ЕЛЕНА ГОЗМАН

О БОРЬБЕ РУКИ С ФОТОШОПОМ (журнал «Красный», 2004, ноябрь)

Елене Гозман 29 лет. О ней ходят по городу слухи, но саму её  мало кто видел и мало кто с ней знаком. Была выставка в «Бродячей собаке», на которой её работы понравились канадским галерейщикам и, редкий случай, почти все были тут же куплены. Е.Гозман занимается детским журналом «Карандаш», своим сыном Семёном, который пошёл в первый класс. Недавно петербургские и московские книжные издательства открыли её как великолепного книжного иллюстратора...  В сентябре работы Елены можно увидеть опять в «Бродячей собаке».

 

-Лена, извини, но когда я увидела твои серьёзную, монументальную философскую графику в «Бродячей собаке», то мне представилась почему то  пожилая толстая художница в толстых очках, почему то обязательно черноволосая и седая, которая сурово демонстрирует своё остро отточенное за длинную жизнь мастерство. Но это оказалось всё с точностью наоборот. Ты училась в школе при академии художеств и была отличницей?

-Да, когда я оканчивала эту школу, тогда  она уже называлась художественным лицеем.

-Но в Академию художеств  ты не поступила. Это из каких-то принципов, типа отрицательного отношения к классической системе преподавания?

-Нет, это случайно получилось. Как окончившая школу с отличием, я имела право на поступление без экзаменов. Но в последний момент меня опередили правнуки лейтенанта Шмидта, и я оказалась вне списков. Пришлось идти работать.

-И куда могла пойти 17-летняя девушка?

-Сначала я устроилась дизайнером в фирму, где делали зеркала с рисунками. Потом попала в газету «Шанс». В то время через эту газету прошли очень многие известные сейчас в городе журналисты и художники. Там я познакомилась с  замечательным карикатуристом Сашей Зудиным, которого во многом считаю своим учителем. Он научил меня думать, не брать идеи с поверхности. Это была довольно сложная работа. Мне звонили в 6 вечера, а к утру я должна была сделать 6-8 рисунков на совершенно непонятные и далёкие от меня темы. Про колбасу, например, варёную, а через неделю- про копчёную. Про акции какого-то ГКФ, которые пошли вдруг ни с того, ни с сего вверх, или про проблемы каких-то там риэлтеров, которые мне не были близки. Но это давало драйв, голова моя начинала работать в другом режиме.

-Но одновременно ты занималась и творчеством...

-Когда мне было 24 года, в Голубой гостиной в союзе художников прошла моя первая выставка. Художники меня нахваливали, продалось 3 работы...

- Что было по тем временам круто...

-Да нет, я никогда не была столь наивной, чтобы собираться жить на продажу от картин.

-А Москва? Что там за история была у тебя с Москвой?

-Тогда мои картины выставлялись  на московских международных художественных салонах. Галерейщики так и не отдали мне деньги за 4 картины- сказали, что их украли из машины.

-Этим можно гордиться. Значит, ворам показалось, что твои картины представляют ценность...

-Но так не показалось членам  худсовета, возглавляющим отделение графики в Союзе художников. Меня туда так и не приняли.

-Как ты думаешь, почему?

-Я не рисовала портреты ветеранов и сама не была ветераном. Мне показалось, что в Союз принимают тех, кто на грани смерти, чтобы художник смог умереть членом Союза. А может из-за рекомендации Олега Яхнина. Он многих раздражал.

- Но была ещё «Бродячая собака»...

-Меня познакомили с директором арт-подвала В.Склярским. Он скептически отнёсся к моему возрасту. Тогда с художницами Евгенией Фединой-Пенкрат и Настей Нелюбиной мы сделали выставку на троих. Одну из моих картин купил на сдачу от обеда один господин из Канады. Вскоре благодаря этой покупке на меня вышли канадские галерейщики и купили почти все мои работы.

-Ты  работаешь в странном стиле. Что-то типа принт-картинок, сделанных при помощи фотошопа... Потрясающая проработка деталей...

-Нет, это всё делается вручную. Кстати, из-за этой манеры у меня возникли проблемы. Последний заказчик выразил сомнение в том, что все мои работы сделаны темперой и кистью. Он царапал их ногтём, пытаясь доказать, что это -принт. Теперь я фотографирую свою работу поэтапно, все стадии создания рисунка...

-А откуда этот твой фирменный приём- составлять фигуры из других предметов. От Арчимбольди?

-Да, когда я вырвалась из давящего кошмара классической школы- со всеми этими веточками сирени, первое сильное потрясение я испытала от Раннего Возрождения, Дюрера, Босха. К тому же у меня родился сын Семён, я не могла длительно предаваться вдохновению.

-Началась жизнь перебежками, знакомая всем матерям, имеющим маленьких детей?

-Да, мне нравилось, что за небольшой промежуток времени, который давал ребёнок во время своего сна, я успеваю тщательно проработать маленькую деталь. Так появилась работа «Ожидание музыки», в которой волынка состоит из ушей, глаз, лютня- из мышц, арфа- из рук... Появился натюрморт из птичек, пейзаж из голов... 

-Ты относишься к «дорогим» художникам?

-Да нет. 1000 евро за работу- это не очень дорого.

-А откуда взялся детский журнал?

-Всё началось с журнала «Телеман», там мне предложили вести детскую страничку. Потом я уже делала детские странички для 5-6 изданий. Потом появилась возможность делать свой журнал- «Карандаш». Я в нём  и художник, и выпускающий редактор, и ответственный редактор. Журнал распространяется по России, по школам Петербурга. Собрала команду людей, которая обзванивает 200 школ, узнаю о продажах, собираю детские рисунки, детские сказки. У нас есть такая страничка- печатаем детские рисунки, сказки, сочинённые детьми.

-Каковы успехи?

-Тираж- 11 тысяч, выпустили 36 номеров. Перешли на 100 процентов окупаемости.

-Много времени занимает?

-Я недавно подсчитывала, получилось- 8 дней в месяц надо плотно заниматься журналом.

-А остальное время уходит на творчество?

-Нет. На творчество совсем мало времени остаётся. Я занимаюсь книжной графикой, сделала рекламный ролик для ТВ, мне предлагают заняться мультипликацией.  Для издательства «Terra Fantastica» я сделала 5 книг, и у меня много заказов. Издатели от моих темпов работы в шоке.

-А какие книги, если не секрет, ты проиллюстрировала?

-Сначала - «Никогда не верь мертвецу», «Магия может убивать». Потом я познакомилась в школе с Всеволодом Костровым, он там вёл кружок по шахматам. Он мне не поверил, что я удожница. Не похожа я на художницу. Бороду, что ли отрастить,  чтобы верили с первого взгляда, что я- художница. Сейчас Костров- любимый писатель издательства «Terra Fantastica». Я сделала иллюстрации для его «Варвары», весёлого романа для детей лет 12, где фигурирует весь пантеон древнерусской нечисти.

-Хороший писатель?

-Увлекательно пишет. Есть хорошие писатели, которых издательства категорически отказываются печатать.

-Ты бы дала почитать «Варвару» своему сыну?  

-Да.

-Наверное,  работая над детским журналом, ты берёшь во внимание вкусы твоего сына?

-Безусловно. На подсознательном уровне я ориентируюсь на него. У меня получается  журнал больше для мальчиков, чем для девочек. Много машинок, пиратов, рыцарей, мало принцесс.

-Не любишь принцесс?

-Никогда не любила. Я в детстве себя чувствовала больше мальчиком. И вообще, я живу не в своё время.

-А какое твоё время?

-Средневековье. Мне всё там нравится, обожаю средневековые миниатюры. Современное искусство я вообще не понимала, мне казалось, что это какая-то случайная мазня. Я дружу с семьёй Пешковых, Владимир- фотограф, его жена Галина- учитель рисования  в школе. Они меня просвещают, научили видеть и понимать что-то. Кстати, они делают отдельные странички для моего журнала. Володя Пешков написал сказку недавно про человека, который так и не стал чемпионом мира.

-А ты бы хотела стать чемпионом мира?

-Да упаси Боже! Я рабочая лошадь. Хотя обожаю мясо. Все мои достижения- это плод монотонного постоянного труда.

-А как тебе удаётся поддерживать себя в форме, не раскиснуть в кресле у рабочего стола?

-Хожу в бассейн. У меня разряд по плаванию, люблю плавать.

 

Hosted by uCoz