Татьяна Юрьева
НОВЫЕ ВРЕМЕНА ДЯГИЛЕВСКОГО ЦЕНТРА
В Дягилевском центре, что на набережной Невы за Академией Художеств, всегда происходит что-то живое, интересное, касательное к сегодняшней жизни нашего города. Недавно там прошла презентация памятника Осипу и Надежде Мандельштам, который хотели бы на свои деньги изготовить и установить голландская художница Ханнеке де Мюнк и её муж Ситсе Баккер…. Выставка сопровождалась чтением стихов Мандельштама поэтом Валерием Черешней, рассказом о любви Надежды и Осипа, которая вся многократно пересекалась с Петербургом…
Создателем же и многолетним куратором Дягилевского Центра является Татьяна Юрьева.
Меня привлекла личность этой энергичной женщины… Когда-то , в 16 лет она поступила в Академию художеств, после аспирантуры стала самым молодым в стране кандидатом искусствоведения. Юрьева занималась фундаментальной наукой, преподавала, а в Перестройку начала пропагандировать художников андеграунда, Устюгова и Белкина, Шемякина и Богомолова, Эрнста Неизвестного…
-Татьяна, как вы воспринимаете нынешнее время, что изменилось?
-Изменилось очень многое. От Петербурга мало чего осталось. От Невского проспекта ещё меньше. Но круг моих друзей неизменен. Я сама себе создаю круг, сама себе создаю жизнь, и поэтому я многого не замечаю. Мы все срослись. Ни в кмятника какие кризисы мы не вдаёмся- это не наша тема. Все это обсуждают, кроме моего замечательного творческого круга. Когда ещё дягилевцы говорили о деньгах! Только когда не хватало денег на костюм Нижинскому или на какие-то постановки. Как известно, Дягилев умер в гостинице, и не было денег, чтобы его похоронить… И если бы не Коко Шанель…
Ещё мне кажется- я не замечаю бег времени, потому что я всё время с молодёжью. Я преподаю уже много лет, и у меня нет страха за будущее. Я их люблю, они симпатичные, раскрепощённые, слава богу, избавленные от груза идеологических проблем, которые были у нас. Другие головы, другое восприятие мира. Никаких страданий по поводу того, что нет нам смены ..
-Вот одни люди плывут по течению, подлаживаются под новые времена. Другие, такие, как вы- сами создают свой круг, свой мир, своё дело, владея неким волшебным ключом умения воздействовать на реальность...
-Никогда в жизни не подлаживалась. Вряд ли владею каким-то ключом. Кроме, наверное, собственной сделанной собой натуры. У меня очень изначально сильный характер. Никогда не плыла по течению - ни в советские годы, ни сейчас. Говорю нелицеприятные вещи любому человеку, независимо от его поста, если считаю это необходимым.
-А вот расскажите, как вы делали свою личность, какие были ключевые моменты, когда вы чувствовали, что не прогибаетесь, что отстаиваете себя…
-Таких моментов было много. Я рано осталась без родителей, мне нужно было делать свою жизнь. Говорить, чьих родителей я дочь, я не могла. Я смогла это делать только тогда, когда моя биография состоялась.
-Вы дочь известного историка Семёна Выготского и известной ленинградской красавицы Елены Константиновской, в которую были влюблены Зощенко и Шостакович, она была первой женой Романа Кармена.…
-Мама отличалась необыкновенной храбростью. Как дочь врага народа сидела в камере… В 19 лет она воевала в Испании, чтобы спасти арестованного отца. Спасти отца не удалось, но мама получила орден Красной Звезды, её портрет был напечатан на обложке журнала «Огонёк»,а далее с пятью иностранными языками стала заведующей кафедрой в Консерватории…
-И когда вы почувствовали, что ваша биография состоялась?
-Я написала в 45 лет докторскую диссертацию, которую мои же учителя в Академии художеств не давали мне защитить и делали всё возможное, чтобы помешать мне. Я стала доктором и сделала очень внушительный шаг, я ушла из Академии художеств, чего там не было за всю историю. За исключением, может, каких-нибудь революционеров. И это оказалось счастьем, Бог знал, что со мной делать. И вот мы открыли Дягилевский центр, который дал мне абсолютно новое поле деятельности, свою сцену и свой зал. А самое главное это приобретение дружбы с кругом близких мне художников. Это выбранный мною круг, остальные могут обижаться, но я в нём уверена, как в самой себе. Это замечательные люди и художники. Овчинников, Духовлинов, Богомолов, Люкшин, Волосенков… Это люди, у которых я училась, училась видеть мир, хотя сама была уже достаточно в солидном возрасте. Я считаю, что стала критиком благодаря им. И моя научная деятельность! Я начала заниматься Дягилевым, и тут я тоже достаточно много сделала. Потом мы вместе сделали патриотический поступок, потому что вся коллекция Дягилевского центра передана в дар Петербургскому университету. Другое дело, что университет не очень умеет этим распоряжаться , но на днях приказ об Университетском Музее современного искусства вышел, теперь должен решиться вопрос о директоре.. Это даёт абсолютно новые перспективы. Я собираюсь работать с Иваном Ураловым, директором Института искусств СПбГУ и деканом факультета филологии и искусств Сергеем Богдановым.
-Чему прежде всего вы стараетесь учить студентов?
-Я учу студентов думать, я учу их тому, что дело, которое они должны делать –они должны делать его очень хорошо, иначе жизнь будет бессмысленна. Я очень требовательна и к себе, хотя многое было упущено…
-А что было упущено?
-Не было возможности воплотить некоторые проекты в реальности. Но теперь мне многие замечательные люди помогают в моих культурных проектах. Всё, что касается Сергея Павловича Дягилева -я выполнила на 100 процентов. Доску мемориальную мы сделали первыми в городе, автором её был скульптор Левон Лазарев. Бюст в театре Шатле работы Лазарева мы установили. . Теперь вместе с театральным музеем начали готовиться к 100-летию «Русских сезонов». У меня есть чёткое представление, что должно быть сделано в честь этого события.
-Произведения современных художников, украшающие стены факультета- это очень здорово! Это то, чего катастрофически не хватает Петербургу. У нас так много прекрасных художников, и так много безликих унылых стен в ВУЗах, школах, офисах, учреждениях… Вы не хотели бы распространить ваше начинание в других стенах?
-Я бы распространила, но я музей создаю, а не просто картины вешаю. И потом всё, что до этого я делала- всё это на общественных началах.
-То есть деньги проходят мимо?
-Да, может и к счастью. Так легче жить, так приятней жить. А деньги, которые я зарабатываю, я трачу сразу. Это не те деньги, которые можно откладывать. Вот то, что сейчас со страной произошло, вот почему так все встрепенулись, почему это оказалось для всех неожиданностью? Я этого не понимаю! Мне непонятно и другое. В стране столько лет идёт кризис морали, нравственности, кризис, который порождён массовой культурой, кризис, когда русскую культуру только благодаря каналу «Культура» ещё как то можно воспринимать, и всё это почему то не вызывало беспокойства, экстренных
заседаний правительства. Я, конечно, понимаю, что экономика -это основа основ. Но мне бы хотелось связать разразившийся кризис с кризисом морали. И если бы не было бы такого рвачества, такого ажиотажа вокруг капитала, желания купить на западе виллы по 25 миллиардов, или там не знаю за сколько, то этого бы не произошло. И страдают в итоге и богатые и бедные. А время для благих социальных проектов упущено, хотя, конечно кое-что ,слава Богу успели.
-А что вы расцениваете как позитивное в изменениях в России за последние 20 лет?
-Многое. Нация дышать начала. Просто мы не справились с демократией, а искусство со свободой. Мне как-то Смоктуновский очень хорошо сказал во время начала Перестройки: «Вы знаете, Таня, мне так нравится то, что происходит! Теперь я могу послать кого угодно и куда угодно!». Это очень мудрая мысль.
-Вы были знакомы со Смоктуновским! А ещё с кем вас судьба пересекала?
- Многие ушли из жизни и совсем молодыми. Помню и Сергея Курёхина, и Тимура Новикова. Очень любила Л.О. Гительмана. Никогда не забуду надпись на венке от студентов – ЛЮБИМ. Надо мной жил Кирилл Лавров. Море обаяния. Иосифа Бродского я знала. Когда мы встретились, он сказал: «Стало лучше, но «Русские сезоны» будут длиться бесконечно». Всё-таки мне приятно, что за 18 лет существования Дягилевского центра с периодами подъёма, упадка, разной энергетики, никто не уехал из моего окружения…
-Но всё равно, наверное, отъезды из России- это реальность…
-Да. С начала 20 века уехали блестящие русские таланты. Мы всё теряем и теряем. С другой стороны, так тоже нельзя говорить. Благодаря уехавшим людям какая-то часть русской культуры распространялась по всему миру.
-Наверное, были свои плюсы и в советском времени?
- Опять-таки был свой круг. Сами себя воспитывали. Учились быть свободными. Я получала такую фальшивую бумагу в Академии Художеств, что я занимаюсь искусством начала 20 века, и что мне крайне необходимо прочитать Мандельштама, Ахматову, Цветаеву. И я ехала с этой бумагой в библиотеку Ленина, и там получала подлинники, читала взахлёб. Вот я говорю своим студентам: «Кто счастливее- тот кто в тюрьме, или тот кто ходит по улице? Часто тот, кто в тюрьме, тот собирает гораздо больше сведений о жизни!». Мы всё познавали по журналам, вырезкам из газет. Я работала с невыездными
художниками, в 50 лет люди эти впервые выезжали за границу, многим за 60 лет. Мне повезло- я общалась с Нестеровой, с Назаренко, это было для меня огромным счастьем. Это были мои подруги. И здесь были хорошие художники, и среди академических художников были очень хорошие художники. По разному всё можно воспринимать. Питер очень тяжёлый город, в нём никогда невозможно было легко жить.
-Жить вообще тяжело…
-Нет, в провинции легче. . Я много ездила с выставками и лекциями. Провинция - это особый мир, там у людей другой взгляд на жизнь, люди там намного добрее. Даже и Москва – более жёсткий город, но более добрый. Зависти слишком много в Питере.
-За железный занавес когда вы впервые попали?
- В Академии художеств были такие спецгруппы, за 400 рублей, тогда это были безумные деньги, можно было выехать в Париж, в Италию ,хотя следили за нами постоянно. Единственное, что я помню- да никогда я не хотела там жить. Было смешно- я была в американских магазинах и говорила: «Какой кошмар!»,- удивляясь безвкусице товаров. Хотя у нас на прилавках тогда ничего не было.
- А сейчас? Вкус чувствуется?
-Очень хорошо одеты люди. Идёшь, и приятно смотреть. Очень красивая молодёжь. С красивыми фигурами, стильно одетая, хотя иногда кажется, что их всех одна мама родила. Есть элементы безвкусицы - но они в основном у «новых русских»..
-Они уже не «новые русские», они- старые новые русские. Проблема выбора у кого больше стоит- у бедного или богатого?
- У богатого. Они вообще не выбирает.
-Может , в богатые попадают те, кто не могут выбирать?
-Не знаю. Знаю, что лёгкие деньги быстро кончаются. Но сейчас я думаю, хорошее будет время для искусства. В него будут вкладывать деньги. Вот я такой оптимист. Я думаю, что это беспроигрышное вложение для создания частных коллекций. Кризис хорош для оздоровления нации. Это великолепно понимал Рузвельт. Он привозил мексиканских художников в США, которые учили делать моментальную роспись, он создал специальную федеральную комиссию по искусству. Он произнёс знаменитую фразу: «Единственное, чего мы должны бояться- так это самого страха!». Барак Обама хорошо подхватил эту идею, он сказал: «Я не прошу вас верить в меня, я прошу вас верить в себя».
-Вы много путешествует. Каковы ваши впечатления от гостиничной жизни?
-До сих пор не могу отвыкнуть фен класть в чемодан. В гостиницах всё есть. Хотя у меня остались удивительные воспоминания от советского времени. В 1979 году в Баку меня послали посмотреть, как живут выпускники Академии имени Репина. И мне предоставили номер из 4 комнат, в ванной висел телефон на стене, в общем это были дворцовые покои для министров. Я позвала того, кто меня туда поселил, и сказала, что такой номер никогда не оплатить мне. Этот человек сказал: «Зато вы будете нас помнить всю жизнь!». И, действительно помню! Гостиницы - это лицо страны, в которую ты приезжаешь. Но я хочу, чтобы больницы и тюрьмы выглядели хорошо, сейчас это делается.
-Ну а что вас огорчает? Вот меня кризис бесит тем, что столько денег от недр, которые могли бы пойти на жильё и дороги, на решение этих первоочередных задач не пошли, а теперь уже и не пойдут, ибо- кризис.
-Много критики в адрес властей хотелось бы произнести. Но мне бы хотелось отметить, что всё же многое сделано. Вот биенале стран Балтии я недавно делала, и эта выставка состоялось только благодаря тому, что нас поддержал комитет по внешним связям и комитет по культуре. С Буровым можно было общаться. Приход Губанкова- хорошее знамение для города, это спокойный интеллигентный человек. Может, в силу трепета перед великим городом мы многое не можем пережить. Но огульно говорить, что всё ужасно- нельзя. Вот Лариса Малеванная рассказывала, что ей не дают работать из-за того, что она подписала письмо с критикой властей. Сокурова надо беречь как национальное достояние, а у нас… Михаил Пиотровский сколько тратит сил, нервов, и всё-таки не впустую. Стали прислушиваться. Но власть никогда с нами вместе не существовала!
-Интеллигенция должна власть кусать, а то она теряет чувство реальности.
- Невкусно! Меня интересует дело. Мы не можем изменить мир, но мы можем жить достойно в мире.
Недавно в Дягилевском центре прошла презентация памятника Осипу и Надежде Мандельштам, который хотели бы на свои деньги изготовить и установить голландская художница Ханнеке де Мюнк и её муж Ситсе Баккер….