МАРАТ ГЕЛЬМАН

ЛЕЧЕНИЕ РОССИИ

           

            «Россия-2» расположилась на последнем этаже ЦДХ в Москве. В отличии от снега и холода в Москве, расположенной в России-1, находящейся за кадром от островка актуального искусства, «Россия-2» встретила посетителей беспрерывным журчанием фонтана, зеленью свежей травы и мусульманских флагов, изображениями зверьков и их реальными фекалиями, розовым жующим ртом во всю огромную стену, из которой то раздувается пузырь «Жевательной грязи» (картинка теленовостей), то сдувается.

            Группа АЕС   показала нам мусульманскую фобию. Полумесяцы, головки минаретов, зелёные знамёна ислама  они прицепили к рейхстагу, Кёльнскому собору, музею Гутенхайма, Московскому Кремлю.

            Дубоссарский и Виноградов, напротив, изобразили гигантский русский позитив на всю стену. Тремя белыми конями управляет смеющийся ребёнок, а под лошадиными ногами в зелёной траве путаются хорошо выглядящие зайцы. Видно, что художники  верят в будущее России, в светлую птицу –тройку, в инфантильного правителя-голыша, и даже плохая примета на пути- враги- это всего лишь на всего  трусливые аппетитные травоядные зайцы.

            Под яркой радостной картиной приятно, по-восточному журчали струйки фонтана. Три писающие мальчика, силой художественного воображения трансформированные Василием Цаголовым в половозрелых мужиков в военной форме, пускают три струи на голову стоящего на коленях четвёртого подросшего мальчика. Видно, последний чем-то им накакал, отчего они на него теперь с презрением писают. Искусство, в силу своей амбивалентной специфики, давало разные способы прочтения символики этой фонтанно- садовой группы. Одни чувствовали себя обмоченным провинившимся, другие, возможно, испытывали торжество вместе со стоящими облегчающимися воинами, мочащими врага в сортире. Будь я боссом «Единой России», либо Лимоновым с деньгами, либо таинственным олигархом, либо даже зловредным мусульманским фундаменталистом, разжиревшим на нефти, я бы  купила бы такой фонтан и наслаждалась бы душевно  его струями, о чём-то политически думая.

            Олег Кулик выставил светящуюся фотовитрину с шахидкой, беременной взрывчаткой. Красивая чернокудрая женщина сидит, то ли спящая, то ли навсегда уснувшая, расставив ноги в военных ботинках, свесив тонкие руки с раздутыми венами. «На животе её пластид. Уста моление сластит». Над ней полуразрушенный русский партийный мужик из цемента (наверное, Кулик нашёл эту потресканную скульптуру брежневских времён где нибудь на задворках умирающего московского завода). Трогательно и хочется всплакнуть. То ли над тем, что он, цементный, и она, живая, мертвы, то ли ещё что.

            Авдей Тер-Оганьян сделал блестящую серию работ с надписями. «Это произведение создано для получения эстетического удовольствия»,- написано на розовом холсте с какими-то кругами и стрелками. «Это произведение направлено на унижение лиц русской и еврейской национальности»,-фон картины чёрный, а на нём оранжевый треугольник. «Это произведение является надругательством над государственным гербом и флагом РФ»- вроде бы на сером фоне выстроились квадраты разных цветов. И т.д. Авдей остроумно обыграл попытки соединения политических высказываний и юридических обвинений с объектами из области эстетического.

            Особенно повеселили всех «Синие носы». Художники этой группы работают в технике фотоколлажа. «Ребята с нашего двора»- стандартные, подпрыгивающие перед фотокамерой подростки, только вместо лиц  у всех- лица Вовы Путина. Особенно хороши были «Маски-шоу», где групповым сексом занимаются Бен-Ладан, Буш и Путин. Я смотрела и думала, можно ли это истолковать как оскорбление президентов, либо же, напротив, как улучшение их имиджа. Всё же Путин и Буш были сверху! «Революция продолжается»- так называлось гигантское фотополотно, изображающее обнажённого толстяка-дауна в берете Че-Гевары. Толстячок (он же московская фотомодель по кличке Жаба), обпился и объелся, и белый котик пьёт воду из тазика, где он только что помыл свои ноги. Я сфотографировала этот объект, и теперь  у меня очередь из желающих эту фотокарточку повесить у себя на стене.   

           

            - Марат, ваша выставка носит название «Россия-2». Тем самым вы противопоставляете «Россию 2»  «России 1» и делите Россию, которую наша власть хочет сделать единой,  на 2 части. Чего вы хотели, и что получилось?

            -На самом деле – идея выставки родилась в Загребе. Мы делали там  большую выставку , следили за прессой, читали отзывы. В какой то момент поняли, что живём совсем в другой стране, совсем не той, какой она предстаёт в СМИ. И важно показать, что она существует. И эта страна более демократичная, более интернациональная, более свободная, чем это выглядит через медиа. Есть ещё один аспект. В современной российской ситуации , в современном мейнстриме совершенно искажена система соотношений идентичностей внутри человека. Я не только гражданин России, не только верующий, но и мужчина, муж, профессионал. Для «России -1»  важны же только твоё гражданство, национальность, вера. Если приказать: «мужчины направо, граждане России налево!» - я пойду направо. Совершенно игнорируется частная практика- то что в советской России называлось «трифоновщиной»,  это явление сейчас не существует. Цель выставки показать, что искусство свободно, что оно демократично, что оно говорит на интернациональном языке, что оно не считает для себя запретными темами рефлексию по поводу власти,  что ему близки  темы искусства для искусства и темы частной жизни. Мы сделали выставку, чтобы показать , что в целом  современное изобразительное искусство абсолютно не вписывается в те схемы вертикали, которые пытаются построить. Искусство   как сфера деятельности вообще не вписывается в  вертикаль. Хороший художник всегда важнее чем министр культуры. Соколов  сегодня есть, а завтра его не будет. Талантливый художник- он вне этой системы.  Наша выставка – эта декларация. Мы говорим о том, что в современной России необходимо расширить жизненное пространство для искусства, частной жизни, профессии за счёт политики, крупного бизнеса. Вот наша идея.

            -Судя по размаху выставки, монументальному  качеству представленных работ, кое-что из сферы бизнеса всё ж перекочевало в сферу искусства. А старики, которые вышли сейчас на площади, это Россия 1 или Россия 2?

            -Безусловно, это Россия 1. Это непосредственная реакция на действия власти. В этом смысле для «России 2» функция  рефлексии, критического анализа очень важна. В то же время важна и функция неучастия. Искусство это не лекарство, а боль. Мы никого ни к чему не призываем, мы просто фиксируем ситуацию, ставим диагноз. Принимать непосредственное участие в современной политической жизни для творческого человека- это неправильная стратегия.

            -То есть вы полностью против позиции Э.Лимонова. А вот вы не так давно занимались пиаром, участвовали в политической жизни наиболее активным образом, пусть и в закулисном виде...

            -Я много чем занимался. В то время, когда я был консультантом в области пиара, публичность мне мешала, так  работа пиарщика это работа теневая. В области искусства, напротив, публичность- это один из твоих инструментов. Были постоянные конфликты интересов внутри.  Моя работа пиарщиком  не была моей личной позицией, это была работа на заказчика. Я не реализовывал себя так, как реализовывал себя в искусстве.

            -Вроде бы вы, как и Мирослав  Немиров, представитель Ростовской художественной группировки... Этакий пассионарий, пришедший из периферии, пришедший в Москву и покоривший её...

            -Нет, я из Молдавии. Я учился в Москве в институте связи, потом уехал, потом вернулся в Москву в 1988 году. Пытался заниматься разными вещами, занимался коллекционированием, в 1990 открыл свою галерею.

            -Знаменитой галерее Гельмана  уже 14 лет! В каком состоянии её дела находятся ныне?

            -Ну, разные периоды были. До 1995 года галерея была главной, ведущей в России. Потом появились сильные коллеги, я немного отошёл от этой деятельности. Несмотря на то, что галерея сохраняет ведущие позиции, участвует во многих международных проектах. В это период велась подспудная работа по продвижению художников в большей мере, чем какая-то культурная работа. С 1996 до 2004 я был владельцем и идеологом галереи,  с осени 2004 года я вернулся на пост директора. Теперь это моё основное дело.

            -Каковы ваши планы на ближайшее будущее?

            -Мы хотим сделать несколько крупномасштабных проектов, цель которых- объяснить, что роль художника сегодня и то, что публике кажется, что является ролью художника сегодня- это разные вещи. Мы хотим показать художника как аналитика, критика, исследователя. Мы хотим показать новую функцию искусства сегодня. До сих пор существует мнение: «Ну, это на стенку не повесишь, значит, это не искусство!». Люди говорят это достаточно уверенно, и это не только их проблема, это проблема образования и т.д. Мы должны не только от этих людей отмахнуться: «Вы ничего не понимаете!», мы должны их убедить. Когда я говорю о расширении жизненного пространства искусства, я говорю об увлечении публики современным искусством. Сейчас круг людей, интересующихся современным искусством, очень узок.

            -Лечении или увлечении? Может быть, вам следует идти в младшие классы школы, создавать новые учебники и там начинать формировать нормальную публику?

            -Каждый должен заниматься своим делом. Но людей, кончивших учебные заведения, образовывать надо. У нас был проект «Искусство против географии». Была создана азбука, где 100 понятий современного искусства  были изложены простым человеческим языком. Эта азбука была издана, её можно найти в виртуальном варианте на нашем сайте. Здесь надо всегда разделять функции деятеля и идеолога. Это важно для меня.  Как идеолог я могу описать довольно широкое поле. Но как деятель я вовсе не должен всё это поле вспахивать. У меня есть зона, которую я готов сам своими руками, своей активностью реализовывать. Каждый свою делянку должен вспахивать.

            -А если нет таких активистов, неоткуда им взяться? В образование приходят всё новые поколения учителей, оставшихся в своём понимании искусства в 19 веке...

            -Это проблема моя, но задача не моя. Это как с музеем. Мне говорят- сделай свой музей. Но это совершенно разные задачи- делать выставки, собирать коллекции, создавать музеи. Я буду плохим музейщиком- слишком страстным, пристрастным к одним художникам, и необъективным к другим, быть может.

            -Судя по высказываниям в каталоге, вы хотели в чём то создать альтернативную площадку, противостоящую серому лживому взгляду наших СМИ, свободную от тухлого голоса СМИ, создающего фантом единой России-1. Но на открытии было полно телевизионщиков и журналистов...

            -Я против повестки дня, которая  формируется в  СМИ. Я говорю, что слишком много политики и мало искусства. Я не против того, чтобы СМИ давали информацию об искусстве. Но люди должны прийти и почувствовать стилистическую и внутреннюю разницу между тем, что они видят в СМИ и тем, что увидят здесь. Эта свобода, которая является одной из фундаментальных составляющих этой выставки, она не присуща СМИ, а присуща этой выставке. Свободу  любить приятнее, чем законопослушность. В каком то смысле наша выставка- это провокация для СМИ.

            -А какова ваша политика в отборе авторов? Говорят, попасть к вам в милость, или в милость к Бакштейну- это как вытянуть счастливый билет...

            -Я всех люблю художников, с которыми работаю. Вначале мы сами искали художников по всей России. Сейчас в галерею приходит около 1000 портфолио художников в год. Мы просматриваем, отбираем. На этой выставке 2 новых имени. Для московской публики это ваш питерский художник Пётр Белый, мы им заинтересовались ещё год назад. Его проект «Наш микрорайон» на мой взгляд- просто блестящий! А также московская группа «ПГ». Очень талантливые ребята. Наша выставка – это своего рода маяк.

            -А потом в его лучах, отделяющих зону независимости  от других зон, будет Россия-3, Россия-4 - если черты авторитаризма в России -1 будут нарастать, и живые куски свободы от неё будут отваливаться и создавать своеобразные островки?                      

            - У следующих выставок будут другие названия. «Россия-2»- это проект, это общая концепция, это проект в рамках общей концепции.  4 года назад мы делали программу «Культурные герои», когда наши кураторы ездили по всей стране и искали интересных и талантливых людей.

            -А как вы относитесь к современному искусству Петербурга?

            -Оно делится на 2 разных аспекта. Одно- это отношение к людям. Мы очень  любим обоих Флоренских, работали с Тимуром Новиковым, у нас хранится часть его архивов. Другое дело- это общая ситуация. С моей точки зрения- в Петербурге очень много талантливых, артистичных, одарённых людей, и очень мало художественного продукта. Если говорить о Москве , то часто замечаешь, что произведения искусства часто адекватнее и интереснее, чем сами люди. А у вас люди интереснее, чем, то, что они делают! В Москве люди более целеустремлённые, более направлены на самореализацию, у вас- более созерцательные...

            -Так надо сделать выставку питерских людей в витринах! В рамках вашего проекта «Россия-2» прошло выступление поэтов «Осумасшедшевшие безумцы»

            - Для меня в сегодняшней ситуации деятельность поэтов- это скорее деятельность в области вербального перформанса, нежели в литературной области.  Поэтому для меня Немиров и его группа- это художественный проект, который существует гораздо более эффективно в качестве выступления, а не к качестве книги.        

            -Поэтому вы не издаёте их книги?

            -Я не мыслю себя издателем. Чем жёстче будет ситуация в России-1 -тем более востребованным станет поэт как чтец, как артист. Именно как автор –чтец, нежели как писатель книжек.

            -Входит ли в ваши планы привести «Россию-2» в Петербург?

            -Мы себя мыслим в Москве. Когда нами интересуются, серьёзные институции предлагают сотрудничество, мы никогда не отказываемся. Если это будет интересно в Питере, если найдётся продюсер, например, Боровский, или ещё кто-то, мы с удовольствием на это отреагируем.

 

 

Hosted by uCoz