Йо Хаазен

Карильоны

Недавно я оказалась  в Александро-Свирском монастыре. Неожиданно, во время рассказа экскурсовода, раздался невыносимо жизнерадостный звон колоколов. На колокольне стоял  монах в рясе, раскидистыми движениями рук и ног он заставлял колокола  радостно, во всю мощь ликовать в небеса. А потом я оказалась на территории Петропавловской крепости, и всюду в воздухе висело волшебство иной колокольной музыки, западноевропейской, карильонной. Колокола звучали в ласковой размеренной гармонии, меланхолично, нежно, не по-русски.

Выяснилось, что музыку на карильоне исполняет бельгиец Йо Хаазен, один из самых крупных музыкантов и знатоков карильонов в мире. Уже несколько лет Йо Хаазен работает в Петербурге, помогает внедрению карильонов в России, где когда то они были при Петре Первом. Йо Хаазен оказался чудесным беловолосым человеком в лучезарно белой хлопковой рубашке, наподобие тех, что носил Лев Толстой на своих портретах периода кошения сена в Ясной Поляне. С Йо Хаазеном была девушка Галина, активная деятельница по возрождению карильонов в России. Переводчик оказался не нужен, бельгиец Йо Хаазен отлично говорит по-русски.

 

-Йо, говорят, что ради того, чтобы заниматься карильонами в России, вы выучили русский язык?

-Нет, я уже до этого начал изучать русский язык, как ребёнок, без системы, я просто слушал кассеты, как музыкант, я освоил язык через слушание. Первый раз я попал в Россию  до перестройки в качестве туриста. Я был в Москве, в Петербурге. И  я заметил старинные голландские колокола, которые стояли возле башни Петропавловской крепости. Я удивился,  потом узнал, что это карильоны. Петр Первый привёз для Петербурга и Москвы карильоны из Европы. Первый карильон в Петербурге был разрушен молнией. Громоотвод, кстати, изобрёл голландец Стевен, но в то время ещё громоотвод не был придуман. От этого башня была разрушена, потом Екатерина Великая купила новый карильон, но он работает только в качестве часов-курантов.

-То есть каждые 15 минут мы слышим голос Голландии- голландских колоколов?

-Но музыка-то русская! А в 2000 году я приготовил для Петербурга новый карильон, чтобы можно было играть как раньше- по клавиатуре. Потому что во время реставрации в 19 веке клавиатура была выкинута, и музыканты не могли играть как надо, кулаками и ногами.

-Просто по-русски дёргали за верёвочки?

-Нет, был сделан такой автомат-барабан, по принципу музыкальной шкатулки. А мы, карильонщики, играем кулаками и ногами, колокола звучат от ударов по клавиатуре. Карильон- это 51 колокол, это оригинальный фламандский музыкальный инструмент, выдуманный во Фландрии, хорошо настроенный.

-И вот сейчас в Петропавловской крепости мы слышим  новый инструмент, сделанный новыми мастерами? А где они нашлись, те, кто умеют отливать колокола нужного тона, делать клавиатуру специальную?

-Этих мастеров сейчас во всём мире 8 человек о Франции, Норвегии, Австрии, Германии,  - только в старой Европе.

-А строители инструментов и исполнители-музыкантов- это разные профессии?

-Я- исполнитель музыки и советник литейщиков. Строители реализуют инструмент, рисуют план, льют колокола, их настраивают. Архитектура и материалы внутри башни должны давать хороший резонанс. Надо найти место хорошее для размещения колоколов. А мы, музыканты,  говорим: «Мы хотим такой-то тембр, такую то длину отзвука».

-а как становятся сегодня исполнителями музыки на карильонах?

-Я начинал в 8 лет играть на фортепьяно в музыкальной школе, потом учился сольфеджио, музыкальной теории, изучал игру на органе.

- И сколько лет надо, чтобы освоить такой могучий инструмент?

-Около 6 лет. Но на самом деле больше. 10 лет обучения игры на скрипке- и вы ещё не виртуоз. На фортепьяно- 10-12 лет, но вы ещё не виртуоз! Поэтому надо много терпения, чтобы развивать свои умения. Есть хорошие музыканты, которые научились играть на карильонах за 2 года. Но у них уже была хорошая музыкальная подготовка.

-Вы из семьи музыкантов?

-Папа был сантехником, но он очень хорошо играл на фортепьяно. Мама – домохозяйка, у неё 9 детей было, и она очень хорошо пела, играла на скрипке, использовала свой талант всё время, она с утра до вечера пела в доме. Дядя был блестящим скрипачом, дедушка был музыкантом. Предки были все связаны с музыкой- один строил органы, другой- рояли, третий был лейтенантом военной капеллы.

-И в городе был карильон?

-У нас в Бельгии почти в каждом городе есть карильон. 1 нас 105 классических инструментов в стране, в Голландии около 200, в Германии примерно 40, во Франции 80. Карильоны механически играют всё время, но летом проходят концерты, во время открытия  парламента, выставок, приёмов устраиваются концерты. В Канаде перед каждым открытием  парламента играет карильон. Там есть штатные карильонисты, провинциальные, университетские, церковные, соборные. Но штатных мало.

-Вы штатный музыкант?

-Да, здесь, в Петербурге, с 2001 года. 

-А когда вы играете, не страдаете ли от слишком громкого звука колоколов, которые звенят прямо над ушами?

-Там есть коморочка, кабинет, где стоит клавиатура, мы в неё забираемся и играем.

Галина- Я много раз была в коморочке, потрясающий  вид  на город сверху, близость неба… Ощущение не громкости, а другое- будто распадаешься на молекулы и потом собираешься заново снова, только намного лучше, чем был. И чувствуешь, что всё будет хорошо. Колокола- волшебный инструмент, считается, что они изгоняют бесов.

-Тогда Йо Хаанзен уже ангел.

Галина- Ну, так вы это видите сами!

Йо- Люди стоят в восторге, получают сильные эмоции, некоторые даже плачут. А я нахожусь как бы в центре, внутри инструмента, как если сидеть в скрипке, или внутри рояля. Там, внизу, совсем другой звук. Там есть места, где лучше звук, это ещё от ветра зависит…

-А в  Петропавловке- где лучше карильоны слушать?

-Там есть маленький угол- возле дома № 8. Но лучше всего гулять по крепости и слушать музыку карильонов с разных углов.

-Русский колокольный звон,  вы слышали его? Чем он отличается от карильонного звона?

-У русских колоколов-  ритмический, лирический звон. Не надо настраивать колокола. На всякие обертона  есть всякие вибрации, и они не настроены. Но чтобы иметь тон- надо регулярные вибрации, для этого надо настраивать колокол. А это в России не делают. Здесь у вас колокол рождается, и его используют таким, каким родился. А у нас колокол настраивают, чтобы он был безупречным.

Галина- На колоколах можно делать надписи. И вот  что необычно- что  не всякому колоколу можно дать любое имя, от количества букв меняется звук колокола…

Йо- Есть колокола «Михаил», «Гавриил», «Иисус», это католическая традиция.

Д- То есть один тон и одно имя?

-Нет, каждый колокол может иметь индивидуальное имя, это не зависит от тона. Есть «ужасные» колокола- «оррида», они звучат во время пожара, тревоги, которые

Галин- В России это набатный колокол.

Йо- Сегодня любой человек может быть спонсором, дать деньги на колокол и дать ему имя. Чтобы сделать 4 октавы- 51 колокол нужен, нужны спонсоры!

Галина – Эта традиция сейчас возрождается в России. Карильоны отлиты за счёт пожертвователей. «Благословение Марии», «Варенька»,  «Нина Ургант» есть колокол, ей сын Андрей подарил колокол для карильона в Петергофе, «Принц Юрьев» есть.

Йо- Министр культуры Фландрии получил колокол от сотрудников в свой день рождения в качестве подарка. И это приятно- у меня в России есть колокол, он носит моё имя!

Галина- Людмила Васильева, много сделавшая для возрождения карильонов, она умерла, а колокол, названный  её именем, остался. Мы с ней были подругами, я сейчас занимаюсь с её тремя детьми юношеского возраста.

Йо-  Это прекрасно, что вы помогаете её детям.

Д- Йо, а вы сами преподаёте?

-Я два года преподаю здесь,  в  петербургском университете, у меня 21 ученик. В Бельгии у меня 64 ученика из 12  стран, в России здесь у меня ученики из разных городов России и из Китая. Уже два ученика моих получили дипломы. Алиса Ростовская получила магистрский диплом, а вторая ученица получила диплом как выпускница класса по двум инструментам органа и карильона.

-Слух нужен какой-то особый, чтобы играть на карильоне?

-Да, он особенный. Надо слышать, куда звуки идут. Если слишком громко- тонет мелодия, бывают длинные отзвуки, надо играть с акцентами, нужна математическая структура в композиции игры, надо, чтобы секунды не мешали друг другу. Одна секунда важнее другой. Это отличается от игры на рояле, где все звуки равнозначны.

 -И сила физическая, наверное, нужна?

-Если у вас её нет, то она разовьётся.

-Сами музыку для карильонов вы пишете?

-Да, но особенно я люблю делать хорошие аранжировки. Есть творческие люди, как Римский-Корсаков, которые пишут свою музыку. Я же люблю искать хорошие мелодии для карильонов, не всякая музыка годится для карильона. Вот музыка Глиэра, «Гимн великому городу», очень хорошо звучит на карильонах. Якоб Ван эйк,  Гендель, Элгар  писали музыку для карильонов. Постромантические современные композиторы, американские, русские, немецкие пишут музыку.

Галина Европе традиция карильонов никогда не пресекалась.

Йо- В России было 5 карильонов, но они все разрушились. В 1834 году  карильон замолчал, но до этого 150 лет он играл, было 4 поколения карильонистов.

Галина-Был даже хрустальный карильон, в музее хранится клог энд шпиль, хрустальный колокол, он от воды в Петергофе играл, Форстер  сделал этот карильон. Восстановить пока его не удаётся.

Йо-И вот с 2005 года карильон играет в Петропавловской крепости для всех, это не только религиозный, но и светский инструмент, он объединяет всех, все имеют право слушать музыку…

-А на чём учатся играть ваши ученики, не на колокольнях же!

-Есть металлофон, на нём ученики пиобретают мастерство.

-Но, наверное,  очень громко, наверное, соседи протестуют!

-У меня был такой случай в детстве, мама купила мне клавиатуру, я открыл окна и стал громко играть, чтобы все слышали меня. Соседи сбежались и стали ругать меня. Но пришёл мой папа-сантехник…

- И сказал, что отключит всем воду…

-Наоборот, он испугался, что потеряет клиентов… А в университете толстые стены, у нас орган, карильоны учебные. Так что традиция карильонной музыки сейчас развивается через университет.

-В Москве карильонов ещё нет?

-В Москве не понимают, что это такое.  У них был интересный набор колоколов. Но они изменили идею и подарили Петербургу неполный набор колоколов, он теперь звучит на Крестовском острове автоматично. Это ещё не карильон, это куранты, автомат.

Механическая скрипка- это не скрипка, электрическая женщина- это не женщина!

-Вы тут на территории Петропавловской крепости со своей семьёй живёте?

-Нет, я на неделю раз в месяц приезжаю сюда, в Петербург, а  20 дней провожу в Бельгии. Иногда в России даже больше времени провожу, особенно когда фестивали. Но в последнем фестивале я не участвовал, так как сломал рёбра.

-На колокольне?

-Нет, в ванной.

-Одежда у вас интересная.

-Это старинная фламандская одежда, обычно она серая, чёрная или синяя, чтобы работать в поле. Но как хороша она для карильонщика- ничего не мешает. Современные рубашки для карильона не подходят, не дают свободу. Нужна широкая одежда. У меня знакомые старушки мне шьют, но одна из них умерла, и я не знаю, кто мне сошьёт ещё рубашки.

-Сейчас в два карильона в России- в Петропавловской крепости и в Петергофе. Но вы ещё ведь хотите создать карильоны в России?

-В Питере  есть ещё карильон старинный голландский, из 36 колоколов, сейчас мы готовим  его для Царского села, ещё один инструмент- для Калининграда. Там есть башня подходящая. Задача сложная, нужна сложная металлическая структура внутри.

Д- А когда был создан первый карильон?.

Йо- В Бельгии, в городе  Малине в 16 веке. Кстати, выражение русское «малиновый звон»- оттуда происходит,  там, в 16 веке 12 литейщиков по отливу колоколов там  работали. Представляете, 25 тысяч население города тогда было – и 12 литейщиков! До сих пор их  колокола работают. Открылась там первая школа карильонного искусства в 1922 году, я там работаю директором уже 27 лет.

Д-Вот вы преподаёте  в России.  Почему именно в России? Вам русская культура нравится?

-У русских есть то, чего мне не хватает. Я ментальный человек, а русский слушает из живота, из сердца. Западные люди любят головой, а русские думают сердцем. В Европе есть германский, романский и славянский блок. Например, итальянцы, французы, испанцы- они сердцем живут, они эмоциональны. А мы, северные народы, мы ментальны, у нас всё в голове. Вы же, славяне, живёте интуицией. Это другая природа, у вас натуральная такая интуиция, которая идёт из сердца и из живота. Я не люблю, когда европейцы имеют в виду под европейцами только западные народы, россияне тоже европейцы, Европа идёт до Урала, не надо забывать об этом! Вы должны помнить, что вы европейцы!

-Мы то помним, но деньги как то нас портят…

-Деньги сами по себе- они не грязные, человек должен изучать работу денег.

-Карильонщик может иметь большие деньги?

-Может, но это  зависит от того, кто вас приглашает, на каких условиях вы играете. В  Японии, Америке я получал огромные деньги. Иногда карильонщик получает регулярную зарплату, но обычно 50 процентов, потому что он не играет каждый день.

-Каковы ваши впечатления от Петербурга?

-Это город Венеры и Нептуна. Нептун это бог космоса, это космическая вода. Мы плывём вместе с многими планетами и галактиками, мы вместе летаем, и этот бог руководит космосом интеллигентно. Поэтому в Петербурге  много интеллигентности, много  в городе писателей, философов, музыкантов. И ещё я вижу часто трезубец Нептуна в городе. Мы забываем, что именно этот знак- как треугольник в христианстве,  троица греческая,  триединство. И этот трезубец  мы всюду видим.

-А чего в Петербурге не хватает?

-Это почти рай, почти всего здесь хватает. Но есть одно, оно  зависит от характера народа. Идите в Швейцарию, Германию- там чистота и порядок. А тут побольше импровизации, русские любят исчезать из порядка.

-Это раздражает?

-Вы из живота живёте. Законодательство возьмём ваше, прекрасно, всё есть. Но где соблюдение законов! Между законодательной и исполнительной властью- огромная разница. Немцы, англичане очень строго исполняют то, что спланировали. Скандинавы, бельгийцы- тоже. А вот французы- меньше.. В Сицилии, у албанцев, у цыган- у них мафия, они даже против, если дать им права. А в Африке- вообще ничего. Русские между этими крайностями…

-Вы тут скучаете на острове?

-Нет, круг друзей собирается вокруг инструмента. Немножко пока одинок, сижу, работаю. В кафе не люблю ходить, алкоголь не пью, не люблю, когда курят.  

-Может быть вы и вегетарианец?

-Да, я много лет был вегетарианцем, но врач мне запретил это, сказал, что чуть-чуть мясо всё же необходимо, большая физическая нагрузка.

-Наверное, вы индийской эзотерикой увлекались?

-Я изучал индийские танцы баратанатьян.

-Это такие с колокольчиками на ногах?

-Да. Я не мастер, но я танцую почти каждый день. Я здесь преподаю  в Петербурге болгарские танцы, они называются «панритмия». Это такие солнечные танцы, люди формируют круг и танцуют как планеты.

-У русских это хоровод.

-Болгары танцуют так вдвоём и группами. Это индивидуальное и коллективное искусство. 28 движений- они танцуются час ровно. Человек сделан, чтобы следовать ритмам природы.

-Вы им тоже следуете?

-Я встаю обычно в 6.30. или в 7 утра,  холодной водой обливаюсь.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz