Маруся Климова и Слава Кондратович
ФИЛОСОФЫ И ХУЛИГАНЫ
Маруся! Какое качество ты больше всего ценишь в своём муже
Славе?
Маруся Климова: Чувство юмора.
-А ты, Слава?
Вячеслав Кондратович: Чувство прекрасного, которое каким-то
непостижимым образом часто оказывается полностью идентичным чувству юмора.
-Маруся, ты вот много сил отдаёшь на переводы книг
французов-хулиганов, таких хулиганов, что даже на родине им отказываются
ставить мемориальные доски и держат книги дома перевернув корешком к стене. Но
твой муж Слава выглядит как полная противоположность этим творцам. Твоё
творчество- это от того, что тебя тянет познать противоположное? Или вид Славы
обманчив?
МК: Не только
перевожу, но и сама являюсь автором не менее радикальных книг. И не вижу тут
никакого противоречия. Не стоит
смешивать понятия радикальности мировоззрения и образа жизни с поверхностным хулиганством.
Что хулиганского было в облике Ницше, например? Мне также трудно представить
себе в хулиганском обличии переведенных мной Луи-Фердинанда Селина, Пьера
Гийота, Пьера Луиса или Жоржа Батая. Их
конфликт с социумом находится за пределами какого-либо поверхностного противопоставления
себя окружающим. И в окружении Тимура Петровича Новикова всегда было принято
хорошо одеваться и обращаться друг к другу
по имени отчеству. Что не мешало Новой Академии, профессором литературы которой
я являюсь, быть едва ли не самым радикальным течением современного искусства.
Скажу больше, от плохо выбритых,
расхристанных и обвешанных всякими побрякушками представителей богемы я всегда
старалась держаться как можно дальше. Уже по одному их внешнему облику можно
сказать, что эти люди чего-то не добрали в своей жизни или же просто не вышли
из подросткового состояния, задержались в развитии. Сознание и творчество у них тоже, как правило,
соответствующее. Что касается фактов, то в отличие от большинства неопрятных
представителей богемы Слава не отлынивал от армии, и потом, уже после окончания
университета, довольно долго работал санитаром в больнице им 25 октября, где
все его коллеги по работе отбывали срок, а
для него в тот момент это был вполне сознательный выбор. Было еще много такого,
о чем сегодня даже как-то скучно вспоминать, так как с точки зрения
писательского бытия все это не так уж и важно. Язык культуры – это ведь язык
символов, прежде всего. Если же жизнь человека исчерпывается какими-то фактами
и событиями, о которых он может просто
так взять и поведать окружающим, то ему вообще незачем браться за
перо.
-Слава! как вы относитесь к тому, что ваша жена всей душой
любит французских хулиганов? Вы не ревнуете?
ВК: Из всех
переведенных Марусей авторов «хулиганом», и то с некоторой натяжкой, можно
назвать разве что Жана Жене, который, действительно, какое-то время провел в
тюрьме за воровство, но он, как известно, придерживался нетрадиционной
сексуальной ориентации. Так что все в порядке.
-Маруся! Вот часто кажется, что сначала интеллектуалы
придумывают и материализуют через слово героя, его отношение к жизни, а потом
этот словесный герой спускается в народные массы и материализуется там в
массовом масштабе и опрощённом, опошленном виде. Сейчас истончённые
хулиганы-эстеты имеют миллионы копий в виде тех, кто крутятся на гей-парадах,
ширяются в подворотнях и сидят по тюрьмам. Иногда мне кажется, что утончённые
интеллектуалы должны почувствовать ответственность за то, что планета
превращается в декорации игрищ адских персонажиков. У вас такое чувство
возникало?
МК: Во-первых, я не думаю, что стоит ставить в один ряд участников гей-парадов
с теми, кто «ширяется в подворотнях и сидят по тюрьмам». Люди с нетрадиционной
сексуальной ориентацией в большинстве своем
точно такие же добропорядочные
граждане своих стран, как и остальные обыватели. Все знают о нетрадиционной сексуальной
ориентации мэра Парижа, например. И ничего. Во Франции даже существует
специальный профсоюз геев и лесбиянок. Сама недавно видела в Париже объявление
«Гей-сантехник выполнит работы по ремонту водопровода». И это уже давно там
никого не смущает. И гей-парад – это тоже довольно забавное и красочное
мероприятие, что-то вроде бразильского карнавала, и не более того. А так, конечно, серьезный писатель должен испытывать
ответственность за то, что он создает. Другое дело, что ярлыки, которые
навешиваются на того или другого писателя, часто очень далеки от реальности. В
этом мире, увы, далеко не все так просто. Тот же Селин, например, несмотря на
свою скандальную репутацию, куда более здоровый, серьезный и ответственный
писатель, чем православный Достоевский. Я, естественно, к своему творчеству тоже стараюсь относиться
предельно серьезно. В этом, думаю, и заключается главная причина того, что мои
книги до сих пор издаются предельно маленькими тиражами. Как ни грустно это
осознавать, но так всегда было и будет.
-Слава! вы философ. Какую миссию сегодня на ваш взгляд
должна нести философия в российском обществе?
ВК: Даже не знаю, кто и когда первым назвал меня «философом». Всякий раз, когда
я слышу это слово в применении к себе, меня это немного не то чтобы напрягает,
но веселит. Но раз уж вы спрашиваете, то
я думаю, что философы, если уж таковые существуют, должны решать какие-то
глобальные стратегические вопросы, стоящие перед обществом. Например, сначала
необходимо осмыслить самые фундаментальные вещи, связанные с человеческой
личностью и свободой, а потом уже, на более низком уровне, юристы должны вырабатывать конституцию и
конкретные законы. И так далее. Иначе гражданам той или иной страны постоянно в
самых элементарных бытовых ситуациях придется сталкиваться с неразрешимыми
противоречиями. Идеальной модели общества не существует, но в той же Франции,
где восходящая к Декарту традиция философии во многом заменила собой религию,
подобная модель сотрудничества интеллектуалов и власти более-менее работает и в
наши дни. В Росси же, увы, о подобном влиянии интеллектуалов на общественное развитие
в настоящий момент говорить вообще не приходится.
-Таня! Как вы отдыхаете и отдыхаете ли?
МК: Да, конечно, иногда хочется уехать
на природу подальше от городской суеты. А так, наверное, именно занятие литературой
является для меня главным способом отвлечься от банального однообразия бытия, в
том числе и от того времяпровождения, которое многие люди почему-то считают
отдыхом.
-Слава! На вечер Маруси Климовой в "Порядок слов"
пришли два очень крепких и невменяемо пьяных господина. Если бы началась драка,
вы бы в неё ввязались бы?
ВК: Вряд ли о таких вещах стоит говорить
в сослагательном наклонении. В любом случае, драка – это, возможно, то, чего кто-то и хотел
в данном случае, чтобы, например, сорвать вечер. Поэтому задним числом я
доволен, что ничего такого не случилось, так как в момент подобных провокаций,
безусловно, возможно все. Но Маруся, как мне показалось, даже не заметила кратковременного
присутствия каких-то сумасшедших или, как вы сказали, пьяных, на ее вечере. Все
прошло прекрасно. И это главное.
-Слава и Маруся! Есть ли у вас любимые стихи о любви? И
дарите ли вы друг другу подарки на 8 марта и 23 февраля?
МК: А разве эти праздники еще не отменили? Странно. Седьмого ноября и еще чего-то уже вроде давно
нет.
ВК: Вот и неразбериха
с этими праздниками, кстати, тоже является одним из следствий недостаточного
философского осмысления такого феномена как пол, представления о котором тоже
значительно изменились за последнее время.