Фрадкина Полина

            Я попала на концерт дуэта IN TEMPORALIS, который проходил в Смольном Соборе в рамках фестиваля «Романтика белых ночей».

Концерт проходил так. За рояль садится Полина Фрадкина, женщина, похожая на героиню французского романа о богеме начала 20 века, в длинной изящной юбке нежных гризайлевых оттенков, в мужском фраке, с кудрявой очаровательной головкой женщины-гарсона. К горе сооружений из инструментов, по которым можно стучать палками и руками, выходит Йоель Гонсалес, улыбчивый, артистичный, с хвостиком,  напоминающим  смешливого молодого маркиза. И начинается общение Полины и Йоеля при помощи всего спектра мировой классики. Кубинец Гонсалес по хулигански, по мальчишески начинает как бы стучать в невидимую стену при помощи своих бесконечно разнообразных барабанов и тарелок. Полина в длинной юбке не выдерживает, и отвечает ему нежной тирадой из какого-нибудь произведения Баха, Бетховена или иного глубоко европейского автора. А Гонсалес, горячий кубинский парень, страшно рад, что европейская барышня ему отвечает, и начинает вторить её мелодиям чем может- треском, шумом, грохотом, латиноамериканскими индейскими ритмами. И это треск и грохот выглядит как мужское вмешательство, грубоватое и нагловатое, в мир женских грёз. Порой оно напоминает техногенный машинный шум современной цивилизации, накладывающийся на лирический пейзаж и сентиментальность людей доиндустриальной эпохи. Европейские гении музыки  чутко сливались с природным европейским благолепием, их души вторили трепету  лесов, облаков, полей, рек. И вот пришёл с другого континента другой человек с другой кровью, другими корнями, с более древней основой, и принёс с собой треск глиняных черепков, стук сушёных кактусов, камней друг об друга.

            Когда Фрадкина и Гонсалес исполняли своё попурри из Чайковского, многим чопорным любителям классической музыки стало нехорошо. Передо мной заёрзали и возмущённо стали поджимать губы пара седых консерваторских преподавателей. Но потом они не выдержали, заулыбались, они простили «Ин темпоралису» их музыкальное хулиганство, они приняли его. Так как пересмешка была гениальной, пальчики Полины бегали по клавишам с виртуозным блеском, не менее блестяще бил из всех сил по своим шумящим инструментам Гонсалес.

            Обработки дуэтом классики порой опасно подходят к черте, когда хочется сказать, что они просто глумятся и издеваются над набившими оскомину чопорными пафосными классиками 19 века. Но никогда эту черту не переходят, как то счастливо от неё отскакивают, переходя в любовную перекличку между собой. Полина бьёт по клавишам с видом послушной девочки- дав, вот вам Дебюсси, вот Григ, вот Рахманинов, не правда ли, они прекрасны! А Гонсалес гнёт свою линию, весь в поту, пританцовывая, вскрикивая, отпуская лицо на волю, и оно вместе с перкуссионными выплесками  насмешничает, иронизирует, посылает поцелуйчики, восторги европейской барышне Фрадкиной и её любимой музыке. Их любовь и любовный артистический диалог, разворачивающиеся на сцене, увлекают слушателей, греют их сердца, наполняют надеждой на счастье. А музыка- ну да, она только повод, повод показать, что высшая радость человеков- это такое вот слияние мужского и женского начала, двух отзывчивых друг к другу душ, которым никогда не бывает скучно друг с другом, так как стоит только Полине нажать на клавиши, издавая небесный нежный тон, или Йоелю чуть чуть постучать, задавая озорной ритм, как костяшками пальцев по стеклу, и тут же будет отклик, и начнётся перекличка, перепалка, развитие сюжета, который непонятно до чего доведёт… Обычно- до полного экстаза и полной глубокой высказанности…

            И происходит популяризация музыкальной классики, самые быкообразные наши необразованные современники оседают на креслах, вовлекаются в процесс, шевелят ушами недоумённо и получают дозу кайфа, происходит инициация культурой.

            Полина Фрадкина- петербургская пианистка, активно концертирующая в России и за рубежом, дающая мастер-классы, а главное- активно популяризирующая как мировую классику, так и работы современных питерских академических авангардистов. Надо слышать, с какой бешеной энергетикой исполняет она ворчание Георгия Фиртича, музыкальные иронические  размышления Игоря Друха и футуристические хулиганские изыски Александра Кнайфеля. При этом испытываешь глубокое удовлетворение- да, именно так мы разговариваем между собой, если наши эмоции и прыжки мыслей перевести в чистое поле музыки. Фрадкина- это глубоко питерский музыкант, в ней удивительно сочетаются петербургские традиции -абсурдизм обериутов, космополитическая ирония Петра Первого, склонность к утончённому артистическому эпатажу, бурный революционный темперамент, повышенное чувство философской правды.

            Полина живёт здесь и сейчас, но свой взлёт как пианистки она связывает с времени записи диска «Шопен и антишопен». 6 лет назад Фрадкина задумалась, что Шопен с точки зрения современной музыки слишком романтичен и мелодраматичен. «Но это не так, кроме этой стороны Шопена, которую современные исполнители только и показывают, есть в музыке Шопена и другое- есть и космизм, есть и сдвиг в сторону абсурда, если не циклиться на его нежных вальсах»,- считает Полина.  С тех пор Фрадкина сошла с пути чистого академизма и всё больше шокирует слушателей. Правда, от этого слушателей у неё только прибавилось. Самые яркие композиторы авангардисты пишут специально для Фрадкиной свою музыку. Вообще, с тех пор у Полины началась новая жизнь, появляются всё более интересный круг знакомых. Полина неожиданно для себя начала выражать свою творческую натуру и в изобразительном искусстве, стала делать коллажи. Современная культура представляется ей всеядной. Хотя есть такие её представители, к которым приходится с робостью обращаться: «Если я люблю Чайковского, то это не очень страшно?». Правда, такой снобизм ей не по нраву.  

            Исполнение современной музыки привело её к поиску перкуссиониста. И она нашла Йоеля Гонсалеса, кубинца, который опетербуржился, который соединяет этнику и классику. Так возник очень успешный проект- дуэт «IN TEMPORALIS». «Постмодернизм- это не облегчение классики», - считает Полина Фрадкина. «Название нашего проекта переводится как «вне времени- во времени. Проект соединяет классику и электронику. Часто подобное смешение происходит искусственно, но мы стремимся не к опрощению с целью большей доступности для большей аудитории, а к переводу классики в современное обрамление, в современный контекст. Энди Уорхолл некогда  опоэтизировал рекламу. Пришло время классику сделать частицей того, что нас окружает. Но не опуская её, не примитизируя»,- так объясняет Полина задачи своего проекта. «Музыка в современном мире- это вечное и сиюминутное, музейное и простое. Главное чтобы был внутренний драматизм, сюжет, миниатюра»,- считает пианистка. В качестве иллюстрации Полина рассказала, как её  пригласили арбитром на канал 100, в споре «Терем- квартета» и Бориса Филоновского. Вроде бы они антагонисты, но Полина дружит и с теми и с другими, с «Терем –квартетом» она музыку Шварца играла, с Филоновским- произведения Владимира Раннева….

            Полина Фрадкина- выходец из интересной музыкальной семьи. Её дед Израиль Финкельштейн был секретарём Шостаковича. Мать привезла его из Киева в Ленинград, но приём уже был закончен, и тогдашний ректор Консерватории  композитор Глазунов похадатайствовал перед Луначарским, и Изя стал студентом. Сын Финкельштейна,   Эмиль, бережно хранит переписку отца с Шостаковичем и Прокофьевым. Из класса И.Финкельштейна вышли Георгий Свиридов, О.Евлахов, В.Флейшман. Мама Полины Фрадкиной- известная ведущая концертных программ, музыковед Элла Фрадкина. А  Эмиль Финкельштейн написал очень популярную книжку «Музыка от А до Я», по которой узнали первые сведения о мире музыке миллионы советских детей.

            Так что детство Полины Фрадкиной было уникальным, в доме отдыха и творчества композиторов в Репино маленькая Полина то Шостаковича в кофте и с палочкой видела, то Соловьёв-Седой мимо проходил, то Марк Фрадкин, который никакой не родственник, а просто однофамилец, фланировал... Потом была учёба в школе при Консерватории, учёба в консерваториях  Петербурга и Израиля. Дочка Полины по стопам матери  не пошла, она  учится в школе Лурье, которая даёт широкое образование, любит играть в спектаклях, уже снималась в кино…

 

Hosted by uCoz