ХАЙДОЛЬФ ГЕРНГРОСС

 

Как-то зимой, перед рождеством, в музее Достоевского прошла весёлая  и несколько разнузданная вечеринка. Сначала батюшка- аэромонах Арсений, епископ Венский, вышел в золотой красивой рясе, всех поздравил с рождеством и провёл молебен на освящение всякой вещи- со звоном цепочек на паникадиле, возжиганием ладана и т.д., создал атмосферу православную, древнюю,  с огненными волшебными корнями и пятками, упёртыми в волхвов и доисторию нашу. 

Далее на сцену выскочил австрийский фрик в оранжевой шапочке и кислотном пиджачке Хайдольф Гернгросс. Он подарил музею Достоевского доску формы типа согнутой коровы, и сказал, что это доска новой формы и новой архитектуры, что пора кончать с унылыми квадратами, прямыми углами и параллельными, никогда не пересекающимися линиями. Форма у доски- подлажена под человека, полукруглые впадинки и выпадинки под брюхо выпирающее сделаны, размер доски где с голень, где по самое это самое, всё антропоцентрично и антропофильно в этой чёрной доске. Хорошая доска! Похожа на оторванный капот обтекаемой машины! В общем, 21 век начинается с доски Хайдольфа, попирающей чёрный квадрат Малевича.

Далее была представлена  газета австрийских фриков и богемы ST/A/R, которую делает Хайдольф Гернгросс. Это такая толстенная газета, где много голых тёлок, в смысле женщин, в общем, сплошное искусство, акционизм, эпатаж и фриковое веселье. Куча каких-то детей Хайдольфа- от малышей до бородатых дядей.

 Сам же Хайдольф Гернгросс прославился тем, что построил на одной из многолюдных Венских улиц, прямо напротив гигантского торгового центра башню из помойных бачков. Очень точный концепт, между прочим. Современная цивилизация – это цивилизация пухта, распухшей помойки, обёрток всяких, фантиков, бутылок одноразовых, угаживающих землю и отравляющих воздух дымами от сжигания этого мусора. Также от этой одноразовой упаковки очень страдает мировой океан, гибнут рыбы и киты, переев полиэтилена.  И вот этакая Пизанская башня из бачков была воздвигнута Гернгроссом напротив супермаркета в Вене, такая смешная дурацкая клоунская вертикаль, с загнутом кончиком, ибо бачки на высоте стали крениться. Башня простояла три дня и завалилась. Тогда муниципалитет Вены выделил из бюджета 200 000 евро, и на эти деньги была возведена башня уже из цемента- в виде окаменевших тех же самых помойных бачков. Вот такой продвинутый муниципалитет в Вене- поощряет эпатаж, объекты, наводящие на экологические размышления, подпитывающие дух клоунады и веселья, иронии и издёвки. И т.д. Народ же в Австрии как и у нас- отчасти бессмысленный и зажиревший мозгами, тупо поедающий продукт пухлой цивилизации пухта. И многие граждане стали жаловаться- что лучше бы муниципалитет потратил бы деньги на реставрацию подуставших домов в стиле модерн. Но муниципалитет сделал эту башню, и слава ему и Хайдольфу. На реставрацию деньги всё равно найдут, но надо же что-то умное оставлять и от сегодняшнего дня, не только латание дыр старого. И к тому же башня Хайдольфа Гернгросса- это вам не башня Газпрома. Башня Хайдольфа- весёлая, антропоморфная, не слишком высокая, не подавляющая человеков, а их веселящая и морально воспитывающая. Какой вот такой морали может нас учить 300-метровая башня Газпрома? Тому, что кто-то повыкачивал все наши недра, продал их от нашего имени другим странам, с нами не поделился, нас прогеноцидил, на наши земли запустил миллионные толпы низкоразвитых рабов из Азии и потом ещё воткнул в сердце нашей культурной столицы свой гигантский фаллос, свою гигантскую трубу Освенцима, которая символизирует пускание на дым и газ народного достояния, и чтоб мы все молились на эту торчащую в небо ручку офисную? А пошёл ка Газпром на  три буквы! А башне Хайдольфа и Вене- слава, хайль, хайль!
            Потом удалось о замечательном венском архитекторе и акционисте узнать побольше.

 

Во-первых, он последовательный приверженец круглизма. История 20-го века является историей непримиримой борьбы кубизма и круглизма. Основы и принципы кубизма оказались сформулированными и манифестированы на различных художественных уровнях. Кубизм нашёл своё наиболее яркое отражение в конструктивизме, круглизм в автомобилестроении. Круглизм двигал развитие механики в качестве колеса/шестерёнки. 20- век стал свидетелем победы круглизма, победы механики над статическим конструктивизмом архитектуры. Однако победить кубизм в архитектуре круглизму так и не удалось.

И тогда  Хайдольф Гернгросс изобрёл практический конструктивизм, создал  концепцию  универсального архитектурного модуля, волшебного кирпича для гигантского конструктора. Таким универсальным кирпичом, по мнению Гернгросса, должен стать контейнер. В Австрии уже несколько десятилетий контейнеры служат мобильными домиками для строительных рабочих. В контейнеры врезаются окна, двери, устанавливаются сантехнические арматуры, ставятся отопительные системы.

И вот, группа из трёх архитекторов, имеющих адекватный контейнерный опыт – Гернгросс, Ровента, Шпигельфельд, создали проект «Контейнер-сити». Гернгросс построил несколько домов из контейнерного модуля  в Вене. В федеральной земле Форарльберг архитектор Анджело Ровента построил три дома, ещё  один дом-башню он  поставил в лесу по заказу своей многодетной сестры. Для каждого члена семьи- свой автономный этаж с туалетом, душем и кухней. На первом этаже располагалась общая гостиная-столовая. Решение построить контейнерную башню обусловлено тем, что у женщины было мало земли, часть которой она хотела использовать для сада и огорода.

Контейнеры бывают трёх типовых размеров – 10 футовые, 20 футовые и 30 футовые (в длину) при стандартной ширине в 15 футов. Основой контейнера служит стальной каркас, внешние стены могут быть из металла, стекловолокна или дерева. Такие дома  имеют ряд преимуществ – они дешевы, прочны, сейсмически устойчивы, пожаробезопасны. Постройка дома или комплекса домов под ключ занимает от 1-го до 2-ух месяцев. Все компоненты делаются на фабрике и собираются на месте по принципу детского конструктора.

            Во время войны в Югославии в 1993 году 80 австрийских архитекторов представили в Венском Сецессионе проекты жилья для беженцев. А рядом с Сецессионом инженер Гернгросс в течение одной ночи собрал дом из контейнеров (без подвода коммуникаций), простоявший там все два месяца, пока проходила выставка. В конце выставки дом был разобран и через некоторое время куплен муниципалитетом города Вены. Он был собран в другом месте и переделан в гостиницу для молодёжи «Youth Hostel», принимающий с тех пор туристов уже на протяжении 10 лет. Вместо отпущенных на строительство гостиницы 20 миллионов австрийских шиллингов (около 1,4 мил. евро) он обошёлся всего в 2,2 миллиона (170 тыс. евро), то есть - чуть ли не в 10 раз дешевле запланированного.

            Кто же он, это замечательный архитектор?

Хайдольф Гернгросс родился в октябре 1939 года в Третьем Рейхе. Получил образование в Австрии и в США. Отец шестерых детей в возрасте от 45 лет до 1 года от трёх разных женщин. Преподаёт в Венском Техническом Университете (TU Wien) ландшафтную архитектуру. Автор многочисленных архитектурных проектов от частных особняков и вилл до школ и муниципальных жилых комплексов в рабочих пригородах Вены. Представлял Австрию на архитектурном Биеннале в Венеции в 2002 году. Выступал с лекциями по современной архитектуре в Польше, Чехии, Румынии, Великобритании (Модерн Тейт Гэлери), России (Лекторий Государственного Русского Музея в Санкт-Петербурге). Живёт и работает в Вене.

            При помощи Владимира Толстого-Ярёменко удалось задать несколько вопросов Хайдольфу.

-Ваши идеи по поводу контейнерного жилья могут быть очень актуальны в России, где у многих людей  плохие жилищные условия. Были ли у вас попытки привлечь российских коллег для строительства контейнерного жилья в России?

-Я думаю, что контейнерное жильё хорошо для военных, его можно легко перевозить на платформах с места на место, то есть, каждого молодого выпускника военного училища можно снабжать квартирой-контейнером, которая будет путешествовать за ним всю его службу, а затем переместится вместе с ним на пенсию в ту или иную точку России. Это как домик улитки. Для российских военных - это было бы идеально!  Такие одноразовые дома. Себестоимость такого дома около двух тысяч евро со всей начинкой, подводкой воды, электричества и отопления. Представляете, сколько денег сэкономит на этом российское правительство?

- Можно ли у вас напрямую заказать такой контейнерный дом? Во сколько обойдётся перевоз материалов в Россию из Австрии или насколько дороги составляющие компоненты контейнеров, если их изготавливать в России?

-Для контейнерного дома нужно подготовить ровную цементную площадку, фундамента не нужно, только подвод воды и электричества и всё. Себестоимость дома в зависимости от начинки будет колебаться от двух до семи тысяч евро.

-Ого! Я хочу такой домик! Но у нас долгие зимы, и температура часто бывает ниже нуля. Не будет ли слишком сложно решаемой проблема обогрева в доме?

-Наоборот, контейнер очень хорошо заизолирован, он прекрасно сохраняет тепло и отапливается электричеством, на его крыше можно легко поставить солярную батарею, чтобы быть на полном самоснабжении электричеством.

            -Круглизм и кубизм… Вы подарили музею Достоевского доску с закруглёнными боками. Много ли вы создали объектов, отрицающих кубизм?

-Я открыл непрямой угол, то есть круглый угол - архиквант, являющийся частью круга, отсюда и термин круглизм.

            -Расскажите о вашей газете, которую вы представляли в музее Достоевского. Какую нишу среди газет Австрии занимает ваша газета, на какого читателя она рассчитана, зачем вам, архитектору, нужна своя газета, какие идеи вы считает нужным пропагандировать через неё?

-Наша газета рассчитана на художественную богему, а это довольно узкие круги общества, поэтому наш тираж не превышает 10 тыс. экземпляров. Мы являемся самой толстой австрийской газетой. Нас читают художники, литераторы, галерейщики, коллекционеры, фрики - то есть люди нашего круга.

            -Замечательно! Нам в России так не хватает хотя бы тоненькой такой газеты. И домов-контейнеров тоже!

Hosted by uCoz