Евгения Гапчинская
Из жизни херувимчиков
С 20 ноября по 20 декабря в художественном салоне «Монмартр» проходит персональная выставка «Детские сады» Евгении Гапчинской.
На картинах, так и хочется сказать картинках Евгении Гапчинской, всё время одни и те же персонажи. Очевидно, из мира херувимов и ангелочков. Это такие большеголовые детки- куколки с крошечными, младенческими ладошками и пяточками, носы у них в виде крепких розовых капелек-носопырок, обязательно в наличии пара крохотных новорожденных крылышек. Эти умильные херувимчики 21 века, явно подвергшиеся влиянию мультипликационного сознания, то едят арбузы, то растят луковки в стаканчиках, то рассматривают жука в коробочке. Иногда эти херувимчики играют в персонажей большой живописи, возлежат голенькие в позе «Венеры» Джоджоне, например. Или они одевают парички, играют в бильярд, кокетничают, подсматривают за девочками-херувимчиками в замочную скважину. В-общем, их нежному облику весьма подходит эстетика галантных времён, забавы в стиле двора Елизаветы Первой, любовные записочки, шалости и игривость.
«Будем как дети»,- так и крутится что-то этакое в голове при виде работ Евгении Гапчинской. Человечество устало от пафосного угрюмства, взрослой змеиной изощрённости, тем более цинизма, хитрости и многоумности. Гапчинская создала мир, где всего этого нет. Персонажи художницы как-бы возрождают классическую традицию любви к детскому миру и детскому телу, вызывают воспоминания о голеньких путти с гирляндами роз на потолках дворцов, напоминают о скульптурном убранстве Петербурга, где так много пухленьких, невинных и кудрявеньких существ, без которых, наверное, человечество никак не может. Иногда эта любовь к этому золотому обаянию новорожденных существ у Гапчинской усиливается до чрезмерной карамельности и сахарности, но без этого, пожалуй, не обойтись. К тому же всегда картины- картинки Евгении очень живописны. Детскосадовость персонажей отнюдь не означает инфантильность художественных средств и приёмов масляной живописи.
Сама художница получила своё вполне не детское академическое образование на факультете живописи Харьковского художественно-промышленного института, а затем в Нюрнбергской Академии искусств. Потом директор венского музея «Albertina» сделал заказ Гапчинской. Он попросил написать 15 картин о своем музее, в котором херувимчик-девочка путешествует по мастерским великих мастеров прошлого… Картины художницы находятся в коллекциях Лучано Паваротти, Никиты Михалкова, Владимира Спивакова, Андрея Шевченко, Олега Янковского, Тины Канделаки, Андрея Малахова...
-Евгения, когда родились ваши персонажи?
-Примерно в 2002. Я долго не рисовала после института. А потом вдруг как-то сами собой возникли эти человечки. У меня часто спрашивают, как я их разрабатывала. Они сами собой пришли.
-А какой ваш любимы праздник?
-Новый год. Как ни крути- всемирный, всеобщий праздник, когда охватывает необъяснимая радость.
-А какой Новый год был у вас самым оригинальным?
-Самый оригинальный из моих неоригинальных- это когда в новогоднюю ночь меня забрали в больницу и вырезали аппендицит. А так вообще я люблю просыпаться 1 января в своей квартире, дискотеки и путешествия меня утомляют в новый год. Я люблю видеть поутру свою щебечущую семью, люблю толстые носки вязаные, может в этом старческое что-то. Я привыкла к шуму и гаму своих близких, я хочу на Новый год домашнего запаха пирогов, беготни детей.
-То есть дети-херувимчики неспроста в ваши полотна пробрались?
-Я выросла в семье, где 5 детей, я была младшая. Потом у старших братьев и сестёр стали появляться свои дети… Сейчас мы из Харькова перебрались в Киев, но традицию всей семьёй собираться вместе на Новый год стараемся поддерживать. Привычка осталась наслаждаться домом и семьёй.
-А кто ваши родители?
-Папа военный, мама инженер, разработчик точных медицинских приборов для операции на глазах.
-Наверное, на Новый год едите киевский торт?
-Киевский торт- это очень вкусно. Но я мало ем, я люблю простую еду. Это осталось со времён, когда мы были нищими. Я не люблю рестораны. Я люблю гречневую и тыквенную кашу, буряковую икру. Я знаю миллионы рецептов блюд из тыквы, а в ресторане этого нет…
-У вас вышел такой шикарный альбом с репродукциями ваших работ!
-Мы всё делали сами. Напечатали в Днепропетровске. Мой муж Дима сделал дизайн.
-Он тоже художник?
-Мой муж занимается всем. Мне было 13, ему 15, когда мы с ним познакомились, участь в Художественном училище в Харькове. С тех пор мы как попугайчики-неразлучники.
-И рамы авторские тоже Дима сделал?
-Рамами я занимаюсь сама, такое у меня странное пристрастие.
-У вас сеть своих галерей в Киеве, Днепропетровске, Одессе и Москве. Но как к вам пришла известность? Что было сначала- галереи или картины с приключениями херувимчиков?
- После первых выставок сразу обо мне стали писать журналы. Потом мне сделал заказ русский «Вог». Потом был заказ из Вены.
-А откуда взялось у галереи название «Счастье»?
-Галерея сначала была без названия. Внизу, на табличке, мы выгравировали слово «счастье» маленькими буквами. И люди стали почему то так называть нашу галерею. Слово «Счастье» к нам приклеилось.
-Наверное, когда вы идёте к друзьям в гости, то проблем с подарком нет. Всегда можно подарить одного из ангелочков.
- Я перестала дарить свои картины, потому что часто бывают обиды- подарила не совсем то, что хотели, нравится что-то другое.
-А какой самый интересный подарок вам подарили?
- 35 орхидей и розовую маленькую коробочку, из которой выскакивает балеринка и поёт. Такой вот подарок на 8 марта…
-Евгения, а каковы ваши впечатления от Петербурга? У вас же первый раз выставка в нашем городе?
-Впечатлений пока никаких. С самолёта сразу на открытие выставки. А в Петербурге я 2 месяца жила, во времена учёбы в училище, у нас была такая музейная практика. Больше всего запомнилась на Невском мне пирожковая «Минутка». Там были такие маленькие и удивительно вкусные пирожки.
-Увы, «Минутки» больше нет. Теперь на этом месте торгуют фастфудом…