Абрам Юсфин, композитор

ИНТИМНАЯ ПЕСНЬ ЧЕЛОВЕКА

Или МУЗЫКА ПРАВИТ ЧЕЛОВЕКОМ

 

Абрам Григорьевич Юсфин-  многостаночник, как он сам себя называет. Композитор, музыковед,  музыкальный этнограф. Много лет преподавал в консерватории. При Союзе композиторов основал ассоциацию «Мелос». Каждый месяц  проводит вечера, куда приходят музыканты, поэты, инженеры, художники, учёные.

 

            Я трижды учился- закончил Одесскую консерваторию как композитор и музыковед, потом учился в Праге как музыкальный этнограф в Карловом университете на восточном факультете  у известного профессора Бедржиха Грозного, крупнейшего специалиста  по музыкальной этнографии Востока. А ещё я закончил университет как математик. По последней профессии я не работал, но эти знания мне помогли в моих музыковедческих исследованиях.

             С тех пор я так параллельно и занимаюсь- и одним, и другим, и  третьим. Недавно написал балет, сейчас должна выйти моя книга по музыкотерапии- о стимуляции музыкой интеллекта и памяти.

            Ко всему прочему я отдельно занимаюсь очень интересным делом, которое может иметь большой социальный смысл.

            С детства мне свойственна одна особенность. Когда я что-то вижу, то одновременно во мне начинает звучать некая музыка, звук или аккорд. И наоборот. При каком то звучании у меня перед глазами возникал какой-то узор.  Это свойство называется синопсия. Оно в детстве мне очень мешало. Звучит клаксон автомобиля или лай собаки, а у меня перед глазами узоры. Я не понимал, что со мной происходит, и окружающие тоже. Я думал, что это у всех. Моих родителей сослали в Богуруслан в 20 годы, это Чкаловская область. Они были врачи. Там я провёл своё раннее детство. Когда я видел красивые облака, я кричал: «Смотрите, как красиво звучат облака!». Все думали, что я сумасшедший. Наконец родители отвезли меня в Москву к специалистам.  Показали меня Александру Романовичу Лурья, знаменитому психологу. Он сказал, что ничего страшного, это редкая вещь, которая был у Римского-Корсакова, у Скрябина, у Листа, у Чюрлёниса. Потом я научился с этим как то жить.

            Много лет назад я обратил внимание на странную вещь. Взглянув на буквы русского алфавита, я заметил, что за каждой стоит не просто один звук, а маленькая мелодия. В зависимости от графики буквы, от того, как она написана, мелодия несильно, но меняется. В конце концов я написал музыкальный словарь. Потом вдруг я услышал звучания слов. Однажды ночью я проснулся, услышав звучание слова «Добро». Оказалось, что во мне музыкальные фразы букв начинают срастаться, образуя мелодию слов.

            Эта история продолжается. Не без удивления я обнаружил, что мелодии слов «красота», «покой», «энергия» соответствуют этим словам. Я это явление назвал «мелограмма» - то есть  «мелодические обозначения», «мелодические знаки». Я давал послушать написанную музыку слов своим знакомым- музыкантам и не только им, они соглашались- действительно, точное соответствие присутствует. Это только начало. Потом я взглянул на имя, отчество и фамилию человека. Обнаружил, что за ними тоже стоит музыка.

            И тут началось самое главное. Возник загадочный феномен. Музыка  фамилии, имени и отчества точно соответствовала образу человека. Она является скрытой формой его духовного существования. Далее выяснилось, что эта музыка помогает существовать человеку, помогает реализовать  и обнаружить его способности. В-третьих, эта музыка является своего рода защитой. Если у человека возникают психологические проблемы, когда на человека что-то давит, прослушивание этой музыки экранирует негативные воздействия.

            Я создал несколько таких мелодий, все они воздействовали на людей положительно, практически без проколов. Я написал огромное количество  таких мелодий. В феврале 2005 года я обнародовал своё открытие в Доме журналиста на вечере «Музыка имени».

            Компьютер писать музыку имени не может, во многом это творческое дело. На музыку влияет дата и место рождения, данные о родителях. Тогда получается чисто индивидуальная музыка.  Я хочу написать большую книгу об этом явлении.

            Хочу сказать, что явление это в мире существует во многих культурах. У наших палеазиатов, в Центральной Африке, в Латинской Америке, на островах Тихого океана. Там это традиционно называется «личная песня человека». Я так же её называю.  Но у них это обычно создаёт мать для своего ребёнка. Это музыкальное имя ребёнка. Ребёнок с этой музыкой живёт, растёт, потом он создаёт для себя свою песнь, когда он умирает, над его могилой соплеменники поют ему эту песню.  Я назвал эту песню «персонал зонг»- это песня, данная личности. Тембр этой музыки часто связан почему то с местом и датой рождения. Даже с национальностью.

            Когда пишешь музыку для татарского человека, почему то в его мелодии проскальзывают татарские мотивы.  Без моей воли. Я за это не отвечаю. Процесс написания личной песни  отличен от написания другой музыки. У тебя есть замысел- и ты пишешь. А тут есть музыкальные буквы- исходные кирпичи. Далее  возникает процесс творчества при складывании этих мелодий, но за их пределы я выйти не могу. Я очень прочно с этим связан.

            Написал я песни для многих- для Путина, Буша и Ходорковского в том числе. Только вот неясно, как им эти песни доставить.

            Мелодии пишутся для разных инструментов- для фортепьяно, для скрипки и фортепьяно, фортепьяно и виолончели и голоса. Иногда для оркестра. Возникает тембр, и я не могу от него отойти, это от меня не зависит. Единственное, иногда возникают такие тембры, о которых  у меня нет -какого-нибудь редкого индийского или азербайджанского инструмента.  Иногда сам человек просит, чтобы я написал для него электронную версию  личной песни. Для своей младшей дочери я написал компьютерный вариант личной песни.

             Я написал множество  личных песен для маленьких детей. Удивительно, но эти дети не имеют традиционных психозов, негативизмов. Они вовсе не становятся музыкантами, но вырастают более спокойными, сдержанными, толерантными к чужому мнению. Часто ли надо слушать свою личную песнь? Первую неделю 1 раз в день, потом всё реже. Музыка запоминается, она  не должна надоедать.

            Для людей больных, шизофреников я музыку не писал ещё. Пробовал писать личные песни для негативных личностей- Сталина, Гитлера, Берии. Ничего не получается. Не потому, что это умершие люди. Я брал бранные, негативные слова, тоже никакой мелодии к ним не получается. Очевидно, есть какие то табу, загородки, запреты на выход за пределы этической нормы. По аналогии с тем , что человека  можно загипнотизировать на разные поступки, только нельзя загипнотизировать на убийство другого человека. Здесь есть аналогия, внутренний запрет, срывается что-то очень серьёзное и глубинное. У меня ничего не получалось, даже когда мне давали писать о негативной личности, про которую я ничего не знал.

            Я думаю это интересная и перспективная тема. Можно написать личную песнь для супружеской пары- и тогда музыка будет гармонизатором их отношений. Можно написать личную песнь для коллектива целого предприятия, фирмы, школы,  города, страны. Гимны, создаваемые таким образом, будут более адекватны. Тут есть отражение объективных свойств. Я написал личную песнь Петербурга и Исаакиевского собора. Могут быть личные песни у объектов. У Исаакиевского собора песнь для голоса и виолончели.

            Создать эти защитные песни для всех невозможно. Я даже подумываю о том, чтобы научить своих учеников писать эти песни по моей музыкальной азбуке.

            Имя человека чрезвычайно важно для человека. Неправильно данное имя человеку- это большая беда. Е случайно у русских по святкам давали имя. На Алтае муж выходит на дорогу и ждёт первого встречного того же пола, как и новорожденный младенец. Так даётся имя. Павел Флоренский, Лосев писал об именах. Имя-определение судьбы человека. Поэтому я не удивляюсь, что и музыка имени имеет столь важное значение.

            У славян не было личных песен. У них была музыка, связанная с действиями. Например, свадебная музыка. Русская свадьба была оперой- там всё пели, начиная от знакомства кончая проводами в опочивальню. Пели, чтобы брак был крепким. Музыка являлась скрепляющим средством. Я с горечью смотрю на современные свадебные обряды. Из них ушла культура, её заменила развлекуха. Может быть поэтому браки  разваливаются. Люди разучились петь, играть, разве что слушать ещё не разучились. Но то, что они слушают- это уму непостижимо.

            То что происходит, это ужасно. Русская традиция музыки- это  традиция хорошей музыки, и в сёлах, и в городах. Я когда то специально занимался русскими хорами. В 1801 году в России было 80000 хоров. Несколько миллионов людей пело. И во дворцах, и в деревнях примерно слушали одну и ту же музыку. Русская народная песня- это одно из величайших достижений мировой цивилизации. Русская протяжная песня  выполняет ту же функцию, что и музыка Баха. Это могучий стимулятор интеллекта. Эта традиция существовала всё время, пока народная и околонародная музыка была замещена.

            Почему то мы воспринимаем всегда всё самое худшее. Если капитализм- то какой то взбесившийся, если рок музыку- то  самое худшее из неё. В рок музыке есть благороднейшие достижения- Биттлз, Роллинг-стоунз, Квин. Вместо этого у нас царит безумная, бездарная попса, где нет ни культуры, ни искусства, зато есть страшная отрава.

            Мне представляется совершенно неслучайным то, что звучит по радиостанциям. Это искусственное навязываение, вовсе не отвечающее на запросы населения. Почему? Дело в том, что музыкальное искусство есть продукт таланта, умений.  В том, что мы слышим- умения никакого, таланта кот наплакал, всё делают звукорежиссёры, идей никаких. Почему же это нравится? Некоторые элементы этой музыки очень сильно воздействуют на психофизиологию человека. Это ритмы, схожие с ритуальными ритмами Центральной Африки, которые способны ввести человека в транс. Маленький повторяющийся элементик оболванивает человека. Громкость выше допустимого порога до 100 децибелл, почти на грани разрушения слуха. Всё это подавляют волю, лишает человека индивидуального начала. Происходит так называемое зомбирование,  формируется массовый человек,  лишённый индивидуальных желаний. Ты просишь- мы тебе даём- образуется заколдованный круг. Это очень удобно. Не нужно особых талантов, нужна лишь непротивная, смазливая внешность. Для тех, кто получившийся продукт слушает, есть опасные физиологические последствия. 80 процентов современной информации человек получает из этой псевдомузыки, попса виновата в агрессивности той среды, которую мы сегодня имеет. Портится слух. Люди сейчас ужасно громко разговаривают. Это  от того, что они плохо слышат. Им приходится вопить благим матом. Происходит порча функциональных систем, разных органов. Разрушается способность к деторождению. По данным многих исследований, в том числе института молодёжной культуры в Вене не менее 15-20 процентов молодёжи теряют способность к воспроизведению рода или рождают уродов. Я не говорю о социальных последствиях.                         Что касается того, что мы берём самое худшее...Возьмём американский университет. Там есть хор, джаз и рок-группы, симфонический оркестр. Меня как то позвали  в наш  университет на конкурс рок-групп. Их было 129. Я подумал, что  такого количества не может быть по здравому  смыслу- 129 хороших композиторов и поэтов. Сложилось ложное представление о том, что если тебя слушают, значит ты хороший композитор. Хотя это неплохо в том смысле, что если у человека в руках гитара, в этот миг он никого не может убить.

            . В первые годы Советской  власти существовала государственная  ориентация на приобщение масс к музыкальной культуре. Записывалось много народной музыки. Песни были гибридами народной и советской музыки. Была централизованная идея, поощрялась упрощённая классика. Потом настали хаос и смятение времён перестройки, вызванные разрушением центральной власти. Я в то время на  улице Рубинштейна в Рок клубе был судьёй 6 конкурсов. Я не люблю конкурсов, и придумал премии «за что»- за имидж, за аранжировку и т.д.  Но государству нужна была управляемость. Выплыли Кашпировский и Чумак- подавлявшие волю миллионов. Распространились блок-бастеры, мыльные оперы, уводившие людей от своих размышлений, от себя. 1800 серий- думать некогда! Даже я попался, смотрел одно время «Санта-Барбару». Приходил домой, озабоченный тем, куда пошёл Круз? Государству нужно было создавать новые механизмы управления миллионами. Сегодня, например, день, когда ООН принял «Декларацию прав человека». Всюду – гигантские демонстрации. У нас на митинге-100 человек. Блестящий успех- индивидуальная воля и коллективное мышление разрушены. Взамен централизации партией воли масс она теперь подавляется нехитрыми механизмами культуры.  

            Да, сталинская музыка была очень звонкой и счастливой. Музыка не может выражать негативное, у неё есть счастливое свойство. Шостакович? Ну это недавнее открытие в музыке. Ни у Шумана, ни у Глинки, ни у Вагнера не было таких звуков. Самая серьёзная музыка должна была приносить удовольствие, а не отражать скрежет зубовный. Отсюда 7, 10, 15 симфонии Шостаковича. В ленинско-сталинские времена прокламировалась традиция. Создавалась вполне цивилизованная музыка, сочинявшаяся большими мастерами, а не таким композитором со странной фамилией Крутой, который такой же музыкант, как я слесарь. Или Пугачёва- такой же композитор, как я космонавт. Затрагивается звучащая интонация, которая бесконечно тиражируется.

            Я был главным музыкальным редактором радио «Гардарика», там у нас была симпатичная программа, в которой звучала разная музыка. Ко мне постоянно приходили некие дельцы от псевдомузыки, доставали большой конверт и требовали, чтобы музыка вдалбливалась 3 раза в день минимум. Чтобы музыку слушали, надо её вдалбдивать и подсадить на неё. Произошла контрреволюция в культуре. Непрофессионалы  в музыке захватили эфир. Серьёзные композиторы Артемьев, Андрей Петров сочиняют хорошую музыку, но музыкой руководят тёмные личности неясных способностей, неясного музыкального происхождения, в их руках находится аппарат обучения и распространения. В государстве очень опасная ситуация с музыкой.  Музыка- это наркотик, опасней, чем водка. Следствие- социальная апатия.

            У нас произошла трагедий в Беслане. В Париже, Мадриде- демонстрации против этих разбойников. У нас- тишина. 2 миллиона учителей пишут письма президенту о своих ничтожных зарплатах, на которые нельзя жить. Почему учителя молчат? Не последнюю роль  в возникновении этого страшного явления социальной апатии играет определённая ориентация культуры. Нигде нет такого, разве что  где-нибудь в Северной Корее. Там лишили композиторов авторства. Это глубоко во вред судьбе нашего государства. Тут целый комплекс следствий. Никто себя не считает дураком. Никто не хочет потреблять испорченную пищу и носить бракованную одежду. Потребляют- если у них испорченный вкус, и это следствия длинной цепочки.

            Я где только не читал лекции о музыке- от великосветских собраний до колоний малолетних преступников. Я многократно убеждался в том, что если внятно объяснить и дать послушать, никто не скажет, что Моцарт это плохо. Скажет- не очень понятно, можно ли ещё разок. Если бы была грамотно организована система распространения музыки, культуры, в том числе и массовой и народной, если бы сито  музыки было в руках нормально образованных людей, если бы была обратная связь с народом, через энное количество лет мы бы имели бы вполне цивилизованную среду. Нет плохих народов- есть плохие отдельные люди. Если я живу на острове и там одна девица- я могу жениться только на ней. Если я живу в деревне, где 10 девиц, у меня уже небольшой выбор. А в большом городе- огромный выбор. В Венгрии  например все поголовно музыкально грамотные. В школах учат читать ноты, играть по ним. Там вовсе не все любят Бетховена и ихнего Бартока. Но у людей есть свобода выбора, им есть из чего выбирать. Никто плохое не выберет.

            Наши телегении придумали  «Фабрику звёзд». Не могу не отдать должное их откровенности. Это фабрика, выпускающая стереотипный массовый продукт, калеча судьбы и учеников и учителей этой фабрики. Фабрика инвалидов. Я понимаю, почему мы пролетаем на евроконкурсах. На последнем конкурсе выиграла тётка-тумба из Аргентины, кажется, которая просто хорошо пела, не прыгала и не скакала. А наша дива была никому не интересна.  Чтобы выиграть, нужна благородная красивая индивидуальная мелодия, хоть голый кричи- не выиграешь.

            Я ближе к Пифагору, который понимал, что гармонические отношения управляют миром. Я социальный оптимист. Не может это продолжаться бесконечно. Или наша цивилизация погибнет, или она выйдет к настоящей культуре, которая невозможна без мастерства, таланта и идеи. Можно завоевать без этого успех на некоторое время, но это недолговечно, безжизненно и приносит вред потребителям.

            Что касается серьёзной музыки 20 века. Сама история европейской музыки, начиная со средневековья, усложняется. Этот процесс связан с тем, что музыка отражает новые сложные струны души и восприятие мира.   Масштаб конфликтов в 20 веке иной. Музыка романтизма сложнее, чем классицизма. Музыка 20 века- сложнее, чем музыка романтизма. Произошёл поиск новых звучаний. Пандерецкий пишет симфонию  памяти жертвам Хиросимы- и это нельзя выразить сладкими звуками. Музыканты выражают новые идеи новыми средствами. Отсюда авангард, поиск новых музыкальных инструментов. Авангардная музыка имела очень ограниченный замкнутый круг слушателей. Но сейчас возникли новые тенденции. Музыканты ищут простые мелодии, идут на встречу к слушателям. До 80 годов Пандерецкий всё левел, левел, писал всё более сложную музыку, использовал немыслимые шумы. Сейчас он пишет музыку более простую. Новое время- новые песни, пора идти к слушателям.

            Мне нравятся из современных авторов Борис Чайковский, Арво Пярт, Валентин Селиверстов, в Петербурге- Галина Уствольская, композитор- минималист Александр Кнайфель. Филипп Глас мне нравится, который пишет простую, но очень хорошую музыку. Гребенщиков  и Цой занимались у меня, Александр Следин, пишущий рок-былины, Архимандритов, Ноговицын. У нас много талантов.

           

 

Hosted by uCoz