идея написать именно детектив?
-Первый
роман взяли в издательство "Эксмо" сразу, и
позвонили уже через три дня, пригласили подписать договор. А про трупы - это
было на уровне телефонных разговоров. Я обзванивала разные издательства по
телефонному справочнику, и в некоторых задавали вопросы - сколько трупов, есть
ли эротические сцены. Я в ответ говорила "до свиданья". В "Эксмо" подобных глупостей не спрашивали, просто
сказали: приносите.
Детектив я
писать не собиралась. Мне хотелось написать роман в классической русской
традиции, но в сегодняшнем ритме, и чтобы обязательно была интрига, тайна,
динамика. Что касается убийств - они есть во всей мировой литературе, от Гомера
и Шекспира до Набокова. Лермонтов, Достоевский, даже Чехов и Бунин, без этого
не обходились.
О том, что
у меня получился "детектив", мне сказали в издательстве. Впрочем, я
до сих пор не уверена, что они верно определили мой
жанр. Просто нужно на какую-то полку ставить книги, для удобства
книготорговцев.
-Какие
книги любили читать вы в детстве? Были ли среди них детективы?
-Если
начну перечислять, это займет слишком много времени и места. Вся русская
классика, прежде всего Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Лет с пятнадцати -
Достоевский. Я "болела" им года два, потом были Толстые, Алексей
Константинович (очень люблю до сих пор его "Князя Серебряного"), Лев
Николаевич - тоже как болезнь, года на два, на три. Бунин, Чехов, Паустовский,
Пришвин, Булгаков.
Что
касается детективов, то никакой особенной страсти у меня к ним не было.
Классический английский детектив я читала лет с десяти по-английски.
Вообще,
жанр для меня понятие условное. Есть прежде всего
текст, если он хорош, не важно, к какому жанру его относят. А если плох - тем более, не важно.
-Написание хорошего детектива
связано со специальными знаниями- в области
криминалистики, разнообразных профессий
и сфер деятельности. Где вы черпаете материал? Есть ли у вас
друзья-консультанты, или же вы много времени проводите за чтением газет,
журналов, просмотром ТВ?
-Писатель
в принципе должен быть образованным человеком. Любые "специальные"
знания вполне доступны. Литературы по криминалистике,
медицине, истории, биологии, политологии, психолгии и
т.д. - море. Надо уметь находить то, что нужно, для каждого конкретного
сюжета. Газет я читаю мало, журналов еще меньше. От ТВ в последнее время меня
тошнит. Я предпочитаю смотреть хронику, достаю диски. У меня есть друзья и
знакомые журналисты, политологи, врачи, сотрудники спецслужб. Но консультантов
нет. Иногда я могу задать пару-тройку вопросов какому-нибудь
профессоналу. Я просто выдаю свою версию и спрашиваю:
возможно или невозможно?
-В
своей повести «Салюки» вы рисуете сочную картину всеобхватной удушающей деятельности чеченской мафии, которая мёртвой хваткой
зажимает Дальний Восток, и собирается зажать всю Россию и весь мир. Не боитесь
ли вы затрагивать в своих книгах острые темы?
К вам лица кавказской национальности ещё не приходили с
предложением создать положительный образ
своих сородичей?
-У
преступности национальности нет. Это банально, однако иначе не скажешь. Никаких
положительных образов на заказ я не создавала и создавать не буду.
-В
детективах, показывая механизмы
преступлений, вы невольно приоткрываете завесы над механизмами власти- экономической и политической. Как
сильные мира сего относятся к вашим детективам? Пересекаетесь ли вы в
личной жизни с представителями крупного бизнеса? Или с представителями
бандитского мира? Делятся ли они с вами
своими секретами?
-Кого
считать сильным? Генерала ФСБ? Министра? Олигарха? Меня многие читают, я
слышала достаточно добрых отзывов и благодарностей от сотрудников спецслужб.
Крупный бизнес - если вообще что-нибудь читает, то меня "почитывает".
Один раз ко мне обратился сын очень серьезного воровского авторитета. Он сам
читать вряд ли умеет, но ему сказали, что я "престижный" писатель, и
он просил меня написать роман о нем. Это было смешно. Я предложила ему
обратиться к кому-нибудь другому.
-Какую
из своих книг вы сами считаете наиболее удачной?
-Я не
заканчиваю книгу до тех пор, пока меня хоть что-то в ней не устраивает. Каждый
мой роман - целая жизнь. Больше всего я люблю ту свою книгу, которую в данный
момент поливает грязью какой-нибудь очередной критик.
-В
повести «Салюки» вы создаёте очень привлекательный
положительный образ сотрудника ФСБ. Этот образ соответствует вашим личным
наблюдениям и опыту, или он полностью сфантазирован?
-Мой
Кирилл - всего лишь литературный персонаж. Но как раз у этого героя есть
реальный прототип. К сотрудникам ФСБ я отношусь с огромным уважением. Конечно,
среди них есть разные люди, в том числе и мерзавцы. Но
мерзавцы в основном сидят в кабинетах. Оперативная
работа, разведка, требует сорешенно особенных
человеческих качеств.
-Вообще,
как ваши персонажи рождаются?
-В
муках, как это свойственно всем людям.
-Сначала
мерцает какая-то любовная интрига, какие-то человеческие типажи, а потом вы
закручиваете жизненную историю в
детективную ломку? Или сначала вы рисуете чёткую схему, механизм
преступления и его раскрытия, а потому уже возникают реалистичные детали и
подробности?
-С
каждый романом и с каждый героем своя, особенная история. Иногда все начинается
с характера, иногда с психологической драмы, не обязательно криминальной. Но
главное - внутренняя идея. Чтобы начать писать роман, я должна точно знать, что
хочу сказать.
-Полина,
вы начинали свой путь в литературу как поэтесса. Пишите ли вы стихи сейчас? Что
вы думаете о современной поэзии? Каких поэтов читаете? Посещаете ли вечера
поэзии?
-Стихов
больше не пишу. Только иногда, если кто-то из моих героев сочиняет, то
приходится сочинять за него. Современную поэзию совсем не знаю, каюсь. Для меня
все пока закончилось Бродским.
-Вот
вы стали чрезвычайно популярным и знаменитым автором. Ваш муж ревнует вас к
славе? Изменилось ли что-то в ваших отношениях после того, как вы стали
звездой?
-Мы
женаты 25 лет. Однажды, когда моему мужу задали вот такой вопрос, как Вы
сейчас, он ответил: "из всего, что нам пришлось пережить вместе, слава
моей жены не самое тяжелое испытание". Ревность к славе это вообще-то
зависть. Я бы никогда не вышла замуж за человека завистливого. Это сразу видно,
и ужасно противно, как дурной запах изо рта. А звездой я себя не чувствую.
Дома, в семье, с друзьями, я такая же, как была и десять, и двадцать лет назад.
То есть, конечно, я меняюсь, но не из-за "звездности", а просто из-за
возраста. Я становлюсь мягче, нежней со своими
близкими, и жестче с чужими. Популярность учит ценить и оберегать свою личную
жизнь.
-Вы
описываете чудовищные отвратительные преступления, убийства, жадность и
хитрость людей, которые в условиях построения капитализма пустились во все тяжкие… Всё
же социализм или капитализм? Какой строй вам кажется более привлекательным?
-Первое
преступление произошло еще до социализмов и капитализмов. Каин убил Авеля. Все
плохое внутри самого человека, и хорошее тоже. Социум вторичен. А какой строй
лучше - не знаю. Если сегодняшняя Швеция социалистическая страна, то социализм
не так уж плох. Но если оглянуться на наше советское прошлое, я туда не хочу.
-Вы
как то написали, что ваша дочь выросла уже в другом обществе, что она- духовно
свободна. Считаете ли вы себя духовно свободным человеком? Что вы понимаете под
духовной свободой?
-Мои
дети не обязаны маршировать в строю, читать стишки по дедушку Ленина. Они могут
свободно ездить за границу, они выросли с ощущением открытого мира. Это
социальная свобода. Но духовная свобода - внутри. Человек, который остается
собой и не предает себя в угоду обстоятельствам, духовно свободен.
-Помогает
ли современная литература современному человеку быть духовно свободным?
-У
современного читателя огромный выбор, в этом смысле он свободен. Другое дело,
что далеко не каждому хватает сил и самоуважения находить и выбирать не то, что
модно, а то, что нравится. Всегда есть соблазн стать рабом рекламы, чужого
вкуса, наконец, собственных амбиций - последний вид рабства, пожалуй, самый
гадкий.
-Вы
одна из немногих сумели в нашей стране жить писательским трудом. Если бы вы не
занимались писательским трудом, то кем вы себя представляете? Какой профессией
вы бы занялись?
-В
советское время мои стихи почти не печатали, по идеологическим соображениям.
Если бы я родилась лет на десять-пятнадцать раньше, и стала бы писать такие
романы, какие пишу сейчас, их бы тем более не печатали. Я бы все равно писала,
но работу бы нашла. Я могу переводить, редактировать. То, что сейчас я имею
возможность заниматься тем, что люблю больше всего на свете, и получаю за это
неплохие деньги - огромный подарок. Каждое утро просыпаюсь и благодарю Бога.
-Вы
закончили литературный институт. Что он вам дал? Можно ли вообще научиться быть
писателем?
-Нельзя.
Литературный институт, возможно, единственное место в мире, которое не плодит
графоманов. Проучившись в нем пять лет, человек получает серьезное, глубокое
гуманитарное образование. Писателю это в принципе необходимо. Но кроме того, Литинститут
учит понимать, что литература - это серьезно.
-Вы
рассказывали о множестве слухов, которые окутывают ваше имя. Сначала сами
издательства не хотели вас выпускать из рабского состояния и скрывали от
читателей и журналистов, говоря, что Полина Дашкова- инвалид, что она живёт за
границей, что она не любит общаться с прессой и т.п. Сейчас пишут, что за вас
работает полк литературных негров. Как вам всё же удалось выйти из подполья,
какими качествами надо обладать, чтобы вырваться из подобных сетей?
-Слухов
не так уж много. Издательство пыталось оттянуть момент, когда я пойму,
насколько хорошо продаеются мои книги и потребую
платить мне больше денег. К тому же, они боялись, что меня переманят другие
издатели, и прятали меня. Но это продолжалось не так долго. Журналисты нашли
меня довольно быстро, по фотографии на книжке, через Литинститут.
"Вырваться из сетей" не так уж сложно. Издательств у нас в стране
много, писателей (в настоящем смысле этого слова) мало. Я просто взяла и ушла в
другое издательство.
-Как
вы боретесь с жёлтой прессой, есть ли у вас адвокат или какие-то особые приёмы,
чтобы противостоять потоку лжи и домыслов?
-С
"желтой прессой" я никак не борюсь. Адвоката у меня нет. Слухи про
"негров" комментировать не хочу. Представьте, если вам говорят: вы
торгуете наркотиками, вы печатаете
фальшивые деньги, вы зарезали свою бабушку, чтобы получить ее квартиру. Вы -
это не вы. Вас нет. Вы призрак, труп, дырка от бублика. Докажите, что это не
так. Что вы при этом почувствуете? Станете доказывать? Оправдываться? С какой
стати?
УК РФ,
ст.129 Клевета. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и
достоинство другого лица, или подрывающих его репутацию... Не стану цитировать
целиком, при желании может прочитать каждый. Люди, которые говорят и пишут, что
на всех лучших российских писателей работают "негры" никогда не
заявляют это напрямую, от первого лица, и не приводят никаких доказательств.
Они якобы от кого-то слышали, либо "всем точно известно", и т.п. Они
сами прекрасно знают, что врут, но не врать не могут, им кажется, что от этого
вранья им становится легче.
-В
книге «Игра во мнения» вы описываете нелицеприятное общение со своим
однокурсником. Сейчас, как всегда
наверно, писатели и поэты существуют по-разному, и степень их материального
успеха не всегда связана со степенью их
таланта. Вы с блеском работаете в хорошо продаваемом жанре детектива. Нет ли у
вас желания писать другую прозу- не детективную. Имя у вас уже есть. Есть ли
желание обходиться без трупов в текстах? В книге «Игра во мнения», только что
вышедшей в «Издательстве Астрель», можно
познакомиться с вашими реалистическими и метафорическими рассказами. Будете ли
вы продолжать работать в этом жанре?
-
Дело не в материальном успехе. Я уже говорила, что жанр - понятие условное. Я
пишу, как умею и как хочу. А сокурсник мой - человек несчастный, у него амбиции
в сто раз выше таланта. Это беда, трагедия.