Елена Киселёва

.           Редко кто из современных художниц  так легко и так свободно затрагивает тему эротики в своём искусстве. Изображение обнажённых женских и мужских фигур  в момент любовного соития Елене Киселёвой явно удаётся. Экслибрис «Полёт на одну милю» вызывает светлую улыбку и запоминается навсегда. В этой работе влюблённых  в момент экстаза Елена отправила в полёт на воздушных шарах.  Обнажённые девушки сидят на носах у мужчин, Хлоя ласкает Дафниса, положившего ей на колени свою кудрявую голову, Диана с чересчур приподнятой тогой посрамляет своей нежной красотой дурацкого рыцаря в железных латах, обнажённая Леда с распахнутой улыбкой несётся в объятия своего розового лебедя...

            Наверное, вообще переживание обнажённой красоты человеческого тела - это одна из самых волнительных тайн каждого поколения художников. К сожалению, в наши времена упадка фигуративного изобразительного искусства всё реже художники делятся с нами своим взглядом на нагую красу, своим переживанием эротической тяги мужского и женского начал, своим отношением к античному телесному искусству.

Художница из Гатчины Елена Киселёва  одна из немногих снова и снова прорисовывает что-то потаённое, глубоко спрятанное, возвращает нас  во времена Золотого века, когда одежда была почти излишней для совершенных людей.   

Её женщины красивы, нежны, веселы, игривы. В них нет надменного пафоса глянцевой эстетики, в них нет обмана и пустоты, они живые и совершенно райские, как девушки «Маргаритки» чешского режиссёра Веры Хитиловой. Даже «Философы» и «Путешественники» Елены Киселёвой – это прекрасные мужчины в цвете лет, со скрытым мужским обаянием сценических «первых любовников». Руки и ноги персонажей Елены всегда находятся в легком взмахе и состоянии быстрого прикосновения. Всё пронизано стремительным движением, музыкой, ритмом, радостными ощущениями природных явлений- ветра, снега, распустившихся листьев, звёздного неба.

            Игра, красота, движение, радостные ощущения воды и земли, воздуха и огня - всё смешалось в маленьких квинтэссенциях реальности и мифа в творчестве Елены Киселёвой. Многие свои работы отнести к живописи или графике художнице трудно, так как они сделаны в смешанной технике, когда на бумаге изображение делается пастелью и акрилом… 15 лет Е.Киселёва занимается офортом и  осваивает новейшие технологии гравирования и оттисков.

 

            Елена Киселёва родилась и живёт в Гатчине. Но в статной красавице Елене явно чувствуется польская кровь. Когда-то, в 1914 году её прадедушка из рода Новицких, работник железной дороги в Гродно¸ был переведён в Гатчину. Там у него был двухэтажный дом в стиле модерн, а потом, с приходом  советской власти, семью стали уплотнять… Елена получила художественное образование на художественно-графическом отделении ЛГПИ имени Герцена, но многому она научилась и в родной Гатчине, в объединении Гатчинских художников, у своего первого мужа, талантливого художника Владимира Монахова.  Год назад в Гатчине произошла ужасная трагедия- сгорело 20 домов и в том числе и особняк Монахова с его частным музеем предметов быта 20 века. Владимир  погиб, удалось спасти 140 его картин из огня…

Но вернёмся к Елене Киселёвой, с 1979 было множество выставок, и снова учёба- уже в Швеции и в Австрии, в графических центрах. В Швеции Елена изучала тайны искусства стереографии и литографии, осваивала фотополимеры. В Австрии  у профессора Титца в «Глобал Галерее» Елена узнала, что такое здоровая конкуренция и радость самозабвенного труда, когда художника снабжают всеми необходимыми материалами и станками, и остаётся только работать наилучшим образом.

            Увы, в России и Петербурге ничего подобного  нет. Очень мало художников, которые занимались бы печатной графикой, среди женщин- только Елена Новикова и Светлана Козимова. Очень мало мастерских. Нет никакой государственной поддержки современному искусству. На весь город- только Отдел новейших течений в Русском музее и Пушкинская-10.  Как художница с польскими корнями Елена Киселева много раз была с выставками в Польше. Особенно её потрясла Варшава, настоящий центр искусств, где каждый метр свободной поверхности стремятся расписать художники, и повсюду звучит музыка, всюду дудят сотни джазовых музыкантов.

            «Музыкальную серию» живописи и графики Елене Киселёвой отчасти навеяла и Варшава. «Золотой город»- это серия Елены  посвящена несбыточным мечтам, ощущениям, вызванным разным городам мира, в которых Елена побывала. И всегда получается «город золотой», ирреальный, вымышленный, так как ничего прекрасней чем мечта ничего нет.

            Вскоре на Пушкинской-10  у Елены должна открыться выставка, представляющая новую серию графики «Бестиарий в Эрмитаже». Эта выставка навеяна графикой и живописью Эрмитажа, а в офортах Елены знакомые композиции и фигуры получат своё фантастическое воплощение.

Вообще мастеру экслибриса должна быть присуща богатая фантазия и склонность к философскому и мифологическому взгляду на мир, великая любовь к книгам. Елена Киселёва в своих работах, посвящённых произведениям Гофмана и Гоголя, Шиллера и Достоевского, легко смешивает символы и портреты, жесты и узнаваемые изобразительные штампы. От её творчества веет барочной сочной избыточностью и  шопеновской лёгкостью, дикими фантазмами средневековых европейских городов и петербургской ясной рациональностью.

Экслибрис, который так любит Елена,- дело благодатное и востребованное. Последние годы Елена работает по заказу коллекционеров, графика Елены находится в музеях Дании, Италии, Бельгии, Германии, США, Петербурга.

К сожалению, в современной России отношение  к изобразительному искусству особое. Большинство предпочитают большую картину с масляной живописью купить, чтобы «для детей и внуков сохранилась». Одна же из самых благодатных стран для мастеров экслибриса- это Германия, где всегда традиционно очень любили искусство книги и книжной графики, считает Елена Киселёва. В Германии принято интерьеры украшать умной и рассудительной, фантазийной и замысловатой графикой, где изображение всегда перекликается и прячет под собой литературу, слово, текст.

Гатчина, в которой живёт Елена Киселева - город тоже очень своеобразный, склонный к связям  литературы и других видов искусства. Елена- давний участник выставок гатчинского кинофестиваля  «Кино и литература». На вопрос о том, покупает ли у Елены эротические экслибрисы доктор Щеглов, она ответила что пока нет, хотя его друг   Леонид Романцов, бывший депутат ЗАГСа, давний поклонник творчества Елены. А вообще Елена Киселёва считает, что эротика- это искусство женское, именно женщине свойственен интерес к человеческим и романтическим отношениям.  Порнографией же пусть интересуются мужчины.

 

 

 

 

Hosted by uCoz