Файер-шоу

     

МИРНЫЕ ПРОЖИГАТЕЛИ ЖИЗНИ        

 

Есть такая профессия- поджигать на родине. Возникла она не так давно, но становится всё более популярной в Москве и Петербурге.

Вечером, когда унылая темнота сгущается  над городом, а на  Невском проспекте особенно весело зажигаются огни реклам и подсветки, в диком зелёно-фиолетовом зареве Екатерининского садика начинают свою  завораживающую пляску живые огни файер-артистов. Под нарастающий звук барабанов молодые люди, похожие на старинных циркачей, умело жонглируют со специальными огненными инструментами. Их названия - пои, стафы, веера, пальцы, снейки- звучат как древние магические заклинания. Ещё более гипнотизирующий эффект  производит пляска открытого горящего огня в руках то ли жонглёров, то ли танцоров, экзотически то ли одетых, то ли раздетых. Огненные петли над головой артистов, потом  они же становятся магическим огненным кругом, и актёр вьётся под барабанную дробь внутри него, как белка или тигр. Вдруг вырастают огненные крылья бабочек, тельцем которых является танцовщица с африканскими косичками на голове, потом разбегаются  огненные светлячки, веера, фонтанирующие огнём зонтики. С замиранием сердца наблюдаешь, как подвязки с брызгающими горелками на концах вращаются ритмично, не пересекаясь друг с другом, ибо если они пересекутся- живое пламя выльется на артистов. Потом файерщики изображают огнедышащих драконов, потом они выходят в центр площадки вдвоём, втроём, вчетвером, и вращающиеся огни в их руках начинают сливаться в фантастический орнамент, огненные рисунки и письмена, будоража какие то донатальные припоминания, какие-то средневековые, языческие и пещерные чувства привязанности и любви к огню.   

Вообще в нашем городе в последнее время наблюдается активизация первоэлементов, их явление народу в чистом радостном виде. Вокруг Ленинов летом вдруг забили фантастической красоты фонтаны, водная стихия явилась во всей мощи и изобилии в странных ленинских местах. У памятника Екатерине Великой в окружении фаворитов буйствует по вечерам чистая стихия огня. Стихия воздуха посещает город в виде освежающих, работающих вместо дворников  ураганов. Стихия земли- ну, наверно, в виде искусственных намывов на Васильевском острове, или в виде раскоряченных котлованов под будущие небоскрёбы и кольцевые дороги. Словно бы происходит какое-то языческое очищение, перетусовка языческих божеств и духов, идёт подготовка к приходу новой нематериальной городской власти. Только вот друидов и каменных духов маскаронов зря обижают- зря валят старые деревья и старые дома. На потенцию духов откликаются мистически отзывчивые люди. 

            Повсеместно нарастающее увлечение играми с живым огнём – явление для России новое, года два назад её охватившее. В Москве в каждом районе есть свои нелегально-неформально облюбованные и захваченные площадки, где показывают файер-шоу неведомо откуда взявшиеся профессионалы по играм с огнём.  Файерщиков в Москве насчитывается уже  около 1000, в Петебурге их меньше, и площадка для представлений с огнём пока только одна.

            Все 6 молодых актёров питерского файер-театра приобщились к артистическому действу с огнём на международном  фестивале «Радуга». Есть такой фестиваль, ежегодно проходящий в отдалённых лесах  и собирающий сотни чудаков и искателей нестандартных истин из разных стран в палаточных лагерях для передачи друг другу знаний. Именно на одной из «Радуг» будущие огненные артисты приобщились к модному огненному  жонглированию, научились ходить по углям и стеклу, делать огненные инструменты, познакомились между собой. В результате 2 года назад в Петербурге появился новый огненный театр в добавку к паре-тройке уже существующих коллективов.

Первое название  коллектива было  "FireFrix», так как его участники чувствовали себя фриками, маргиналами и странными людьми со странными увлечениями. Ибо это очень странно, когда девушка хранит под кроватью канистры с керосином, а молодой человек сваривает какие-то длинные трубки и прицепляет к ним куски вредного асбеста. Асбест- это пористый материал, хорошо впитывающий керосин, но сам не горящий. Асбестовые наконечники факелов могут служить файерщикам годами, и заменяют собой более дорогостоящие кевлары для огненных шоу.

            Но прошло два года, и коллектив решил отказаться от слова «Фрик» внутри названия. Какие уж там фрики, когда актёры файер-театра востребованы, успешны, когда нет отбоя от продюсеров и арт-менеджеров. Куда бы питерские дети огня не при ехали бы, стоит им дать пару  несанкционированных выступлений, и уже появляются заманчивые, предложения. Выступить в клубе, ресторане, на корпоративной вечеринке или празднике. Выступления мастеров оригинального жанра хорошо оплачиваются. Молодые актёры Айленд, Стробел, Михаил, Мария, Елена и Аня добились в жизни того, о чём мечтали.

            А мечтали они в детстве почему то примерно об одном- стать бродячими артистами, или хиппи, или циркачами, или цыганами, вольно кочевать по разным землям, не  привязываясь к 8-часовому труду  в какой-нибудь фирме, приносить людям радость. «Это так здорово- когда у людей появляются огоньки в глазах, какая-то детская улыбка на устах. Мы выступаем на Невском вечером, когда  люди усталые идут домой, с потухшим взором, углублённые в свои заботы. Но, увидев нас, они останавливаются, завороженные. Огонь даёт энергию. У нас даже появились свои постоянные зрители, они приходят и ждут наших выступлений», - рассказывают Елена и Аня. Хотя не всё так просто. Периодически артистов-самозванцев,  спасающих петербуржцев  от депрессии и привлекающих внимание туристов, забирают в милицию. Правда, быстро отпускают. Можно по разному оценивать происходящее, но файерщики Невского- опытные профессионалы, добавляющие яркости и экзотики нашему городу. Фотографии флиртующих с живым  огнём симпатичных молодых ребят из Петербурга  разбегаются по всему миру, где файер –шоу давно уже в фаворе. Европу увлечение огнём охватило лет 10 назад (смотри французский фильм «Любовники с Нового моста» о любви арабского фламера и парижской художницы). А вообще жонглирование и танцы с  огнём ведут своё происхождение из Новой Зеландии, Австралии, Тайланда, где издавна существовала практика брачных танцев с применением живого огня.   

            Керосин, оборудование и костюмы стоят дорого. Особенно подскочили цены на керосин. У питерских фламеров  есть подозрение, что это из-за разрастающейся, как пожар, в геометрической прогрессии, моде на файер-шоу. Керосин надо покупать хорошего качества, лучше всего типа того, какой был у бабушки в керосинке в детстве. Но именно такой становится всё менее доступным, современный керосин отдаёт ацетоном. Чтобы возобновлять запасы выгоревшего керосина, которого каждый файерщик выжигает за одно выступление до 2 литров, нужны деньги. Огненные артисты собирают «аск» в шапку. Айленд вздыхает- «За свою жизнь я сжёг уже танкер горючего, не меньше». «А сколько литров керосина ты проглотил?». Артисты смеются, но не сильно. Профессиональная особенность- отбивается начисто обоняние. Всё остальное в норме. Работа вредная, нужно пить молоко. 

            В  возрасте, когда пьют молоко, будущие фламеры любили играть со спичками. Практически все они  в детстве  страдали огнепоклонничеством. Лена в 5 лет чуть не сожгла комнату, сложив на фанеру всё, что горит, и поднеся к этому богатству маленькую зажженную спичку. Стробел в своём детстве сжёг сарай, поджёг комнату и всё время что-то хотел взорвать. У Айленда до сих пор большие проблемы с родителями из-за асбестовых работ внутри квартиры. Не так давно файер-артисты арендовали подвал на Коломенской, где теперь могут, наконец, спокойно репетировать, изготавливать инструменты, шить театральные костюмы.

            Из коллектива выступающих с огнём фламеров они превратились в настоящий театр. Они пишут сценарии, записывают специальную музыку, шьют театральные костюмы из огнеупорных тканей. Есть мнение, что существует привыкание к огню, огнезависимость. Файерщики репетируют каждый день, разрабатывают новые приспособления, придумывают новые трюки и фигуры вращений. Хотя в основе всех манипуляций лежит вращение восьмёркой, знаком бесконечности.

               Из самых интересных выступлений- файер-шоу на праздновании годовщины объединения «Ижорский завод», когда для безопасности к входу была подогнана пожарная машина. Однажды они выступали на празднике Министерства Обороны. Их одели в солдатскую форму, и они превратились в зажигающих и покоряющих огонь солдатов. На Чёрном море петербургский бродячий файер-театр  выступал  на Транс-Фестивале. Их увидели продюсеры местных клубов- лето стало трудовым. Огненные артисты чувствуют себя уверенно. Они знают, что благодаря своему профессионализму, за которым кроется большой труд, они могут найти себе работу в любой точке земного шара. Были бы зрители.

 Занятия с огнём всегда мистичны, некоторые из актёров со временем уходят в шаманизм, эзотерику. Бывшие фрик-файер артисты  в эзотерику уходить не собираются, их привлекает развитие своего коллектива  в сторону театра. «Ведьмы и бесы», «Освоение огня» - так называются развёрнутые действа, в которых прослеживается сюжет, театральное построение зрелища. Сейчас коллектив ставит файер спектакли-балеты на классическую музыку, транс-бренчание и перкуссия им уже кажутся недостаточными. До огненной жизни каждый из ребят куда-то шёл в другую сторону. Маша была юристом, Лена- менеджером по туризму. Теперь все они – актёры огненного театра.

 

 

Hosted by uCoz