Владимир Филиппов

ЧЕТЫРЕ «СОВЕСТИ» плакатиста Филиппова.

 

Недавно в выставочных залах Союза художников  прошла выставка плакатиста Владимира Филиппова «Совесть». Я побродила среди 150 плакатов по почти пустым залам, с грустью посмотрела на пустую стеклянную банку для сбора денег на операцию мальчику из детского дома. С грустью посмотрела на  самый тяжёлый и очень честный плакат выставки «Пенсионный фонд не резиновый, помоги родине, умри пораньше!».

Да, что-то как-то с совестью ныне не очень… Если в чём и един наш народ- так это уж точно в том, что всем нравится что-нибудь лёгкое, весёлое, развлекательное, прогоняющее на задворки сознания тяжкую правду. Тяжеловес-плакат ныне не в моде.  

 

-Я хочу сказать несколько слов по поводу жуткого состояния социальной  рекламы в городе…,- начал плакатист Филиппов.

-Владимир, а что, вы считаете, что она у нас есть?,- изумилась я.

-Есть комитет по социальной рекламе. Он то и делает те ужасные плакаты, которые мы видим. Дедушка стоит, а свинья сидит в метро. «Подай руку маленькому» и т.д.

-А, так эта двусмысленная, несколько эротичная реклама непонятно чего называется социальной? Я ещё помню, были такие плакаты «Город устал». Тоже было неясно – от чего это он устал, сейчас он ещё больше устал... Часто смотришь, и не понимаешь- это товар рекламируют, или что-то бескорыстно типа  пропагандируют? Или мозги пудрят, создавая иллюзию благополучия там, где его нет? Вообще- что такое социальный плакат? Для кого он нужен? Для простых граждан, не имеющих никакой возможности влиять на власти, которые рушат культурный центр? Или для тех, кто живёт в рушащихся домах при коррупции в ЖКХ? Чтобы были смирными и терпеливыми? Может, социальные плакаты следовало бы направить именно к совести класса имущих?

-Нет-нет, плакаты должны очеловечивать, взывать к простым вещам, о которых часто забывают…В городе масса задач! Сегодня иду мимо памятника «Стерегущему», а какой-то мерзавец из аэрографа закрасил все надписи памятника золотой краской, их теперь не отчистить! Можно по разному относиться к проекту губернатора «Фасады города», когда делают фасад, а там внутри всё в трещинах и крысы бегают. Но ничего хорошего нет в том, когда граффитисты по свежевыкрашенной поверхности рисуют свои знаки. Я застал одного парня, спросил его, зачем он это делает. Он сказал: «Чтобы этим сволочам было хуже!».  Каким  таким сволочам?

-Абсолютно с вами согласна! Получается что мы с вами- сволочи, так как нам приятно видеть хорошо покрашенные свежие стены в центре города, а граффитистам надо их срочно изгадить глупой бессмысленной мазнёй. Нет бы писали слоганы, стихи, карикатуры- и опять же где-нибудь на руинах, которых так много всюду…

- У людей нет культуры. Ситуация доступности техники при отсутствии мозгов- ужасна.  Государство перестало заботиться о культуре, пошлость и посредственность стали одолевать, выросло целое поколение, которое не знает самых простых вещей, которые любой человек в школе должен знать. Я преподаю в  университете технологии и дизайна, и я удивляюсь молодёжи, которая  не знакома с общечеловеческой культурой. Я им говорю: «Ребята, логику и разум никто ещё не отменял, желание знать никто не отменял! Этим мы отличаемся от животных, библиотеки ещё до сих пор у нас работают!». Когда начинаешь рассказывать им историю возникновения плаката, они сидят как птенцы, а я как птица Гамаюн вещаю. Хотя этих ребят трудно обвинять в незнании, они ровесники перестройки, и у их родителей была задача- выживать, не до культуры было.

-По поводу истории плаката. Говорят, питерский плакат всегда сильно отличался от московского, даже в советские времена…

-Москвичи на всех выставках это отмечали. В Москве деньги всегда были, купеческие замашки, а у нас тут минимальными средствами достигался результат. Москвичи говорили: «Мы намного вас богаче, но сколько в вас интеллигентности, ума, вкуса и тонкости!». Ленинградский плакат прославили такие мастера как Корбут, Леонтовская, Виктор Кундышев. Даже  в политических советских плакатах всегда наши плакатисты искали второе дно, которое начинало срабатывать в голове зрителя после того как он уходил.

-Они были с потстёбом?

-Нет, они были с глубиной, которая партийным органам не была понятна. Но человек образованный всегда всё понимал, мы все читали между строчек. При ЦК КПСС, идеологическом отделе, существовало издательство «Плакат». Нам присылались готовые разблюдовки из идеологического отдела. Никакой самопальности не допускалось. Но так как люди были партийно образованы, но филологически- не очень, то  возникали ляпы. Плакат ко дню артиллериста – «Наша цель коммунизм». Или: «Береги природу- мать твою». Вот такие ловушки были. А 20 лет спустя ситуация парадоксально изменилась.

-Наверное, просто социальный плакат исчез, и всё?

-В яковлевские времена прославился один конкурс плакатов, направленный против наркомании. Было отпущено 350 000 долларов, объявления и конкурса по сути не было, первые места заняли две рекламные компании, первая получила 200 000, вторая 150 000. Было выпущено всего 2 плаката, зато с 8 вечера до 6 утра  шёл фуршет в Шуваловском дворце.

-Ах, вот когда уже все эти механизмы циничные появились! Или уже при Собчаке такое было?

-При Собчаке были «Игры доброй воли» в 90 году, к ним была приурочена большая выставка плакатов, где все обыгрывали «игры доброй воли».

-Тема знаковая!

- Ёрническая была выставка. Потом к 300 летию города питерские плакатисты  сделали альбом, отвезли в Смольный. Там сказали: «Спасибо, мы поставим галочки, что вы работали!», а в городе появилась какая-то дрянь вместо плакатов. А сейчас плакат  как жанр ушёл с улиц, остался в выставочных залах… Выросла себестоимость плаката. Я влюблён в плакат и занимаюсь им 35 лет. И себе стараюсь не изменять. Это тяжёлый жанр, нас в мире сейчас всего 700 человек плакатистов. Потому что особое мышление. Это как  нельзя стать остроумным человеком, закончив вуз. Либо это дано, либо нет.

- Может быть, просто часть потенциальных плакатистов  ушла в рекламу?

-Реклама- это другой жанр. И вообще наша реклама наполнена дурновкусием. В союзе полиграфистов была как- то выставка и мастер-классы «Плейбоя». Я поразился, как тонко работают фотографы. Натуру снимает человек 16, уже нет женского тела для солдат и дальнобойщиков, так свет ставил Каравджо! Они максимально приблизились к категории искусства! У нас же заказчик говорит: «Ты хочешь 300 долларов, а там хотят 250, я им закажу работу!». Сейчас каждый, у кого есть компьютер, называет себя дизайнером. Произошёл жуткий сброс цен, теряется качество. Сегодня мы живём суррогатной жизнью, всё это убивает плакат.

            -Можно подумать, что при советской власти жизнь была менее суррогатная

-Недавно я общался с бывшим 2 секретарём обкома. Эта женщина говорила, что виноваты были дураки на местах, более мелкие начальнички, им спускалось сверху задание, но возникал механизм «испорченного телефона». Было 2 человека,  которым обкомовцы  доверяли- это Михаил Аникушин и Михаил  Дудин. Романов Дудина особо любил, потому что тот приходил и говорил правду.  Остальные боялись войти в конфликт с властью. Потом, из-за отсутствия обратной связи,  всё и развалилось.

-Владимир, вы коммунист?

- Нет. Я считаю, что  главное- чтобы  человек жил в гармонии с совестью.

-Но вашу выставку плакатов поддержала КПРФ.

-Я им сказал: «Сегодня я с вами,  потому что в киосках запрещено продавать «Правду» и «Советскую Россию». Но когда вы придёте к власти, зажиреете, я буду опять бороться против вас». В 2005 году коммунисты меня пригласили на 11 съезд с выставкой плакатов,  я увидел, кто у них  в партии! Много докторов наук, космонавты, Жорес Алфёров, глубокие люди, я в фойе с ними общался.  Потом я был в «Единой России», и они там говорят: «Чего вы нас сравниваете, они же умные!».

-Отличный у вас плакат «Съедим Россию!» с козликом. Хотя надо было бы овцу- овцы всё съедают, оставляя пустыню…

-Да, с тотемами это особый вопрос. Вот медведь «Единой России». Мишка  в русской сказке сел на теремок, на  коммуналку, всех передавил. А «Вершки и корешки»? А «Три Топтыгина», а  о том, как лиса медвежат одурила?

-Ну так вот и выходит глубинная честность образа… Но вернёмся к нынешним коммунистам в вашей жизни…

-Они дали деньги на печать работ. Союз художников предоставил мне бесплатно зал, а так  бы выставка  обошлось бы  в 4500000 рублей. Вообще моя любимая шотландская пословица: «Пусти свой хлеб по воде, и он вернётся к тебе с маслом». Спешите делать добро. Раз выставку удалось сделать бесплатно, то мой долг- кому-то помочь. Я выставил тару для сбора средств на операцию мальчику из детского дома Родиону Станиславскому, ему 6 лет, он синюшный весь, его кличка Немирович-Данченко. Он лежит в больнице на Авангардной улице, у него порок сердца. Мы собрали 159 тысяч рублей.

            -Неужели, правда удалось! Ведь у выставки не было рекламы, очень мало посетителей!

-За 5 минут до закрытия зала мне позвонили, сказали, что обнаружили в банке  20 бумажек по 5 тысяч рублей. Говорят, что всего то было два посетителя- пожилой мужчина и  женщина. Кто-то из них бросил деньги!  Я безумно признателен этому человеку. После этого говорить, что все богатые- сволочи- это было бы неправильно.

-А деньги эти точно пойдут на операцию?

-Да, я опытный в этом деле человек, я уже знаю, что сделать, чтобы всё до копейки пошло на лечение, деньги уже переданы через фонд, который занимается подобными делами. На первой моей выставке плакатов «Совесть» в 1988 году было собрано 130 000 долларов. Я с выставок никогда себе  не брал  ничего.

-А какой была ваша первая выставка плакатов?

-Страна начала необъявленную войну с Афганистаном, мальчишки возвращались покалеченные, с трудом получали военные пенсии. В НИИ ортопедии инвалидам выстругивали протезы из сосновых чурбаков, как в 1914 году. Меня это возмутило, я выступил против войны в Афганистане, организовал выставку в Музее этнографии.. Собранные деньги тогда пошли в центр реабилитации тяжело раненных воинов интернационалистов на покупку телевизоров в палаты, колясок.

-Но неужели ничего не было разворовано? Тогда модно было устраивать телемосты, сборы средств на детей Чернобыля, я знаю, как отвратительно деньги эти разворовывались…

-Всё было жёстко отслежено, составлен акт передачи.

-То есть вы не наивный человек?

- У меня две специальности. По первой я инженер гражданской авиации, поэтому я должен решения принимать быстро. Когда за спиной салон и 156 пассажиров, то решения принимаются быстро. Во- вторых, я прошёл путь от ученика слесаря до заместителя гендиректора объединения, поэтому я знаю все административные дела. Я отвечал за празднования , проводы и встречи  правительственных делегаций,  у меня была номенклатурная работа. Ноя понял, что вертикальная карьера не для меня. Я стал членом союза художников, стал свободным художником.

-Но как можно быть свободным плакатистом? На  что можно  жить, будучи свободным плакатистом?

-Волка ноги кормят. Начинаешь быстро соображать, куда обращаться, в какие двери постучать, как и что говорить. Для меня рынок начался в 1979 году. Рынок позволил расширить диапазон, много выставок прошло за рубежом. Это дало большой опыт. Вторую выставку плакатов я организовал с целью сбора средств  для детских домов. Я приехал в комитет по социальной защите,  подошёл к начальнику, сказал, что хочу сделать выставку, собрать деньги, отдать их на болевую точку. Мне сказали, что в Павловске очень тяжёлая ситуация в детском доме № 2, там лежат дети-инвалиды. Вот в домах малютки всё нормально, к ним приходят благотворители, сюсюкаются, помогают. Но от детей-инвалидов шарахаются, теряют сознание от ужаса.  Музей этнографии дал нам помещение бесплатно, но взял половину добытых денег на покраску крыши. Я тогда выступил у Невзорова в передаче «600 секунд».

-Может зря выступили? Крышу тоже надо чинить, музеям тоже плохо.

-А я считаю, что это хамство. Директор музея хорошо упитан, ухожен, у него есть квартира и семья, он директор, это его обязанность- добывать деньги на крышу. А в Павловске лежат больные дети и инвалиды, всеми брошенные. Третью выставку «Совесть» я провёл в 1992 году. Я зашёл в комитет по здравоохранению, мне сказали, что в больнице № 16  детей с костным туберкулёзом перестали поить молоком.  Собчак урезал кальцесодержащие продукты для больницы «в связи с бесперспективностью выздоровления пациентов», была такая формулировка.

- Во тогда вы и дошли до английской королевы?

-Ещё на  первую выставку зашёл член английского парламента лорд Биркис, он меня нашёл через куратора принца Чарльза, мне предложили участвовать в международном фестивале. Тогда вышел шикарный каталог «Традиции революции в русском искусстве», куда попали и мои плакаты…

-А вообще ваши плакаты в музеи попадают?

-С плакатами всё сложно, нет для них хранилищ в Русском музее, в музее политической  истории тоже нет. Даже для работ Евсея Моисеенко у Русского музея не нашлось места…. Кстати, у меня есть такой плакат об  истории России- закрученное, перекрученное  дерево. Я на юбилейной советской выставке хотел выставить этот плакат, но партийные бонзы испугались, обратились к председателю  выставкома Моисеенко. Он сказал: «Сами объясните художнику, почему это неправильно. Историю не переделаешь!». И плакат был выставлен.  Патриарх плаката Савелий Лапицкий, который отсидел 10 лет в сталинских лагерях, он сказал мне: «Молодец! И себя не сломал, и работа висит! Есть старое зэковское правило- никогда нельзя себя ломать. Если бы ты работу подправил, а её ещё бы и не повесили- чувствовал бы себя раздавленным.». Очень верная позиция. Софья Ковалевская говорила: «Говори, что знаешь, делай, что умеешь, а там будь что будет!». Очень верная мысль.

-А нет ли у вас ощущения, что искусство сейчас страшно далеко от народа?

- Буквально три дня назад об этом говорил в Союзе художников! Когда появилась «Тройка» Перова, на художников перестали смотреть как на людей не от мира сего, а как на людей,  которые чувствуют боль мира. Передвижники касались социальных вопросов. А на последней  выставке Союза Художников из  837 работ 377 были посвящены яблокам.

-Может эта скрытая тяга к партии и «Яблоко»?

- Ну-ну! «Два яблока на снегу», «Синичка и яблоко» и т.д.. До тех пор, пока мы будем заниматься этим дерьмом, никогда не получим никакого авторитета у народа. Каста художников до 1935 года вместе со священниками была лишена избирательного права. И сейчас- о каком  интересе к творчеству художников может идти речь, если  люди разучились работать с натурой, головы у них перестали работать. Нельзя  становится на позиции 2 русских художников, один умер 7 лет назад, другой чуть раньше, одному было 92  года, другому 95. Они всю жизнь жили в Германии, участвовали в выставке в Мюнхене в 1942, всю жизнь они рисовали букеты цветов. Они спокойно жили при ГДР, при оккупации американцами, при Гитлере, они просто рисовали цветы. Хорошо это или плохо- не знаю, для спокойствия хорошо, но чтобы считать себя человеком- этого мало. Наверное, всё таки искусство начинается как отклик на боль.

-Учеников вы этому  учите?

-Стараюсь настроить на то, что можно смотреть, а можно видеть, можно слушать, а можно слышать. Если слышат и видят, то есть возможность стать настоящими художниками. Я преподаю средовой дизайн, а  там всегда частный заказчик. Когда общаешься с людьми богатыми, то  есть чувство расслоения,  они смотрят на тебя как на обслугу. Но когда ты перестаёшь тянуться к их уровню, а  начинаешь себя отстаивать… Я говорю: «Вот у вас три машины, они рано-поздно сгниют. Дом может быть конфискован или продан за долги, если рухнет бизнес. Детей могут посадить на иглу, так как вы богаты. А у гроба карманов нет. Деньги с собой не возьмёшь. Кто-то вспомнит о вас с доброй памятью?». Они от моих слов обычно балдеют, им мир видится по другому, они перестают смотреть, ботинки у тебя из крокодиловой кожи или нет, они начинают понимать,  что существуют координаты с другими человеческими ценностями.

-Признайтесь, вы 7 ноября празднуете?

- Бабушка у меня была  старая петербурженка, когда я её, будучи пионером, о 7 ноября расспрашивал, она говорила, что помнит, что было  много грузовиков и ездили хулиганы с винтовками. С этим я и вырос.

-А 4 ноября вам как?

- Это праздник исчезнет, он надуманный. Некоторые фразы из летописи про Минина и Пожарского легли в основу моего плаката «День народного единства»- «На кол бояр- предателей московских». Вот с чем шли они! И не всё так было благостно. Они жён своих подавали. Из праздников  1 мая мне ближе. Пока существуют работодатели и рабочие- будет существовать коммунистическая партия, теория соотношения труда и капитала. Враньё всё подпортило. Откройте журнал «Президентский контроль» за 1991 год, где написано,  что у нас второе место в мире  по урожаю пшеницы, третье по добыче масла и молока. А у нас были  талоны тогда.

 

Hosted by uCoz