Марина Колдобская

Марина Колдобская, некогда приобретшая известность в городе как куратор выставок современного искусства и как журналист, уже несколько лет возглавляет Санкт-Петербургский филиал Государственного Центра современного искусства. Недавно в издательстве «НоМИ» у Марины вышла книжка её статей «Искусство в большом долгу». Как-то так получилось, что разговор вышел не только об этом…

 

-Когда ты почувствовала влечение к современному искусству?

-Влечет, сколько себя помню.

-А всё же когда ты поняла, что современное искусство отличается от несовременного, и что именно современное ты любишь больше?

- Я всегда чувствовала себя в любом искусстве, как дома, и никакой непроходимой границы между интерактивными видеоинсталляциями и керамическими черепками неолитической эпохи не ощущаю. Я не делю искусство на современное и несовременное, Это фальшивое деление. В большой степени оно определено советской школой, которая вела борьбу с влиянием Запада и внушала, что есть гнусные выдумки разлагающейся буржуазии, а есть искусство правильное, исторически обоснованное. На самом деле любое хорошее искусство было современным на тот момент, когда оно делалось. Более того, именно потому оно осталось в вечности. Выражало какое-то время – тем и интересно. Но мне действительно интереснее всего то, что делается сейчас. Поскольку я живу сейчас.

-Ты, наверное, училась в художественной школе, и там приобрела эту любовь к искусству?

-Я из семьи советских белых воротничков¸ людей науки. Мои родители готовили меня к академической  карьере. У них был шок, когда по выходе из математической школы я заявила, что хочу картинки рисовать и больше ничего не хочу. Единственное, в чём они меня превозмогли, - заставили Мухинское училище закончить. Они считали, что без диплома жить нельзя. Посещала я учебное заведение редко, и очень удивилась, что вообще его закончила.

-И на каком факультет ты училась?

-На дизайне, тогда это называлось  художественным конструированием.

-Куда с таким дипломом  можно было тогда пойти?

-В те времена, если человек серьёзно относился к профессии дизайнера, ему следовало идти в почтовый ящик, ибо только там что-то реально конструировалось. Дизайн - это вообще была смешная вещь в советское время. Дизайн - порождение потребительского общества, когда на затоваренном рынке надо создавать и удовлетворять все новые потребности. А в дефицитном обществе это совершенно декоративная профессия, что-то вроде болонки в голодный год. Поэтому человек, который не хотел идти в «ящик» - фактически шёл на улицу. И я пошла в какую-то советскую богадельню, к которой до сих пор питаю тёплые чувства. Там я числилась чернорабочим, а реально оформляла стенгазеты. Стенгазету надо было делать 2 раза в год, вдобавок мне там дали мастерскую - я получала копейки и могла заниматься чем угодно. Завхозом был бывший военный интеллигент, который любил со мной разговоры разговаривать. Это было такое советское меценатство.

 как из этой каморки удалось выбраться на широкие просторы современного искусства?

- В 1987 году, на выставке ТЭИИ в Гавани, я внезапно обнаружила, что в этой стране существует андеграунд. Познакомилась и начала дружить с художниками-нонконформистами и участвовать в выставках. Я тогда была панковатым таким экспрессионистом. Горби-бум, картинки хорошо продавались, но в начале 90-х эта лафа закончилось, и уже стало трудно кормиться от живописи. Надо было искать хлеб насущный. Как-то мне захотелось высказаться по поводу одной выставки. Я написала статью в газету «Смена», и мне сразу предложили вести там колонку о телевидении, - мол, искусство твое никому не нужно, а телевизор люди смотрят. Так я стала журналистом. Тогда можно было с улицы придти в жирный глянцевый журнал и сходу получить ангажемент. Я как-то зашла  в «Плейбой», брать интервью у Артемия Троицкого, а он вдруг предложил мне взять интервью у Собчака. Безумное время, я же говорю: можно было позвонить мэру и придти к нему домой.

-О чём вы говорили с Собчаком?

- О жизни и смерти. Да о сексе, конечно! Собчак тогда был секс-символом Петербурга, и они с Нарусовой дали мне отличное интервью. Теперь такое трудно вообразить.

-А потом ты стала всё больше писать о современном  искусстве, пока не стала специалистом номер один в Питере?

-Номера не будем расставлять. В детстве у меня была спортивная карьера, которая внушила мне стойкое отвращение к любой состязательности. Я писала обо всём, что под руку подвернётся – от политики до искусства, с невероятной наглостью. Но мне всегда было интересно не искусствоведение, а социальная и политическая интрига в искусстве, или наоборот, художественная составляющая в общественной жизни. Жизнь наша причудливая, в ней большая художественная составляющая. А поскольку у меня  есть стремление организовывать жизнь вокруг себя, то я начала организовывать искусство, курировала какие-то выставки,  затевала арт-группы. Когда в конце 90х сквот на Пушкинской-10 превратился в арт-центр, там организовали Музей нонконформистского искусства. Подыскивали директора для этого музея, и я решила, что этим директором должна быть я. Я очень внятно объяснила, почему это так, коллеги мне поверили, и я стала директором. Это продолжалось года 2. Потом мы взаимно поняли, что нонконформизм и память о нём - это одно, а современное искусство, которым я хочу заниматься,- другое. Я ушла из музея в никуда и лежала на пляже. Пролежала недели две, после чего мне позвонил художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов и предложил возглавить петербургский филиал. Я немного испугалась, но решила попробовать.

-Начиная с 1995 примерно года, современное искусство стало менее ярким. Может, ярких эпатажных личностей, всяких безумцев и чудаков  в изобразительном искусстве поубавилось…

-В России, когда человек переходит улицу на зелёный свет - его считают яркой эпатажной личностью. Современное искусство- это нормальная реакция на происходящую жизнь. Я не понимаю, почему современных художников считают какими-то монстрами, психами. Нечего на зеркало пенять…

-И ещё второе распространённое общее мнение о современном искусстве - что оно сейчас всё в Москве, а у нас оно захирело  как-то…

-Россия- страна централизованная,  энтропия от центра к периферии действительно имеет место. В Москве на несколько порядков больше денег. К тому же история Питера в 20м веке - это история тяжёлой болезни.

-Это возбуждает творчество!

-Для кого как. Если художник из провинции хочет карьеры и не хочет в провинции погибнуть, - ему  либо в Москву, либо сразу в Нью-Йорк. Но есть такие некарьерно ориентированные люди,  которые превыше всего ценят покой и волю. Они-то и едут в Питер. Когда человек думает, что свобода важнее карьеры, друзья важней клиентов и пр. - тогда он живет здесь.

-Питер не центровой сейчас, но в конце 80-х у нас было самое революционное и передовое искусство, революционней, чем в Москве. Рок клуб, рок поэзия, театр Дерево, Поп-механика, Новая Академия, Пушкинская-10 с целой плеядой ярких неоавангардистов, разбежавшихся по всему миру - всё было нашим.  Почему на нашем болоте перестали рождаться упыри с творческими мутациями?

- Москвичи не согласятся с тобой в вопросе о питерском приоритете. Там был концептуализм великий и ужасный, который всё остальное превосходит в тысячу раз,- так тебе скажут в Москве. На мой  взгляд, сегодня интересные процессы завяли и там и здесь. Возник рынок, устраиваются новые галереи и музеи, возникает инфраструктура, даже образовательные учреждения. Но я мало вижу новых явлений. Мне искусство интересно постольку, поскольку оно расширяет мои представления о мире. Вчера всё было так, а сегодня - иначе. К сожалению, что-то давно уже этого не происходит.

-И твоя функция в ГЦСИ - находить новые имена и ставить печать на них со знаком качества, чтобы творчество какого-нибудь нового Васи продавалось дороже?

- Выражение «ставить печать» меня пугает. Если некому хорошему Васе наше благословление поможет в карьере, то я его, конечно, дам. Если Васю продают сегодня за 1000 долларов, а завтра за 10 000 – слава Богу, одним счастливым человеком станет больше, а жить среди счастливых людей намного приятнее, чем среди несчастливых.

-Ты наверное почувствуешь себя окончательно счастливой, когда ГЦСИ передадут  наконец какое-нибудь большое здание в городе и можно будет создать настоящий европейский Центр.

- Мое личное счастье от таких вещей зависит мало. Но – да, таков мой гражданский долг. Поэтому мы упорно пишем письма в городское правительство. К нам присоединяются все новые силы, все больше людей нас активно поддерживают…

- А кто из городских чиновников?

 - Комитет по культуре, КГИОП, КГА… Все вице-губернаторы на наши ходатайства положительно ответили. Вот недавно вице-губернатор по культуре С.Б.Тарасов написал письмо в нашу поддержку. Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский, Директор Русского В.А. Гусев. В Питере, надо отдать должное, существует профессиональная солидарность. Нам также помогает И.Е. Клебанов, полпред Президента по Северо-Западу.

-А кто вредит?

-Не знаю!

-Но не дают?

- Усилия когда-нибудь должны перерасти в реальные дела. Не может быть иначе. Таков вектор исторического развития. К сожалению, до людей, принимающих решения, это доходит медленно. Мы теряем годы. Поэтому Питер – провинция. Как ни пыжься, как ни золоти.

 -Коллекция современного искусства у вас есть уже?

- Мы ее не собираем, потому что негде хранить. Произведения уходят, уходят… Но вообще я не считаю правильным позиционировать ГЦСИ как музей. Уже есть несколько инициатив по созданию Музея.  Например, на базе коллекции  Манежа. Зачем нам дублировать эти функции? Я считаю, мы должны стать не музеем, а фабрикой современного искусства. Мы должны продюсировать, пропагандировать, выставлять искусство, в основном в области новейших технологий. Этого в нашем городе, и вообще в России, очень не хватает. Мы брали за прототип героическое питерское прошлое - ГИНХУК, который был создан именно как исследовательское, производственное и пропагандистское учреждение. Причем не когда-нибудь, а в феврале 1919 года, когда есть было нечего Между прочим, на 20 лет раньше, чем  Музей современного искусства в Нью-Йорке, у нас приоритет. В советское время в Питере об этом забыли, и из самого передового места превратились в ужасно отсталое.

- Давай поговорим о том, что из этого вышло.

-У нас 5-миллионный город, Питер в 10 раз больше, чем Хельсинки. Но в Хельсинки есть  большой музей современного искусства Kiasma, есть музеи дизайна, архитектуры, видео, есть Cable Factory – это вроде Пушкинской-10, но гораздо больше. Есть много выставочных залов и галерей, среди них несколько - высшего европейского класса.

-Наверное, всё дело в государственных субсидиях на развитие современного искусства?

-Государственное субсидирование тесно связано с  общественными представлениями о ценности современного искусства. У нас пока не вошло в мозги людей, что искусство - это способ понимать и представлять себя. Если мы не уважаем, не любим и не понимаем современное искусство, то это значит, что мы не уважаем, не понимаем и не любим самих себя! Во всех странах современное искусство – часть национального престижа! И страны делают все, чтобы престиж рос. В США, скажем, маленькие госсубсидии, но там так выстроена система налоговых льгот и преференций, что люди наперебой стараются что-нибудь сделать для искусства. Причём даже если ты в США живешь, а деньги тратишь на искусство в России - тебе будут в США льготы. Если у человека есть дом, и он хочет купить ещё себе второй-третий, то его обложат страшными налогами, но если он там сделает резиденцию для художников - налоги резко снижаются. Если строят какое-нибудь публичное здание, 2 процента бюджета идут на украшение этого здания современным искусством.

- То есть если юноша, входящий в житьё, пойдёт в современное искусство, то он  сделает неплохой выбор - будет обласкан, пропиарен, продан и не умрёт от нищеты!

-  Счастья и успеха никто не обещает нигде. Но машина культуры в США работает здорово. В Европе другая система, в большей степени социалистическая, там очень значительна прямая государственная поддержка.

-А у нас ни государство не поддерживает, ни капитал. Мы слишком ещё бедны, у нас слишком много обездоленных людей, чтобы вкладывать деньги в искусство!

- Дело не в бедности, а в состоянии умов. Россия сегодня далеко не самая бедная страна.

- Она богатая в  каких-то отдельных местах. А приходишь в банк - на стенах ничего не висит! Марина, вот ты, когда приходишь к богатым людям, как директор ГЦСИ, ты говоришь, чтобы они покупали современных художников?

            -Говорю. И они как-то задумываются.

-Ну и покупают?

-Покупают, но хвастаться пока нечем. Покупают за 100 баксов какую-нибудь гадость.

-А есть у ГЦСИ свой журнал, чтобы воспитывать вкус потребителей современного искусства, чтобы  пропагандировать хорошее, чтобы состязательность здоровая была в среде богатых людей - кто что приобрёл у питерцев за достойную цену?

-К сожалению, издательская деятельность не является профильной. Но мы вместе с благотворительный фондом «ПАКТ» при поддержке Комитета по культуре открыли дискуссионный сайт под названием Арт Клуб www.artklub.ru  Вообще, клубы – это хорошо. Городу очень нужен клуб коллекционеров, друзей современного искусства. Таких людей пока очень мало. Но у меня есть ощущение, что лед вот-вот тронется. В Москве он уже тронулся, там коллекционирование приняло характер эпидемии. И до Питера это дойдёт, хотя труба будет пониже, дым пожиже...

-Есть ли у ГЦСИ конфронтация с Союзом художников? Всё же как ни крути, но большинство членов Союза художников воссоздают в своих полотнах уже готовые штампы советского реалистического искусства и мало откликаются на современность.

-У меня конфронтации принципиально нет ни с кем. Я не собираюсь бороться, я хочу что-то хорошее создать. Просто не вижу точек соприкосновения. Союз художников - это профсоюз. Организация, которая занимается пенсиями для своих стариков и мастерскими для своих членов. Профсоюзы должны быть. Художник, как и всякий профессионал, должен быть социально защищен. Но я понимаю, что такое выставка в галерее или музее, а что такое выставка членов профсоюза - не понимаю.

-Но тут вот встаёт вопрос о мастерских для современных художников. Если они не члены  Союза, то им часто просто негде творить. Будет ли ГЦСИ брать на себя функцию профсоюза - и давать своим мастерам мастреские?

- Это не наша задача. ГЦСИ не профсоюз, а госучреждение. Мы устраиваем выставки, фестивали, образовательные и обменные программы. У нас нет «своих» художников, хотя мы, скорее, ориентированы на авторов 30-45 лет. Просто потому, что они уже достаточно зрелы, чтобы работать убедительно, и достаточно молоды, чтобы не жить прошлым. Но мы не имеем задачи экономически обеспечивать их жизнь. На Западе есть государственные и негосударственные грантовые программы, стипендии, которые могут кормить художника, у нас их почти нет.

-Ещё. Вот  в Вене меня удивило, что в метро нет рекламы продуктов и товаров, но есть социальная реклама, реклама искусства… Что делает и может делать ГЦСИ для  городской среды Питера?

- Мы стараемся работать в городской среде, это очень важно. У властей и у горожан есть представление о Питере как о городе-музее, и до сего времени оно остается  нерушимым…

-Очень даже рушимым, если посмотреть на целые дыры в Невском проспекте, откуда выедены целые куски города-музея…

- Новые здания  стилизуются зачастую даже не под ампир и барокко, а отсылают к эклектике 19 века или сталинскому стилю. Это делается  в современных материалах, и на них ещё пытаются сэкономить. Получается кошмарновато. Это предмет ожесточенных дискуссий, но пока мало что сдвигается. Как мы понимаем себя? Чем прикажете гордиться - что можем сделать финтифлюшку, как купец 19 века? Может, лучше сделать хорошее хайтековое здание? Причем не обязательно гигантское? Размер и архитектурное качество - вещи очень разные. Силы ГЦСИ невелики, мы не строительная корпорация и не девелоперы. Все, что мы можем сделать – поставить посреди этого строительного разгула какую-нибудь маленькую штучку, которая меняет представления публики о городской среде.

-То есть ГЦСИ может ставить в городе маленькие штучки современного искусства?

- Конечно, мы все время делаем  временные инсталляции.

- А постоянные скульптуры?

- К сожалению, пока не делаем. Мы пока не завод, а только лаборатория новых идей. Когда нам дадут здание, мы станем заводом.  Но уже сейчас мы выносим на публику результаты наших экспериментов. Вот только что прошел показ видео в торговом центре Мега на Дыбенко. Там в поток рекламы товаров время от времени врезались  видеоработы скандинавских и русских художников.

            -Но всё же, какие трудности в России для современного искусства самые главные сегодня? Финансирование? Непонимание чиновников? Всевозможные запреты?

-Разруха в головах.

 

Hosted by uCoz