ГЛЮКЛЯ И ЦАПЛЯ

Феминистки в Петербурге.

О ГЛЮКЛЕ  И  ЦАПЛЕ, ПЕРЕХОДЯЩИХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

            До того, как стать Глюклей и Цаплей, они были Наташей Першиной-Якиманской и Ольгой Егоровой. Наташа училась в Мухинском на текстильном , Ольга перевелась из Хабаровска  в нашу Академию Художеств на искусствоведческий факультет.

            Ольгу и Наташу сблизил интерес к одежде. Началось всё с совместной поездки в Крым, куда третьим лишним они взяли платье в горошек. Тогда они поняли, что жить с кем-то труднее, чем не жить, что работать с кем то труднее, чем работать поодиночке. Что надо преодолевать себя, бороться с собой, с всё более распространяющейся эгоцентрической моделью  жизни в обществе. Что касается одежды, то Глюкля относилась к ней модернистски, а Цапля- как искусствовед, он любила придумывать истории для одежды. Одежды мешают людям понимать друг друга, зато помогают тому, что у Маркса называлось «отчуждением». Одежда как железная маска мешает контактам между людьми, подобно тому, как раньше этому мешал «железный занавес».

            Так возник долгоиграющий проект Глюкли и Цапли под названием «Фабрика найденных одежд». Единственное, если в 1996 году девушки в своих перформансах были ориентированы на внутренний мир, то постепенно они стали переходить к социуму, к людям- к матросам, к девушкам, водолазам...

            Себя они считают детьми «Борея»- артцентра на Литейном, где в 90-е бурлила и кипела богемная жизнь. Там то они и стали осознавать свою несхожесть со всеми существующими тусовками и художественными кругами, им захотелось сопротивляться и конформизму и нонконформизму в искусстве. Чтобы как-то подчеркнуть свой протест, девушки одели белые платья и прыгнули с моста в Эрмитажную канавку. Это был мужественный поступок, знакомые мужчины отговаривали их это делать, но при этом, помогли им замерить перед прыжком глубину воды при помощи чугунного утюга на верёвке.

            Прыжок девушек, посвящённый Бедной Лизе, запечатлели телевизионщики и даже прокручивали заснятые кадры как заставку на ТВ. Девушки были замечены, их стали приглашать на интернациональные выставки. «Мы тогда ещё не были интеллектуалками. Просто мы интуитивно попали в тоску «о главном», в то время не принято было говорить о жажде любви, эта тема находилась под запретом и у соцреалистов и у сменивших их концептуалистов».

            Сакральным актом стал переход Глюкли и Цапли через границу. В 1998 году их пригласили в немецкий город Кассель, принять участие в престижном международном фестивале «Документы-10». Визы оформить во время не удалось, тогда Глюкля с Цаплей решили перейти через лес без документов. Настала ночь, рядом хрюкало стадо диких кабанов, звучали моторы вражеских мотоциклов- как в фильмах про войну. Это было тяжкое испытание, Глюкля с Цаплей чувствовали себя маленькими Козеттами. К утру к своему ужасу девушки обнаружили себя в Чехии. Они отправились в Прагу, на радио «Свобода», связались с диссидентами и отправляли по факсу вести о себе в Кассель, где все их с нетерпением ждали. Была предпринята вторая попытка. Неожиданно, перейдя через какую-то тропку, они оказались в прекрасном ровном лесу, где гуляли чудесные олени и пели птицы. Это была Германия, но тут из-за кустов выехала полицейская машина! «Они просветили границу лучиками» Нас обнаружили» Это конец!», - подумали русские художницы, но тут машина проехала мимо. «Граница- это компания наших страхов, если её преодолеть, то ты приобретаешь свободу»,- такие выводы вынесли они из этого экзистенциального опыта. В Касселе их ждал триумф.

            За спиной у Глюкли и Цапли- множество выставок и перформансов, видео проектов и инсталляций.  «Записки идеального возлюбленного» (фильм был показан на днях пеетрбурга в Нью-Йорке в 1997 году), работа с беременными на Фестивале балтийских стран» в Хельсинки, участие в московском проекте «Память тела», проект «Элоиза и Абеляр или пять подвигов в подводной лодке» в рамках фестиваля института Про-Арте, перформанс на чердаке Эрмитажа «107 страхов», посвящённый Луиз Буржуа, инсталляция «Рай» в Берлинском рейхстаге, представлявшая собой последнее письмо мелом Евы Браун. И, конечно всё это связано с  одеждами- «Лабиринт из говорящих платьев» в Дюссельдорфе, видео «Алые паруса» в московской галерее XL.  С некоторого времени Глюклю и Цаплю волнует  тема хрупкости. Ей был посвящен видео-проект «Торжество хрупкости» в на фестивале в Аберхаузене. 

             Сначала девушки отбрыкивались от тех, кто их называл феминистками. Сейчас они по иному относятся к феминизму. В январе на Пушкинской-10 прошёл фестиваль феминизма, главным событием которого стал конкурс на внутреннюю красоту...

 

            -Девушки! Вас больше знают по вашим ярким художественным проектам, по «Фабрике найденных одежд», как дружную пару  Глюкля-Цапля. Как случилось, что вы  теперь устроили на Пушкинской-10 месячник феминизма? Вы стали феминистками?

            - Стали, разделяем позицию критики несправедливостей по отношению  к доле женщины, c другой стороны,  очень много у нас вопросов по отношению к феминизму. Не пора ли, например, назвать это благородное движение как-нибудь по другому, например ФЕММУЖСПРАВ-ое движение. C лозунгом: "Равенство, но не одинаковость." (Месячник феминизма инициирован был Ирой Актугановой, которая мне и  Дмитрию Пиликину предложила быть кураторами).

Основная проблема сейчас в том, что разборки с идентификацией, которые затеяли

феминистки, могут отвлекать от более важных дел. Суть полемики Батлер и Жижека состоит, например, в том, что  Жижек обвиняет феминисток в том, что они закопались в себе,  так сказать, вместо того, чтобы всем вместе, наплевав на идентификацию, на свои разборки с тараканами («кто я и зачем я, почему я сомневаюсь, люблю или нет» ) и т.д.-  бороться против страшного монстра капитала. Типа в доме пожар, и вместо того, чтобы смотреться в зеркало, нужно ребенка из горящего дома вытаскивать. Но феминизм возник  не случайно, проблема была и есть. Я считаю, что феминизм- это очень важное и

благородное движение человечества, у нас мало изученное.

 

            -После того как до тебя доходит информация о многолетней борьбе женщин за свои права и ты знакомишься с интеллектуальными усилиями,  которые затрачены учеными, ломающими копья над этой проблемой, более внимательно начинаешь относиться к тому, что тебе предлагают в качестве неоспоримых истин и авторитетов. Феминизм можно рассматривать как одну из рамок, собирающих тебя, этакую точку сборки. После того, как до тебя дошла информация о том, что вся культура сформирована мужским сознанием, ты как бы отравлена. Мы выпили яд, отравились, потеряли девственность, так сказать, узнав это.

 

            -Но, может, с искусством дело обстоит как то иначе?

            - Мужское понимание произведения искусства - это обязательно один предмет, и, как следствие, затворничество, например, одиночество. Вот ты должен сидеть в мастерской иначе ты не художник. Огромное количество людей погребены до сих пор под эти великолепным заблуждением. "Play your fanki musik white man , которое было написано на скульптуре- надгробии, сооружённой одной датской художницей. Понятия красоты, «плохого» и «хорошего», сформированы мужским сознанием, это связано с понятием субъекта в классическом мужском понимании. Если бы в художественной школе девушка, прислушавшись к себе, сказала бы, что видит, что чашка не одна в натюрморте, а их несколько, и несколько теней например, (Люс Ирагерей(теоретик ) утверждает что пол у женщины не один и он не может быть описан существующим языком, так этот язык создан мужским гендером), то преподаватель мужчина, скорей всего, сдал бы ее в психушку. Самый верный способ содействовать патриархату- это продолжать обучать девочек так же,  как и мальчиков. Хотя это не значит, что надо разделить их как в дореволюционной России.

 

            -Кроме влечения к феминизму за вами замечено увлечение левыми политическими идеями. Насколько неомарксизм и феминизм совпадают в своём векторном направлении?

            -Оба движения ненавидят несправедливость, жадность и ненависть к слабым и незащищенным людям. Феминизм то не про то, чтобы истребить всех мужчин и взять власть. Феминизм то про любовь. Но "левые" думают, что капитализму выгодны эти самокопания феминизма, которые успешно отвлекают его от борьбы с капиталом. Как самые прекрасные движения, идущие от чистоты помыслов, как христианство и коммунизм, феминизм также может попадать под контроль и терять свою  действенную силу.

            -Часто при слове «феминистка» представляется некрасивая старая дева с грубой, мужиковатой внешностью. Она завидует своим женственным подругам, в которых влюбляются мужчины, дёргают их за косички, пытаются влезть под юбку, дарят цветы или колечко с бриллиантом. Эта вот мужиковатая дева, вместо того, чтобы побрить ноги, подкрасить глаза, подобрать себе привлекательную одежду,  начинает мрачно и озлобленно философствовать. Она  приходит к выводу, что надо просто запретить мужчинам оказывать любые  знаки внимания женщинам, что любое гендерное заигрывание со стороны самцов- это оскорбление самочкам и т.д. и т. п.. Угрюмое желание подобных неуклюжих дам навести справедливость в этом вопросе воплощается в жизнь, и вот уже «сексуальное домогательство» преследуется  по закону... Так ли это?

 

            -Конечно не так. Необходимо знать объективную истину, факты. Я считаю, надо ввести в школах предмет про феминизм, произведение мамы Мэри Шелли  Mary Wollstonecraft ,которая считается основательницей нayки о феминизме надо изучать. Oна написала книгу "A vindication of the rights of woman ", которая впервые была опубликована  в 1792 году. Это одна из книг, которая "Сhanged the world "kak написанно в предисловии к переизданию этой книги, а автор принадлежит к тем "great thinkers,pioneers,radicals and visionaries whose ideas shook civilization and helped make us who we are ."C этой книги начинается осмысление такой многовековой проблемы, как отношения мужчины и женщины. Эта такая же наука, как генетика, а у нас люди думают что это какая-то американская блажь. Ну и труды Коллонтай конечно надо изучать. И творчество Вали Экспорт у нас знают единицы. Художницы, которая входила с ружьем в кинотеатры, где мужчины смотрели порно, с дырой на причинном месте. Или вела мужчину на веревке как собаку по главным улицам Вены, и прохожие, уличное движение останавливались. И то, что женщины выходили на улицы, устраивали митинги, забастовки, потом и кровью права свои защищали. И из-за них мы такие как теперь, а то были бы пассивными барби и все.

           

            -Равноправие мужчин и женщин и феминизм- это одно и то же?

            -Именно равенство в правах, что не означает одинаковость и уравниловку

во всем.

 

            -Что дало феминистское движение миру и отношениям между полами? Что из результатов этой деятельности можно отнести к прогрессу, а что- к регрессу?

            -Прогресс то, что женщин у власти стало больше, хотя все равно мало. Я думаю, если не было бы феминистского движения, экологическая катастрофа, например, давно уже могла бы стать реальностью. Хотя, на мой взгляд, существует перекос.

           

            -В чем же  он состоит? Наверное, в том, что женщины стали курить как паровозы и пить водку из самовара?

            - По нашим наблюдениям женщины, обретя социальные свободы и равенство прав, заимствовали у мужчин не только безусловно полезные, необходимые для выживания в мужском мире качества, но и вредные привычки тоже. К вредным привычкам относятся : жажда власти и денег любым путем, конкурентность, нетерпимость по отношению к другому, отсутствие сострадания, неумение понять и выразить свои чувства. Вернее будет даже сказать, что подобная метаморфоза происходила закономерно. Если следовать утверждению о том, что социум скроен на мужской манер, женщинам ничего не остается делать, как подстраивать свою субъективностьакой бы сложной и отличной от мужской она ни была, под существующий порядок вещей, "забивая" свою идентичность под мужской трафарет.(«Женщины представляют собою "пол", который не "один." В рамках всепроникающе мужского, фаллогоцентристского  языка, женщины составляют нерепрезентируемое». Джудит Батлер об Ирагерей). И это только одна из "странностей" женских особенностей, их много. Таким образом, мы не получаем никакого равенства и многообразия социального устройства, а лишь прибавляем число мужских особей, коим являются настоящие женщины, обреченные подстраивать себя.  (Ирагерей доказывает, что, как субъект, так и Другой, являются мужскими отпрысками закрытой фаллогоцентристской экономии означивания, которая достигает своей цели сеобщего объединения -посредством исключения женского в целом).   Но почему бы мужчинам, в свою очередь, не поучиться у женщин таким качествам, как сострадание, богатое чувственное восприятие, терпение, умение отказываться от себя, самопожертвование, эмпатия –качествам, исторически связанными с женщиной...

           

            -Не является ли устранение бинарных оппозиций одной из ваших главных задач?

 Понятно также, что ни один уважающий себя мужчина не отправится в заведение "ШКОЛА для мужчин", где учат выражать свои чувства и сострадать...

            -Без всякого сомнения, это должно происходить как-то более хитроумно. Нам кажется, что вовлечение мужчин определенной социальной прослойки в арт терапевтические перформансы является наиболее эффективным методом. У нас уже был опыт такого рода. Мы провели перформанс нтервенцию в мир бизнесменов в Cтокгольме, который прошел необычайно успешно. Все стороны остались удовлетворены, включая зрителей, а один из участников решил даже навсегда покинуть мир бизнеса и сделаться продюсером.

             Сейчас мы хотим продолжить такого рода исследования в России. Планируется проведение ряда перформансов, по типу приближающихся к Стокгольмскому. Мы планируем осуществить этот проект в трех частях:

Первый проект "Смотрительницы ". Почему-то критикуя мужчин, никогда не учитывают их мамаш. Это исследование на тему воспитания. Интересно, что в Европейских музеях

смотрители являются мужчинами, в России же это  исключительно женщины пенсионного

возраста, вырастившие уже своих сыновей. Кто же эти женщины и почему они являются носителями консервативности и инерционной силы? Это нам предстоит понять.

Второй проект. Интервенция в  женский клуб "Жажда, являющегося, на наш взгляд, типичной картиной перекоса. Богатые женщины заказывают мужской стриптиз, в точности копируя мужские манеры поведения.

Третий проект. Серия перформансов, приближающихся по типу к Cтокгольмскому. Но так как русские мужчины значительно менее покладисты и феминизированны в отличие от европейских, cкорей всего это будет происходить в форме workshop.

 

            -Насколько феминизм нужен сегодня? Может быть, нужно мужское движение мужчин, борющихся за свои права и  спасение своей мужественности?

            -Нужна совместная борьба,c учетом открытий феминизма прошлых лет.

           

            - Почему в России боятся и не любят слова «Феминизм», «феминистка»?

            -Ну вот потому что есть ряд клише таких. Каким образом они появились и почему власти это выгодно- это тема для  диссертации. Но то, что есть такие клише типа "феминистки то женщины, которые должны взять власть, убив всех мужчин "- это объективная реальность, а на самом деле ведь сущность феминизма  в том, что женщина cпособна  выходить за рамки себя, а это соcтавляет суть человеческой жизни и отличие людей от животных. Недостаточно ведь просто находиться в рамках своей функции, феминизм можно рассматривать как аскезу как духовную практику, которая способствует росту человека, раскрытию его сущности.

 

            - Иногда в голову приходит глупая мысль, что феминистка- это женщина с недостатком женских гормонов, а в России  благодаря умеренному климату и женщины рождаются нормальные,  без перекосов  в сторону северной Брюнхильдоватости и южной сумасшедшей Карменостости...

            -Я вообще не сторонница "природного" дискурса, он ведет к реакционности в конце концов.

 

            -Россия пережила опыт попытки реализации идей равноправия мужчин и женщин на практике. Как вы оцениваете этот опыт, что он дал феминизму?

            -Это сложнейшая тема. Да у нас была Коллонтай и официальное уравнение в правах. Но интересно мнение Иры Актугановой, которая говорит, что феминизм был спущен в России сверху, женщины не боролись за свои права как в Америке и Европе. Русским женщинам феминизм был принесен на блюдечке с голубой каемочкой –«нате вот вам -вы свободны!». Похоже на правду, кажется. Ведь человек ценит только то, за что сражается сам. Похоже, что у нас власти легко было опять сделать все по-своему, как в Ги-Деборовском обществе спектакля- внешне все равны, а на самом деле -внутри семьи, например, все осталось по старому. Россия в целом как была, так и осталась глубоко патриархальной страной.

 

            -Женщины России в 2000-х годах оказались в удручающем положении по сравнению с положением западных женщин. Россия превратилась в гигантский поставщик женских тел в мировой бизнес проституции, российские женщины занимают первое место по числу абортов, отказов от своих новорожденных детей, пор количеству беспризорных детей. Постсоветская Россия породила женщин-чудовищ. При этом продолжается бум по поиску русских жён западными мужчинами, ибо существуют представления  о том, что русские женщины- это красивые, покладистые, добрые жёны. Мне кажется, между этими явлениями прослеживается чёткая связь. Российская женщина, потерявшая поддержку государства в виде массовых, практически бесплатных детских учреждений, помогавших их делу материнства, не нашли опору в российских мужчинах, разбалованных советским государством, значительно снимавшим с них материальную и психологическую  тяжесть отцовства.  Вы, как феминистки, каким видите идеальное соотношение прав и обязанностей полов? В каком из существующих видов обществ вам видится приближение к искомому идеалу?

            -Вот мы в Стокгольме делали такой перформанс c бизнесменами. Мужчины в деловых костюмах в руках держали детские платья девочек и совершали с ними довольно странные упражнения. Это была такая интервенция в мир рационализма, прагматизма, непоэзии, нечувственности. Приглашая работать их с нами, мы говорили, что хотим предоставить им такое свободное пространство, где они могут реализовать то, что социумом не востребуется-  их "хрупкость", их любовные стихи, непроявленные желания, их сны. С другой стороны и современный художник тоже бизнесмен в каком-то смысле.

Поражала их дисциплинированность, например. То есть произошел такой полноценный обмен "обязанностями". И перформанс с матросами тоже посвящался этой теме соединения мужского и женского начал в нас.

 

            -Женщины в России, имеющие детей, независимо от  того, в браке или нет, выглядят как лохи, идиотки, опущенные и нижние, которые как бы по дурости и в своё садомазохистское удовольствие обзавелись детьми, вписались в денежные расходы, потерю свободного времени, своего качества жизни, связанные с обязанностями материнства. Женщина –мать должна расходовать в два раза больше денег и отдавать всё своё время на выращивание дитя, не говоря уже о никем не учитываемой биологической необходимости делиться своей жилой площадью с отпрысками. При этом государство ничем не компенсирует деятельность матери. «Материнство- это опускалово в нашей стране» - по точному замечанию философа В.Подороги. Какова позиция феминизма по вопросу материнства? 

            - Здесь полностью солидарна с тобой. Да, женщины опущены, потому что мужчины не берут на себя труд помогать им во многом, именно из-за своей инфантильности.. Хотя надо отдать должное- детские сады у нас неплохие и дешевые.

 

            -В арт-центре «Пушкинская-10» давно существует гендерный центр, занимающийся проблемами феминизма. Вы давно знакомы с его деятельностью? Как вы её расцениваете, какова его роль в пропаганде феминизма в Петербурге?

            -Cейчас это практически единственный центр в Питере, касающийся этой проблемы.

 

            - Вообще, у питерских женщин есть свои особенности. Они нервны, активны, даже агрессивны. Когда в другом городе я встречаю незнакомых девушек и женщин, я сразу отличаю петербурженок по некоей угловатости и повышенной речевой  активности. Насколько Петербург- феминистский город?

            -Ну есть нервность, да, но Питер в целом аполитичен, среди интеллигенции процветает дистанцированность от политики как от такого вонючего гада, который не должен испоганить нашу досточтимую память о Серебренном Веке высокой духовности, России, которую мы потеряли и т.д. Грусть, томность, болезненность до сих пор в моде. Мы и сами такие были в юности, нас все обожали, а как только мы заговорили бодрым голосом, демонстрируя любовь к жизни, а не к смерти, так сразу нас стали презирать- фу какие стали- как комсомольцы  в фильмах советских, а движение "Амелизм"(как кто-то сказал о нас в статье, описывая наши  социальные перформансы, где мы кормили уборщиц) вообще вызывает агрессию в некоторых экзистенциалистских кругах..его это вдруг помогать кому-то решили, после тоталитарных войн каждый может заниматься только собой! Но теперь мы видим, что это  тупик.

 

            -Отдельная тема- образ мужчины в СМИ, в попсовых массовых журналах, в видеоклипах  и на ТВ. О привлекательности для женщин геев...

            -Геи привлекательны для женщин бескорыстностью. Женщина знает, что нет здесь никакого прагматизма со стороны м-гея, значит он общается с ней из-за радости и интересности общения, а не для того, что может она ему даст потом насладиться ее телом. Вообще я поймала себя на том, что когда я читаю "образ мужчины в СМИ " начинаю дергаться, такой нервный тик начинается, такая соматическая реакция. Сразу становится как то грустно, тошно даже ожно я не буду отвечать на это?

 

            -Какие страны и города наиболее феминизированы?

            -Швеция, Норвегия, Дания, Германия ну и США

 

 

 

Hosted by uCoz