Ди-ди- означает горный редкий цветок, который распускается раз в 5 лет. Ещё ди-ди означает по-грузински- большое будущее.

 

Напротив одного из самых интересных памятников города, изображающего из себя группу пожарников, которые то ли борются с невидимым огнём, то ли со змееподобным шлангом, напоминая классическую группу «Лаокоон», находится одна из самых интересных галерей Васильевского Острова, называется она «Ди-ди». Автором памятника пожарникам является скульптор Левон Лазарев, хозяином галереи- Реваз Жвания. Получился такой мистический пятачок культуры в Петербурге. Пожарники Левона Лазарева борются с огнём ещё с советских времён, галерея Ди-Ди борется с безхудожественной скукой города уже лет 5, и это по нынешним меркам очень большой срок жизни галереи.   Галереи возникают, делают ставку на быструю торговлю лёгким салонным искусством, а потом исчезают или видоизменяются. Заниматься серьёзным изобразительным искусством, заниматься профессиональным раскручиванием новых имён, многолетней  работой с коллекционерами, борьбой за место на арт-рынке в нынешних условиях дело очень сложное. У «Ди-ди» это получается, несмотря на то, что за галереей не стоит донорство и спонсорство, льготы или гранты, как за большинством питерских галерей.

Когда –то, ещё во времена СССР, Реваз Жвания учился в Сухуми  и Тбилиси на искусствоведа и на художника, потом во времена войны в Сухуми он оказался в Питере, писал картины, продавал их через галереи и частным коллекционерам,  познакомился со многими петербургскими художниками. В конце 80-х- начале 90-х русский перестроечный неоавангард пользовался большим спросом на Западе, Реваз и его друзья поняли, что продавать картины сразу нескольких художников, собранных  в одном выставочном пространстве выгоднее, чем в одиночку ждать покупателя. После падения железного занавеса люди хлынули на Запад, вывозили с собой единственное ценное и денежное, что могли- культурные ценности, картины, графику. Появились контракты с западными галереями. Реваз организовывал выставки в мастерской, у него начала собираться коллекция живописи. По сути, у Реваза Жвания ещё до открытия галереи Ди-Ди уже было готово всё, чтобы заняться галерейным делом- опыт, контакты, связи с художественной средой Петербурга.

Но потом начался спад, инфляция, снижение интереса к российскому современному искусству. Но Реваз рискнул, было взято в аренду помещение на Большом проспекте, галерея открылась в 2004 году, начались будни и праздники галерейной жизни. Реваз Жвания  понял одно, что быть талантом в наши дни- это мало. Нужна грамотная поддержка, пиар, статьи, нужно иногда художника суметь направить в ту сторону, где его будет ждать успех и продажи работ.

Но самым трудным для галерей в Петербурге  является формирование среды покупателей искусства. Деньги в городе у людей есть, но успешный новый класс не всегда ещё готов насыщать свои интерьеры современным искусством, вкладывать в него деньги, понимать его язык. Галерея Ди-Ди работает в этом направлении, ежегодно проходит по 10 выставок, некоторые выставки являются выездными и проходили в Константиновском Дворце, в яхт-клубе «Франкарди», гольф-клубе «Дюны», конном спортивном клубе «Комарово» и Аэроклубе «Звезда»…  

Галерея работает с серьёзными коллекционерами, их в городе не так уж и много, но они есть, к коллекционированию в последние годы стали приобщаться новые люди. «Если назвать процент увеличения в городе коллекционеров, то это будет примерно 2 сотых  в год»,- с грустью шутит Реваз. Но всё равно прогресс заметен. У галереи Ди-ди в этом плане хорошая репутация, ей доверяют, доверяют её многолетнему опыту, её связями с лучшими художниками города. Галерею отличает выверенный вкус, гарантия качества живописи и художественных достоинств, и об этом в городе уже все знают.  Бывает, что у кого-то есть желание и возможности заняться коллекционированием живописи лучших петербургских художников, но не хватает опыта, смелости сделать первый шаг в незнакомую среду. Галерея Ди-Ди умеет общаться с такими неофитами, идёт навстречу, занимается просветительской и консультационной деятельностью, распахивает свои двери в удобное для посетителей время, проводит мастер-классы, деликатно вводит интересующихся  в новую для них, слегка пугающую художественную среду.

-Обидно, что вот мы расположены на правительственной трассе, мимо нас в Гавань мчатся кортежи политиков и бизнесменов, и так редко бывают случаи, что кто-то притормозит, заинтересуется, зайдёт. А ведь картины на стенах галереи хорошо видны сквозь большие окна без штор, к нашим окнам часто подходят, рассматривают нашу живопись, многие набираются храбрости и перешагивают порог. Хочется сильной конкуренции,- восклицает Рева, - Но, увы, в городе всего лишь несколько галерей, которые занимаются не продажей багетов и салонных безделиц, а продажей серьёзного искусства. На Васильевском Острове Ди-ди пребывает в одиночестве.

Неподалёку от Ди-Ди находится Академия Художеств, и это соседство галерея считает очень удачным. В галерею на открытия выставок приходят студенты и преподаватели, некоторые будущие арт-диллеры, искусствоведы и менеджеры проходят в галерее практику, пишут курсовые и дипломные работы на  примере деятельности «Ди-Ди». Частыми посетителями галереи являются молодые художники и дизайнеры, некоторые приносят свои работы, спрашивают, в каком стиле им лучше развивать своё мастерство. Реваз Жвания считает, что эти художники абсолютно правы, получив профессиональные навыки, они часто слишком долгие годы блуждают в свободном пространстве творчества, а опытный галерист способен подсказать молодому художнику, в чём его сильные стороны, которые могут быть востребованы и развиты. Среди своих удач галерея считает успех Игоря Баранова, молодого художника, которого Ди-Ди нашла, помогла ему сделать выставку, теперь работы Игоря Баранова, посвящённые Калевале,  едут в Финляндию. Удачей является раскрутка Максима Лапшина. Каждую пятницу «Ди-Ди» ждёт новых художников, галерея готова рассмотреть портфолио, работы, дать советы и задания.    

Галерея сотрудничает с Манежем, с его куратором Ларисой Скобкиной, с Институтом Культуры, с  училищем Штиглица, где обычно галеристы заказывают свои буклеты и альбомы к выставкам, с коллекционером и издателем серии «Авангард на Неве» Исааком Кушниром. Петербург- город маленький, художественная среда не такая уж и большая, все друг друга знают, общаются между собой, помогают друг другу. Лариса Скобкина часто приводит в Ди-Ди своих студентов.

Галерею посещает по 10 тысяч зрителей ежегодно, в галерее прошли десятки выставок, на которых посетители могли познакомиться как с актуальным искусством художников сегодняшнего дня, так и с уже историей петербургского искусства. Прошли большие выставки Митьков, художников Арефьевского круга и школы Стерлигова,  выставка, посвящённая памяти выдающегося скульптора Левона Лазарева, выставки Виктора Ямщикова, Феликса Волосенкова, Роланда Шаламберидзе, Сони Азархи, Михаила Цэруша, Евгения Михнова-Войтенко и многих других замечательных петербургских художников, многоие из которых- уже живые классики сегодня.

Мы сидим с Ревазом Жвания и искусствоведом Лизой Шагиной на диване в эклектическом, восточно-классическом стиле.

-Вот уже и лето наступило! Пора отпусков,- удивляется Реваз. –Столько работы, 10 выставок в год- это большая нагрузка! Мы крутимся как белка в колесе, надо подготовить буклеты, афиши, сделать рассылки в прессу, написать тексты о биографии и творчестве художника, каждую выставку мы сопровождаем серьёзной искусствоведческой работой. Потом – открытия, презентации, работа с посетителями. Всё дела, дела, разогнуться некогда. Вот даже не заметил, что лето уже…

-А бывает, что вы новые имена открываете среди внезапно раскрывшихся талантов?

-Недавно была такая история. Мы делали выставку скульптора Черницкого, очень немолодого человека,  ученика ещё самого Матвеева. И вот его жена, которой 92 года, призналась, что она пишет картины, букеты любит писать. Мы посмотрели и пришли в восхищение- такие теплые, профессиональные работы. Получилась великолепная выставка!

-Реваз, а как вы думаете, какие черты нужны человеку, если он хочет успешно заниматься галерейным бизнесом?

-Я считаю, что если кто-то думает прежде всего о деньгах, прикидывает, что сколько стоит в искусстве, думает о галерее как об одном из видов  бизнеса, то ничего он не заработает! Нужно любить искусство и служить ему, тогда что-то будет получаться. Мы вот служим искусству. Кстати, тут такой случай был. Какой-то человек шёл по Большому проспекту мимо наших окон, увидел вот эту выставку- работы художников круга ТЭИИ, и вот он стеснялся войти внутрь, мы его пригласили, он вошёл, встал на колени и стал молиться на картины. Не то, чтобы он вне себя был, с церковью нашу галерею перепутал. Думаю, просто картины на него произвели сильное впечатление.

-Да, я и сама ловлю себя на том, что когда бегу мимо вашей галереи, то всегда у окон задерживаюсь, всегда хочется войти внутрь, притормозить бег, внимательно всё осмотреть. Так катастрофически мало в городе искусства! Оно или спрятано за стенами выставочных залов и музеев, или его вообще нет, кругом всё больше и больше плоских реклам и постеров, очень безвкусных, крикливых, сделанных людьми, которые не художники и не дизайнеры, прославляющих товары всякие и всякие бренды фирм. А человек – он не может без человеческого отражения мира, без искусства как зеркала души, где были бы зафиксированы чувства, переживания, образы, настроения, психология….    

  -Согласен с вами. Мы часто это чувствуем. К нам очень любят заходить жители окружающих домов, бабушки с детьми. Одна бабушка «открыла» для себя  нашу галерею, так она к нам из Купчино своего внука привозит на новые выставки. Мы уже многих посетителей узнаём. К нам часто и с собачками заходят, мы не возражаем.  У нас тут рядом находится школа для детей с ограниченными возможностями, так наши дети-соседи часто к нам заходят на выставки со своими учителями,  это уже стало традицией. Как-то была выставка Роланда Шаламберидзе «Письмо к Богу», на экспозиции были представлены инсталляции и живопись. Потом был устроен аукцион,  устроенный Российским Красным Крестом в поддержку бездомных детей и детей из неблагополучных семей Петербурга.

-Вы тут на Васильевском Острове как островок культуры стали! Раньше вот был дом культуры Кирова, теперь вся система культурно-просветительрной и воспитательной работы с жителями города и детьми разрушена, так что вам пришлось взять на себя отчасти эти функции!

-Да,  мы к этому уже привыкли. Кстати, и звёзды к нам заходят, Паваротти у нас был, Эльдар Рязанов заходил на выставку как-то. Фильмы у нас снимают. Недавно сериал снимали- про галерейщика, которого отравили духами. Французское телевидение снимало фильм о достопримечательностях города, так они и про нас сюжет сделали. Делегации к нам приезжают международные, которые интересуются современной культурой Петербурга.

-Правильно делают! Вы, да Пушкинская-10, да запасники Манежа, Борей и Галерея Гисич… Не так уж много очагов современной изобразительной культуры  в культурной столице выживает и функционирует! Администрация района вас поддерживает?

-Да, они знают, что мы занимаемся просветительской деятельностью…

 

 

 

Hosted by uCoz