Анна-Леена Хяркёнен

.

В СВЕТЛОМ ОМУТЕ СЕКС НЕ ВОДИТСЯ

Финский консул Анна Лиски устроила у себя вечеринку с целью познакомить разных петербургских людей с замечательной финской писательницей Анной-Лееной Хяркёнен. У Анны-Леены только что в России вышла книжка «Аквариумная любовь».  Книжку издали в московском издательстве «Флюид», в серии «Скандинавская линия», тиражом 1,5 тысячи экземпляров.

Я прочитала книжку с давно не испытанным филологическим и человеческим  удовольствием. «Аквариумная любовь» была полна до краёв свежей  правдивостью, хотя касалась вещей самых тёмных и табуированных  в литературе. 200 страниц о том, как не ладятся сексуальные отношения у финской  девушки Сары и финского парня Йоуни. Официантка Сара, мечтающая поступить на филологический факультет, искренне любит журналиста  Йоуни. За окнами горит закат цвета раздавленной брусники, Йоуни только что объелся ягодным муссом. Но что-то подпорчено в Датском королевстве, в детском королевстве северных вдумчивых людей. Сара постоянно рефлексирует. Она раздавлена мечтами о чём-то грандиозном, о каком то пламенном напалмовом сексе, о каких то неземных радостях эротики, которые пропагандируются всей гигантской глыбой человеческой культуры. За стеной визжит от животной радости подруга по общежитию. А  у  Сары ничего такого не получается…

Анна-Леена Хяркёнен оказалась изящной брюнеткой, профессиональной актрисой и писательницей, за плечами которой множество ролей в театре и на ТВ, а также 15 романов. Самым знаменитой из них оказалась книга «Аквариумная любовь», переведённая на множество языков и экранизированная в кино. При свечах наша компания  беседовала  о  лжи вокруг секса, из-за чего маленький честный человек, маленькая честная финская  девушка – в полном недоумении. И что- эта крошечная судорога, которой никак не достичь- это и есть Лубовь,  это и есть то самое, из-за чего весь мир похотливо закатывает свои свинячьи глазки и многозначительно ухмыляется?

 Анна-Леена назвала вещи своими именами и сделала это с предельной степенью изящного реализма. Книга была написана  17 лет назад, и токмо сейчас она из страны северных оленей и клюквы пришла к нам. Это было изумительно, ибо от книжки веяло абсолютно сегодняшним днём- пластиковыми окнами, скукошенными зачумлёнными людьми, сидящими в барах с пустыми выпученными глазами, но при этом с неким уютом и удовлетворённостью сидящими. Может быть потому, что эта реальность –одиночества человека в пластиковой массовой культуре- только сегодня к нам пришла. Ещё мне книжка показалась очень сегодняшней и по другим причинам. Книга «Аквариумная любовь» получилась как детальное исследование нордической задумчивой  души, которая жаждет получить непонятное ей удовольствие от телесного соития, но, в глубине сердца, предпочитает  духовное слияние с любимым человеком. И это исследование особенно актуально для  нынешней Европы, всё активнее заселяемой горячими южными народами.

            Анне-Леене задавали разные вопросы. И много вопросов о наболевшем- о свободе и одиночестве сильной женщины. Анна-Леена была замужем дважды, и оба раза мужчины уходили, так как ревновали её к профессии и успеху, пытались соперничать, и из этого ничего не получалось. Новый друг Анны-Леены- тоже литератор, писатель, и вроде бы это уже обнадёживает. Писатели в Финляндии живут тоже трудно- по финским меркам. Правда у них есть свой творческий союз, который даёт писателям гранты на написание книг… Но мы не об этом. 

            Примерно в те же дни в доме кино шёл фестиваль студенческих работ киношкол мира «Начало». В Петербург приехал ярославский оскароносец, мультипликатор Александр Петров. Привёз он свой мультфильм «Моя любовь», созданный по мотивам романа Ивана Шмелева «История любовная». Александр Петров с русским народным лицом и окладистой бородкой прославился как создатель мультфильмов «Старик и море», «Русалка», «Корова», сделанные уникальным методом- фотографированием живописи, сделанной пальцами на стекле.

            Фильм Петрова словно бы вступил в перекличку с «Аквариумной любовью» Анны-Леены Хяркенён. «Моя любовь» поминутно вызывала восхищённое «ах!». Реальность, размазанная пальцами на экране, была такой жаркой, такой правдивой и узнаваемой. Первая любовь шестнадцатилетнего мальчика из русского городка 19 века- но это была такая узнаваемая любовь, с головокружительными мечтами, подглядываниями, откровениями, ложью, штампами и всепобеждающей честностью чистой души. Секс нависал своей грубой тушой, но нигде так и не смог пролезть. Метод мультипликации, где нет ничего натурального, всё полностью искусственно, порождено художественной волей автора- он удивительно совпадал с искусством слова. Рассказывать  о любви, о теле человека и его душе, наверное только так и возможно- полностью через субъективный вихрь, через глаза над аквариумом.        

            И Хяркенён и Петров доставили своим читателям и зрителям это редкое и эксклюзивное удовольствие- услышать человеческую правду, без всякого пафоса и кривляний. Кстати, фильм Петрова создан при поддержки японских продюсеров и кинокомпании. Правда о сексе и любви – интернациональное богатство теряющего своё тело человечества.

 

Hosted by uCoz