Олег Янушевский, художник

 

ВЗГЛЯНИ НА СВЯЗЬ ИНАЧЕ

            «Взгляни на связь иначе» – это из рекламы, связанной с мобильными телефонами.. «Мир твоей свободы- МТС (или ДЖИЭСЭМ?) »  - поют сладкие голоса. В-общем, связь как-то связана со свободой, установление связи гарантирует развязность и свободное передвижение в желаемом направлении. Religio- это, между прочим, тоже связь. Свя-щенник, свя-зь… Связь- это святое.

             Так случайно совпало, что в день памяти святого Серафима Соровского должна была  открыться  в музее религии и атеизма выставка Олега Янушевского. Олег собрался выставить интерактивные иконы, где на плоскости, рядом с  изображениями святых, можно увидеть кнопки пульта, радиотрансляторы, калькуляторы, клавиатуру компьютера и т.п.

            Янушевского явно волновала модернизация  связи с небом. Он хотел связи прямой и технически усовершенствованной. И немедленного ответа, по всей видимости. Как в  романе Харуки Мураками «Охота на овец». Есть, есть где-то  телефон, соединяющий с небесной канцелярией. Можно позвонитьи всё расспросить, потребовать, повлиять. Но номер забыт. Кажется, кто-то знает этот номер, но трудно разыскать этого человека.

            Янушевский учился в академии художеств, на факультете графики. Потом увлёкся иконографией. А ещё его давно волновали русские носители – нефть, ракеты, эталоны красоты. Он пришёл к выводу, что наша территория намного экзотичнее. Олег имел возможность сравнивать- он несколько лет назад получил дополнительное образование в Уинблдонской школе искусств.

            Говорили с Олегом о предстоящей выставке, проведение которой было тогда под вопросом.  Янушевский мечтал о том, чтобы его интерактивные иконы были размещены в зале, где демонстрируется картина Василия Сурикова «Четвёртый Вселенский собор». Начальство –«за», среднее звено технических работников- «против». Панно Сурикова чудом было спасено, оно находилось в Храме Христа Спасителя, и считалось утерянным.

            -Олег, ты прислал мне свои картинки по емэйлу, но непонятно- это что, всё работает?

            -Да, в доски вмонтированы чипы, детали игрушек, когда нажимаешь на кнопку- слышишь голос. У меня есть одна икона для родителей. Святые стоят, грозят пальчиками, но если нажать на кнопку, они передают голоса детей, сообщают, что делают дети в это время…

            -Да, необычайно быстрая и актуальная связь с окружающим миром через сакрализованные каналы …

            -Все  мои иконы отражают сегодняшнюю цивилизацию, вместо ящичков с мощами находятся игрушки из шоколадных яиц, есть икона, где святые благославляют ролс-ройс, есть сложная конструкция, имитирующая доступ к банковскому счёту, но за ним- тайник, наполненный пухом, есть икона Нокиа…

            -Забавно- слова икона и Нокиа- состоят из одного набора букв… И что послужило первоначальным толчком для  этой жажды новаторства ?

            -Наше общество всё насквозь религиозно. Мне пришла в голову идея- в родовые привычные рамки – в рамки  иконы- поместить новые мифы. Мир изменился. Россия насыщена новыми знаками, которые провоцируют будущее. А в религии будущее- это главное, ради связи с ним  она существует. И, посмотри, что происходит- территория религии в России пуста,  не только по плоскости, но и по активности. Православие утеряло связь с современностью. Я был недавно в Эссене, там в протестантской церкви сделана площадка для катания на роликовых коньках, снаружи- что-то типа тренажёра для скалолазания. Дьяконы ходят по домам, устанавливают контакты с местными жителями. Церковь- это клуб, это место общения людей, она осуществляет связь поколений. Родители пьют кофе, общаются, их дети играют в детском саду при этой церкви, подростки занимаются спортом. Пора и нашей церкви снять свои кукольные наряды, идентифицировать себя с окружающим миром.

            -То есть ты отрицательно относишься к консерватизму Православия?

            -Православие- территория, которая дополняет и сопровождает государственную машину. Она необходима, так как при напряжённости жизни идёт постоянный сброс слабых и ошибающихся. Церковь регулирует большой пласт. Но человек не может себя ассоциировать с исчезнувшими, забытыми авторитетами, ему нужны новые, понятные и доступные  знаки. Православие должно обновляться, иначе люди пойдут к католикам, буддистам и т.д. Церковь сейчас выполняет сдерживающую роль. Это регресс, шаг назад. Людям нужен священник как друг, как психоаналитик. Язык священника должен опережать язык клиента, который к нему идёт.

            -Я знаю бывших хиппи, которые стали священниками…

            -Да, среди священников можно встретить выпускников факультета психологии университета, бывших военных, офицеров в отставке – им особенно хорошо удаётся восстановление разрушенных монастырей, они, как правило, хорошие хозяйственники… Кто-то вещает о дьявольской сущности компьютера, а кто-то делает великолепные православные сайты. В церковь приходят люди, которые способны адаптировать потребителя к современному технологическому языку.

            -Олег, а ты верующий?

            - Да, я не атеист. Атеизм- это активная позиция, проводящая революционные идеи. Это потеряло сою актуальность. Я считаю, что церковь выполняет очень важную медиумическую роль. Учителя, журналисты, ведущие телепрограмм, поэты, врачи, священники – это медиумы. Это всё люди, концентрирующие вокруг себя группы людей, это те, кто ведёт за собой.

            -А какова тогда роль ведомого?

            -У меня есть такая космическая вращающаяся икона- человек нажимает на кнопку, начинает вращаться изображение  галактик, звёздного неба, Земли, распятый Христос в центре Земли. Человек- главный оператор. Чтобы всё это стало вращаться, зависит от него.

            В день, когда тысячи православных – женщины в платках и юбках, как положено, мужчины в солидных костюмах, собрались в Сорове, теряя сознание от зноя, выставка О.Янушевского была запрещена и так и не состоялась…

 

Hosted by uCoz