Роман Качанов

Искусственного драйва не будет

 

Если меня спросить, какой отечественный фильм за последние 10 лет меня лично больше всего порадовал- креативом, художественным воплощением, актёрским составом и в качестве  лучшего образца новой эстетики, то я бы назвала «Даун-Хаус» кинорежиссёра Романа Качанова младшего. Младшего, ибо ещё  есть роман Качанов старший, мультипликатор, создавший незабвенных «Чебурашку» и «Кроводила Гену».

 

 

-Роман, прежде всего я хочу всё выяснить  про «Даун-хаус»,  как вот  вам вдруг  пришло в голову снимать «Идиота»? А сейчас вот вы снимаете «Псевдоним для героя»…

Идиота» я уже снял, сейчас снимаю не «Идиота». Можно было бы снимать «Идиот- 2»… Есть такая идиотская мечта у каждого кинематографиста – снять своего «Идиота», а у каждого театрального деятеля  есть мечта поставить своего «Гамлета».  Такие мечты- потому что сами все  немножко идиоты. И вот я, как  фильм «ДМБ» снял, то почувствовал в себе силы.  «А не замахнуться ли нам на Достоевского нашего, Фёдора Михайловича»,- подумал я,  ну и замахнулся.

-Это был  ваш первый успешный фильм…

-До этого я снял фильм  «ДМБ», до этого «Максимилиан» и «Урод», до этого «Не спрашивай меня ни о чём»… К тому времени по «ДМБ» уже кто-то начал делать сериал. Времена были бурные 90-е, не все фильмы доходили до народа, но «Даун Хаус» и «ДМБ» дошли. А идея об «Идиоте» пришла давно. Надо было только решиться. А для этого надо иметь достаточный идиотизм!

-Новые времена на вашем новом фильме скажутся?

-Скажется то, что это не Достоевский, а Кивинов. Ничего не хочу плохого про него сказать. Но у Достоевского есть вещи, которые пошли в народ до меня, например, что «красота спасёт мир». То есть у Достоевского были моменты, на которые  можно было опираться, сильно их не разжёвывая. Но есть и похожие  задачи. Нужно из романа сделать кино. Естественно, беспредел здесь уже будет другого рода.

-О, беспредел в «Даун-Хаусе» был знатный!

-  Беспределом это стали называть потом.  Вообще, «Даун Хаус» это пожилой фильм, он сделан был в 2001 году, он предсказал то, что будет, показал, то что есть, в какой-то мере. И сейчас хотелось бы попасть.  7 лет прошло. За это время много переменилось.  Я надеюсь сделать новое кино. Вообще мой принцип –делать кино так, как будто я делаю это в первый раз, иначе ничего не выйдет.

-Тогда, в 2001, была свобода, раскованность, надежды, прыжки и весёлые гримасы…

-Произведение другое, содержание другое, а содержание диктует форму, естественно. И наоборот. Я думаю, что драйв я всё же привнесу...

-Это будет драйв искусственный или естественный?

-Искусственный драйв это не драйв. Искусственный драйв-  это отстой, которого мне до последнего времени удавалось избежать. Понимаете, в чём дело… Вот существую особые правила, когда ты в жанре снимаешь. Костюмированная экранизация Достоевского? Да нет ничего более тоскливого и фальшивого! Потому что это лажа, проще тогда роман  ещё раз прочитать. Я в абсолютном согласии со своим ощущением и видением снимал своего Достоевского. В новом фильме я надеюсь, что тоже свои убеждения и видение мне удастся выразить,  спровоцировать этим фильмом.

-Роман, а вот могли бы вы сформулировать, корень нашего времени чём он?

-Дни мелькают как в калейдоскопе. Поэтому ничего особенного и удивительного в наших временах не вижу. Вот эти времена, потом будут другие времена. Беспокойно, конечно всё это, когда так всё мелькает. Сегодня не времена  91 года, не времена бурных 90-х, даже уже и не времена миллениума. Но  сейчас другие времена, но заметьте, за ними тоже какие то другие времена придут. И если за этим начать следить внимательно и профессионально- что от чего как отличается- то боюсь, за это мало платят.

-Артемий Троицкий кого у вас будет играть?

-Роль политика будет играть. Такого провинциального лидера партии…

-Мировое зло у вас будет кто-нибудь олицетворять?

-Нет.

- То есть только мелкое такое зло?

-Зато у нас будет мировое добро.

-Ну, понятно, комедия ведь

-Я вообще за юмор. Юмор это вещь добрая. Сатира- вещь злая, и она может быть не смешной. А юмор- он обязан быть смешным, и не злым. Я больше склоняюсь к юмору, его диапазон шире и больше даёт возможностей для ассоциаций. Кто-то и мировое зло может углядеть. Главное, чтоб человеку возможность такую предоставили.

-Роман, а почему  вы не стали мультипликатором и не  пошли по стопам вашего  отца?

-Папа всю жизнь мечтал снять игровое кино, а в те времена- кстати о временах- он столкнулся с бестолковщиной в этом смысле, он реализовывался в мультипликации. У него даже сценарий игровой какой-то был. И я решил- надо реализовать мечту папы. О мультипликации я знаю всё хорошо, и когда мне надоедят тусовки по 80 человек, генераторы, холод, голод, грязь по колено- так тогда я всегда смогу переметнуться…

-Каковы ваши впечатления  от Петербурга?

-Я никогда не было столь продолжительное время в Петербурга. Я тут уже с марта фильм снимаю. Но, во всяком случае, главное  впечатление то не Москва.

- В лучшем или худшем смысле слова?

-  Тут есть и плюсы и минусы. Они в каждом различии есть. Это не Москва и по ментальности и  по архитектуре, о ней  говорить не буду. Город европейский, хотя и азиатчинка есть…

-Но позитивные моменты озвучить можете?

-Позитивные моменты я чувствовал до начала съёмок- спокойно тут всё, размерено, без суеты.

-Для творческого человек это хорошо или плохо?

-Тоже амбивалентно. Где- то хорошо, где-то плохо. А как съёмки пошли, так уже без разницы- что ты в Москве, что в Питере, что на Луне.

-Роман, а есть у вас ещё таланты, как это бывает у творческих людей? Может вы рисуете, или играете на флейте…

- У меня четверо детей. Все девочки. Хочется ещё одного мальчика.

 

Hosted by uCoz