ЖИВОЕ СЛОВО НА ЖИВОМ ХУДОЖНИКЕ

ОН АЛКАЛ ИДЕАЛ  или СПОР ФУРШЕТА С НАТЮРМОРТОМ

            Фуршет или натюрморт- вот в чём вопрос! Есть ли самому, или любоваться омертвевшим прекрасным фруктом. Безобразно, но вкусно растаскивать бутерброды с блюда, или прилеплять их на плоскость для бескорыстной, непотребительской радости? А может и то и другое одновременно?

            Каково богемное тело Петербурга? Каково влияние на него фуршетов и натюрмортов? Это можно было узнать на фестивале спонтанного боди-арта «Живое слово на живом художнике», прошедшем в последнюю неделю лета.

             Тела питерской богемы истощены, просят фуршетов. Или, напротив, перекормлены ими же и нуждаются в спортзалах. К тому же они страдают боязнью взгляда извне…Но всем можно рекомендовать побольше солнца и немного сочных, смываемых водой, надписей.

            Замысел был прост- довести проект «Слово художника», осуществляемый Центром современного искусства до своего абсурдного конца.  Провести смотр богемной телесности. Противопоставить засилью виртуального мира разгул мира телесного. Реабилитировать  в искусстве мир земной, так сказать. Заменить загадочное, непереводимое «слово художника» в виде видеопроекций и инсталляций  живым, брутальным словом, написанным живой рукой на живом теле.  . Превратить поэтов и музыкантов во время акции  в художников, художников- в холсты и материал, холсты и материал сделать на время поэтами и музыкантами. Сплотить разрозненные творческие силы Петербурга.  Повысить креативность всех. Сплочение будет происходить в плотном контакте и на плотском материале. Пусть слово станет плотью, наконец!

            Но не тут то было. Началось всё с того, что администрация Елагина острова испугалась наплыва обнажённой натуры и не пустила собравшихся художников и поэтов даже на свой Конюшенный двор. Хуже лошадей обошлись с нами. Представитель администрации, бесцветный мужчина на велосипеде, наезжал на богему передними колёсами и угрожал ОМОНОМ и присущими ему резиновыми дубинками. Некоторые присутствовавшие творческие личности даже обрадовались, в них проснулся садомазохистский инстинкт - их приготовленные для боди-росписей тела захотели отведать острых, неиспытанных доселе ощущений и несмываемых росписей. Возможно здесь не обошлось без влияния романа Ю.Беломлинской! Более изнеженные художники не захотели плотского контакта с дубинками и ретировались на луга за границей острова.

            Однако первоначальный  задор увял, отсутствие фуршета и водки сделало своё страшное, смертельное для питерского искусства дело. Большинство художников и поэтов не стали в трезвом уме и на голодный желудок снимать футболки и подставлять свои тела под удары кисточек. Но зато с удовольствием раскрашивали тех, кто рискнул обнажить хоть небольшой фрагмент своего  тела. Фрагменты доступных тел были на вес золота. Нанеся слово или узор, одни прятались в густой некошеной траве, другие выстраивались онемевшими группками на безопасном расстоянии на дороге. Из всех чувств победил вуайеризм.

            Поэта из группы «Дрели куда попало» разрисовал иероглифами настоящий японец, неизвестно откуда забредший на фестиваль. На жадном брюхе дрездобездофониста  В.Пешкова метко написали слово «Бог». Тело отца русского рока Владимира Рекшана женские  руки покрыли эротическими надписями. Спина музыканта Али превратилась в ужасную голубоглазую красавицу, Ира Васильева из «Митьков» дала покрыть себя растительно- индейским орнаментом, на мне написали строку из моего же стихотворения, сакраментально её усилив: «О, роза, зараза, 3тысячи триста тридцать три раза подаришь себя соловью». Художница Аня Желудковская предстала нагой в полиэтиленовом наряде, который отделял её от нахальных художественных посягательств извне. Олег Янушевский, несмотря на борьбу за модернизацию религии, к своему телу отнёсся  как к неприкосновенной святыне, он дал только свой лоб для нанесения оранжевой точки. Есть для него святое, есть!   Художница Нина Захарова призналась, что испытала удивительно приятные ощущения от прикосновения к своему родному телу чужих творческих кисточек  и высказала пожелание подвергаться разрисовыванию хотя бы раз в неделю. Наверное это было связано с тем, что Янушевский написал на ней своё любимое слово «Икона». Фотограф А.Саватюгин показал перформанс «Художник и кетчуп на поле, где мин нет», при этом он чуть не убил подброшенным объективом одного из присутствовавших. Международный подстрекатель нудизма В.Толстой-Ярёменко, я думаю, переборщил с им же воспеваемыми фуршетами. У него от качественного дармового питания пополнела фигура, и он последнее время отказывается от эксгибиционизма, мечтая о похудании. Он пришёл плотно упакованный в одежду,  с заплетёнными косичками на голове, он мечтал разрисовать какую-нибудь художницу своей мочёй. Никто не дал.

            Всё закончилось купанием в соседних водоёмах, при этом мужчины, отказавшиеся быть холстами, предпочли купаться голыми, а раскрашенные девушки были в купальниках. Эта акция едва не вызвала обвал деревянного моста- так много на нём собралось зрителей, хотя самое интересное, ей Богу, было не в этом…

             

            Те, от кого ожидали запредельной смелости и нарушения общественных запретов, предпочли  роль зрителей до победного конца… Телевидение и пресса, приехавшие заснять скандал и массовый нудизм с завлечением в свои сети ни в чём  неповинных  посетителей парка,  ничего этакого особого не дождались. Увы, теин в чаю оказался не чёрен, а соль потеряла вкус…  Приятно быть творцом, разрисовывать безропотную модель. Сложнее- испытать на своей шкуре роль холста. На такое смирение гордыни согласились самые мужественные и акционистски-мобильные представители богемы –  рок-музыканты и кое-кто из «Митьков». Фестиваль оказался хорошим психологическим тестом на отделение могов от немогов (предложено нашим петербургским философом А.Секацким).

            Я всё думала, почему? В чём причина? В телах ли проблема, либо в «могости»? Наверное, покрутившись с вечера перед зеркалом, большинство художников решило,

что их тела сильно отличаются от тех тел, которые показывают по телевизору и в модных журналах. Реклама забила своими рекламными телами художественную интеллигенцию, они, парализованные эталонами потребительской красоты, отреклись от своего телесного «я», предали свою натуральность и отреклись от права на главное слово. Виртуальное Всеобщее добралось своей чудовищной тушей и до них, они оказались раздавленными ею.

            К тому же было продемонстрировано тяжёлое прошлое. Богемные деятели оказались запуганными, побоялись творческого вторжения на свою территорию извне. А у человека, как известно,  единственной  неотъемлемой собственностью является тело.  Его не изъять, пока хозяин жив.  Жалко отдавать своё суверенное Чужим, пусть даже это цеховые коллеги. 

            Что делать? Тут два выхода- один- мучаться в спортивных залах, вгоняя себя в общепризнанный эталон, либо культивировать свою «могость», отстаивать право быть своим телом таким, какой есть, без прикрас. На фестивале боди-арта не хватало Петлюры со своей девяностолетней натурщицей…

            Мне  почему о кажется, что малые голландцы должны вскоре победить древних греков. Реализм в Петербурге должен забить в итоге надоевшую блёклую классику. Старец Тимур покинул нас, пора и неоклассицизму сойти с ним в мир иной. Есть ещё один бородатый адепт идеализма- Виктор Топоров, на словах ратующий за современность, но, увы, оставшийся в прошлом благодаря  своей старомодной любви к Идеальному, Правильному, Прекрасному. Он один из немногих знает что хорошо, а что плохо, и поучает, поучает, поучает окружающих. Да, это привлекательно в эпоху разгула невнятности и всеядности. Но постмодернизм дополз до нашего быта, мир распадается на мелкие частицы, приготовленные для поедания мелкими группами людей. Железный рассекающий топор слишком тяжёл в условиях повышенной лёгкости бытия.  Реализм добрее и современнее, в нём больше любви к жизни и больше доступных индивидуальных радостей. Тем более что спорят  голландцы и не с греками даже, а с какими-то извращёными искусственными маньеристами.

            Увы, светлые идеи пиршества натуральной плоти,  идеалы Гаргантюа и Пантагрюэля оказались в загоне на сегодняшний день… Фуршет или натюрморт, вот в чём вопрос!

 

 

Hosted by uCoz