Дом для народа на Лиговке.

 

            Недавно подруга позвала меня на спектакль «Я болею за Швецию» в Дом культуры железнодорожников. Я изумилась, что ДК в депрессивном районе среди умерших заводов работает, что там ставят спектакли. Когда я шла по Прилукской улице в  тихий и безлюдный уголок за Обводным каналом, меня удивили дедушка с внуком, бегущие на занятия какого-то кружка в ДК, потом стая девчушек, направляющаяся туда же.  Ещё больше поразил прекрасно отреставрированный бывший Лиговский народный дом. Высокие потолки, воздух, просторы, широкие лестницы, элегантные залы, мраморные скульптуры. Кстати, по поводу итальянских скульптур. Одна из них являет собой  Гамлета с черепом в руке. Чтобы рабочие помнили и чтили Уильяма Шекспира. Смейся, смейся, и станешь как бедный  Йорик. И кто-то задумается, зачем ты жил, ради каких высших ценностей. Другая скульптура - это молодая мать с двумя кудрявыми детьми. Просто какой-то образец кротости, терпения, женственности. Восседает она на постаменте с барельефами, повествующими о грехопадении Адама и Евы. Наверное,  это такой изящный намёк девицам о радостях брака и трудностях и ответственности материнства. Боже, и чего ещё рабочим Лиговской окраины было нужно, зачем они делали революцию!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История ДКЖ  тесно связана с именем замечательной женщины, общественного деятеля начала XX века, с графиней С.В. Паниной.  В 1900 году Софья Владимировна приобрела землю за Обводным каналом и обратилась в Городскую управу с письмом. Она просила совсем не о том, о чём просят сегодня нувориши нынешнюю городскую власть.  «Прошу разрешить мне постройку Народного дома на принадлежащем мне участке земли на углу Тамбовской и Прилукской улиц»,- написала графиня Панина.   

 Приглашенный ею архитектор Ю.Ю. Бенуа спроектировал оригинальный ансамбль для будущего народного дома. В нем находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая. В цокольном этаже были оборудованы мастерские: слесарные для мальчиков,  а для девочек – по обучению шитью и переплетному искусству. В башне располагалась обсерватория! И сегодня можно видеть, увы, забитые окна этой башенки…

Лиговский народный дом был построен на средства графини Паниной.

После революции, в начале 20-х годов, Корней  Чуковский и профессор Евгеньев-Максимов организовали здесь Дом просвещения имени  Н.А. Некрасова. Структура его была создана по образцу Пушкинского дома. С 1926 года здание было передано железной дороге.

Сейчас здесь работает Дворец культуры железнодорожников. На базе ДКЖ работает более 20 творческих самодеятельных коллективов, клубов по интересам. Гордостью ДКЖ является детский мюзик-холл. Отлично восстановлен исторический облик здания,  содержится ДКЖ в превосходном  состоянии. Предельно деликатно отремонтированы стены, окна, полы здания, не внося диссонанс с первоначальным состоянием помещений. Роскошные залы с готическими стрельчатыми окнами, скульптурные композиции из мрамора, даже решётки и перила – всё вызывает тёплые чувства своей подлинностью.

16 сентября 2009 года состоялась церемония награждения лауреатов Национальной  премии «Лучшая компания года 2009». Эта премия учреждена по инициативе членов Комитета ГосДумы по экономической политике и предпринимательству, Фондом содействия развитию предпринимательства. Премией отмечают компании, «положительно

влияющие на социальный облик страны и благополучие её граждан».

Одним из лауреатов этой  премии и  стал Санкт-Петербургский Дом Культуры Железнодорожников. Из длинного списка лауреатов это практически единственный победитель, профилем которого является социально-культурная деятельность. Коллективу  Дома Культуры во главе с директором О.А.Бересневым присуждено  почетное звание «Социально-ответственное предприятие»сё это рассказал мне администратор ДКЖ.

Сейчас многие Дома культуры вызывают слёзы своим горестным поруганным видом, забитыми фанерой окнами, жалкими объявлениями о сдаче в аренду, или тем, что там, где горожане бесплатно предавались искусству, самому человеческому делу, там теперь разместились гламурненькие конторки, чья цель- прибыль, и ничего кроме прибыли.

Санкт-Петербургский Дом Культуры Железнодорожников, располагающийся в доме 63  на улице Тамбовской, являет собой исключение из правил.  Он единственный в своём роде, который за сто с лишним лет своего существования ни разу не менял профиля своей деятельности. Там и сейчас  танцуют, читают, поют,  разыгрывают спектакли и смотрят их дети и взрослые.  Дом культуры железнодорожников является памятником архитектуры Федерального значения и пребывает в отличном состоянии.

 

Ещё больше меня поразил  спектакль молодого режиссёра Алексея Истомина « Я болею за Швецию», поставленного по пьесе Л. Петрушевской на сцене ДК Железнодорожников.

Сцена прямо на сцене, квадратом вокруг на сцене сидят зрители, как бы окружая чёрный квадрат высвеченной лучами семьи. Вся бытовуха вынесена на потолок- всякие бытовые необходимые семье вещи- посуда, лыжи, одежда, всякие штучки. Понятно, что всё это из конца 70-х, из эпохи конца совка. Место, за которым должно быть небо- оно состоит их хламовых мелочей, милых сердцу. Хорошая находка художника-постановщика. Лены Раковой.

Далее всё идёт по-петрушевски, по-адски, не по-людски. Мачеха, внук и бабушка орут, язвят, колят друг друга, проявляют отвратительную мелочность, жадность, нищету души, рвут друг друга на части. И луч солнца-прожектора падает на бабушку. Какая бы не была, преступная, глупая, жестокая, мелкая, но это твоя Бабушка. Какая-то неумелая, животно скрытная в глупом теле глубинная невыразимая любовь, которая как огонь пронзает и мачеху, и внука, и даёт какую-то нелепую абсурдную- но склейку всего этого  адского мирка. Бабушку играет Дарья Кривошеева. Ей 22 года,  но  откуда-то она взяла эти вялые старческие плечи, этот карикатурный старушачий корявый бег и походку, эти корявые воздетые руки? Это удивительно! Очень всё глубинно узнаваемо. Непонятно, как и откуда пришла мудрость и доброта к 26-летнему режиссёру Алексею Истомину, как он так смог одним столпом света очеловечить циничную чернушницу Петрушевскую, вопреки всем её текстам! Спектакль получился человечным и мудрым, что обнадёживает. Новое поколение обращается к семейным ценностям, как говорят социологические опросы. Оно ищет склейку рода, корни, традиции. И хотя на дне рода – такие вот совковые озверевшие бабушки, способные по 16 лет не видеть своих внуков, но всё равно это твой род, корень, нить, и другой нет, и надо уметь возвыситься над этим, и прощать, и даже и испытать пронзённость любовью. Спектакль заканчивается петрушевщиной – юноша безнадёжно уставился в ящик с трансляцией матча между абсурдной Швецией и Испанией, кажется.  Но искра любви  была, подпущенная режиссёром, и разъедающий яд цинизма и безнадёжности разрушен…

-Меня волнует человеческая душа, ее падения и взлеты, человеческие мысли и чувства, юмор и ирония, глубина и философичность,- говорит выпускник и аспирант кафедры режиссуры Академии Театрального искусства Алексей Истомин.- Через образность и метафоричность я стремлюсь показать как совершенствование человека, так и его деградацию. Ведь задача театрального искусства – не только позволять душе отдыхать и радоваться, но и наполнять ее вопросами, требующих обдуманных ответов, будить воображение и мысль. Поэтому я не боюсь экспериментировать и находить что-то новое.  

Спектакль стал лауреатом  "Петрушевского Фестиваля  2009 года. Режиссёр Алексей Истомин  рассматривается как возможный художественный руководитель театра имени графини Паниной, возрождаемого в  Доме Культуры Железнодорожников. Это его  шестая режиссёрская работа, среди постановок А.Истомина- спектакли «Игроки»,  «Одна абсолютно счастливая деревня»,  « SCHAUDERN – священный ужас, благоговейный трепет».

 

 

 

 

Hosted by uCoz