БОРИС КАЗАКОВ

ПЛЁНКА НА ОБОЧИНЕ

 

Борис Казаков- один из интереснейших современных мультипликаторов Петербурга. Он делает  мультфильмы, разрисовывая фломастерами старую целлулоидную киноплёнку. Плёнку находит на свалках, складах и в других экзотических местах, где время застыло и образовало воронку с залежами потерявших смысл вещей. Делает Борис свои фильмы в «Деревне Художников» в Коломягах, в старом деревянном доме. Здесь когда-то жил гробовщик с семейством, ныне это мастерская художников,  галерея «Сельская Жизнь», редакция одноименного журнала, кинозал и киностудия.

            Борис не любит, когда его называют мультипликатором, считая, что он делает не мультики, а картины. Он не «аниматор», он художник, работающий с пленкой. Б.Казаков сделал  фильмы «Птенцы моря», «Колы», «Сирены Титана», «Око», «Сад камней»…     Увидеть  его продукцию нигде нельзя- только в «Сельской жизни», или на выставках в некоторых художественных галереях, или на международных кинофестивалях, или в клубе «Плаза», например.

 

- А что для тебя было первым в жизни- кино или изобразительное искусство?

            Картины и фильмы я видел с детства, но рисовать, конечно, легче начать. Я с детского садика рисовал. Мультик «Мы ищем кляксу»- был обучающий фильм для меня. После школы пошёл на  завод- ВТУЗ. Это интересное дело- строить турбины, но мне интереснее было заниматься творчеством. Отношение к образованию, которое нужно было получить, было у меня несколько формальным. Посещал лекции, получал стипендию, родители были рады, что сын  как бы при деле. Это была формальность, которая не была слишком тяжела. А потом я с парапета упал, шею сломал, инвалидом был два года. Перед девушкой выделывался.  Я небольшой, лёгкой комплекции, и это меня спасло. После этого долго не мог ходить, получал пенсию, но институт закончил. Работал на ЛМЗ художником- выяснилось, что я как  помощник мастера никудышний, а художник нормальный. Понял, что быть художником там, где делают турбины- это ништяк. Это как быть водопроводчиком там, где у всех краны текут. Познакомился с Иналом Савченковым, Олегом Котельниковым, Вадимом Овчинниковым, Володей Шинкарёвым, стал вместе с ними членом  объединения «Инженеры Искусств». В 90-х мы работали вместе в мастерской на Фурманова, где сейчас «Речники» разместились. Это было прекрасное время, сейчас бы такие голодранцы не выжили бы. Стал рисовать, научился грунтовать холсты. Потом стали фильмы снимать- это мне понравилось больше. Первые опыты с мультипликацией происходили на студии «Ленфильм». Это был фильм «Стрела Амура» на музыку Сергея Курехина. Его делали художники группы «Инженеры Искусств» во главе с Иналом Савченковым.

            -А как ты стал обитателем «Сельской жизни»?

            Встретил здесь свою будущую жену Марину, обалдел от счастья... «Сельская Жизнь» - это живой творческий проект: галерея, журнал, киностудия. Я один из его участников и основателей, а не только простой обитатель.

             -Маня Алексеева - не только замечательная художница, но и куратор художественных проектов, хозяйка галереи и редактор журнала «Сельская жизнь». Как уживаются  два творческих человека под одной крышей?

            Как, по-твоему, уживаются люди, у которых довольно много общего в жизни? Нормально уживаются.

            -Ещё вы белочек собираете?

            -У нас небольшая коллекция игрушечных белок. Коллекция пополняется медленно, так как во всё мире почему-то очень мало делают именно белок, в отличии от других зверьков. В Америке их не любят, они для них вредители, типа крыс. А мы  их с Мариной очень любим.

            -То есть вы живёте тут на обочине большого города в своё удовольствие,  почти без денег. Но материалы, аппаратуру какую то надо ведь покупать?

            «Деревня Художников» не находится на обочине большого города, она находится в его черте и является частью этого города по ряду позиций, в искусстве не в последнюю очередь. «Сельская Жизнь» - проект в рамках «Деревни Художников». А удовольствие? Я с рождения живу в этих местах. Наверное, где-то тут есть источник удовольствия, я не задумывался. А что касается аппаратуры, то это само собой получается. Ну, вот  можно ли представить себе кузнеца без молота или гаишника без полосатой палки?

            -И 1 000 000 баксов не хочется?

            -Были мечты в детстве- деньги в чемодане , или, скорее, в дипломате, найти. Но откуда они возьмутся? Дело в том, что всё происходит достаточно постепенно. Рывков не хочется ни в чём. Это уже такая привычка. Произойдёт- будешь думать. Это как если утром просыпаешься- а у тебя волосы отрасли на 3 метра за ночь. Что, хорошо что ли?

Деньги – это то, что можно на них купить. Кое-что из этого у меня и так есть, а мечта о чемодане денег в голове отсутствует.

            -Ну хоть какое-то практическое применение должно быть у творчества!

            Всё или почти всё, что сделано на уровне, не только искусство, обычно бывает востребовано теми, кому следует.

            -Ты делал фильм для выставки «Деньги» Толстого (В.Котлярова). Ты разделяешь ненависть Толстого к деньгам и одобряешь то, что он на деньгах всякие протесты против денег пишет, гадости рисует?

            Толстый никогда не писал на деньгах никаких гадостей, по крайней мере, я не читал. Он делает редкие вещи и очень красиво. Деньги для него - это как холст для живописца. Мы очень хорошо поработали вместе тогда. Он участвовал в нашем журнале «Сельская Жизнь», мы сделали фильм о деньгах – пародию на выпуск новостей. Никакой ненависти.

            -А огромный телеэкран на жидких кристаллах не хочется?

            Хочется? Не хочется? Понадобиться – появится экран.

            -Создаётся такое ощущение, что вы тут создали свой оазис свободы от денег, от забот, хлопот и потребительских мечтаний, занимаетесь выживанием на периферии.

            Почему «выживанием»? Сельская жизнь- это не в смысле заведём корову и будем доить. Мы живём и работаем в своё удовольствие, просто здесь такая особая творческая жизнь.  Когда ты  живёшь в квартире- это как жизнь пассажира в каюте большого корабля. Когда живёшь в доме- то дом- это твой корабль. Даже если он дрейфует без никого, его кто-то должен ждать на берегу. Мы достаточно комфортно плывём. Никогда не было такого, чтобы дом начал крениться. Мы живем, а не выживаем. От нашего дома до Петропавловской крепости 40 минут. От Москвы до СПб 9 часов. Смотря, что понимать под периферией, а «оазисами» принято называть ларьки с пивом и сигаретами. Забот и хлопот у нас никто не отменял,  выставлять их на показ незачем. А потребительские мечтания пока не утащили в какие-то особые бездны.

            - Но цивилизация надвигается, вокруг строят многоэтажки безобразные, ваш деревянный дом может пойти на снос...

            Почти всё может пойти под снос в своё время. Дом ли, человек ли. Малоинтересно думать об этом.

            - Кстати,  в вашей галерее часто выставляются Митьки. Вы  с Маней - художники Митьковского круга?

            Митьки - это проверенный временем мощный художественный бренд. Они каких-то кругов вокруг себя не чертят. Многие из них наши друзья и коллеги, у которых есть чему поучиться.  Что касается сотрудничества с Митьками, то в фильме Ольги и Александра Флоренских я снимался как актер, по В. Шинкареву снят «Сад камней», а в галерее прошло несколько выставок  т.нмитьковского круга».

            -«Идёт Максим по тропке между круч»...- в этой уморительной стилизации русского под японское, которую вы с Шинкарёвым проделали, есть нечто напоминающее ваше сельское бытиё на отшибе. Все эти рассуждения о том, что надо бы выпить саке, путешествия в состоянии изменённого сознания, попадания не туда, куда надо...

            -По книге Владимира Шинкарева «Максим и Федор» делаю фильм. Одна новелла («Сад камней») уже готова и начата экранизация еще двух.

            -А композиторы любимые есть? Ведь часто ты делаешь видеоряд без слов, в сопровождении музыки.

            -Композиторы любимые есть, но не со всеми можно сотрудничать. Ни Моцарту, ни Вагнеру никто уже музыку не закажет. А после того, как изображение готово, я считаю свою часть работы над фильмом законченной и в озвучании  принимаю участие только на уровне пожеланий. Музыку и звук делают друзья-специалисты. Валера Алахов, Игорь Воротников, Дима «Ослик», Георгий Баранов.

            -Твои мультики похожи по стилистике на сны Бананана в фильме «Асса».

            -То, что использовалось в фильме «Асса» делали Вадим Овчинников, Олег Котельников, Женя Кондратьев. Я считаю их своими учителями и стараюсь развивать их идеи и  методы на доступных мне уровнях. 

            -А сколько ты мультиков сделал?

            -Сейчас можно собрать программу на час-полтора. Не считая, конечно, работы в чужих проектах и так называемых «халтур», реклам, заставок, и т.д. Кстати, не все из этого так называемые «мультики».

            -Призов много получил на кинофестивалях?

            -В смысле фестивалей у меня получилось ненакладно и по делу посмотреть несколько городов Западной Европы, попутешествовать. Что касается призов, то их немного. На «Киношоке» пять лет назад дали Гран-при, на других фестивалях всякие бестолковые грамоты. А фестиваль- что фестиваль, это как отпуск такой, посмотреть другой город, 2 недели из жизни долой.

             -А новые идеи? Новые люди и контакты? Новые зрители?           

            - Недостатка в идеях нет. Задачу свою я вижу не в том, чтобы обрасти новыми людьми, контактами и зрителями. Моя задача – сделать изображение. Серьезных предложений в смысле тиражей я не получал, а если заниматься распространением своих работ самому, то главное мое дело пострадает. Я понимаю, что,  чтобы деньги появились, надо с продюсерами работать. В этом плане у меня способности скромные, я не ропщу и не дёргаюсь.  А зрители то те, кто смотрят рядом со мной, и в других местах. Тиражей у меня нет,  сайтов нет. Пока есть возможность, буду делать то, что хочется. А распространять –это не моя задача. Может и хорошо, что меня мало знают. 

            - И какое у тебя  впечатление от уровня современной мультипликации, куда она идёт, кто тебе из авторов нравится?

Я  мало внимания уделяю современной мультипликации. А идет она туда, куда зовут ее идеи, рынок и технология. Компьютерная анимация развивается наиболее динамично. Я сделал несколько мульт-эскизов на компьютере, но с пленкой работать интереснее и привычнее.

 Живописи тысячи лет, но люди продолжают создавать шедевры. То же будет и с изобразительным искусством, вытянутым во времени. Сейчас это называется кино, хотя мне не важно, какое название это искусство носит. Кино на плёнке- 100 лет, на смену ему приходит видео и цифровые технологии, но кто-то по-прежнему будет обращаться к этому материалу.   Сейчас моден компьютер, но мне хочется пиарить плёнку.

А перспективной считаю комбинацию цифровых и аналоговых способов создания изображения, если брать их лучшие качества.

            -Твоя техника уникальна?

            - Нет. Скретч – ровесник кинематографа. Понемногу, в виде спецэффекта, эта техника использовалась в таких известных фильмах, как «Большое ограбление поезда», «Броненосец Потемкин» (красный флаг), «Белое солнце пустыни» (выстрел из пистолета), «Веселые ребята», etc.

            -Менеджеры тебе нужны?

            Были бы нужны, были бы менеджеры.

            -То есть у тебя совершенно индивидуальный процесс?        

            - Сделать изображения я могу один. Для ускорения процесса мне хотелось бы посадить девчонок - им всё равно, что красить - ногти, шкатулки, матрёшек, создать конвейер: один делает рисунок, другой расцвечивает...

            - Ученики есть?

            - Есть те, кому я помогаю попробовать создать бескамерные мультфильмы.

Я провожу мастер классы. Молодёжь, дети интересуются. Я им даю плёнку - берите, рисуйте. Это слишком  простой приём:  как давать прописи и ждать, что кто-то станет Достоевским... Однако у некоторых получается очень недурно для первого раза.

            -Наверное, нигде так не чувствует себя автор демиургом, как в мультипликации...

Когда рисуешь, твои герои - не только снятый или нарисованный человек, но и предмет. Есть связь между предметами до всякой мультипликации, есть своя драматургия этой связи. Я знаю, как сделать так, чтобы персонаж сделал так, как мне нужно. Человек как модель, часто отодвигает режиссёра. Например, Фаина Раневская. Там никакой режиссёр не был нужен, девушку просто пёрло. Я не знаю, как с ней удалось бы договориться. Когда ты что-то нарисовал, имея опыт, ты знаешь, что гарантированно  будет. Если начнут молотки и гвозди у столяра сопротивляться - он сразу это поймёт. В этом смысле в мультипликации весь мир тебе подчинён. У персонажей нет возможности своевольничать, однако в законченной работе порой видишь, что они сделали что-то свое.

 

 

 

Hosted by uCoz