Павел Филонов, художник

 ПРОРОСЛЬ ПРОПЕВНЯ

 

            Июль. Саммит. Большая восьмёрка. В залах Русского музея –во всю ширь и мощь- Филонов.

            «ПАВЕЛ ФИЛОНОВ. ОЧЕВИДЕЦ НЕЗРИМОГО»- так называется выставочный проект «Proactive PR», посвящённый великому киту Русского авангарда. Последняя (и первая после смерти художника) крупномасштабная выставка работ Павла Филонова  прошла в залах Русского Музея в 1988 году. Кстати, цифра «8»- мистическая, очевидно, для художника, родившегося  8 января 1883 года.

 

ФИЛОНОВ И ПЕРЕСТРОЙКА

            Те, кто был на той выставке 1988 года , словно бы получили мощнейшую дозу рентгеновского облучения Искусством, атомными лучами Аполлона. Явление Филонова, извлечённого из музейных запасников бурным временем  Перестройки, произвело ошеломляющее, ослепляющее, облучающее воздействие на чахлых совков, жаждущих перемен. Филонов дыхнул чрезмерным жаром, подействовав обжигающе и оплодотворяюще на изжаждавшиеся энергии духовные пустыни России 80-х. Кандинский, Шагал, Малевич- отечественные  музеи времён перестройки выплёвывали и выплёвывали из своего чрева всё новое и новое потрясающее русское искусство, «Россию, которую мы потеряли», грандиозное искусство наших художников. Они выскакивали как живой Иона из чрева кита, но Филонов... Филонов в ту эпоху показался самым грандиозным титаном из всех титанов отечественного авангарда, более того, его выставка опустошала и убивала. Казалось- вот оно, всё сделано, всё достигнуто, над всеми кубизмами, реализмами, импрессинизмами, всеми «измами»  20 века поставлена точка. Филонов вобрал в себя всё, что было в искусстве до него, и  всё, что имелось в искусстве в зародыше, что ещё только хотело быть. И Пикассо, и Матисс, и Сезанн, и  Ван-Гог, и Петров-Водкин, и Малевич, и Шагал, и Кабаков, и Целков, и Сальвадор Дали, маячивший вдали- всех их зажал в свои русские народные лоскутки,  коллажевые складки, смял, впитал, предвосхитил, спрессовал в атомы и вырастил гомункулов своего аналитического искусства титан Филонов. После Филонова 1988 года, вышедшего на свет из советских подземелий, хотелось сесть на пол, расплакаться, сломать кисточку и сказать о смерти искусства. Но через неделю ощущения опустошённости после посещения выставки вдруг что-то происходило. Облучившиеся Филоновым растения, ростки всего творческого в тогдашнем распавшемся СССР начинали буйно расти,  цвести, давать плоды, превращаться в «проросли мировые». 

            Невозможно подсчитать, какое количество творческой энергии России того времени было пробужено реактором Филонова. Цельный авторитарный монстр распался на плевки плюрализма, на разбросанные клетки. В этом эмпедоклове сцеплении из несуразных омертвевших фрагментов  заводилась бурная новая жизнь. Из распавшихся деталей и кубиков строились новые миры «архитекторами Перестройки», из них складывал свою грандиозную «Поп-механику» Курёхин,  из руин  партийных и комсомольских денег распухали богатства первых фантастических новых русских, громоздились пирамиды МММ. «Сделанность как содержание. Сделанность как производное содержания. Сделанность как производное аналитической изобразительной силы» (Из текста Филонова «Понятие внутренней значимости искусства»). ««Я отрицаю всю идеологию всех современных и всех бывших течений начисто, и ценю каждое из них за сделанность». «Уметь писать- значит упорно и настойчиво делать в каждом атоме, как делает сапожник и поэт, музыкант, певец и столяр, слесарь и плотник, творчество которых, как труд, равно одно ремесло другому, и творчеству изобразительного искусства». (Филонов «Основа преподавания изобразительного искусства»).

             Можно по разному трактовать филоновское понятие «сделанность». Но колажевая переделка мира (перестройка), включавшая использование  готовых, сделанных фрагментов, равноправие всех элементов – всё это было весёлой постмодернистской заменой пафосной гражданской войны, мягкой отменой  конца света, к которому влекла поляризация как основной стержень 20 столетия.

            И – как первотолчок- филоновский примат содержания над формой. «Через содержание к форме, т.е. форма есть производное содержание и сделанный вывод из анализа содержания». После распада опустевших от смысла форм коммунистической идеологии Филонов был как очищающий перестраивающий поток, ориентирующий на поиск новых смыслов.   

            «Высшая школа искусств как высшая научно-универсальная система аналитического восприятия и разрешения, как максимум. Господство над всеми средствами восприятия, разрешения, анализа, интуиции творчества, проникновения в объект, постижения, провидения и абсолютно видения объекта творчества, и как отрицание профессионального формализма спецов правого, левого, сюжетного, жанрового, натюрмортного и т.п.искусства. Университет искусства, а не «Академия художеств». (Филонов «Основа преподавания изобразительного искусства»). От всего этого веет сциентизмом. Но -полотна Филонова, на коих лица и тела людей предстали сотканными из каких-то материализовавшихся напряжённых потоков энергий и материй, сцеплений атомов и миров, где материя предстала опадающим покрывалом, прикрывающим «цветущую сложность» сияния, духа, стихий- они и апофеоз внедрения вглубь материи, и апофеоз преображения Материи в Иное.

           

            О ФИЛОНОВЕ

            Что можно вспомнить о Филонове? Родился в Москве, учился в Петербургской Академии художеств. Трижды проваливался на вступительных экзаменах в неё, поучившись,  бросил в 1910 году. Был членом  «Союза молодёжи», в который входили художники-авангардисты Малевич, Матвейс, Матюшин. В 1913 сделал декорации к трагедии «Владимир Маяковский», поставленной в футуристическом театре «Будетлянин». В 1914 иллюстрировал Велимира Хлебникова. Написал неологистическую поэму «Пропевень о проросли мировой». Был почитаем обэриутами. Ученица Филонова Алиса Порет была подругой Хармса.

            Вынашивал мысль о создании музея аналитического искусства,  куда входили бы детские рисунки и работы душевнобольных,  в 1923 году  возглавлял сектор общей идеологии в музее художественной культуры. В 1925 году возглавил Коллектив Мастеров аналитического искусства, подготовил с учениками оформление спектаклей «Ревизор» для Дома Печати и «Король Гайкин 1» для клуба «Металлист». В 1930-х так и не состоялась выставка Филонова в Русском музее.        

            Жил в глубокой бедности. Вёл аскетический образ жизни, работал по 16 часов в день, питался хлебом и картошкой на 20 рублей в день. Занимался техническими переводами. В 1926 году расписывал интерьер Исаакиевского собора знаками Зодиака. Отказывался от пайка и пенсии, положенных ему как работнику культуры, обижаясь на то, что его не ценят как великого пролетарского художника.  Ничего не продавал, чтобы сохранить  свои картины для государства.  Был женат на Е.А.Серебряковой, вдове бывшего члена организации «Народная воля». 

             Умер в первую же блокадную ленинградскую зиму от голода.

            При Советской власти считался художником-формалистом, с 1936 года существовал термин «филоновщина» как символ «упадочного» искусства...

            Несколько картин Филонова можно видеть в постоянной экспозиции Русского музея. В Петербурге нет ни памятных досок, ни квартиры-музея Павла Филонова.

           

ФИЛОНОВ В 2006.

            Филонов со  страшными некрасивыми лицами своих героев, в коже которых вывелись космические миры и какие-то стихии и атомы- в век гладкого гламура? Филонов натуральный во всю высоту своих гигантских полотен- в эпоху филоновских перепевов, растиражированных множеством салонных живописцев? Филонов чрезмерно недрастый и разверстый, изобильный и уносящий в глуби с поверхностей - в эпоху, когда все устали от плоской дешевой переизбыточности фальшивого искусственного товара? Филонов  со своим аналитическим искусством- когда хочется нового сциентизма, новых ориентиров, скрепляющих нацию в одно целое? А почему бы и нет?! Самое время. К тому же выросло целое поколение молодёжи, которые не могли видеть выставку Филонова. 

            «Поэтому работай так: начинай и веди работу от частного к общему, от частного до последней степени хорошо сделанного и развитого к общему, до последней степени хорошо сделанному и развитому», -писал Филонов начинающему художнику Басканчину.

Отличный совет, между прочим. Мир развалился безнадёжно на части, частности, частные собственности. Какой-то удивительно своевременный совет для желающего выжить и жить в наибольшей степени хорошо.

 

ВОПРОСЫ К КУРАТОРАМ ВЫСТАВКИ

            - Анастасия! Почему с 1988 года не было выставок Павла Филонова? В чём причины, с чем это связано?

            -Филонов выбран не случайно. Это один из «трех китов» русского авангарда (наряду с Малевичем и Кандинским), незаслуженно забытый в условиях советской цензуры. Филонов с ранних лет жил в Петербурге и умер в самые отчаянные часы   для Ленинграда,  в блокаду. Нам  показалось, что символично представить общественности именно эту фигуру и, заодно, напомнить, о  таком явлении, как  Петербургский  авангард.

Выставка 2006  года – первая  с 1988  года крупномасштабная персональная выставка. Но это не означает, что его произведения  были совершенно изолированы от зрителя и его появление  теперь – всплеск  интереса на пустом месте.  Полотна  Филонова время от времени  появлялись на  различных групповых выставках, поэтому  фокус внимания на Филонове совершенно логичен;  просто ряд отдельных  импульсов  логично вылились в  большой проект.

            В 2001  в  частном выставочном зале Московском центре искусств при содействии  ГРМ прошла выставка «Формулы Павла Филонова», которая затем переехала в Петербург в Мраморный дворец (ГРМ). Но это была камерная  выставка – около 30 произведений.

Сейчас отличный момент – Петербург середины июля 2006 станет центром всеобщего внимания: здесь пройдет саммит Большой восьмерки под председательством Владимира Путина. В рамках G8 принимающая сторона, как правило, организует комплекс статусных мероприятий в области культуры и искусства, тем самым, способствуя формированию положительного имиджа страны-организатора. Русскому музею также хотелось, внести свою лепту и предложить в это время проект, который всколыхнет волну интереса, заставив сменить любые географические координаты на петербургские. На выставке

            -Анастасия, так кто всё же делает выставку- Москва или Петербург?

            -Выставку организует ГРМ, где находится основная часть наследия Филонова. Нам интересен Филонов в связи с тем, что организация крупных выставочных проектов является одним из основных направлений деятельности «Proactive PR». Кроме того, было бы несправедливо говорить о том, что это чисто питерский проект, - 04 декабря выставка откроется в ГМИИ им А.С. Пушкина и будет представлена московскому зрителю до 05 февраля 2007 года. 

            -Как и у кого возникла идея проекта? С какими трудностями связано её воплощение?

            -Даже одна картина Филонова - сложная для экспонирования задача. Каждый раз предлагаются новые варианты ее решения. Сегодня своеобразный и трудоемкий метод художника, воплощенный в подчас непростых для восприятия работах, будет представлен совершенно неожиданным образом. Должно было пройти время, чтобы не только кураторской смелости хватило на полную трансформацию пространства под Филонова, но и общество созрело к такой подаче Филонова.

            Выставка состоит из 160 работ художника,  среди них -  около 85  живописных полотен и 75 произведений графики, которые дополняют и обогащают представление о художественном языке Павла Филонова.   Большинство работ  будут представлены широкому зрителю впервые. Отобранные для выставки произведения  охватывают все периоды творчества  мастера, однако   эволюция его взглядов  и специфика  художественного мышления будут развернуты не по хронологи,  а тематически. Довольно редко музеи  решаются на такой ход  в большом персональном проекте.

            Кроме того,  концепция   обыгрывается оригинальным и  никогда не применявшимся в России  архитектурным решением, отвечающим  стандартам лучших музеев мира. Технологически дизайн легко адаптируется к любой конфигурации выставочного зала.  Специальное  освещение, покрытие стен и  пола  полностью трансформируют залы корпуса Бенуа Русского музея. Таким образом, открываются новые возможности для восприятия творчества Павла Филонова.

            -Многие иностранцы спрашивают, где в Петербурге музей Филонова? Известно ли устроителям выставки о каких-либо проектах, связанных с созданием музея Филонова?

            -Насколько нам известно, директор ГРМ  В.Гусев неоднократно говорил о том, что  хотел бы создать музей аналитического  искусства, основателем и идеологом которого был Филонов.

            -Насколько творчество Филонова популяризируется в системе государственного образования? Является ли изучение творчества  Филонова и русского авангарда вообще обязательным в школьных и вузовских программах?

            -Творчество П. Филонова  является неотъемлемой и значительной частью  классической истории искусства; входит во все учебники по истории искусства.  Про программу школ не знаю, так как в них всегда  индивидуально планируется программа курса, а  вузовской  программе по истории русского  искусства  первой половины ХХ  века он, естественно, входит, как  и все  искусство русского  авангарда.

            Кроме того,  работы Филонова практически постоянно присутствуют на крупных международных выставках, представляющих русское искусство этого времени. Например, весной этого года в Мадриде  в музее барона  Тиссена-Борнемисса проходила выставка «Русские  авангарды»,  где Филонов  (по желанию организаторов, решивших, что им  хочется  показать такие произведения  русс. авангарда, которые не успели наскучить и которые мало кто  знает) был  представлен отдельной  комнатой и значительным ( в соотнесении с форматом коллективной  выставки) числом работ.  Эта   экспозиция была сделана  пари поддержке ГРМ.

            -Можно ли отнести Филонова к самым дорогим художникам мира сегодня?

            -Среди русских авторов его можно отнести к одним из  самых дорогих. Работа ученицы Филонова Алисы Порет на Sotheby’s в апреле 2006 года  была продана  за 1 472 000 долларов.

            -Что можно сказать о правах наследников (известно, что Филонов умер бездетным). К кому должны обращаться многочисленные дизайнеры, ювелиры и т.д. и т.п., желающие использовать бренд Филонова?

            -Здесь нужно проверить закон.  Насколько мне  известно, через 50 лет после смерти при отсутствии наследников, широкая общественность может пользоваться ….

            -Можно ли говорить о «школе Филонова» сегодня, 65 лет спустя после его смерти?

            -Буквально  школы Филонова  сейчас не  существует. Собственно, это был  круг художников,  вдохновленных  гением  Филонова. Тем не менее,   влияние  рада элементов его творческой системы  было сильным на самые разные поколения художников.

            -Будут ли к выставке приурочены печатные материалы о Павле Филонове и его творчестве?

            - Выставку сопровождает каталог, в который войдут все представленные в экспозиции работы, а также двухтомник аналитических и иллюстративных материалов, посвященных творчеству Павла Филонова. Подобное издание будет являться самым обширным и всеобъемлющим трудом по истории творчества Филонова, когда-либо изданным в России и за ее пределами.

            -В ваши планы входит показ этой выставки в других странах. Как будет осуществляться это турне, как будет обеспечиваться сохранность подлинников?

            -Ведутся переговоры с крупнейшими музеями мира  в Америке и Европе.

 

ВАДИМ ЗАХАРОВ О ФИЛОНОВЕ

«Данная  выставка  выделяется еще одним оригинальным кураторским решением. Вместе  с работами  авангардиста первой половины ХХ века демонстрируются работы-посвящения  знаменитых  представителей современного  искусства», в их числе- работы Вадима Захарова. (из описания проекта выставки Филонова-2006)

 

Вадим Захаров «Автор – монумент Утопии».

            -Филонов принадлежит к тому типу художников, для которых жизнь и творчество неразделимы. Этому типу не свойственна ирония и дистанция по отношению к самому себе и окружающему миру. Мир – это я: любые изменения в личном пространстве влекут коренные изменения в пространстве мировом. Это позиция тоталитарного утопизма Автора. В своей претензии она универсальна. Автору свойственно стремление переворачивать мир, превращая его одновременно в очередную утопию. Эта классическая схема мне, современному автору, не особенно интересна, по крайней мере, она давно не реанимировалась в моей творческой жизни. Филонов заставил меня опять подумать на тему авторских претензий.

            Мой проект -- размышления на тему вечного предсмертного кривляния Автора. Эта тема всегда подспудно присутствует, потому как Автор не может быть уничтожен никогда. Чтобы ни предпринимали различного толка Авторы (включая самоубийство или превращение себя в тупую механическую болванку), на протяжении веков Автор остается в живых. И с этим приходится мириться, не забывая о взведенном курке – а взведен он Автором против Автора. И в этом напряженном диалоге самореализуется Автор.

            Объект представляет собой увеличенную до трех метров в высоту детскую игрушку (надо сказать, метод увеличения игрушки не самый новый – его уже использовали художники известные и не очень).

            Игрушка-скульптура – это лев, который состоит из отдельных кусочков. Под силой натяжения веревки и в результате работы сложного механизма (им управляет компьютер), игрушка то распадается на части (до-авторское состояние бесформенного небытия), то возникает в царственном величии своего Я на постаменте.

            Моя задача сводилась к демонстрации  всех стадий авторского становления и распада. Здесь Автор демонстрирует зрителю всю трагедию своего предназначения. И в этом пункте я как автор расхожусь с автором Филоновым. Павел Филонов видит себя фигурой трагедийной, без капли иронии, а я себя – фигурой шутовской. Лев-Филонов произносит (от третьего лица) довольно длинную и амбициозную речь с жалобами на тяжестъ и несправедливость отношения к Автору, к его жизни. Он пытается достаточно бюрократически (а автор-бюрократ – тема не шутовская) описать свои заслуги, ни больше ни меньше, перед вселенной. Моя же авторско-шутовская позиция позволяет дать Автору некую свободу от взведенного курка самоконтроля. Проявляется это в  расхождении слова и действия. В этой вилке Автор неуловим для самого себя. В моем проекте Лев-Автор не синхронизирует свои слова и поступки-состояния, и поэтому фраза Филонова из его «Автобиографии», написанной в 1929 году, «Мать брала в стирку белье. Отец был кучером, затем недолго извозчиком» может приходиться на стадию авторского величия, когда лев-автор стоит, гордо подняв голову. Одновременно фраза «Он имеет более 300 «сделанных» картин и рисунков, являющихся решающим фактором в советском, в пролетарском и в мировом маштабе» может свидетельствовать о стадии авторского распада.

            Мой проект – это единственный шанс художника Филонова отстраниться от трагедии своего авторского величия и немного посмеяться над самим собой. Надеюсь, он примет мое предложение.

 

 

 

Hosted by uCoz