Евгений Дога

Евгению Доге исполнилось 1 марта этого года 70 лет. Всего 70, хотя кажется, что его  музыка к 200 кинофильмам, среди которых  «Табор уходит в небо», «Мария, Мирабеллла» и другие,  живёт в нас уже так давно… В концертном зале «Октябрьский» прошёл концерт маэстро. Больше всего зрители ждали  вальса из  фильма «Мой ласковый и нежный зверь», который академия наук США признала шедевром 20 века. Шедевр прозвучал после  многих других узнаваемых шедевров композитора, он был исполнен молдавским ансамблем «Кодрянка», зрители еле сдерживались от желания повальсировать под грустную и очаровательную музыку Доги.

 

 

-Евгений Дмитриевич! Вот вчера на вашем концерте мне всё время в голову приходила мысль, что есть музыка небесных сфер, и что вы в одной из этих сфер особенно любите пребывать, и что эта сфера тёплого лирического принятия этого мира, сфера счастья, сфера  любви. Вот какую роль играет любовь в вашем творчестве и в вашей жизни?

-На это вопрос – о том, что такое любовь, все пытаются получить ответ, но мало кто пытается осмыслить эту тему более глубоко. В последнее время всё больше к физиологии любовь относят. Говорят: «заниматься любовью». Как можно «заниматься» любовью? Заниматься можно спортом. Любовь это состояние, а не занятие. Заниматься можно английским, чем угодно можно заниматься. Если думать что любовь это когда  какая то девушка и мальчик «занимаются», то не о мальчике и девочке идёт речь, любовь – это совсем другое дело. Если плоско смотреть на любовь, примитивно стараться передать её, то вряд ли можно объяснить, почему что-то путное получилось у Чайковского или у Шекспира. Чайковский и Шекспир- это несчастные люди, это заложники этого состояния любви. Это не мальчики и девочки какие-то занимаются, это  зависит от всевышнего. Носители состояния любви- не они его  вырабатывают. Кто-то сверху командует, чтобы привнести это состояние в того или иного человека. Даже непонятно откуда это берётся, но человека просто заносит. Попадается девушка под это состояние- тогда она подвержена этой энергетики. В чём угодно может проявиться эта любовь. Под её состоянием всё происходит иначе- человек ходит иначе, смотрит иначе, работает иначе. Но сегодня это всё примитивно подаётся. Особенно масс-медиа хулиганят. Вот эти мальчики и девочки- прошу прощения у них, часто среди них попадаются замечательные и талантливые, но часто они являются мутантами вот этой дурацкой надстройки. Этот примитивизм насаждается во всём, не только в любви, - в эстетике, в морали он насаждается.

-То есть любовь- это для вас энергия из космоса?

-Я имею такую слабинку- писать эссе. В частности о любви у меня есть. Я часто встречал категорические суждения. Но сам я не знаю, что такое творчество, любовь, вдохновение, что такое  женщина, что такое мать. Это вечные категории космического происхождения. А что там в космосе творится- люди никогда не разберутся. Это наивно думать, что мы туда проникнем. Я думаю что любовь - это отношение  к себе.

            -То есть любовь в виде состояния  приходит сверху, а как же воля?

-Воля- это тоже энергетика, это тоже желание, которое не происходит само по себе. Космос имеет интересную форму взаимодействия со своими субъектами. Мы являемся субъектами космического нашего бытия. У Волошина это хорошо отражено, он всё это очень хорошо чувствовал у себя в Крыму- все эти связи с космическими силами. Если кто-то ноет, говорит: «так мне всё это надело, надоело жить!». Надоело жить- так повесься, покончи со всем этим, если нет этой подпитки. А нет этой подпитки, значит человек этого не хочет. Прямо Козьма Прутков: «Хочешь быть счастливым- так будь им». Вот хочешь иметь энергетику- получи её, но нужно хотеть её. Вот я вспоминаю  шкета одного в Краснодаре, ему было лет 5, с бабушкой наверно пришёл на встречу со мной, и он задал мне один вопрос: «Скажите, а есть в вас Бог?». Так по взрослому он спросил. Я ему ответил: «В каждом из нас есть Бог, и  столько в нас Бога, насколько мы  хотим, чтобы он в нас был». И это правда. Этой энергетики, этой воли столько в человеке, насколько он этого хочет.  Нельзя поддаваться.  Оператор вот зашёл  ко мне 10 минут назад, говорит, что он  устал. Ё-моё! Он в полтора раза моложе меня, и он устал! Нельзя поддаваться этому. Или не надо доводить себя до такого состояния, чтобы потом себя заставлять. Надо быть в форме!

-Спортом заниматься?

-Надо быть именно в хорошей духовной форме! Это не значит, что надо бегать, прыгать через голову. Да, можно и прыгать. Я вот не прыгаю. Я прогуливаюсь, у меня в коридоре есть лестница, мы её с соседом поставили, я очень люблю подтягиваться. Но не об этом идёт речь. Речь идёт о подтягивании духа. Надо  высвобождать из загашников внутри  энергетику, которая идёт оттуда. Её не заказать, она сама не идёт. Потом ищешь формы её воплощения. Она может быть направлена к физическому лицу- к девочке, мальчику, а можешь сесть за фортепьяно и получишь прекрасную музыку. Не ту, которая звучит в голове. Это такое наивное представление- у меня никогда ничего не звучит в голове.  Я сажусь лишь тогда за инструмент или за ноты, когда уже не могу этого не сделать. Я довожу себя до точки кипения. Это как продукт скоропортящийся в холодильнике. Его нужно или освоить или выбросить. А то настанет интоксикация.

-А бывает, что выбрасывается?

-Бывает, что  с купелью и ребёнка выбрасывают. Тут  речь не  о том, что вот я пишу музыку и знаю сразу,   что вот это  чего-то стоит. Говорят: медитация. Вот сидишь в углу и о чём то думаешь. Нет, это не так. Это молчание, спокойная форма бытия, которая временами даёт возможность человеку проанализировать, что там  в загашниках души происходит.  Критическую массу, которая там есть, её надо осмыслить  и упорядочить. Её нужно куда-то направить, иначе она тебя будет мучить, заносить куда-то. Говорят- ах, вдохновение,  напьюсь! Да не надо напиваться, надо сесть и осмыслить. Влюбиться до бесконечности надо. Это универсальная энергетика, потрясающая.  У Ромео и Джульетты эта энергетика привела их к большой любви, но если бы она была  направлена у них  как у Паганини и Моцарта, было бы всё по-другому. Говорят- талантливый человек. Именно талантливый человек и  обладает энергией.  Он хочет и ему дано этой энергетикой обладать. Никто не знает, что такое талант. Главное- энергетика. Когда говорят что это что-то привнесённое, абстрактное, что этим можно пользоваться как ложкой для обуви- это очень примитивно. Талант это и есть эта энергетика, он не имеет цвета и обозначения, его можно направить. Я уверен, что если бы меня учили рисовать, я бы рисовал. Талант это  несогласие с тем, что имеется вокруг. Или можно ещё так сказать, талант- это огромное желание изменить мироздание вокруг. Привнести своё.

-О, это очень точное определение. Таланту вечно что-то не нравится.

-Да, вот  он всё время бурчит,  всё ему не нравится. Если бы мне всё нравилось бы, то я бы вряд ли писал бы музыку. Вот сидели бы все в букваре и довольствовались бы тем, что складывали бы буквы. Я всё время недоволен чем-то. Мне всё не нравится, я вижу миру иначе, я хочу построить мир на свой лад. Не потому, что мой лад лучше, но это мой лад. И если бы так каждый делал, это было бы потрясающе! Мир бы так изменился, так расцвёл!

-Согласна, когда человек стремится к идеалу, он тянет своей деятельностью за собой мир вокруг себя.

-Но не все осознают, что они  должны делать в этом мире.  Да, я люблю Моцарта. Но в какой то миг я почувствовал, что мне его мало. Что меня он просто не интересует. Была пора технологических накоплений, мы обязаны были  пройти это, когда я был студентом консерватории. Без технологий невозможно нигде, ни в музыке,  ни в журналистике. Даже в быту надо иметь технологии: знать правила хорошего тона, уметь здороваться,- то, чего даже не делают, живя в одном доме. Мне очень близки были романтики, я их любил,  и сейчас люблю. Я занимался анатомией музыкального проникновения. Когда я писал дипломную работу, я приёмы Шостаковича использовал целыми пластами. Но потом я вернулся к Моцарту, к Шопену, хотя  они казались мне очень простыми. Но вся суть в этой простоте! Это такая белая бумага, где одним крючком можно сделать больше, чем когда создаются целые кипы скучных никому не нужных нот. Или когда человек многословен, и говорит ни о чём, неясно, что он хотел сказать. И меня стало заносить к классикам, мне там было спокойней, потому что мне близко было то, как они понимают мир.  Мир настолько прост и банален! Мир это понятие. Мир- это чувства, звёзды, кровать. И я увидел банальность мира. Всё состоит из нескольких пар понятий. Свет- тьма, добро- зло, жизнь- смерть, любовь- ненависть. И это ко всему относится – и в творчестве, и в жизни, и в строительстве дома. И в этой простоте вся прелесть мира.

Меня ругают: «Вот, у него два аккорда». Я абсолютно согласен, когда ругают примитивизм. Но и  это должно быть. Есть канва, набивка, но не может быть один цвет. В разнообразии прелесть- из простой формы развивается сложное многообразие. У Бетховена не то что два аккорда, у него один аккорд- татата-Та!- из этого он в историю вошёл.

-В вашем  простом мироздании  не хватает ещё одной пары. Деньги и отсутствие денег. Сейчас музыка становится  товаром. Музыку приятно создавать, но её необходимо продавать… Нужны товарные механизмы- продюсеры, реклама

-Реклама нас всех погубит. Я повторяю, я говорил это неоднократно- главным менеджером и продюсером должно быть государство. Может быть это утопия. Я  как-то беседовал с министром культуры Франции, тогда у нас в лексиконе присутствовало ругательное слово «буржуй». И эти буржуи  теперь нас кормят. Москва на 80 процентов кормится из импорта. Польскую картошку мы кушаем.

-А как же, говорят, что у нас производство растёт!

-Да вы же знаете, как оно растёт. Ленинградскую область лучше меня знаете – всё разрушено, как будто цунами прошло. Но вернёмся к французам- у них 70 процентов  всего, что производится, контролирует государство. Оно пропагандирует национальный продукт, контролирует закупки, чтобы не больше 30 процентов было импортного. Всё нацелено на развитие национального производства во всех сферах, в том числе в культуре. И как мудро это- это частично было в СССР. И 30 процентов импортного- это  не всё подряд. В сфере кино это, например, фильмы, которые имеют достоинства морального и эстетического порядка.

-Франция- это сейчас самая социалистическая страна в мире! Вообще складывается впечатление, что везде сейчас социализм процветает,  кроме нас. Мы единственная капиталистически ориентированная страна в мире.

-Ну, здесь мы рванули впереди всех, как всегда. Но вернёмся к Франции, там всё французское. Там есть американские фильмы, но какие это фильмы! Есть много хорошего американского кино, но за него надо платить. Но наши закупщики, продюсеры, или кто там ещё этим занимается- они ищут дешёвый продукт, а дешёвое -оно и есть дешевое! Я сам писал  музыку к одному так называемому американскому кино. Киностудия, которая делала этот  фильм, находилась на Садовом кольце в Москве. Бывшие советские евреи, которые и в Америке то не были, они организовали американское кино «Продакшн идиш . голивуд филм». Что-то этакое.   У нас не принято платить, мы хотим до сих пор, чтобы нам платили. Мы любим,  чтобы нам всё оплачивали, но не желаем сами раскошеливаться. До сих пор к нам приезжают иностранцы за свой счёт. Разве это капитализм? Это какой-то  дикий, первобытный капитализм.

            -То есть ностальгия по прошлому есть?

-Я думаю, что когда-нибудь придём к другим формам. Но  у нас нет другой жизни, мы другого уже не увидим. Я сожалею, что за последние 20 лет всё шло полным ходом на развал. В 1983 году последний раз у меня купили балет. И всё. Говорят- вы же песни пишете. Но я хочу, чтобы в Фонде радио велись бы записи. Там ни одной ноты моей не записано! Масса оркестров, масса коллективов ведут полунищенское существование. Они абсолютно беспомощны, у них ничего нет. А главное, они должны быть обозначены, замечены, показаны по ТВ. Бедный музыкант, он пилил на скрипке всё своё детство! Сейчас он проклинает родителей! Выходит, что он пилил на скрипке, чтобы вести это нищенское существование? И самое ужасное, что  это нищета без известности. Люди любой профессии хотят быть замеченными, обозначенными. Особенно музыканты.

-Это желание было стимулом в вашем творчестве?

-Я ещё мальчиком был, и уже хотел быть замеченным. И меня заметили, многие заметили, что я есть, неважно, с хорошей, или плохой стороны меня заметили. Для меня это очень много значит, это осознание того, что «я есть». Кто-то думает, что можно придти на концерт Доги и ляпать что попало. В этом они ошибаются. Нельзя приходить с фанерой. Придти с фанерой- это значит грабить тех наивных людей, которые пришли тебя слушать. У меня вчера на концерте был такой случай, но я развеял ложные иллюзии.

-Кто-то пытался использовать фанеру?

-Кое-кто пришёл на халтуру, но у меня не халтура, а творчество. Вы видели, какие прекрасные у мне девочки- не на 100, на 1000 порядков их голоса лучше, чем у тех, которых беспрерывно крутят по телевизору. Они прелесть, они расцветали  перед публикой - Анечка Литвиненко, Света Мареева, Таня Острягина. Танечку я знаю с 4 лет. Я их ращу. С Софией Ротару  так было, хотя она об это хочет забыть. С фанерой пусть поёт для дураков.

-Мы вчера все чуть-чуть надеялись, что Ротару будет. Или хотя бы букет от неё. Вместо Ротару букет вам подарили от Эдиты Пьехи.

-Да, Эдита Пьеха передала мне букет, и я ей очень благодарен за это, это человек высокой пробы интеллигентности. Она никогда не выходила к публике как попало,  она всегда держала себя  достойно, прекрасно одевалась. Я её помню с начала 70-х. После Броневицкого она осталась  на какой-то период не у дел, это был сложный период, это как после операции, пересадки- приживётся или нет. И мы с ней ездили по студенческим отрядам. Я написал для не несколько вещей. Потом она воспрянула. Я очень рад был за неё.

-Всё же – насколько процентов вы чувствуете себя молдаванином?

-Я не думаю, что я носитель какой-то национальности. Мы все из всего состоим. Генетика это не факт. Это как говорить на разных языках. Многие говорят на разных языках. Я говорю на всех разных языках, но разными средствами. Вчера блоки с Острягиной, Литвиненко- это были абсолютно русские блоки, абсолютно русский мир. Я знаю Россию, я не по книгам я её исколесил вдоль и поперёк. Но если нужно быть молдаванином- я был молдаванином на 100 процентов вчера на концерте. В молдавском быту многая музыка моя считается народной. Недавно на ТВ пришёл один коллектив с народной песней, это была моя песня. Они 20 лет думали, что это народная музыка. Корреспондент «Маяка» в Лувр зашёл, так  там скрипач с шапкой у входа играл мою музыку. У него спросили. Что он играет. Он сказал, что это старинный французский вальс.

            -Это высшее достижение для музыканта! Но где вам  лучше всего работается?

-Там, где есть время для работы. А времени никогда не бывает, приходится работать наскоками. Я жду часа, когда уединюсь, я ждал июня, и вижу, что июнь забивается- концерты, поездки…

-Наверное, у творца это всегда так бывает, всегда хочется дождаться времени, когда можно наконец уединиться и предаться творчеству, и всегда это делается в щелях каких-то и непонятно как…

-Всё же раньше времени на написание музыки хватало больше, производительность спала. В юности я за 2 с половиной месяца написал  балет.  Это 500 страниц, это даже переписать от руки невозможно за 2 месяца. За ночь я  писал музыку. Сейчас изменилось отношение к тому, что пишу. Я не делаю массы эскизов. Раньше с ходу всё давалось, сейчас надо ход повторять многократно, это занимает время.

-Но всё же если вернуться к тому, что может государство сделать для культуры…У вас  вбиографии был факт, когда вам предложили быть министром культуры Молдавии.

-Был, но я отказался. Министром тогда стал один известный актёр и режиссёр. Я сказал ему, что выражаю свои соболезнования. Потому что актёра со сцены провожают цветами, а министра обычно- пинками под зад. Я тогда ошибся, того министра провожали двумя пинками под зад. А государство, государство- это не только граница, пограничники, милиция с дубинками. Это духовное. Государство- это духовность, это носители  духовности. Если государство об этом забыло- я хочу ему об этом напомнить. Не надо призывать любить Россию. Это даже оскорбительно для меня, как для российского гражданина.  Я не русский, но я российский гражданин. Я не хочу, чтобы Россию любили по указке. Я хочу, чтобы Россию нельзя было не любить. Я хочу, чтобы она стала привлекательной не только для всего мира, но и для своих граждан. А то говорят: «Вот нас не любят!». Сделайте так, чтобы вас любили. Зачем себя выпячивать, что мы самые лучшие. Я же не выхожу на сцену и не кричу, что я самый лучший композитор. Все нормальные люди тогда встали бы и ушли, и были бы правы. Я думаю, что бог нас создал всех одинаковыми, а потом кто-то решил сделать огород, потом колючей проволокой всё отгородить, потом ракеты… Нет больших и малых стран,  нет сильных и слабых. У каждого есть своя окраска, каждый красив своим цветом, и страны так же.

 

.

Hosted by uCoz