АЛЕКСАНДР ГУЩИН

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПАЛИМПСЕСТ

 

 

            В залах выставочного центра IFA проходит выставка Александра Гущина «Университет и другая жизнь…».

             8 лет художник работает иллюстратором журнала «Санкт-Петербургский Университет». Отсюда лёгкие забавные картинки художника на полях университетского вестника.  «Другая жизнь»- это акварель и графические листы, выполненные цветными фломастерами. Это своего рода «путевые заметки»-  зарисовки, привезённые из путешествий по Италии и России. Неаполь, Тутаев, Турин… Тот же лаконичный стиль, тонкая усмешка, но уже в цвете.

            В-общем, некий палимпсест. Наслоение сознания современного ироничного ума на незарытые, проступающие пласты  джентльменского набора молодого русского интеллектуала 19 века. Университет, учёные мужья, студенты, путешествия по ухабистой, омолаживающейся  России и гламурному, но усталому Западу.  Некие страницы из девичьего альбома уездной барышни. Только всё наоборот. «Мальчиковый альбом»  петербуржца первых лет 21 века. Петербуржца с глубокими корнями, которые наложили отпечаток на его стиль и менталитет.   

            Александр Гущин-художник в третьем поколении, коренной петербуржец. Дед- основатель кафедры истории искусств Академии художеств. Бабушка- замечательный график Ксения Клементьева. Отец- талантливый живописец Кирилл Гущин. Прадед по бабушке носил французскую фамилию Арно. Александр Гущин- потомственный русский интеллигент с глубоко запрятанными французскими корнями.

            Минимализм, благородное немногословие, некоторая холодность,  за завесой которых сквозит усмешка;  интеллектуальная усталость от перегруженности музейными ценностями, приводящая к выверенной лаконичности. Чуть отстранённо и  пустынно, как воды нашей Невы, но всегда тонко и умно. Несколько консервативно, но всегда присутствует вкус. Петербургский стиль. А.Гущин считает себя продолжателем  традиции Ленинградской школы графики, ведущей начало от журнала «Чиж и Ёж».

            Редактор журнала Наталья Кузнецова довольна своим художником.  Его графика  в стиле иронических комментариев делает журнал лёгким, стильным, современным. А.Гущин доволен работой в журнале. Журнал является своего рода демократической трибуной, он отражает самые разнообразные точки зрения самых разных людей, - считает Александр. Такое же разнообразие позиций и реплик  вкладывает художник в уста своих персонажей.

            Любимые, наиболее встречающиеся на рисунках герои Гущина, это чудаковатый профессор, иронически настроенный студент, любознательная студентка, новый русский, бомж, мент, гопник, которыми автор манипулирует с ловкостью опытного кукловода. А.Гущин ещё  в 80-х годах начал вводить собственные тексты в керамические, затем в графические работы. Он признаётся, что часто на очередной рисунок его вдохновляет какая-нибудь цитата. Самые цитируемые авторы- Набоков, Лимонов, Довлатов. Иногда это воображаемые цитаты, которые художник приписывает тому или иному деятелю. Одна из любимых цитат «Ты отдашь мне мою 1000 долларов!» пришла к Александру из далёкого детства, когда он увлекался боевиком «Трюкач». Тема, становящаяся всё более актуальной.

            «Кота не трогай!», « Знаю я, что в этих переулках/ Нам с тобой уже не заблудиться»- и многое другое можно найти на страницах строгого вузовского журнала. Сам Гущин похоже, идентифицирует себя с ироничным  студентом, отличительными чертами которого являются безупречная сдержанность и тонкая скрытая усмешка.

            На вопрос: «Александр, а вы ближе к кому- к западникам или славянофилам?», Гущин отвечает- «Я патриот Васильевского острова». Что ж, узнаваемая позиция современного интеллигента, результат многочисленных путешествий и наблюдений.

            «Годы уходят как изрисованные листы бумаги. Но надо постараться оставить неиспользованный лист для исповеди»,- говорит Гущин.

 

РЫБОЛОВ И ЗЕМЛЕЧЕРПАЛКА

             В  творческой манере Александра Гущина есть некоторые черты фирменного митьковского стиля- лаконизм, стремление к обобщению формы, тонкий колорит. Более того- он является персонажем некоторых митьковских рисунков и историй...

            Александр Гущин- художник, представитель третьего поколения петербургской творческой интеллигенции.  Его дед- основатель кафедры истории искусств Академии художеств, бабушка- замечательный график Ксения Клементьева, отец- известный живописец Кирилл Гущин.

            Подобно большинству  младших представителей наших петербургских кланов Александр учился  в знаменитой художественной школе при Академии Художеств.

Из последнего, 11-го  класса он ушёл, после того, как педагог стал ругать его за фиолетовое небо на одном из пейзажей. Просто  понял, что получил в школе всё, что мог, и  что его образование на этом исчерпано. Надо отдать должное нашей советской системе подготовки художественных кадров эпохи Брежнева. Из  СХШ тех лет вышло немало ярких творческих индивидуальностей, ставших звёздами артсцены  наших столиц- культурной и бескультурной. Примерно в одни годы с Сашей учились будущие Митьки Ирина Васильева и Василий Голубев, экстравагантная московская телеведущая Светлана Конеген. Друг  Гущина Алексей Мосевич стал интересным педагогом, он организовал школу аналитического копирования. Вносят свой вклад в оживление выставочного пространства Петербурга однокашники Гущина Михаил Гавричков и Алексей Кульбин-Ковенчук.

            Можно предположить, что у нашего героя было особенное детство в артистической среде, но в те времена нанизанные на нить длинного коридора коммуналки и дворы-колодцы уравнивали всех. Единственное, что отличало мальчика с большой  художественной  родословной- это некоторые специфические увлечения. В детстве Александр обожал лазать по помойкам, чердакам и крышам, в результате чего ещё в младшем школьном возрасте  собрал довольно приличную коллекцию венских стульев. Стулья загромождали проход в коммунальной квартире, их пришлось сложить на соседней лестнице у чердака, там они сгорели во время пожара. Ещё Александру нравились старинные лепные потолки. Забравшись туда, куда обычно забираются лишь кошки и голуби, Александр любил смотреть в чужие окна- прежде всего на потолки. Он считает, что именно это занятие что-то перевернуло в его душе, именно тогда возникла щемящая любовь к Петербургу, к «Ленинграду в Петербурге», как он это теперь называет.

            Своим главным учителем в живописи Гущин-младший считает своего отца-  Кирилла Александровича Гущина. Они с ним очень разные художники, на первый взгляд. Отец никогда ничего не диктовал своему сыну, но очень умело направлял его, как сейчас это понимает Александр. По сей день  мнение Гущина-старшего  чрезвычайно важно для Гущина-младшего.

            У Александра растут две дочки- юная поросль художественного рода. Александр считает, что желание заниматься творчеством обязательно должно быть осознанным решением. «Чтобы не получилось как в фильме «Покровские ворота»- когда мальчик тоскливо играл на балконе на скрипочке и мечтательно смотрел вниз на сверстников, играющих в футбол»,- говорит Гущин.

            У самого Александра  путь в изобразительное искусство тоже был отнюдь не предрешённым. Он увлекался биологией, историей архитектуры, после учёбы на отделении керамики в Мухинском училище он писал рассказы, стихи и пьесы- они были опубликованы в университетской газете. В 1993 году он написал «Азбуку» для детей- она вышла тиражом 50000 экземпляров. «Круче чем у Донцовой», - говорит Александр. При всей своей безумной любви к Хармсу Гущин всё же не стал детским писателем.  10 лет назад главный редактор журнала «Санкт-Петербургский университет» Наталия Кузнецова предложила Александру Гущину работу художник, там он с тех пор работает бессменно, оживляя своими ироническими рисунками  официальное вузовское издание. Но при полной занятости в журнале главным своим делом Александр считает занятия живописью.           

            В журнале Гущин часто используешь свой особый приём- берёт совершенно странную цитату из какого-либо произведения, и делает к ней графическую иллюстрацию. За 10 лет такой работы он превратился в мастера цитат, невольно воплощая своей профессиональной деятельностью один из постмодернистских приёмов. Цитаты, цитаты, цитаты... Лёгкая усмешка и ненавязчивая бравирование своей начитанностью, бросок перчатки в сторону неоперившегося студенчества. 

            Александр Гущин- замечательный знаток своего города, всю свою сознательную жизнь он собирает книги, связанные с его историей. Говорит, что собирал их всегда, даже тогда, когда они лежали в разрозненном виде в лавках старьёвщиков.

            Александр часто размышляет о Ленинграде в Петербурге, о «возвращении в Ленинград». Это не от того, что его мучает ностальгия по ленинизму, «Ленин- это довольно патологический тип», - считает Гущин. Но Ленинград во времена его детства был больше Петербургом, чем сейчас. Количество интеллигентных лиц на улицах в 70-80-е было большим. Гущина возмущает новая генерация людей, которые поступают со свалившимся на них богатством крайне неразумно, он озабочен тем, что город  как цельный художественный организм может перестать существовать. «Официоз вдалбливает нам, что то, что сейчас происходит в Петербурге- это развитие. Но  это чудовищный регресс! Петербург уникален тем, что ему удалось  сохранить свой исторический центр в годы антикультурного террора, в отличие от Москвы, например. И теперь его добивает наступивший капитализм!»,- восклицает Гущин, мрачно глядя на  сверкающие пластиковым светом дома-новоделы, вкраплённые в привычные ряды старого города.

            Недавно Гущин побывал на Сицилии. Она его поразила своими невероятными пейзажами, где  удивительно сохранился дух античности. «Мир устроен всё так же, главное в нём- стремление к гармонии. Самое ужасное- это противоестественные симбиозы!»,- считает художник. Проект перестройки Мариинского театра архитектором  Перро –пример такого симбиоза.  «Этот аляповатый многогранник не должен соседствовать с Никольским собором. Это нонсенс и преступление!», - таково мнение младшего представителя клана Гущиных.

            Александр считает своё поколение поколением междуцарствия, сформировавшимся при коммунистах и не сумевшим во многом встроиться в современную жизнь. Друзей Гущина, покинувших родину навсегда, гораздо больше, чем тех, кто остался. «Родина и государство- вещи разные. С государством всегда проблемы. Хороша та власть, которая незаметна- это аксиома. Если все мучаются и дискутируют на тему «хороша ли власть?», значит в обществе что-то не так. Но я люблю свою родину, Васильевский остров, осенний лес, дом в деревне Подол Псковской области»,-признаётся художник. В этой самой  деревне год назад Гущина едва не загрыз волк. Некогда многолюдная и процветающая  деревня вымирает, каждый год прибавляется число крестов на кладбище, а число жителей уменьшается, они спиваются от безработицы, безденежья, безысходности. Все эти картины упадка на родине особенно печальны по сравнению с тем, что Гущин наблюдает во время своих путешествий в другие страны.

            Александр-  путешественник, побывавший во Франции, Германии, Швейцарии, Венгрии, Польше, объездивший вдоль и поперёк  всю Италию. Путешественник- это не только состояние кармана, требующее растряски на незнакомых дорогах, но прежде всего- состояние души, жаждущей новых впечатлений. И, как и в детстве, Александр их находит повсюду- когда лезет с фотоаппаратом на обваливающуюся после пожара крышу Новой Голландии, или взбирается внутри органа Католической церкви Святой Екатерины на Невском.

            Все эти бесконечные путешествия Гущин фиксирует в тысячах молниеносных зарисовок карандашом и, иногда, как выношенный плод- в своих живописных полотнах. Яркий, не петербургский колорит, реальность, изображённая с предельным обощением, энергетичными завитками. Во многих картинах автора привлекает то, что уже близко к уничтожению. Например, дома на Заозёрной улице ( «И словно демоны в крови, что осенью милуются, закат пылает и горит над Заозёрной улицей!» (И.Дудина)), развалины завода художественного стекла, отдельные места Васильевского острова. Новостройки также стали объектом художника. На  картине «Пустырь» изображены два мужика, пьющие примерно в районе Купчино. Получился  символ целой эпохи. Символичны и одновременно реалистичны  картины Гущина «Рыболов и землечерпалка», «Весна на Смоленском кладбище».

            Ещё Александр очень любит  цитировать поэтов конца 20- начала 21 века. С одними из них он был знаком, с другими общается и по сей день, творчество третьих популяризирует потому, что считает это необходимым- например, стихи умершего в  29 лет Роальда Мандельштама, незаслуженно забытого ленинградского поэта 50-х. Александру Гущину одинаково близки стихи поэтов разных поколений- Олега Григорьева и Глеба Горбовского, Алексея Хвостенко и Анри Волохонского,  Мирослава Немирова и  Всеволода Емелина.

               

 

                                           

Hosted by uCoz