Рашид Доминов, художник

«Когда любовью я дышу,

То я внимателен.

Ей только нужно мне подсказать слова

И я пишу.» (Данте)

 

Мастер созерцания

Картины петербургского художника Рашида Доминова  узнаваемы с полувзгляда за версту. Солнечное  неподвижное белёсое небо, замершие деревья, медитативная южная река с водой прозрачной, как леденец, пятнистые тени, играющие на разогретых солнцем стенах и земле. И всё это в момент как бы глубокого полуденного сна. И всё это с предельно лаконичным использованием линий, фигур, плоскостей, с точнейшим использованием цветового тона. И возникает фигура то ли ангела, то ли человека из другого патриархального гармоничного времени, когда люди носили не одежду, но сложно красиво сделанные одеяния, а пейзаж смотрел на тебя из-за натюрморта. Какой-нибудь кувшин со странными восточными цветами, когда- то виденными где-то в другой жизни. Воспоминания из глубокого детства, когда посреди дурацкой детской суеты, абсолютно забытой по какому поводу суеты,  наступает некий миг, секунда- ты замираешь, глядя бессмысленно на дерево, на тень его, на птицу. Глядишь долго, сладко,  грустно, трепетно, ощущая своими детскими фибрами, что это и есть счастливый миг единения с природой,  пересечение тебя и мира, и такой миг вряд ли ещё повторится, и ты боишься вспугнуть его. Глядишь, оставаясь без движения. И на всю жизнь остаётся этот стержень- это бессмысленное дерево, небо и тень на земле, а всё остальное стирается и забывается как неважное... Рашид Доминов- бесподобный  странный мастер передавать это впадение в созерцание, в негу, ловить этот нектар мига,  затормаживать его, растягивать, доставлять удовольствие ещё и ещё раз лицезреть его.

  Рашид Доминов родился в Астрахани, в юности попал в Ленинград, учился в СХШ, потом в Академии художеств, на факультете театрально-декоративной живописи. Осел и пустил корни в  северной культурной столице. Женился на замечательной художнице Елене Галеркиной, с которой подружился ещё в 9 классе СХШ. Сыну Рашида и Елены скоро будет 30, он востребованный архитектор, слишком много, на взгляд отца, просиживающий у компьютера. 

Рашид Доминов оформил множество спектаклей в Москве, Казани, работы его хранятся в Эрмитаже, Русском музее, в музеях Севастополя, Тбилиси, Пекина, во многих галереях и коллекциях многих городов и стран. Но при всём при том он считает обязательным для себя раз в год непременно приезжать в Астрахань, насыщаться энергией земли своего детства. Возвращения в детство каждый раз становятся всё более призрачными и создающими ощущение потусторонности. В этом году Рашид попытался пройти в школу, где когда то учился- 50 лет назад. Из учителей никого на этом свете уже не осталось. От детства остались только родные стены со знакомыми конфигурациями и щербинами камня. В школу художника новые люди не пустили- боятся терроризма.

Недавно Рашиду попалась на глаза  фраза Боннара: «Надо вооружиться против натуры». Ему,  восточному человеку, которому абсолютно чужд экспрессионизм, корёжащий тела и выпучивающий глаза портретируемых, эта фраза очень понравилась. Только в юности следует следовать натуре. Если нет художественно-пластической идеи в основе твоей работы, если  ты не вооружён против натуры своим видением, если ты не отстаиваешь свою точку зрения- то ты не художник.

Любимые художники Рашида Доминова- Григорий Сорока, Пьеро делла Франческа, Эндри Уайт. Мастера созерцания. Особые трепетные отношения у Рашида с искусством раннего Возрождения. 15 лет назад он попал в Италию, особенно сильно был очарован Флоренцией,  работами Фра Анжелико в монастыре святого Марка. Раннее Возрождение Рашид Доминов считает более высоким, чем Высокое Возрождение с его зверскими масштабами, запредельным бесчеловечным мастерством. Искусство Раннего Возрождения было более искренним, тёплым, не отягощённым борьбой разных школ и стилей, оно было ближе к иконе.

Один из родственников Доминова, занимающийся физикой, попытался доступно объяснить художнику теорию относительности. Это когда ты смотришь в телескоп, которому всё доступно, и видишь свой затылок. Рашид Доминов проникнут убеждением, что всё в жизни сходится.

Рашид Доминов оформил три книги. Первую- в 1990 году, «Азбуку театра» для детей. Это была лёгкая и роскошная книга, один из последних проектов умирающего государственного «Детгиза». Потом Рашид сделал чувственные, сладостные как дыня, крепкие, как обожженная глина, проникновенные, как ум восточного мудреца, иллюстрации к стихам Омара Хайяма. Скоро выйдет в свет потрясающая книга в  петербургском издательстве «Vita Nova», специализирующемся на выпуске редких, дорогих, роскошно иллюстрированных книг. Это «Новая жизнь» Данте, в натуральном кожаном переплёте, с тонированными листами, на которых особенно выпукло и неожиданно смотрится графика Доминова.

Получилось так, что в книжной иллюстрации Доминова всё сошлось. Он воплотил в ней три свои самые большие Любови в жизни- к театру, к Востоку и к Раннему Возрождению. Все иллюстрации Рашида проникнуты его впечатлениями детства. Проект с изданием Данте оказался вообще мистическим. У самого Данте всё пронизано мистикой цифры «9»- троицы, возведённой в квадрат. Цифра «9» вообще странная. К какому бы числу не прибавить «9», получится число, сумма составляющих цифр которого останется прежней. Рашид каждую главу «Новой жизни» оформил орнаментом, иллюстрирующим цифру «9». Иллюстратор отказался от буквального следования тексту. Ассоциации, разноцветные, абсолютно неожиданные, радостные по колориту, даже когда речь у Данте идёт о смерти. Просто возникает гармония коричневого и фиолетового, коричневого, как южная земля, фиолетового, как бархатное астраханское небо, на  котором светятся звёзды с кулак. Презентацию новой книги издатели назначили на 9 октября, чтобы порадовать замогильный дух любившего девятку Данте Алигьери. Правда художник, побывав в родных местах, провёл в Астрахани презентацию книги со своими иллюстрациями, над которыми работал 2 года. Так что девятка не всегда всплывает.

 Астрахань, всюду Астрахань. Рашид Доминов побывал во многих странах и городах мира. В Индии его потрясли цапли. Это были его родные астраханские цапли, которые улетали зимовать в Индию. В прошлом году Доминов побывал в Китае, многие места в котором показались ему инопланетянскими, пришедшими из 22 века. Устремлённые ввысь небоскрёбы соседствуют с кусками абсолютно средневековых пейзажей, как бы сошедших со старинных китайских гравюр. Ступенчатые горы, согнутый крестьянин, лошадушка. Устремлённые ввысь небоскрёбы в Китае, где раньше запрещалось строить дома выше дерева, оказали влияние даже на физиологию населения. В Китае теперь полно высокорослых двухметровых людей.

Совершенно другие впечатления от путешествий по бескрайней России. Всюду из окон поезда одинаковая картина- леса, поваленные, никому не нужные, бесхозные деревья, ржавый мусор, заброшенные постройки и дома. Попадающиеся кой где новые  здания только подчёркивают запустение и разруху…

«Чем старше я становлюсь, тем мне менее интересны путешествия. Прошёл период молодости, когда душа жадно впитывала новые впечатления. Мне нравится работать. Я всё своё время провожу в мастерской. Я не понимаю, кода знакомые художники смеются надо мной, что в выходной день я опять отправляюсь в мастерскую. Я не понимаю, что такое выходной день, когда речь идёт о работе, которая сплошная радость. Единственный отдых- это поездка в Астрахань, в места детства.», - говорит художник.

Астрахань ныне находится в плачевном состоянии. Особенно её художественное училище, в  котором  когда то  учился Кустодиев. Совершенно нет новой крови. Раньше в училища приезжали по распределению выпускники столичных академий. Ныне художественная жизнь вьётся в собственном соку, ученики становятся педагогами, творчество и уровень мастерства  хиреют.

Подобная деградация касается и Петербурга. Раньше в Академию художеств приезжали учиться самые талантливые молодые люди со всей России, происходил отбор лучших сил, что сказывалось на качестве учеников. Теперь из-за дороговизны для многих талантливых людей стало нереальным добраться из глубинки России в Петербург. Нынешняя Академия собирает в себе студентов из ближайших регионов. Уровень отбора снижается.

Конечно, Петербург есть Петербург. Тусовка, контакты, возможности, кипение художественного котла. «Раньше меня это очень увлекало. Теперь- меньше. Может быть потому, что не нужно самому себя предлагать на выставках и проектах. Предложений участвовать у меня много, кураторы, галерейщики сами звонят и проявляют инициативу». Из покупателей картин  Рашиду Доминову больше всего нравятся коллекционеры, которые отсматривают биографию, следят за продвижением художника, собирают тематические коллекции. Если раньше основная масса работ уходила за границу, теперь живопись всё чаще приобретают русские богатые люди. Художнику не очень нравится, когда его работы приобретаются по совету дизайнеров- в качестве цветового пятна. Намного приятней, когда покупатель сам приходит в мастерскую, всматривается, вдумывается, выбирает. Российский рынок искусства  становится всё более развитым. Летом Рашида Доминова удивил один покупатель. Он не спрашивал, что сколько стоит. Он сказал: «К вам придут и заплатят, не волнуйтесь».

Рашид Доминов не волнуется. Он вообще на редкость спокойный, бесконфликтный человек, слишком восточный человек. «Да есть ли хоть какая-то интрига, яркое приключение в вашей биографии!», - воскликнула одна московская составительница буклета Доминова. «Нет, так надо придумать! Сейчас это не модно. Нужна сплетня, скандал, миф!». Увы, со скандалами не  получается. Рашид едет из дома в мастерскую и впадает в свою восточную нирвану, колдует над цветом, пространством и временем, создавая очередной прорыв в неразгадываемо сладкое бессознательное.

С бессознательным у него не  так всё гладко. Рашида Доминова всю жизнь преследуют разнообразные сны с одинаковой фабулой. Он бежит, плывёт, прячется. И в последний миг  не может достичь цели. Всегда ему что-то мешает, отсутствие какой-то последней ступени, толчка, какого-то мига. Может быть именно этот миг он и материализует в картинах.

У художника есть увлечения. Он любит по понедельникам в 8 утра ходить с друзьями в баню на Коломенской, это длится уже 15 лет. Ещё он любит играть на гитаре и петь романсы- чужие и свои. Однажды он пел романсы Александру Вампилову. Рашид был студентом, Вампилов- состоявшимся молодым драматургом, которому суждено было вскоре утонуть… До сих пор его мучает мысль о том, что если бы он знал, то говорил бы с Александром о чём –то другом…

Рашид Доминов оформил более 30 спектаклей. Один из них- спектакль по пьесе Юджина О Нила идёт уже 13 сезон в театре Калягина в Москве. «Я человек театра. Я сохранил трепет перед театром. Я застал расцвет отечественного театра- спектакли Товстоногова, Любимова. Сейчас театр коммерциализируется. Роскошные постановки, дорогостоящие декорации и костюмы- всё это к сути не имеет отношения». Из самых ярких театральных впечатлений последних лет – «Ричард 3» Бутусова и «Фрекен Жоли» на малой сцене Малого драматического. 

Летом в Манеже проходила грандиозная выставка питерских художников- биеннале графики. Большинство работ петербургских художников выглядело так, будто их авторы зависли в безвременье, то ли в 80-х, то ли в 70-х,  то ли в 90-х годах- разницы никакой. Никакого острого чувства реальности. Никаких острых переживаний по поводу своего города, своей страны, мира, своей личности, оцифровения всего и всея, распада сознания людей, веривших в одно, а теперь вынужденных галопом верить совсем в противоположное. Никчёмный потерявший смысл псевдоавангард ни о чём, из каких то пустых абстракций. Иллюстрации художников к книгам «Vita Nova», издательства, задавшегося целью издавать устоявшуюся классику, выглядели ярким живым эмоциональным пятном  посреди серой пустыни. Забавно, что «Новая жизнь» брезжила именно в этом литературоцентрично ориентированном углу. Литература, как оселок тревожащей реальности.

 Среди работ авторов «Новой жизни» уже издалека радовали глаз иллюстрации восточно-западного художника, астраханца, ассимилированного Петербургом, Рашида Доминова. Хорошо что среди суеты есть человек, настойчиво нанизывающий пласты времени- дикую астраханскую степь с убогими домиками, итальянские пирамидальные тополя, куда то бредущих златовласых актёров-ангелов-детей, и всё это под белёсым, выгоревшим от зноя небом-раем.

            «Дом напротив. Он построен лет сто назад в стиле модерн талантливым архитектором – это видно по его пропорциям и стати. Я не знаю его обитателей, но он сам является для меня живым существом и нередко собеседником. Все чудеса природного света в течении 365 дней играют и рефлексируют на его благородных плоскостях, никогда не повторяясь, а ночью он зажигает окна и что-то сквозь шторы шевелится и мерцает. Его ещё не приобрёл богатый хозяин, и поэтому он ветшает, плесневеет и ржавеет на моих глазах. Это даже хорошо, иначе он приобрёл бы новенький, ухоженный вид. После долгого отсутствия я спешу посмотреть в окно и углядеть на доме разрушительные следы времени, но ничего особенного не вижу. Просто мы стареем вместе и вместе пытаемся сопротивляться этому, но век нам отпущен неизмеримо разный. Он ещё не раз переживёт свою молодость. Его будут реставрировать, перекрашивать, а пока мы вместе с ним встречаем очередной 2004 год. С Новым годом!

Рашид Доминов, художник.

 

Hosted by uCoz