ВАЛЕРИЙ ГАЛКИН, кузнец

Недавно в Летнем саду в компании Терпсихоры, Аполлона, дедушки Крылова и других безмолвных, но выразительных существ появились новосёлы. Выразительные и молчаливые 12 стульев из чугуна и стекла.

Появились они в очередной День города, как последствие Международного кузнечного фестиваля «Золотой Двутавр». Двутавр- это такой профиль, прокат, под воздействием огня и мускульной силы кузнеца он превращается в разнообразные произведения кузнечного искусства, особенно легко он перевоплощается в растительные орнаменты.

Сначала на лёгкую летнюю  сцену вышло человек двадцать могучих мужчин-кузнецов из разных бывших наших  республик свободных, все они зычными голосами нестройно и оглушительно спели гимн своего профессионального цеха. Потом на одной из полянок с 12 чугунных стульев, выкованных за 3 дня руками разнонациональных кузнецов, сняли белую плёнку, типа той, какой прикрывают грядки огородники-любители. В Летнем саду появился новый философский художественный объект, абсолютно адекватно  продолжающий линию художественных скульптур. К аллегориям утра, юности, архитектуры, войны и красоты прибавилась ещё одна аллегория. 12 стульев- это не только Ильф и Петров! Это и 12 месяцев, и циферблат, и стороны света, выделенные четырьмя стульями покрупнее. В центре круга из стульев- дерево любви, вокруг которого время вертится. Это самое древо любви было выковано за несколько дней на мастер-классах училища Штиглица, во время выставки работ Александра Бурганова в Соляном переулке. Позади сюрреалистических извращённых тел Бурганова кузнецы быстро сделали своё произведение, погрузили его на телегу, впряглись в неё и отвезли в Летний сад.

 Автором идеи «12 стульев» является кузнец Валерий Галкин, заслуженный художник России, обладатель премии «Виктория», автор множества чугунных кованных изделий, украшающих наш город. Кованные ограды, козырьки, фонари, лестницы, фрагменты дверей- у театра Льва Додина, у ректорского флигеля Университета, в галерее на Большой Морской и во многих других местах- это всё детища рук и фантазии Галкина, хотя иногда они воспринимаются как послание из позапрошлого века, настолько все мы не привыкли к тому, что и сейчас кто-то что-то новое в кузнечном цехе творит. 

Сначала «12 стульев» были задуманы как фонтан-шутиха. Но потом решили, что вода и металл- не самое лучшее соседство, и сделали 12 седалищ, весёлых, как шутиха, но с глубоко запрятанной мудростью. Это только снаружи один стул- стул мадам Грицацуевой, другой- стульчик Паниковского и  т.д. На самом деле эти эргономические существа, призванные вторить очертаниям человеческих тел и потакать велениям их душ, и вот уже  они стали собирать вокруг себя толпы посетителей, отвлекать на себя варварские инстинкты, которые в туристах неистребимы, увы.. Стулья крепки, интерактивны, по ним можно лазать, на них можно сидеть, фотографироваться. Если кому-то захочется что-то с хряском разбить-  то лучше пусть этим объектом будет не нос античной мраморной красавицы, а цветные толстые стёкла в чугунных стульях.

Попутно Валерий Галкин поведал историю о кузнечном деле в нашем городе. Наивысшего расцвета кузнечное искусство достигло в эпоху модерна. Кованые ограды и другие изделия той поры сделаны в возвышенном царском стиле, и когда к власти пришёл пролетариат со своей эстетикой конструктивизма, кузнечному делу пришёл конец. Ковать перестали напрочь, зато в течение 70 лет царствовало литьё из стали. Весь сталинский ампир построен на литье. Кузнечное дело кой-как сохранялось только в деле реставрации.  Это наводит на философские размышления. Ковать- это значит быть субъектом, ежесекундно включённым в творческий процесс с неоднозначным завершением- всегда можно передумать и выковать в другую сторону. Отливать по формам- это уже другое, это уже возможность копий, бесконечного повтора… Ещё говорят- кузнец своего счастья. А отливают какие-то шестерёнки, винтики и болты, гвозди вместо людей…

Кузнечное искусство стало оживать в 1973-75 годах. Одним из первых патриархов возрождаемого искусства стал Всеволод Смирнов. Он был архитектором по образованию, но, когда столкнулся с реставрационными работами в одной из старых церквей Пскова, то вдруг неожиданно увлёкся кузнечным делом. Всё пришлось восстанавливать с нуля- технологии, инструментарий. По крупицам, по книгам, путешествуя по всему свету, собирались им нужные знания. Помогли кузнецы из Голландии, Англии, Польши, Швеции. В Европе кузнечное дело не умирало, в отличие от территории СССР, где оно сошло на нет. В кочегарке Мухинского училища  была создана кузнечная мастерская. Сейчас в городе около 40-50  мастеров художественной ковки, у них есть свой узнаваемый почерк, свои школы, свои ученики. Многие из них своим учителем считают Всеволода Смирнова. Наиболее яркими представителями нового искусства являются Владимир Сохоневич, Владимир Марков, Тимофей Силич, Юрий Саркисьян, Эдуард Фокин. Кузнецы любят собираться на фестивалях кузнечного искусства, которые проходят то в Ивано-Франковске, то в Таллинне,  то на Соловках.

В качестве анекдота. В конце 70-х кузнецов постоянно путали с кочегарами. Люди не понимали, чем кочегар отличается от кузнеца не только внешне, но и по роду своих занятий. Теперь настали такие времена, что кочегар это одно, а кузнец звучит гордо.    

            Главная проблема кузнецов-художников- это варварство и нищета населения, которое так и норовит открутить изделия из бронзы, меди, латуни, украшающие архитектурные сооружения нашего города и сдать их в утиль. Зато простор для творчества дают новые заказчики, строящие новые коттеджи для себя. Кузнечное искусство становится всё более востребованным.

            Судьба 12 стульев волнует Валерия Галкина, как и судьба Летнего Сада. Сад стоит практически бесхозный, милиция в саду какая-то расслабленная и несерьёзная, попахивающая спиртным, что в результате сказывается,  проявляется в постоянных варварских акциях над знаменитыми скульптурами Летнего Сада. Пора бы ввести небольшую плату за вход. При огромном потоке посетителей это  даст Летнему Саду нормальные доходы, позволит нанять нормальную охрану и завести наконец-то опять лебедей, которые всегда были брендом Летнего сада. И вообще мы в богатой стране живём, или нет? В богатом городе, дружащими с нефте-газовыми олигархами, или нет?  Если дела в Летнем саду не изменятся, то скоро не только статуи перебьют, карпов и лебедей выедят, но  и саму ограду, глядишь, унесут. И антиварварская мощь чугунных  12 стульев не поможет.

 

 

Hosted by uCoz