Татьяна Доронина

Недавно в Петербург приезжала замечательная актриса Татьяна Доронина, вместе с Аристархом Ливановым они отыграли спектакль по пьесе Э. Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». Татьяна Доронина в свои уже за 70 выглядит потрясающе! Всё такая же  свежая яркая блондинка,  элегантная, всё с таким же вкрадчивым , искренним, но твёрдым голосом.

Вот уже 20 лет она руководит МХАТом имени Горького, который не следует путать с МХАТом имени Чехова. 20 лет красавиц и блондинка является директором, художественным руководителем и примой театра, который сохраняет реалистическую театральную и актёрскую школу, в отличии от МХАТа  имени Чехова, которым руководит Олег Табаков, запустивший в свои стены разношёрстных экспериментаторов. К сожалению почти 30 лет Татьяна Доронина не снимается в кино. А может и не к сожалению. Может всё правильно- для Татьяны Дорониной нужны очень хорошие сценарии и фильмы, а за постперестроечные годы уровень российского кинематографа катастрофически упал.   

Наша землячка, родившаяся в Ленинграде, Татьяна Доронина всю жизнь мечется между Питером и Москвой. Учёба в Москве, в  Школе-студии МХАТа, первым мужем актрисы становится  Олег Басилашвили, после учёбы- Ленинград, театр им. Ленинского комсомола, которым в ту пору руководил Г. Товстоногов. Затем 7 лет  в БДТ им. Горького, где  Доронина играла главные роли  во всех постановках Товстоногова. Затем- опять Москва,  работа во МХАТе. Главные роли в  фильмах «Старшая сестра», «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь», «Мачеха».  В 1971 году актриса  покидает труппу МХАТа и переходит в театр имени Маяковского. Доронина довольно быстро становится примой этого театра и возвращает в него массового зрителя. А в 1984 году – конфликт с режиссёром Гончаровым и возвращение во МХАТ.

Через 4 года- опять конфликт. В 1988 году, когда всё и везде в стране – от империи до сознания людей-раскалывалось и дробилось,  происходит раскол МХАТа.  Руководителем МХАТа имени Горького становится Татьяна Доронина, а руководителем МХАТа имени Чехова- Олег Ефремов. Однажды  Ефремов, собрав труппу, заявил: «Я работаю с теми актерами, с кем мне интересно, а с кем неинтересно, я не работаю». При этом  «неинтересные» составили три четверти труппы по количеству.  На вопрос Дорониной: «Куда же денутся остальные?» - Олег Николаевич со свойственной ему  небрежностью сказал: «А мне все равно. Куда угодно, хоть в клуб завода «Каучук».

 

            -Татьяна Васильевна, но почему всё же произошёл раскол театра, как так вышло, что именно вы стали директором одной из новых половинок? Вас назначил директором осколка театра  Олег Ефремов?

-Мне ничего не хотелось, сразу скажу вам. Я была, пожалуй, единственная актриса, у  которой ничего с Ефремовым не было. У Володина в «Пяти вечерах» есть такая фраза «Когда избирали комсомольского вождя на собрании- вышел на 5 минут, и  тут то меня и выбрали». Так произошло и со мной. Всё решилось без меня, у меня никто ничего не спрашивал. Ничего не оставалось, как впрягаться. Пришлось отказываться от того, что предлагал тогда кинематограф.  Мне достался не только театр, но ещё и 25 цехов, в которых работали люди. Эти цеха- это было мне совершено не интересно, но пришлось всё это постигать. Мне досталось огромное здание на Тверском бульваре, и нужно было сделать так, чтобы оно опять стало святыней, чтобы в него ходили зрители. И теперь у нас есть своя публика, театр живёт, развивается.

-Но кому нужен был этот раскол?

-Я считаю, что разрыв Художественного театра   был сделан целенаправленно, умышленно, грубо, претенциозно. Ни за что ни про что вдруг, вне всяких правил и законов, выдворяют из театра целую сотню людей. Когда было произведено это разделение МХАТа, на этом настояла малая, но влиятельная кучка людей. Раскола никакого не было. В театре раскола хотели человек 15, остальные этого не хотели. Поэтому версия, что театр раскололся на две части, — это явная ложь тех, кто искусственно разделил единый театр, а сегодня не хочет брать на себя ответственность за это преступление перед русской культурой. Кстати, сменой названия театра именно они отказались от преемственности. Стали неким новым театром имени Чехова. Но если основоположники МХАТа решили все-таки назвать театр именем Горького, они видели в этом определенную гражданскую позицию. Они видели в имени великого Алексея Максимовича Горького некий идеологический заряд, предполагая, что это определит и дальнейшую судьбу их  детища — МХАТа. Сегодня не принято говорить о Горьком.  Но он чень мощный русский писатель, вышедший из самого сердца  страны. Он был и духовным, и художественным, и социальным знаком России. И он остался этим знаком. Сегодня, уничтожая имя Горького, уничтожают огромную часть нашей отечественной культуры, часть того же МХАТа. Уничтожают позицию писателя —его право быть гражданином, человеком, заинтересованным в жизни народа. Он лучше  многих знал, что такое русский народ.

-Но раскол состоялся...               

- Был расчёт, что наш МХАТ имени Горького просуществует 1-2 сезона и тихо умрёт.  Из репертуара была оставлена только «Синяя птица», старейший спектакль МХАТа. Она стала талисманом театра. Но мы не умерли, мы  стали делать репертуар. Сейчас  у нас уже 30 спектаклей. Обновлённая труппа.

-А как актёры пережили раскол МХАТа?

-Большинство труппы не хотело раскола. Этим пренебрегли. Засухин, Губанов, Георгиевская, многие великие актёры Художественного театра- они не пережили раскол,  они не прожили и 3-4 лет, очень быстро  умерли, умерли от  унижения.

-Татьяна Васильевна, вы в прекрасной форме! Как вам удаётся поддерживать себя?

-Только работой! О пенсии я даже и думать не хочу. Пенсия у актёров  нелепая, она унижает человеческое достоинство.  Оплата труда у актёров унизительная. Пока я  работаю- я и буду оставаться в такой форме.

-Как вы относитесь к  новому министру культуры? Был период, когда ваш театр попал в разряд тех, которые почти не поддерживались госбюджетом… 

-Рокировки властей удивляют. Нового министра будем узнавать по поступкам и делам. Самое надёжное- когда министром культуры является  профессионал,  который всех и всё знает, знает  не поверхностно.

            -Каковы ваши творческие планы?

-Будем ставить пьесу Равенхила.. Сейчас ставим пьесу Лобозёрова. «Игрока» Достоевского будем ставить. У нас в планах также замечательная  пьеса  начинающего автора. Тема совершенно вас изумит, как и изумила и нас, и нам понравилась. Это  история генерала Слащёва, в «Беге» Булгакова  это генерал Хлудов. По мере степени своего фанатичного и безграничного патриотизма Слащёв уникален. Нам интересны сегодня его страстная любовь к родине, борьба с несправедливостью. Но пьеса нуждается в доработке, в ней   собеседниками являются  генерал Слащёв,  Михаил Афанасьевич Булгаков, Сталин. И тут особая ответственность. Нужно роли прописать особенно тщательно, надо брать куски из писем Булгакова, очерки,  фрагменты прямой речи. Мы будем использовать сборник писем  под редакцией Лосева, самого знающего и любящего Булгакова исследователя. Также мы хотим «Дачников» Горького поставить.

-А пьесы «Новой драмы» ставить будете?

- Литературная часть этих драматургов мне не приносила. Не захотела отягощать меня чтением пьес, которые не в нашем русле.

            -А что вы скажете о молодом поколении актёров?

 -Сейчас наблюдается падение уровня мастерства в актёрском цехе. Новое поколение- это поколение,  которому некомфортно жить, которое страдает от  безответственного отношения к молодёжи. Государство перестало заниматься театром. Театр творит таланты, а кино их забирает. У молодёжи масса соблазнов- сниматься в скороспелых сериалах, быть всё время занятыми и востребованными. Но при этом кинематографу качество игры не нужно, откуда то берутся быстрые деньги, быстро что-то снимается. Но если актёр минует театральную школу, то он никогда не сможет получить качественную профессиональную подготовку. Но по чувству драмы, которая принадлежит нашей стране, по  щемящей лирике- русская душа, русские  люди- это идеальный материал для театра. Наша страна полна актёрских талантов, и они всё время рождаются. Но таланты должны развиваться, им нужен театр, театральная школа. Трагический актёр, комический актёр – они обязаны чувствовать театр, пережить театральный опыт.

            -А за кинематографом современным вы следите? На кинофестивалях вы бываете?

-Не бываю на фестивалях. Выборочно смотрю фильмы. Нужна другая позиция государства по отношению к культуре.  Не должно тут быть большого счётчика, который руководит судьбами и процессами. Тут нужны творческие личности. Перевод всего и всея на коммерческую основу- это уничтожение культуры. При дальнейшей коммерциализации нашего искусства мы будем подобны американским актёрам. В целом это банальная серенькая масса, со слабыми отличиями друг от друга, владеющая одинаковыми простейшими ходами и приёмами, это неинтересно, это не то, к чему надо стремиться. И в эту сеть попали наши актёры! Да, есть в американском кинематографе   несколько имеет блестящих имён.. Но что такое Мэрлин Монро? Как можно ей подражать? Раздувать юбчонку? Но обаяние Мэрлин не только в этом, это актриса со своей неповторимой пластикой. Жалко, что наши российские  таланты уходят в никуда… Это потеря для всей страны. Уходит духовное воспитание нации. А бессилие то всегда печально.

 

Hosted by uCoz