РУБЕН ГАЛЬЕГО
НЕ ИСПАНСКАЯ ГРУСТЬ РУБЕНА ГАЛЬЕГО (журнал «Петербург на Невском»)
"Я
- маленький мальчик. Ночь. Зима. Мне надо в туалет. Звать нянечку бесполезно.
Выход один - ползти в туалет. Для начала нужно слезть с кровати. Способ есть, я
его сам придумал. Просто подползаю к краю кровати и переворачиваюсь на спину,
опрокидывая свое тело на пол. Удар. Боль. Подползаю к двери в коридор, толкаю
ее головой и выползаю наружу из относительно теплой комнаты в холод и темноту.
Ночью все окна в коридоре открыты. Холодно, очень холодно. Я - голый. Ползти далеко. Когда ползу мимо комнаты, где
спят нянечки, пытаюсь позвать на помощь, стучу головой в их дверь. Никто не
отзывается. Кричу. Никого. Может быть, я тихо кричу".
Так начинается книга «Белое на
чёрном», которая была издана нашим питерским издательством «Лимбус Пресс» пару
лет назад и сразу получила престижную премию «Букер-
Открытая Россия» в 2003 году. Книгу написал русский писатель Рубен Давид
Гонсалес Гальего.
Внук
лидера Коммунистической партии Испании, он родился в 1968 году в Москве. Его
мама Аурора была послана отцом учиться не в Париж, в
Сорбонну, а в Москву. Это было сделано в
целях «перевоспитания» вольнодумной дочери. На Ленинских горах Аурора встречает венесуэльского студента, у
них рождаются близнецы. Один из них сразу умирает, второму ставят страшный
диагноз ДЦП. Мать, уехавшую из больницы сдавать экзамены, срочно вызывают
обратно, показывают агонизирующего сына в реанимации, потом сообщают ей, что он
умер. Как и с первым
близнецом -- ни справки
о смерти, ни свидетельства
о рождении ей не выдают.
До сих
пор история с фиктивной смертью младенца полна загадок. По версии Сергея
Юрьенена, написавшего роман "Дочь генерального секретаря", одна из
разгадок- в политической ситуации 1968 года, когда
Компартия Испании осуждала КПСС за Прагу, КПСС осуждала КПИ за
"еврокоммунизм", а дочь лидера фактически стала заложницей Кремля. Через 7 лет у Ауроры
от писателя диссидента рождается дочь, и им удаётся вырваться в Париж.
По
другому складывалась судьба первого сына, которому мать даже не успела дать
имя. Из кремлевской больницы он был
отвезен в село Карташево
под Волховом, затем в
ленинградский НИИ, где его безуспешно пытались лечить,
оттуда в
Брянскую область, в
город Трубчевск, затем в Пензенскую область, в рабочий
поселок электролампового завода под названием
Нижний Ломов и,
наконец, в Новочеркасск. Здесь Рубен закончил два колледжа -- английский
и юридический. Женился, родил
дочь-красавицу. Заработал на компьютер. Побывал в Америке. Вернулся, развелся и женился
снова, родил вторую красавицу- дочь. Испанско-литовский режиссер
решил снимать о нем документальную
картину. В 2000 году
киногруппа провезла его маршрутом
Новочеркасск -- Москва -- Мадрид -- Париж -
Прага. В Праге Рубен нашел свою маму и
решил остаться с ней. В Праге он пишет свой первый роман, набирая текст двумя действующими пальцами.
Белое на
чёрном- когда он практически умирал от болезней и
голода, то увидел сначала белые буквы на чёрном фоне, потом те же слова и фразы, но уже чёрные буквы на
белом фоне. Тогда он решил, что надо писать.
В своей
книге он написал о том, что осталось и остаётся за кадром. О детях и взрослых-
инвалидах, запертых пожизненно в инвалидных домах и домах престарелых. О
системе государственного милосердия, где ослабших,
заболевших и обездвиженных отправляют умирать на «второй этаж», оставляя без
пищи и ухода. На ту же участь обречены дети, достигшие 15-летнего
возраста. В сытые брежневские 70-е и 80-е дети инвалиды часто были
недокормлены. "Я позвонил одному из директоров одного из моих детских
домов. Разговор получился сложным. Я понял, что ему было очень больно со мной
общаться. Он сказал мне страшную вещь. "Рубен, - сказал он, - мы старались
думать, что вы ничего не понимаете".
Чёрные
мучительные эпизоды сменяются в книге белыми, радостными. Изувеченные господом
богом дети хотят жить и помогают друг
другу. Самые потрясающие сцены в книге- это страницы о неистребимом человеческом
достоинстве, таящемся в самых неприспособленных для жизни телах, это страницы о
прободении капель милосердия в самых зачерствелых душах, обслуживающих узаконенную жестокость.
«Белое
на чёрном» - это ещё одно лишение иллюзий. В 60-х и
70-х писатели деревенщики воспевали неких мудрых и добрых крестьян,
затерявшихся в глубинке России. Книга Гальего о том, что их и там уже почти
нет. Простые русские бабы и крепкие мужики
из недр народа-богоносца, идущие работать с детьми инвалидами, чудовищно
жадны и жестоки, пусть часто не по своей воле, а по воле кормящего их
порядка. Зато каждая искра доброты,
нежданно вспыхивающая на этой ледяной золе- сверкает
как бриллиант для нуждающихся. Добр только Бог, который непредсказуемо витает
над этой нищей землёй и немотивированно являет вдруг своё благоволение в самых
безнадёжных ситуациях. В романе при
всей тяжести картин, изображающих деградацию людей, не возникает чувства богооставленности. К
тому возникает желание поучиться
живучести и упрямству маленького мальчика, который, крича и оставаясь неуслышанным,
всё же полз дальше, вперёд. Всем нам этому надо учиться, учиться и учиться.
Скоро
«Лимбус Пресс» выпускает новую книгу Рубена Гальего «Я сижу на берегу». Есть
такое мнение в издательско-писательской среде- одну
книгу написать может всякий, написать вторую книгу- вот что труднее всего.
Рубен написал вторую книгу, он всё делает минимум дважды. Это означает
подтверждение того, что в России стало одним большим писателем больше.
-Рубен, по прочтении книги у всех возникает лёгкое чувство восторга- от того, что вам всё-таки удалось выжить, удалось вырваться из удушающих лап нашего государственного милосердия! Как это произошло? Эта история осталась за кадром для читателей, но, тем не менее, вызывает жгучий интерес.
– Ира. Последним
пунктом государственного милосердия для
меня стал дом престарелых. Из дома престарелых
я не вырывался, меня оттуда вытащила моя бывшая жена – Катя. Вытащить меня
оттуда она смогла на фоне всеобщего перестроечного бардака. Так что за свое освобождения я могу благодарить Катю и Горбачева,
причем Катю, конечно, гораздо больше.
-После всех тех ужасов, которые вы описываете, всё же возникает ощущение, что Бог есть. Как складываются ваши отношения с религией, вы же, как и люди нашего поколения- родом из атеистического детства.
– С религией у меня
отношения складываются с переменным успехом. Бог есть, конечно, и у него есть
чувство юмора. Еще мне нравится
поговорка о том, что он не фраер. Говорить о религии и
сексе публично не люблю, неприлично это и неловко как-то. Атеистическое детство
– не такая уж и плохая вещь. Атеист тоже верит. Стивен Хокинг, например, точно знает, что Бога нет,
и может эту точку зрения логически обосновать. Атеист мне ближе по духу, чем
человек безразличный. Атеизм как этическая концепция мне нравится, не
рассматривая варианты атеистического фанатизма, конечно. Сам я к атеистическим
фанатикам отношусь примерно с такой же долей иронии как
и к фанатикам верующим. Фанатики опасны по обе стороны баррикад. Но, к
сожалению, очень большая часть населения планеты элементарно не задумывается об
устройстве мироздания. Им сказали, что Бога нет, – они поверили. Потом сказали,
что Бог есть, – они опять поверили. В существование Стивена Хокинга я верю так
же, как и в существование Антония Сурожского. И Стивен Хокинг и Антоний Сурожский, с моей точки
зрения, показывают существование Бога самим фактом своего существования. В
толпы верующих я не верю, как и в толпы атеистов.
У Валадимира Ульянова
в детстве было религиозное воспитание, а у Антония Сурожского как раз и было
атеистическое детство, как и у нас с Вами. Сам факт атеистического детства
ничего не доказывает.
-Расскажите вашу лав стори. Несмотря на кошмар российского бытия, из его недр произрастают прекраснейшие женщины, две из которых стали вашими женами. Что вы думаете о русских и иностранных женщинах - у вас, наверное, есть теперь возможность сравнить разные менталитеты и устройства душ.
– Само словосочетание «лав стори» мне не нравится. Я немножко знаю иностранные языки, поэтому мне всегда обидно, когда люди не стараются использовать русский язык там, где это возможно. Свою любовную историю я, конечно, рассказывать не стану. В каждой истории принимают участие живые люди, и я должен уважать их свободу и право на частную жизнь.
Понимаете, Ира, я –
русский человек. Соответственно, образ мысли и устройство души у меня русский.
Естественно, мне ближе и понятнее человек, говорящий по-русски, независимо от
пола этого человека. Но если Вы настаиваете именно на оценке женщин, то могу с
полной уверенностью сказать, что сравнивать женщин по национальному признаку я
не умею. И чтобы покончить с вопросом полов, любовных историй и русских женщин, я так скажу, можете написать это крупными
буквами. Женщины везде есть замечательные. Дело не в женщинах, дело во мне.
Прекрасные женщины есть везде. Что толку? В любой точке земного шара мужчина
обязан выполнить хотя бы минимум социальных обязательств. Я не смог. Поэтому
сравнивать женщин я права морального не имею. Так что, я думаю, по поводу
любовных историй и различий в женском менталитете Вам стоит обратиться к более
успешным мужчинам.
-Из фильма о Вас зрители узнали о том, как вам удалось разыскать вашу мать. Как складывались ваши отношения в дальнейшем?
Сейчас мы живем с
мамой в небольшом немецком городке Фрайбурге. До этого три года прожили в
Испании, до этого – год в Чехии.
- Какой резонанс получила ваша книга в литературных кругах? Какие отзывы до вас доходят?
Отзывы самые разные, много положительных. Я немного знаменит в России, Испании и Италии. Иногда я грустно шучу, что хотел бы поменять всю свою известность на немножко денег. В литературных кругах меня знают, но не более того.
-А какой резонанс она получила в кругах сильных мира сего? После этой книги возникает желание, чтобы министр Зурабов сделал смотр всех детских и инвалидных домов, навёл там порядок, или, чтобы сквозь высокие заборы этих заведений проникли международные организации и что-то сделали бы для защиты самых обездоленных людей нашего общества, отстаивая их право на жизнь. Возникло ли хоть какое-то ответное колебание реальности? Есть ли у вас такая информация?
Не знаю. Я не строю
иллюзий. Если о детских домах в России уже можно говорить, – это уже хорошо. Я
не знаком с господином Зурабовым. Уверен, что этот человек делает все, что в
его силах. Детских домов слишком много, ресурсов у России слишком мало. Если бы все проблемы
сиротства, инвалидности и старости можно было бы решить смотром и «наведением
порядка», то, наверное, жизнь была бы намного
проще устроена. Международные организации – тоже не панацея. Во многих
странах мира активно работают представители
международных организаций, тем не менее обездоленных
там не становится меньше. Я радуюсь
каждый раз, когда узнаю что-то положительное о детских домах в России.
Например, в некоторых детских домах активно работают российские
благотворительные организации, монашкам разрешили посещать детей и оказывать
посильную помощь.
-Сейчас в России происходит жуткий натиск на беднейшие слои населения. Реформы жилищного хозяйства, льгот, системы образования приведут к тому, что огромная часть населения лишится элементарных условий жизни- жилья, образования для детей, медицинского обслуживания, возможности выживать в пожилом беспомощном возрасте. Та система узаконенного подпольного Освенцима, в котором без печей подлежат уничтожению «лишние люди», теперь вышла за заборы интернатов для более масштабного применения. Для 80 процентов населения предстоит встреча с чудовищной борьбой за жизнь и невиданной нищетой и невзгодами. Что бы вы могли пожелать этим людям, какие качества им следует развивать, чтобы выиграть?
80 процентов населения России уже борются с нищетой. Не думаю, что все существенно изменится в худшую сторону. Возможно, будет хуже, но основные условия игры все же останутся. Если у вас есть дети – вы обеспечены в старости, если нет – обречены. Одиночество в старости – катастрофа, которая приходит во все страны мира. Пожелать я людям одиноким и больным, к сожалению, ничего не могу. Человеческие качества, которые теоретически могли бы помочь для выживания в непростой экономической обстановке у людей либо есть, либо их нет. Сам я выжить в России не смог. Я – эмигрант. Давать советы из-за границы, причем советовать что-либо людям, потерявшим все, по меньшей мере, неумно.
-Какая страна наиболее милосердна по отношению к инвалидам на ваш взгляд?
Не знаю. Честно говорю, у меня мало данных. Лично мне в этом плане нравится Германия.
-Ваши впечатления от Испании- какие они?
В коротком интервью сложно описать страну целиком. Люди по всему миру отличаются не очень сильно. Я думаю, что людей следовало бы сравнивать, ставя их в приблизительно равные условия. Испанцы долгое время прожили без кризисов и массовых убийств. Это накладывает отпечаток на все.
-Есть ли возможность у Вас помогать хоть как-то тем, кто остался по ту сторону забора?
Я живой человек, чем могу – помогаю. К сожалению, мои возможности более, чем скромные. По эту сторону забора тоже непросто быть инвалидом.
-Следите ли вы за литературой? Какая из книг произвела на вас наиболее сильное впечатление за последний год?
Наверное, я уже приближаюсь к возрасту, когда больше перечитываешь, чем читаешь. Недавно перечитывал «Как писать книги. Мемуары о ремесле» Стивена Кинга. Впечатление на самом деле сильное. Жаль, что эта книга не попалась мне раньше.
-Каковы ваши творческие планы?
Очень скоро в России выходит выходит моя вторая книга «Я сижу на берегу». Но самый большой мой творческий замысел – элементарно выжить. Моя жизнь сама по себе творческий акт.