Татьяна Хабарова, Марко ди Стефано

Немного «Вертикали» на плоской Неве.

 

            КОГДА НЕ ХВАТАЕТ ВЕРТИКАЛИ

Звездой фестиваля была Татьяна Хабарова. Мне удалось посмотреть её совместную с Эвелиной Петровой импровизацию, совсем недавно придуманную и не слишком отрепетированную. Талантливейшая  Эвелина Петрова, в чёрном мужском костюме, что-то немыслимое выделывала с русским национальным инструментом аккордеоном. В своей импровизации она то нагнетала безнадёжный дисгармоничный мрак, то раскованно по-деревенски вскрикивала, то по девичьи завывала тонким голоском, то храпела как спящий тракторист, то впадала в курье кудахтанье смеховой культуры Средневековья. Потрясающая Татьяна Хабарова, бритая налысо девушка из театра «Дерево» Адосинского, являла пластическую ипостась музыки. То монументальная архаичная женщина в платке, то почти икона,  то дурашливая девка, то молодая наивная восторженная мать, простодушно превозносящая до небес своего младенца, то какой- то бройлерный цыплёнок, распираемый изнутри, девушка на подиуме и на продаже, то безволосая Барби в кукольной сорочке, то совсем уж лёгкий невесомый парашютик одуванчика, потерявший свой пол и воплощающий кружение панспермии… Тут уж вовсе было неясно, где русская народность, где авангард, и не был ли русский народ исконно фриковым авангардистом с маргинальными припадками и присядками, уносящими в метафизические выси, или же вообще женщина в любом народе одинакова. Более глубокого, разнопланового образа женщины  встречать не приходилось. Женщины у всех народов хотят выглядеть гламурненько, в искусстве же они обычно либо посекушки, либо страдалицы, либо загадочные злодейки. Таня Хабарова и Эвелина Петрова, опираясь на опыт эмансипации 20 столетия, смело раскрыли глубины женской души, внутри которой таятся и ужасы, и ирония, и бездны обаяния. У них получилась какая-то мини «Махабхарата» женской сущности в её развитии и многообразии.

Одним из самых интересных проектов «Вертикали»  оказался «Театр людей»,- танцевальный перформанс, проводимый  Марко ди Стефано в течение 5 дней фестиваля на сцене кинотеатра «Родина». Известный итальянский актёр, имеющий большой опыт работы в кино, театре, на ТВ  и радио, уже 20 лет реализует свой проект в разных городах мира. Он приезжает на неделю в новый город, по сарафанному радио приглашает принять участие всех желающих в своём проекте, к нему приходят сотни  мужчин и женщин в возрасте от 7 до 70 лет, и Марко начинает с ними проводить ежедневные репетиции. Через неделю из группы разрозненных, незнакомых между собой людей, иногда имеющих танцевальную подготовку, иногда нет, возникает слаженная танцевальная группа. Проект завершается грандиозным галла-концертом, устраиваемым иногда на городской площади, иногда на большой сцене какого-нибудь театра. Зал переполнен, так как на своих друзей, выступающих на сцене, приходят посмотреть десятки родственников и приятелей новоиспечённых танцоров. Возникает удивительное архаическое единение тех, кто на сцене и тех, кто в зале. Ежедневные репетиции преобразуют людей, оказывают психотерапевтическое воздействие, раскрывают их нереализованные потенциалы, объединяют, излечивают от одиночества.

Мне довелось поприсутствовать на первой репетиции, проводимой Марко ди Стефано. Сцена кинотеатра «Родина» была заполнена до отказа. Среди народных петербургских  танцоров я увидела знакомую поэтессу Мириам, нескольких журналистов, артистическую молодёжь, родителей с детьми, несколько ярких пожилых дам. Марко при  помощи переводчика кричал: «Вода! Воздух! Огонь! Земля!» и показывал движения, которые танцорам новорожденной труппы следовало повторять. Толпа разношёрстных людей на глазах начинала сливаться в общее музыкально двигающееся тело. «Огонь» означал голос- люди начинали кричать, петь. При слове «Земля» все встали на корточки и поползли, познавая землю. Потом Марко стал выхватывать из  толпы первых попавшихся людей и требовал, чтобы они руководили всей труппой вместо него, чтобы они начинали петь, а люди на сцене подхватывали их песню. Не обошлось без «Берёзки», «Птицы счастья завтрашнего дня » и «Аве Марии», международной песней была «Белла чао». К концу репетиции уже полтруппы были не безликими людьми из анонимной толпы, а запомнившимися высвеченными личностями со своими репликами, вопросами, пластикой тела.

Народная танцевальная труппа в каждом городе особая, отражает состояние человеческих душ сегодня, сегодняшнюю реальность. Узнать, кто они, люди из зрительного зала- очень важная задача. Без этого знания исчезает контакт со зрителем, мост с реальностью. «Ну почему, почему у вас никто не смотрит в глаза друг другу на улице? Почему у вас в метро люди едут молча и не говорят друг с другом? Это страх? Проблемы? Почему на мои мастер классы пришло так мало мужчин? Наверное, русские мужчины очень гордые? Когда в городе слишком много людей, то рождается одиночество. Когда слишком много информации- то это смерть» (из высказываний Марко ди Стефано). Реальность в нашей стране такова, что нам нужны тысячи Марко ди Стефано и множество «театров людей» во всех городах. Может быть, тогда возрождение нации пошло бы успешней.

Проект прошёл столь успешно, что Марко ди Стефано собирается повторить его через год в Петербурге, но уже на более крупной сцене, например, на сцене отремонтированного Пушкинского театра. «Очень важно сбивать спесь с официальных крупных театров. Они часто стоят полупустые, а в это время народные проекты не имеют сценических площадок. Нужно оживлять театры». Кстати, Марко ди Стефано когда то в юности сыграл роль Христа в фильме «Возвращение» датского режиссёра Йена Торцена. В этом фильме Христо общается с террористкой из Ливана…

    

ЛАВ СТОРИ

Для меня фестиваль «Вертикаль» закончился совершенно неожиданно. Возникла , идея написать лав стори о Тане Хабаровой и Марко ди Стефано, которые познакомились в 2000 году на Амандоловском фестивале, Марко там был в жюри, а Таня выступала со спектаклем «Отражение», и с тех пор они вместе.

Таня рассказывала о себе, о том, как она приехала из Светогорска в Ленинград, занималась скрипкой в музыкальном училище, принимала участие в работе театра «Дерево» во Дворце молодёжи со дня его основания. Потом были  затяжные гастроли по Европе, собственные проекты. В 2004 году моноспектакль Тани Хабаровой  «Отражения» стал победителем самого престижного форума мира- Эдинбургского театрального фестиваля.

На Амандоловском фестивале в городе Перегю Марк ди Стефано подошёл к Татьяне, восхищённый её высоким талантом и обаянием. Разговор длился 5 минут. Они поняли, что могут дополнять друг друга. Марко нравится, что Таня каждый день другая, что она- спонтанный человек. Тане нравится, что Марко позитивный человек, даже слишком гиперпозитивный, когда слишком много людей желает с ним общаться.

Живут они в Риме, в большой квартире с двумя роялями.  Двоюродный брат Марко- известный оперный певец Джузеппе ди Стефано, который блистал на оперных сценах во времена Марии Калласс. В доме всегда звучала музыка. Отец Марко- Уго ди Стефано во время второй мировой войны был пленён английскими индусами и отправлен на 5 лет в тюрьму Ладак в Гималаи. В тюрьме он создал театр. Так как книг не было, заключенные разных национальностей стали вспоминать то, что знали- пьесы Шекспира, Мольера, тексты Аристотеля. Уго ди Стефано из всего этого микшировал некое действо, и заключённые импровизировали в этом спектакле. На Марко произвели сильное впечателение рассказы отца, сам он считает что именно они легли в основу проекта «Театр людей», построенного по тому же принципу- внесения лепты людей разных национальностей и возрастов в общее дело создания спектакля.  Марко учился в театральном институте на курсе, изучавшем основы комедии дель Арте. Курс вёл известный польский режиссёр Ежи Гротовский, вместе с ди Стефано учился Ежи Числек. Одним из учителей был клоун Романо Коломбайон, снимавшийся  в фильмах Феллини. Он умер на руках у Марко. Эта история легла в основу спектакля «Один-вместе», режиссёром которого была Таня Хабарова. Сам Марко собирается поставить фильм «Полёт бога», где главную роль сыграет Татьяна Хабарова. Это будет фильм о девушке, сбежавшей из психушки и занимающейся поиском родины…

Татьяна Хабарова- энерджайзер, она спит по 4-5 часов в день. Ежедневно они с Марко совершают пробежку 10 км вдоль Тибра, потом Таня медитирует, Марко играет на трубе. Проекты, фестивали, спектакли, гастроли. Когда Таня привезла Марко в Светогорск, её родители были в восторге. Марко мечтает в Светогорске сделать свой проект «Театр людей».   

Таня Хабарова одевает маленькое чёрное платье и украшение на голову в виде загнутого чёрного лепестка. Они с Марко начинают напевать и танцевать на маленькой сцене Мюзик-Холла. Получается так  неожиданно, очаровательно… Жаль, что в тот миг ни у кого не оказалось под рукой видеокамеры… «Вертикаль» должна обязана упираться в человеческое счастье.

Маленький тест- давно ли вы танцевали?  

Hosted by uCoz