ИСААК КУШНИР

«СВИСТУЛЬКИ И АВАНГАРД НА НЕВЕ»

 

            Исаак Кушнир- руководитель одного из производств на заводе Электросила.  Каждый день он встаёт в 5.30 утра и едет на работу. После работы, с 16.30 он занимается совсем далёкими от электрической силы вещами.

            Главное дело жизни Исаака Кушнира- это реализация проекта «Авангард на Неве». Он  автор серии альбомов, посвящённых неформальному искусству Ленинграда 60- 80-х годов, куратор выставки «Авангард на Неве», прошедшей летом прошлого года в Третьяковской галерее. А ещё  Исаак Кушнир владелец крупнейшей в России коллекции свистулек. Их у него  около 3 тысяч.

 

            -Исаак, откуда у вас взялось такое влечение к искусству?

            -Я 35 лет назад приехал в Ленинград из Молдавии. Учился в Политехническом. Увлёкся живописью. Постепенно выработался вкус и, разумеется, пристрастия. Это были представители  Ленинградского неофициального искусства 60-80 годов. Разумеется, власть имущие не уделяли этим художникам никакого внимания. Не было никаких монографий и публикаций, посвящённых их творчеству. Их творчество было известно лишь узкому кругу любителей живописи. Но время всё расставило по своим местам и обозначило, что же является вершиной нашего искусства второй половины 20 века.

            -А что послужило толчком для начала вашей деятельности как издателя, куратора?

            -Умер в одиночестве в своей коммуналке Рихард Васми- гениальный художник, умер Ш.Шварц. Когда ушёл из жизни Владимир Николаевич Шагин, постоянно испытывавший нужду не только в красках и холстах, но и в еде, друзья и близкие выпустили посмертную книжку воспоминаний о великом художнике. Средств было мало, и книга получилась маленькой, на плохой бумаге и для узкого круга друзей. Тогда я решил восполнить пробел в нашей культуре и увековечить для истории замечательную ленинградскую школу живописи, и именно период 60-80 годов. «Арефьевский круг», «Пространство Стерлигова», «Школа Сидлина», «Геннадий Устюгов», «Евгений Михнов-Войтенко», «Левон Лазарев», «Александр Батурин»- были первыми альбомами серии «Авангард на Неве».

            -Но нужна была не только любовь к живописи?

            -Проекты осуществлялись при поддержке Александра Гутницкого. Мы издали 14 альбомов, ещё 7 на очереди. Это абсолютно некоммерческий проект.  Да, они дорого стоят. Их не сметают с полок. Но совсем скоро они станут раритетами. Всё, что осталось от этого периода нашего изобразительного искусства, бережно хранится в частных собраниях и музеях, а наши книги стали, что называется, «документом эпохи».

            -Книга «Арефьевский круг» была признана лучшей книгой по искусству на Всемирном книжном форуме и 2 международной книжной выставке в 2003 году. Потом была выставка в Третьяковке…

            - На выставке в Третьяковке я показал 250 работ  70 художников Ленинграда-  Санкт-Петербурга от 60-х до 2000-х  годов. Это был прорыв.  5 огромных залов. В прессе писали: «Снятие второй блокады Ленинграда».  Последние 40 лет Москва ничего не знала и не хотела знать о художниках Петербурга. Кроме Тимура Новикова, Митьков, Костромы и Африки москвичи никого не знали. Недавно ко мне приезжали из Третьяковской галереи. После моих альбомов и выставки в Москве в Третьяковке поняли, что у них большой пробел с искусством Ленинграда 60—80-годов, и они решили пополнить свои запасы. Я показал им всё лучшее, что ещё сохранилось в собраниях и у художников. 

            -Концептуальное искусство не вдохновляет вас?

            - Меня никогда серьёзно не интересовало концептуальное искусство. Я считаю его поверхностным, этакой псевдонаучной мифологизацией пустоты. Я лоялен ко всем формам проявления творчества, но я  убеждён, что очень многое является привнесённым в нашу культуру и занимает незаслуженно большую нишу в работе отдела  новейших течений Русского музея. Время всё расставит по своим местам, и сегодняшние «герои» перформансов и инсталляций в обозримом будущем канут в безвестность. А сегодня всех «творцов» концептуального искусства  я бы поселил на Красной улице, как на улице Красных фонарей в Амстердаме. Пусть те, кому это интересно, собираются там, а не в лучших залах Петербурга.

 

            В гостиной у Исаака Кушнира целую стену занимают стеллажи со свистульками.

Он их собирает 15 лет.

            -Свистульки- это для души. У меня много друзей, они привозят мне свистульки со всего мира. Злой человек не станет делать свистульки. Пестрота свистулек - это концентрированная доброта. У меня нет никакой системы, нет описи коллекции. Единственное ограничение- я собираю только глиняные свистульки.

            -Судя по свистулькам, вы и ваши друзья объездили весь Земной шар…

            - В моей коллекции свистульки из всех стран  Америки, Европы, Азии. По времени изготовления-  от антикварных  18-19 веков до современных. По собранным свистулькам можно отслеживать историю и культуру народов.

            -А какие свистульки самые древние?       

            -Из венгерских раскопок.  Есть финские антикварные свистульки. Немецкие старинные свистульки 19 века- изображающие крестьян с тончайшей проработкой народного костюма.  Интересны болгарские свистульки, очень напоминающие резиновых куколок сталинского времени.

            -А какие самые крупные?

            -Дымковская игрушка. Вылеплено целое застолье. А свистеть нужно в курочку на руках у барыни, сидящей во главе стола. Автор этой игрушки- известный мастер Лидия Фалалеева из Вятки.  Перуанские свистульки интересны- 6 музыкантов, слепленных вместе- у них одна дырочка на всех. Есть окарины- когда в свистульке много дырочек. Вот мексиканская черепаха с головой, напоминающей фаллический символ. Кстати, эротические свистульки- популярная тема, особенно в Латинской Америке. Для латиноамериканцев это культовая вещь, также как для русских- заветные свистульки

            Исаак снимает с полки черепаху. Она поёт  звонко, у неё глубокий мужской  голос. Фотограф В.Пешков, И.Кушнир и я начинаем дудеть в свистульки. У свистульки в виде керамического некрашеного фаллоса - тонкий крикливый свист. Мексиканская окарина в виде свёрнутой змеи издаёт прекрасный мажорный аккорд, хотя, казалось бы, от неё надо ждать шипения или страшного мистического звука.  Есть крупные свистульки со слабыми и невзрачными голосами, есть мелкие, но свистящие громко. Одна из самых мелких свистулек- перуанская птичка длиной в два сантиметра  имеет пронзительный голосок.

            -Внучка любит свистеть на корове- корова издаёт песнь любви. В доме у нас все свистят. Свист- это элемент радости      

            Тесть Исаака делает птичек и животных из дерева. Правда, они не свистят. Внучка Эва любит играть с игрушками, сделанными прадедушкой, и свистеть в свистульки, собранные дедушкой. Исаак продолжает показывать свою коллекцию.                    

            -Я не люблю салонные изделия. Где бы я ни оказывался- в Европе, или в провинции в России, я люблю посещать рынки, магазины художественных промыслов. Мне нравится приобретать свистульку у какой-нибудь бабки, которая недавно сама эту свистульку слепила, которая этим занимается многие годы, знает тайны своего ремесла, которая вкладывает душу в своё изделие.

            -А кто из ваших друзей наиболее активно помогает пополнять вашу коллекцию?

            -В моей коллекции есть свистульки, подаренные Славой Полуниным, Семёном Альтовым. Мой друг Семён Фурман очень педантично и скурпулёзно занят пополнением моей коллекции. Известный режиссёр Виктор Крамер – активный поставщик свистулек. Азарт собирательства поселился в большой круг моего общения.

            -Отечественных свистулек меньше, чем иностранных…

            -В России производство глиняных свистулек было популярным ремеслом. Но во  время перестройки всё повымерло. Сейчас это искусство возрождается, становится востребованным- и мастера возрождают всё- технологические процессы, пластику, цвет. Мне нравятся Костромские глянцевые свистульки, у них хороший чистый голос. Каргопольские из Архангельской области, Абашевские с Урала, свистульки из Рязанской, Курской области- всё это не умерло, возрождается. Я знаю места в Москве, где можно купить настоящие, привозные игрушки из этих областей.

            -А в Петербурге таких мест нет?

            -У нас много дешёвых поделок, лишённых вкуса и культуры. Они, к сожалению, вытесняют подлинное искусство.  Под Петербургом в посёлке Отрадное есть школа ремёсел, где мастера изготавливают интересные свистульки.

            Исаак показывает сказочный домик со множеством персонажей, где всё свистит. Довольно крупная глиняная игрушка тройка тоже оказывается свистулькой. Неожиданен бегемот, торгующий игрушками- свиньёй, собачкой на лотке.

            -Не правда ли, много фантазии и вкуса?

              кто из петербургских керамистов вам наиболее интересен?

            - В «Идеальной чашке» в последнее время я люблю приобретать авторские свистульки. Игорь Васильев интересный мастер- у меня около десятка его окарин.  Вот свистулька Елены Юркович. Три раковины, вложенные одна в другую как матрёшки. Русалка на внутренней раковине, матрос на внешней, похожей на рыбий хвост- всё это свистит. Эта работа заняла первое место на фестивале свистулек в Италии.

            -Фестиваль свистулек?

            -В Италии регулярно проводится всемирный фестиваль глиняной свистульки. Там просто бум увлечения собирательством.  В этот бум вовлечено огромное количество людей- писатели, врачи, юристы, архитекторы. Кстати, управляющий Банком Сицилии тоже страстный коллекционер. Туда съезжаются керамисты и коллекционеры со всего мира и называют победителей в различных номинациях. Ваш покорный слуга является членом жюри фестиваля. В него входят один немец, два итальянца, швейцарец и я.  Этот фестиваль собирает мастеров со всей Европы. Он проходит раз в два года. Всё происходит в течении двух дней. Победитель получает грамоту, диплом. Его работа публикуется на афише следующего фестиваля. Обычно принимает участие около 300 керамистов, каждый представляет по 5-6 свистулек.

            -А как вам удалось стать членом жюри?

            -Случайно. Через Елену Юркович. Я побывал в районе города  Виченца, в музее  глиняной игрушки, где и проходит фестиваль. Там огромная коллекция свистулек. Свистулек в 10 раз больше, чем у  меня. Самая обширная коллекция в мире. Познакомился с Рольфом Мари, он узнал о моём увлечении...

            -Он тоже собирает свистульки?

            -Председатель жюри- Рольф Мари- он очень известен среди коллекционеров глиняных свистулек. Он собирает их с немецким педантизмом. Каждая игрушка в его коллекции имеет свой паспорт, в котором занесено время, место  приобретения, имя мастера, место, откуда добывалась глина, описан технологический способ обжига, вид гончарной печки… Меня же интересует калейдоскоп.

            -Калейдоскоп?

            -Я в детстве был зачарован детской игрушкой калейдоскопом- когда вращаешь трубу, а на дне переливаются разнообразные неповторимые узоры. В свистульках меня больше всего привлекает такой вот калейдоскоп, цветовой колорит. Я скорее собиратель, чем коллекционер, в отличии от Рольфа.

            -Фаулз писал, что коллекционер, каталогизируя и давая номер своим экспонатам, тем самым убивает их. А собиратель-нет…

            -Да, что-то есть в этом похожее на правду.

            -Но вы, наверное, не просто собираете красивую инсталляцию для интерьера. Наверное, и книги о свистульках и керамике покупаете…

            -Да, я собираю книги о свистульках меня их с десяток. В Италии я видел толстые каталоги, где дана подробная информация о каждой свистульке.

            -Италия сейчас- столица керамической свистульки?

            - В Италии сейчас керамический бум. На каждом шагу встречаются керамические мастерские, где производятся гончарные изделия, посуда, украшения, свистульки. Это почти как у нас стоматология- на каждом шагу натыкаешься на стоматологические кабинеты. По 10 мастерских в небольшом городке- это красиво. Итальянская керамическая свистулька доведена до фантастической степени совершенства. Я очень люблю итальянские современные свистульки. Вот, смотрите- какие весёлые петушки  со многими дырочками. А вот целое поющее дерево с птичками- на ветках 10 птиц. Очень хороши детские авторские свистульки. Вот две птички на палочке, украшенной бубенцами и лентами. Во время праздников на улицы итальянских городков выходят сотни людей с такими вот нарядными свистульками в руках.

            -Как у нас во времена первомайских демонстраций. Только более функционально. Свистулька- одновременно и праздничный транспарант.

            -Да, что-то есть похожее. У нас, кстати, на Руси, были праздники свистунов. Кстати, в большой моде сейчас религиозные свистульки. Глиняные свистящие храмы, ангелы.

            -Как вот эти два обнимающиеся ангела, которым надо дуть в головки? У нас тоже кто-то занимается религиозной свистулькой?

            -Кстати, на прошлом фестивале первое место занял художник М.Колчин из Москвы, его религиозная свистулька, изображающая молебен из некрашеной глины.

            -То есть конкурс проходит по нескольким номинациям?

            -Да, отдельно рассматриваются традиционная свистулька, религиозная, современная авторская,- итальянская и иностранная.

            -Нашим российским керамистам часто удаётся становится призёрами?

            -Как- то первые места заняла Филимоновская традиционная свистулька, авторская свистулька молодой художницы из Тольятти.

            -Вы- единственный крупный коллекционер свистулек в нашей стране?

            -Я слышал, что большая коллекция у одного депутата Госдумы из Карелии. Писатель Виталий Бианки собирал свистульки. 

            -А что вас в свистульках поражает больше всего?

            -Больше всего меня поражает иногда абсолютное сходство – по пластике, окраске, конструкции- свистулек из совершенно разных регионов мира. Мне встречались абсолютно одинаковые свистульки с Майорки и из Таджикистана, из Финляндии и Пскова.

            -А есть ли страны, где не делают свистулек вообще?

            -Есть. Скучная та страна, где не народ не делает свистулек.

            -А какая свистулька в вашей коллекции- самая удивительная?

            -Пожалуй-эта. Работа Лены Юркович.

            Исаак показывает кентавра с лицом Исаака Кушнира, дующего в свистульку-кентавра с лицом Исаака.

           

            -Вернёмся к вашему главному увлечению- авангарду на Неве. Каковы ваши планы?

             -В ноябре есть планы сделать огромную выставку в Манеже, посвящённую тридцатилетию Газаневщины. Собрать всех, кто ещё жив- поэтов, художников, фотографов, музыкантов- всех, кто составлял цвет замечательного периода культуры нашего города, именуемого «ленинградским андеграундом».

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz