ЭНВЕР

ЭНВЕР ШАГАЕТ ВПЕРЕДИ

            Недавно у Энвера в Дрездене в  Арт Отеле  прошла  выставка «Мой музей». На выставочной площади 200 метров  было представлено 60  картин петербургского художника.

            -Это такая система отелей «Плаза», их всего 4 в мире- каждый отель полностью оформлен  работами одного художника. В Берлине- Энди Уорхелла, в Будапеште- Дональда Султана, в Дрездене- А.Р. Пенка. К тому же там периодически проходят выставки современных художников. Аренда выставочных помещений достигает 2000 евро в день. Мне кунст хале был предоставлен бесплатно владельцами Арт-отелей, чем я искренне горжусь… Это знак признания…

            -Это своеобразное подведение итогов очередного периода творчества?

            - Пожалуй да.

            -И кем ты предстал на этот раз?

            -Я показал несколько состояний. Фловистское- различные истечения, хромоделическое- игры с изменением цвета, дримминг- сны, археологическое.  Новейшее мультимедийное искусство не мыслит категориями эстетики и стиля. Эстетика, стиль- зто из риторики косметических салонов. Стили искусством забыты. Стили меняются на состояния. Я пропагандирую эгоавангард, когда  человек делает открытие в себе самом. Походы по преобразованию общества не нужны. Персонализация, персонализация и ещё раз персонализация- вот лозунг сегодняшнего дня!

           

            Все привыкли к тому, что Гайдар шагает впереди. Что касается петербургского искусства, то Энвер шагает впереди.

            В начале 70-х он был первым в Ленинграде основателем концептуалистской группы «АНТАЙТЛД». Вместе с голыми девушками выходил на шоссе, фотографировал их на обочине, иногда запечатлевал реакцию шофёров. Устраивал перформансы «Непорочное коллективное зачатие», «Вода в воде», «Тело к телу»…

            ы- первый концептуалист. Откуда это  взялось в 70-е?

            -Для того чтобы стать концептуалистом, нужно родиться в Питере. Кроме того я учился в 169 английской школе на Староневском. В наше образование обязательно входило умение танцевать полонез. Танцуя полонез в пионерском галстуке, трудно было не стать впоследствии концептуалистом.

            Когда он надоел в художественном училище своими шокирующими перформансами, загремел в армию. Из армии Энвер вернулся законченным постмодернистом.

            -Главное – делать всё  вовремя. В 1977 постмодернизм артикулировал себя в архитектуре. 1979 был его пиком. Когда был золотой век преформанса, я это делал. Когда настала пора постмодернизма, я стал его представителем. Апроприация, имитация, суррогатное видение- вот три кита, на которых держится постмодернизм. Захват, подделка, эклектика. Ты не переживаешь эпоху, ты делаешь из неё выжимки…

            -И как армия способствовала вашему переходу в стан постмодернистов? Захват и подделка! Выжимки из того, что не хочется всерьёз переживать- всё это в армии присутствовало ежедневно?

            -В армии у меня было много времени. Я был руководителем художественной группы…

            -То есть армия была для вас просто другой территорией для перформансов?

            -В общем да. Каждый мужчина должен послужить в армии. Если позитивом являются знания, то армия- это хорошо. 

            Энвер показывает каталог 1984 года, там «Даная» в его исполнении наполовину уничтожена и покрыта пузырями.

            -Я первым облил Данаю кислотой.

            -Как это? То есть зачем?.

            -А маньяк это сделал в 1985…

            -Искусство спровоцировало жизнь! Может, не надо было?

            -Эту картину я выставил в «Борее» 11 сентября 2002 года, когда ещё никто не знал о падении небоскрёбов.

            На картине- на зелёном фоне шесть красных оплывших свечей, огонь над ними- как пляшущие иероглифы, похожие на человечков.

            -Седьмая красная свеча стояла рядом. Считается, что красная свеча- апокалиптическая…

            -Философ Валерий Савчук считает 11 сентября официальным концом постмодернизма… Вот так он умер, а многие в нашей стране даже не поняли, что он был и что это такое вообще…

            -И, кстати, почти никто не знает о дате его происхождения.

            -Действительно…

            -Я нашёл термин «постмодернизм» в книге Исхаба Хасана «Ориентализм», вышедшей в 1973 году. «Постмодернизм- это реакция на формально-догматическую и идеологически тотальную устремлённость в будущее модернизма. Постмодернизм свободно оперирует всеми художественными приёмами и методами предшествующих эпох, культур и стилей…». Для меня главное в постмодернизме –его живучесть. Это такое дрейфующее высказывание… Постмодернизм не сопротивляется, и поэтому одерживает победу. Он не может умереть, его похоронить нельзя, он бессмертен. От него можно только отойти.

            -Ну это прямо как Митьки, которые не хотят никого победить, и поэтому завоюют весь мир…

            -Они не хотят никого победить, но ходят стенкой и ватагой на каждого клиента. Конечно, стенку нельзя победить…

 

            Энвер один  из первых получил грант на проведение 20 выставок женщин-художниц. Они прошли в 1992-1995 году  в возродившейся из пепла  «Бродячей собаке».  Энвер  помог сформироваться многим женщинам-художницам, которые сейчас являются звёздами петербургской артсцены.

            -Я назвал это феминимализмом. Хорошее название, правда? В нём взгляд на женщину снизу.

            -Но есть что-то перекликающееся с анимализмом…

            -Когда  надоела эклектика, являющаяся сутью постмодернизма, закончилась эпоха смесей, соединения всего во всём, то тогда настала эра нового очищения. Захотелось, чтобы каждая вещь была чиста от другой, каждая  была ни с чем не смешена. У меня был период нового имажинизма. Ещё до легитимизации эротизма и гомосексуализма мы с Беллой Матвеевой  производили акт освобождения от боязни эротики, секса, гетеросексуальности. Белла рисовала порочных ню, я пропагандировал все виды любви к животным…

            -Поп-механика скончалась и на её обломках начал возводиться призрак «Новой Академии» Тимура Новикова!

            -«Новая Академия»- полностью детище Тимура…

            -А ты хотел бы быть женщиной?  

            -Один мой проект назывался «Искусственный художник». Человек выдаёт себя за художника. Он ничего не придумывает, ничего не делает, ничего не изображает. Только подписывает своим именем произведение. У меня был такой период, я был  художницей Свэлоу.  Я хотел бы иметь дочь- передать ей все свои мужские знания, чтобы она могла со страшной силой манипулировать мужчинами…

            -А расскажи поподробнее о «круглизме»…

            -Я основатель «круглизма». Это женский противовес кубизму. Когда надоела эклектика постмодернизма, было покончено со стилями, стало набирать силу мультимедийное искусство. Главное- это параллельно развивающиеся состояния, которые существуют отдельно, переходят  друг в друга. Нормальное состояние человека- это когда у него много состояний. Состояние круглизма человечно. Пришедший круглизм поменял весь дизайн. У современных предметов обтекаемые формы. Сейчас не выпускают телевизоры с острыми углами, машины стали более кругленькими. В идеале надо строить круглые дома с круглыми стенами. В них человек будет снимать агрессию, чувствовать себя более защищённым, как в утробе матери. Я написал манифест круглизма в 1987 году, он назывался «Дома в Коломягах». Название пародировало «Дома в Экстаке» Жоржа Брака, явившегося точкой отсчёта истории кубизма.

            -Ну, дома у нас тех пор не очень сильно покруглели. А как картины, выполненные в состоянии круглизма, пользовались успехом?

            -Однажды у меня один человек купил 20 работ периода круглизма. Потом от него ко мне пришёл его адвокат, они хотели купить права на пользование моим открытием. На трёх листах договора я не нашёл важного термина «роялти», подразумевающего оплату в каждом конкретном случае его использования. Это очень важное понятие, о котором у нас многие не знают. Автор песни «Отель Калифорния» благодаря соблюдению «роялти» смог в итоге построить три реальных отеля…   

            -А кубистом вы были?

            -Да. В Швейцарии коллекционер купил у меня мой поздний кубизм..

 

            Энвер организовал Первую Биеннале новейшего искусства в  Петербурге, основал первый Институт современного искусства-  прообраз  известного многим нынешнего ПРО-АРТЕ. Он первым в Питере стал издавать авангардистскую арт-газету «Кунсткамера интернешенел». 

            -Мой институт существует и поныне как частный нонпрофитный институт. Про-Арте интересуется якобы более актуальным искусством. Но это реанимация 70-х, они существуют за счёт грантов. Взять денег, купить мыло, сделать из него скульптуры в бане, отснять и показать донатору. Это всё хорошо для невидимого искусства.

            -А твоё искусство –не невидимое?

            -Я делаю разное. Но считаю, что не надо смешивать ром и бабу. Мультимедийное искусство не делает ромовых баб. Я работаю, создаю, пишу тексты. Сам интерпретирую. Вербальный и визуальный языки- очень разные, переход почти невозможен. Сейчас я пишу книгу «Продолжение о духовном».

            -А по большому счёту, что дал Петербург современному мировому искусству? В одной московской статье я читала, что москвичи из современных петербургских авторов знают только Тимура Новикова, арефьевцев и Митьков.

            -Ну у москвичей это поза такая чванливая. Они всех знают в лицо. Это продолжение давней оппозиции Москва- Петербург. Умолчал –значит как будто и не был. Многие течения возникали в Москве и Петербурге практически одновременно. Самой грандиозной презентацией петербургского искусства в Европе была выставка в Нанте, её президентом и комиссаром был Михаил Трофименков. Там были все- от Курёхина до Мамышева-Монро. С тех пор ничего подобного не происходило.

            -А как ты относишься к тем, кто идёт следом и дышит в спину?

            -Территория искусства- это земля, по которой одни идут группой, другие- охотники –одиночки. Одни ходят, чтобы палочки застолбить- «я здесь был», у других другой интерес. Охотника знают только местные, да те, кто туда забредал.

            -Что происходит на рынке искусства сегодня, каковы  твои впечатления?

            -Картины покупаются сегодня в консюмейском мире.  В Европе понимают, что у картины более долгая жизнь, чем у холодильника. Покупка картины- это определённый имидж, роскошь.. У нас же все хватаются за недвижимость. В Европе часто встречаются странные по нашим меркам люди. У нас человек в ботинках за 2 тысячи баксов покупает картину за 200 баксов. У них всё наоборот. Человек в рваных кроссовках может купить картину за 3 миллиона долларов. Престижно  иметь личный музей. Это высокий стиль плейбойского оттяга.  Если имеешь свою коллекцию- сам себе куратор, инсталлятор, дизайнер. Цены на картины растут, прибыль достигает 17 процентов в год. Это лучше чем многое другое. Не надо думать, что отечественное искусство не в процессе. Продаётся всё- от 17 до 20 века, любой художник продаётся. В Европе- пора аукционов. Порядка 16 аукционов ежемесячно проходит только в Европе, не считая частных аукционов. Экономику лихорадит, а искусство- самая надёжная вещь,.

           

            «От Суворова до Малевича искусство давало нации побеждать». «Пушкин одухотворил ойкумену под названием Россия- а по нынешним мировым ценам это стоит миддионов» (из высказывания Энвера об искусстве).    

            -Искусством мы занимаемся, чтобы вспомнить самих себя. Человек, покупающий картину, находит себя во времени и пространстве…  Главная  задача- формирование нового позитивного видения. Человек должен научиться из себя выстраивать концепцию, которая делает жизнь лучше. Персонализация подавляет агрессивное давление извне. Надо делать своё дело- и это будет свобода.

            -Ты хотел бы иметь своих учеников?

            -Я в 1995-1997 годах проводил первые авторские курсы в городе- в институте культуры. Название? «Репрезентативные методы работы артдиллера». Второй курс назывался «Код пластичности современного искусства». У меня было 5 выпускников, и все отличники. Они сейчас работают в рекламе, галеристами…

            -В нашем городе десятки тысяч художников, а городская среда такая страшная,  стоит выбраться за пределы Центра.  И галерей за Центром практически нет…

            -Окружающая среда насыщена плебейской эстетикой. Хреновая псевдореалистическая скульптура, отсутствие современной живописи и фрески. Соцреализм перестроился в псевдоисторизм, но от этого лучше не стал. Он ничего не  потерял в риторике. У нас нет образов окрыляющих. Кто отменял творчество? Капитализм, что ли? Нет, он его удесятеряет! Наша страна технологически во многих сферах идёт впереди планеты всей. Мы очень круто стоим. Многие страны- большая деревня. Во времена Сталина сказали бы, что это враги народа мешают. Искусством всё оцелокупливается, возводится в степень. Когда мы вспоминаем сталинизм- то это, извините, сталинская архитектура, музыка. У нас сейчас нет ничего. Если мы не будем формулировать свой текст, это  кто-то  сделает за нас. Тот, кто сомневается в мощи русского целеполагания. Почему мы должны дожидаться зомбирования? Надо открыть все форточки и всё проветрить!

            -Это, наверное, порча в нас какая-то.

            -Мы все придавлены Большим Отцом и Матерью- Итээровкой-Прародительницей. Наши родители жили в эпоху дефицита и наборов. Теперь все понимают, что можно жить без этого.. Речь идёт о Большой Измене. Измена- самая модная фишка современности. Ради чего мы живём- чтобы жить в кайф или жить среди предметов, которые нашу душу «обогащают»? Родители набивали стенки хрусталём и постельным бельём. Наше поколение исповедовало  другие ценности. Контрреволюция геронтократии царствует  ныне. Нас пиздят за наш бензин. Мы нуждаемся в новой лёгкости. Нам нужно лёгкое оружие, лёгкое погружение, лёгкие наркотики, лёгкие напитки.   Всё это нужно нам в тяжёлой жизни. Тогда мы сможем обустроить новую Россию.

 

 

Hosted by uCoz