Олег Хвостов

Многие видели работы Олега Хвостова на разных выставках, и наверняка запомнили их. Не запомнить их нельзя. Зелёные и синие лица, объёмные кукольные тела, больгие размеры полотен. Полная свобода. Примитивизм, но какой-то въедливый, по -петербургски  утончённый,  но нагло авангардно нахрапистый, этакая свобода Хармса в живописи.

В гламурном местечке, в торговых рядах на Перинной линии, среди часиков и бижутерии, цепочек и стразов, в недавно открывшейся галерее, я вдруг увидела знакомые тяжкие зелёные и фиолетовые морды, лики, личики. Понятное дело- это кисти Хвостова.

 

-Олег, вы же из группы «Новые тупые»?

-Да, я начинал свою деятельность  в товариществе «Новые тупые», вместе с Флягиным,  Козиным, Спирихиным.

-И вроде как новой тупизне пришёл конец?

 -Новые тупые не заявляла о распаде, но деятельность их  совместная прекратилась, члены группы разъехались кто куда, совместные акции остались как факт истории. Этот  проект продолжался несколько лет- вместе с группой мы устраивали перформансы, абсурдные акции, участвовали повсюду. Потом, когда тупые зашли в тупик, я стал заниматься индивидуальным живописным творчеством, стал делать персональные выставки. В 2001 году был интересный проект в галерее «Navicula artis»- «Новые передвижники». Я сделал в Разливе выставку из 8 картин, которые были выставлены в музее Ленина «Шалаш». Это такой авангардный конструктивистский павильон, очень интересный, в котором выставлены личные вещи Ленина, оригинальные и конструированные. В экспозиции была  создана мифология пребывания Ленина в Разливе, и я создал цикл картин «Новая Ленининана». Я в своём стиле перерисовал советские хиты- картины, посвящённые Ленину. Я их переделал на свой лад- вот что получилось.

-Получилось замечательно! На первый план вышел рабочий какой то монстриозный, фигурка вождя оказалась приниженной и диких цветов… А в каких езё проектах вы участвовали?

 -Потом была в 2001 году у Митьков в старой ставке на улице Правды выставка «1000 автопортретов». В Борее в 2003 была моя выставка «3000 автопортретов». Там было выставлено  300 работ, но я приписал нолик. Выставка проходила  в самые дни празднования  300- летия Санкт-Петербурга.

-Да, я помню глубокомысленные рассуждения арткритиков на тему 300 лет города и 300 лиц одного художника. Вышло дерзко, но несколько по постмодернистки уклончиво…

- Каждый год я выдавал по 1000 автопортретов, у меня уже 7000 работ есть. Но несколько надоело. Надо бы сделать десятитысячник. Потом в Калининградской области, в замке 13 века, тевтонского ордена, я выставил  цикл портретов, которые имели отношение к этой области. Портреты Елизаветы Петровны,  Германа Меринга, у которого в тех краях была  дача, Фридриха Второго, губернаторов. Идею мне  подсказал культовый искусствовед  Иван Дмитриевич Чечёт. Потом фотографа  Диму Горячева я нарисовал и приклеил к картине его волосы. У Митьков была «Выставка одной картины». Я стригусь наголо и рисую портеры с натуральными волосами. У меня 4 портрета и мешок волос заготовлен.

-Олег, откуда у вас такая  привязанность к автопортретам? Вы эгоист?

-Ответ на этот вопрос совершенно бытовой, неромантичный. Для меня это такой этап был- из разновидности самодеятельной школы.

-Не было послушных натрущиков под рукой?

-Нет, натурщика найти не трудно, но самого себя ты рисовать проще. Ты  самый послушный и неутомимый натурщик и есть. Узкие рамки позволяют зацикливаться на одном объекте, изучать его  психологию. А свою психологию всё же  знаешь лучше. И вообще, когда художники рисуют- то всегда рисуют себя или определённый тип. Вот возьмём портреты Рафаэля или Леонардо да Винчи. Все портреты Рафаэля- это одно лицо, и Сикстинская мадонна, и остальные наши эрмитажные картины. У Леонардо да Винчи- сплошные Джоконды везде. И женщины и мужчины- одни Джоконды. И это совершенно безобидная ситуация- рисовать одни портреты. Всё равно будет одни автопортреты, кого бы ты не стал рисовать. А любое рисование с натурщика- это организация времени. Конечно, нужно для разнообразия рисовать и натурщиков, чтобы не войти в крайность. Сейчас я автопортреты почти не рисую. Это был этап- может быть ученический, может- профессиональный.

-А вот это тоже автопортреты?

-Там где девушка и мужик с бородой, там- нет. А вот этот зелёный- это я. Мне подарили коробку с красками, и мне захотелось нарисовать такую картину, чтобы на неё ушла вся коробка. Я стал выдавливать краску из тюбиков на холст, топтать её  чем-то- кисточкой, руками. Картина долго сохла, она до сих пор не высохла до конца. Я поставил её к стенке, она приплюснулась, получилась такая необычная фактура.

-Типа ваш негатив.

-Не знаю. Сейчас я буду долго думать…

-Ваш любимый жанр- портрет?

-Нет, не хотел бы привязывать себя к такому какому-то одному жанру- портрету, пейзажу. Есть такое слово- «фигуратив». В более правильном смысле слова  фигуратив -это фигуры людей. Но есть ещё фигуратив как противоположность абстракции. У меня много пейзажей.

-А какова концепция этой выставки?

-Выставка называется – выставка не называется никак, она без названия. Но она не без названия, она называется  «Живопись Олега Хвостова». Такие вот выставки устраиваются постоянно и часто, которые не называются никак. У Пикассо такие выставки были. Просто живописец рисует новые произведения, которые являются самоценными, и он их выставляет, и выставка называется просто «Живопись».

-Но всё же кто те люди в углу? Персонажи Гоголя? Салтыкова-Щедрина?

-Эти три портрета  из проекта института «Про Арте». В Петропавловской крепости был грантовый конкурс, и я его выиграл. В музее истории нашего города выставлялись паспорта. Это было скучно- дореволюционные паспорта, советские и т.д. И современным художникам предложили обогатить эту ситуацию, создать на тему паспорта что-то художественное. Я предложил такую идею. В старых паспортах не было фотографий, было словесное описание. Я предложил по словесным описаниям написать живописные портреты. Это были паспорта случайных людей, где то случайно обнаруженные, и такой прикол получился: вот человек был обычным человеком, жил, скончался, прошло 200 лет – и вдруг он стал персонажем. А был никем, и не оставил никакого следа.

-Вам во сне они не являлись?

-Никогда.

- Вы ведь по образованию не художник?

-По образованию я не только не художник. Я вообще никто. Есть такой термин- профнепригодность.

-Какой то древний термин

-Я не учился официально- в институтах с дипломами. Но вот может быть  такое, что художник- самоучка, но не всегда он -дилетант. И для этого человек  поглощает огромное количество  материала  для своей работы, общается с людьми, чтобы это не было действительно  дилетантским  и доморощенным обучением. Он общается действительно с профессионалами, которые всегда дадут нужную подсказку, направят, куда надо. Вот раньше учились в мастерских у мастеров, и  у меня было почти то же самое. Только я не ходил каждый день к какому-то художнику, чтобы под его руководством рисовать, но общение с ним остаётся постоянным.

- Вы имеете в виду  Пушкинскую-10? Это- ваша академия?

-Да, конечно. Но это слишком громко сказано. У меня было много академий. Академия художеств, академия театрального искусства. Где-то я ходил на подготовительные курсы, где-то я даже ходил на уроки и  на лекции вместе со знакомым студентами- и меня оттуда никто не прогонял. Даже такое было. Учился всему, что подворачивалось под руку. И этот процесс не прекратился, он идёт и сейчас не в меньшей степени. Может даже и в большей. Потому что сейчас я работаю с более сложными вещами, уровнями. Всё это поверяется строгой критикой, взыскивается всегда- рынком, не побоюсь этого слова.

-Но вы же низ глухой провинции! Почему вы проигнорировали все способы профессионального образования, которые доступны были в Питере?

-Я ничего не игнорировал. Так может просто карта легла. Сложились так звёзды. Просто так получилось- я об этом не думал. Я пытался поступать в академию, я ходил на курсы, но что-то там меня переключило куда-то. Может у меня особенная склонность. В институте стандартный подход, там дают стандартный набор каких-то навыков, знаний. Дают слишком много для меня лишнего, которое нужно зубрить и сдавать, и  без этого нельзя. Вместе с тем много нужного как кислород- не хватало. И  это недостаток общего образования я обнаружил сразу. Всё время занимался какой-то практикой, занимался своей теорией без институтов. Не было рвения большого поступать, но не было и игнорирования. И в этом нет никакого конфликта: «учёный- неучёный», я никогда не придавал этому значения. Учёный человек не тот, которого учат, а тот, который учится. Никакой не  секрет- бывают специалисты с дипломами, которые в выбранной профессии полные дураки,  и наоборот- люди, хотящие что-то знать, всегда это узнают.

-Вы относите себя к примитивизму или какому-то другому направлению?

-Вообще подлинный художник- он вряд ли может вписываться только в один какой то стиль, если только он сам не открыл его и как то не манифестировал его. Какой стиль был у Рембрандта, у Тициана? 15 век- высокое возрождение- но разве высокое возрождение это стиль? Здесь есть примитивизм, есть экспрессионизм, всего понемножку. Примитивзм в большей степени, но если сравнивать с классическими примитивистами- с Анри Руссо- то всё таки есть большая разница по-моему. У Анри Руссо нет такого вот геометризма, излишне сознательного выстраивания каких то конструкций. Есть наитие. Есть средневековый западноевропейский  примитивизм- это позднее средневековье, уже не средневековье, но ещё не Возрождение. Интересный такой примитивизм. Нидерладцы, Ян Ван Эйк- это сложнейший примитивизм, мне кажется. Ну и здесь- ты вбираешь в себя какой-то опыт, который тебе нравится. Но ты это ты. У человека своё лицо, он похож на кого-то. Человек похож на кого-то, но у него есть своё лицо. Рисование в каком-то стиле- это всегда примитивная оценка творчества. Творчество всегда сложнее любых стилей. Стиль- это тесные рамки. Лучше всего судить о том, какой это стиль, после того, как сделано произведение.

-А вот эта картина, которая напоминает «Девушку  на шаре», «Венеру» Ботичелли – это тоже ваш автопортрет?

-С ней такая смешная история! Вообще то я с Кранаха Старшего решил копию сделать. Там девушка стоит, а не сидит. Я стал делать копию без рисунка- смотрю, если буду делать ноги, то они уже не влезут в картину. И тогда пришлось её посадить. Когда посадил- от Кранаха Старшего уже ничего не осталось. Получилась девушка на шаре.

-Вы плодовитый художник?

-Да! Если посчитать мои работы просто как единицы хранения- то больше десяти тысяч. Одних автопортретов у меня около 10 000. Потом пачки рисунков на тонких листах для ксерокопирования. Продаются пачки такие по 500 листов.  Я изрисовываю её за несколько недель. Но это не рисунок в  прямом значении. Это как у поэтов и писателей есть черновики. Это мышление материализуется сырое, живое, потом из этого что-то создаётся.

 - Вы востребованный художник?

-Востребованность- это понятие, о котором лучше судить не самому художнику, а тому, кто его востребует. Со своей стороны могу объяснить свою позицию. Кончено, я не чемпион по продажам на аукционах. Даже когда я жил в полной нищете- я жил только искусством. Я нигде не подрабатывал. Даже сложно представить. как я жил. Когда был совсем зелёный- где-то подрабатывал. Вот кто такой профессиональный художник? Не тот, кто классно рисует, или прошёл школу. Это тот, кто живёт на деньги, которые даёт ему искусство, тот, кто живёт от своей  профессии. С этой тоски зрения я профессиональный художник. Даже в самых сложных материальных ситуациях я геройствовал. Я и сейчас так думаю, если твоё искусство что то собой представляет, то ты с ним не пропадёшь. А если нет, то зачем это всё? Тогда пусть будет романтическое голодное умирание, и сам процесс как художественная акция. И получается что, как правило. художники просто оправдываются- что чего-то у них не складывается, что чего то им не хватает. Секрет простой. Если отдаться делу до конца, совершенно стопроцентно, быть готовым ко всем последствиям- то, как ни странно, ситуация начинает выправляться. И начинает что-то получаться. Ты подхватываешь эти положительные стороны, начинаешь их развивать, и, в конце концов, доходишь до высокой стоимости на картины.

-А где вы держите свои работы в таком количестве?

-Мастерская у меня маленькая, работы я держу а разных местах- в Москве арендую целый склад, что-то дома, что- то продано.

-Хотелось бы вам сделать большую выставку?

-Да, я почти созрел. Но тут с моей стороны потребуется отсортировать работы- всё свёрнуто в рулоны, это требует от меня большого труда. Надо провести исследовательскую  работу самого себя, своего творчества, своих периодов, своих увлечений.

-Залы какие вы видите для размещения 10 000 полотен?

-У нас в Питере есть  Мраморный дворец, Манеж, большой выставочный зал Союза художников, но он неудобный. сложно.

-Вы чувствуете себя фанатиком или одержимым?

-Это очень дешёвые слова, но я чувствуя себя и фанатиком и одержимым, как ни  странно. потому что это точные слова. Потому что только это позволяет полностью погрузиться в процесс, и уж потом рассчитывать на что-то в искусстве. Нужно ему полностью отдаться. Без фанатизма не обойтись. Фанатизм бывает здоровый и нездоровый. Нездоровый фанатизм- это когда человек делает вид, что отдался, и уже ему не терпится получить результат. И это какое-то болезненное ожидание скорого результата , а результата не подучается. Возникает стресс с неизвестными последствиям. А здоровый фанатизм- это радость процесса. Ты одновременно чего то ждёшь, но дело не в этом ,а в том, что ты что-то делаешь, и сам твой процесс и является результатом. 

  есть  у вас нереализованные проекты?

-Я сделал гигантский Кремль из картонных коробок- высотой 10 метров, шириной 7 метров. Он составляется  в супрематический неправильной формы Кремль. С Маратом Гельманом мы  ещё не нашли подходящий контекст для его экспонирования.-

 

Hosted by uCoz