Тимур Кибиров
КУЛЬТ БЕЗ МИРА и МИР БЕЗ КУЛЬТА
-Тимур Юрьевич, давайте поговорим с вами о внеморальном эстетизме.
«Ведь сказано- нет книги безнравственной, а есть талантливая
иль не очень- голубой британец так учил.
Я ж это понимал ещё в девятом классе!
А нынче не пойму!» - это из вашего стихотворения, написанного в 90-е, кажется. А сейчас, сейчас вы также продолжаете не понимать, или опять уже понимаете? Что вы думаете о журнале «Риск» и голубой литературе?
- По-моему тут сразу два не очень связанных между собой вопроса – о внеморальном эстетизме и о представителях сексуальных меньшинств. На первый могу ответить с исчерпывающей полнотой и простотой: ничто внеморальное мне, к сожалению, не чуждо, но я, тем не менее, ко всему внеморальному отношусь крайне отрицательно. По поводу же гомосексуалистов могу сказать только одно - всякие попытки дискриминации по этому признаку должно пресекать в корне, но внушать бестолковым подросткам, что это так же
нормально как и обыкновенные сексуальные отношения , по-моему, гадко и вредно. В первую очередь потому что это бесстыдное вранье.
-Опять же, о внеморальном эстетизме. Шахидки- ведь это красиво, не правда ли? Может это из-за визуальности? Потому, что наша нынешняя цивилизация ТВ, гламурных журналов, компьютеров- цивилизация визуальная, бесконтактная, сплошь построенная на эстетическом любовании красотою? Террористы это используют. Что вы думаете как поэт, работающий с другими энергиями, по этому поводу?
- Честно говоря, не могу согласиться с тем, что современная цивилизация как-то особенно преуспела даже в столь ценимой ею визуальности. Видали мы времена и покрасивее. И в области визуального огрубление вкуса и одичание не менее заметны, чем в литературе. Одним словом, редукция. То самое опрощение, которого чаяли некоторые мыслители прошлых веков. И вот стало очевидно, что, отказавшись от сложности и невыносимой тяжести культуры, оказываешься в обществе не литературных благородных дикарей, а в среде дикарей настоящих, которые не только опасны, но еще и потрясающе вульгарны
и тупы.
-О подвигах. Все мы, кто из пионеров, воспитывались на преклонении перед подвигом, нас учили не сильно любить жизнь, и побыстрее её отдать ради чего-нибудь более ценного. «Значит, сны Веры Палны- не в руку. Павки с Павликами гибли зазря» ,- выразили вы открывшуюся постперестроечным людям истину. Сейчас собираются крупномасштабно переиздавать «Как закалялась сталь». Что вы думаете о Павке Корчагине сегодня?
- Не вижу повода пересматривать свое отношение к этому удивительному произведению. А насчет подвигов - тема совсем непростая. С одной стороны культ героев всегда попахивает фашизмом, с другой же мир без этого культа может превратиться в свинарник.
- «Скорей, друзья! Организуйте Нюрнберг, иначе не выжить нам!», -воскликнули вы, но Нюрнберга так и не было, всё как-то само собой рассосалось, потонуло в бытовых заботах народа, подверженного шоковой экономической терапии. «Не считайте меня коммунистом. И фашистом прошу не считать!» ,- а дальше что-то про баяниста. Вы выразили охватившее многих отвращение к политике. И вы написали «Леночка, будем мещанами!» . Вы и сейчас так любите восклицать?
- Восклицать я перестал, но в глубине души храню верность этому мещанскому идеалу, который мне кажется единственно возможным на сегодняшний день воплощением пушкинской обители тайной трудов и чистых нег . Только, к сожалению, идеал этот оказался, в моем случае по крайней мере, неосуществим. Или пока неосуществим.
- «Где мне место отыскать?
Где отдельное занять?»
О, какой замечательный стих! Может, это наиглавнейший на сегодняшний день вопрос в России! Когда едешь на поезде по нашей всё ещё большой стране, то удивляешься, что так много кругом земли красивой, а Марья Ивановна, её дети и внуки тискаются в крошечной хрущовке друг на друге верхом и не могут разбежаться, так как мест свободных почему то нет вокруг... Иван Иванович ищет работу, но не может найти, а 10 миллионов китайцев и 3 миллиона украинцев- уже нашли. Почему так? Какой то бес скученности навалился на Россию. Действительно, ГДЕ? Как вы справились с решением этого глубокого вопроса?
- Никак не справился. Но вообще-то, рискуя показаться нескромным, позволю себе процитировать собственные стихи: «Объекта эстетические свойства в конце концов зависят от субъекта» . То бишь всякое место может оказаться достойным проживания и даже любования, если в тебе самом наведен порядок. Только этого совсем не просто добиться.
- «Он не сможет простить эту кровь, эту вонь, эту кровь, этот стыд» ,- этот «он» - очень знакомый человек. Особенно, что он этот стыд не может простить. Что вы думаете о стыде? Мы все были воспитаны виноватыми какими-то, стыдящимися. Стыд за своё неприличное тело, стыд секса, стыд за сон в 8 утра, когда все идут на работу, за то, что высунулся, когда все промолчали... Сколько вокруг людей, стыдящихся вещи назвать своими именами. Стыд- это позитивно?
- Вообще-то я что-то не замечаю, чтобы в современной России многие страдали от избытка стыдливости и чувства вины. Ровно наоборот, по-моему. Самое простодушное и оголтелое бесстыдство на всех уровнях и во всех сферах.
-Когда вы читаете свой стих про Русь- «Так вольготно меж 3 океанов развалилась ты матушка-пьянь» и т.д., а дальше- «А любить? Да люблю я, отстань!»,- вам все бурно аплодируют. Вот так мы и любим её, матушку-пьянь, а она всё уже пропила. Может, всё же зря любим, прощаем, может, надо более жёстко с ней? Но тогда хлопать не будут...
- Дело совсем не в том будут или не будут хлопать. Стяжать аплодисменты легче, используя совсем другие способы . А зря или не зря любим это ведь как и со всякой любовью рационально тут ни черта не решишь. Тем более, когда речь идет о том, в чем сам замешан и за что несешь какую-то ответственность. Я ведь свои полвека не в Англии прожил.
-В конце 80-х вас вдруг пробило на жанр посланий. Вы вдруг словно увидели ближнего и захотели с ним задушевно поговорить, излить ему свою душу в стихах. Тоже и с телом. «Дано мне тело. На хрен мне оно, Коль твоего мне тела не дано» , спорите вы с Мандельштамом. «Ах, Зоинька, Зоя, где они, Господи, годы застоя?». У вас множество блестящих эротических стихов, где вы воспеваете любовь. Ваша муза, как и муза многих поэтов в конце 80-х, начале 90-х была эротичная, сейчас поэтов чаще всего посещает Муза порнографичная. С чем это связано, как вы думаете?
- Понятия не имею. А самую эротичную свою книжку я написал как раз в 2000-х годах. А порнографические сочинения просто гораздо легче писать, хотя по-моему скучнее и унылее. А читать их просто уже никакого терпения не хватает.
- «Медведь духовности великой там наступает всем на ухо»,- написали вы про библиотеку. Раньше много рассуждали о духовности , которая почему-то была тесно слита с классикой. Слушать Баха, посещать музеи, читать классическую литературу- это было признаком духовности. Причём радио насильно вливало эту духовность- одна
половина передач была партийной, вторая- классической. Что вы думаете о
духовности сегодня?
- Я думаю, что это чудовищное слово и всерьез употреблять его нет никакой возможности. Но поскольку другого я придумать не могу, отвечу честно: я думаю с духовностью настоящая катастрофа, последствия которой могут быть тем более ужасны, что интеллигенция упорно отказывается это замечать и продолжает хихикать над теми, кто пытается по этому поводу тревожиться и блажить. Очень уж все боятся звериной серьезности , настолько, что предпочитают предаваться животной веселости и скотскому разгулу.
- «Под собою почуяв страну,
Мы идём потихоньку ко дну.
Смотришь- вроде страна как страна,
А присмотришься- бездна без дна.»
Может дно, оно всё таки есть? Может не так всё оно беспредельно? Каковы ваши ощущения сегодня?
- Вопроса не понял. Ощущения по поводу исторических судеб России все те же-
почти истерическая тревога, и страх, и попытки, иногда удачные, ухватиться за
что-нибудь, что внушает хоть какую-то надежду. Впрочем, такие же чувства
вызывает и весь современный мир.
-И ещё о родине- «Над Родиной моей уже не Божий гнев, но Божья скорбь» . А был ли вообще у России период, когда над ней божья милость носилась?
- Если верить Евангелию, Божья милость всегда и везде с людьми, и нет никаких оснований предполагать, что для русских сделано исключение. Но опять таки, согласно христианским воззрениям, для того, чтобы эта милость проявилась, человек должен быть к этому готов, то есть необходимо перестать безобразничать. Помните анекдот, где Господь взывает к еврею, который упорно молится о выигрыше в лотерею. «Рабинович! Дай мне шанс! Купи билет!»
-«Спросит Хайдеггер: Что есть Ничто?
Ты ответишь: Да вот же оно»
Часто ли вы с Ничто встречались и сильно ли оно вас мучает нынче?
- Чаще чем хотелось и меньше, чем заслуживаю.
-Вы внимательно наблюдали за постмодернизмом, и тонко заметили: «Боже, чего же им всем не хватало? Словно с цепи сорвались! Логос опущен. Но этого мало- Вот уж за фаллос взялись!». А как сейчас с логосом и фаллосом ситуация- что ваш поэтический ум наблюдает сегодня?
- Процесс к сожалению продолжается и конца краю этой свистопляске я лично
не вижу. Впрочем, не исключено, что это недостаток моего зрения.