СВЕТЛАНА КОНЕГЕН

МУТНЫЙ, ВУЛЬГАРНЫЙ, РОСКОШНЫЙ, ИЗБЫТОЧНЫЙ...

            -Светлана, какая первая фраза приходит вам в голову, когда вы просыпаетесь утром?

            - "Какой кошмар! Опять все по новой!"

            -Вы в детстве хотели быть мальчиком? Почему- то многие мои подруги -

интеллектуальные девочки хотели быть мальчиками. Лет в 12 это у

некоторых прошло, у некоторых осталось...

            - Думаю, ваши подруги просто-напросто путали собственную сексуальную

идентичность с социальной. Зачастую подобная путаница заходила довольно

далеко... Хотя вы правы, пренебрежение к женщине то у нас в крови. "Баба

с возу - кобыле легче". Впрочем, ко мне это решительно не относится, я в

отношении себя никогда не сомневалась и точно помнила о своих женских

правах и привилегиях. Точнее, мне никогда особенно не давали об этом

забыть...

            -У многих женщин, чем они талантливее и ярче, тем судьба  сложнее. Может

быть от того, что жизнь умной женщины- это жизнь женщины-воина, как говорит

наш питерский философ Александр Секацкий. Вы чувствуете себя женщиной-

воином?

            - Думаю, любой человек, хоть сколько-нибудь наделенный рефлексивными

качествами, неизбежно обречен на войну. На войну со всем и со всеми - с

инертностью общества и его стереотипов, с инертностью жизни в целом.

Наконец, он обречен на  войну с самим собой.

            - А ваш эпатажный имидж- он с детских лет или попозже сформировался?

            -Начнем с того, что мне лично эпатажным он вовсе не кажется. Это - мое и

ничье иное. Вот вам и ответ на ваш вопрос. Мой имидж (или то, что вы под

ним подразумеваете) - внешнее воплощение содержания моих собственных

внутренностей, желудка, печени, наконец, простите, кишечника..прочем, любой

человек формируется более или менее постепенно, с возрастом обретая

сколько-нибудь внятные очертания. И в этом смысле, конечно, мой имидж тоже

формировался с годами. Хотя хулиганкой, похоже, я была с момента рождения.

Подобные качества не могут быть благоприобретенными.  "Идти поперек" - это своего рода обреченность, судьба, предначертанное тебе несчастье (одинокий человек вряд ли может быть  счастливым с точки зрения здорового обывателя).

            -А как вам удалось с вашим хулиганским имиджем вписаться в телевизионный

гламуряк?

            - Любое социальное пространство, включая телевизионное, предполагает

наличие одной вух подобных специфических "хулиганских" ниш. Другое дело,

что жить в них по большей части довольно неуютно, а то и вовсе опасно.

Нужно обладать известным мужеством и уж точно быть законченным монстром,

чтобы выдерживать все неизбежные атаки со стороны "здорового" социума.

            -Где вам работать приятнее и интереснее- на радио или на ТВ?

            - Радио и телевидение - зоны принципиально различные. И телевидение

безусловно сложнее, ответственней и эффективней. Далеко не всегда

ответственная  радиоболтовня здесь  подавляется так называемой "картинкой",

чья доминанта для публики совершенно очевидна.  А стало быть, на ТВ

работать эффективней, ответственней, но вместе с тем сложнее и пакостней.

Конкуренции, всяческой гнусной возни, интриг и прочей дряни здесь куда как

больше, сами знаете. А жить в террариуме ой как несладко! Именно поэтому

люди здесь так часто и так запросто сходят с ума. К несчастью, мне не раз

приходилось наблюдать подобные казусы. Мерзость, ей-ей!

            -А как у вас складываются отношения с ближайшим социумом на бытовом уровне-

ну, когда вы идёте в соседний магазин за шоколадкой, допустим? С вами

здороваются, пытаются вступить в общение, или всё по другому?

            - О, наши с вами сограждане явно не могут просто так обойти меня стороной!

Ну что поделаешь? Я ж провокатор! И это, увы, немало осложняет мою  и без

того не простую жизнь. Нет, многие, конечно же, благодарят (за что только?),

кто-то просит автограф, кто-то - снимает на свой мобильник... Но есть и

такие, кто пытается отдубасить, укусить, а то и просто сожрать! Пару раз на

меня были и вовсе весьма серьезные покушения, вызвавшие немало смущения у

службы безопасности нашего канала. Но, как видите, я пока что жива. А вот

старушки- бедолаги, те при встрече вообще крестятся. Хотя, признаться, само

по себе это странновато. У меня предостаточно друзей-православных батюшек

(мусульманских муфтиев, кстати, тоже), и они ни разу не пытались предать

меня анафеме. Хотя, знаете ли, наши публичные батюшки, каждый день

мелькающие во всех возможных и невозможных ток-шоу, весьма далеки от

святости. Что, кстати, для меня лично делает их только привлекательней. Да

и я сама, честно говоря,  далеко не святая!..

            -Где мужчины интереснее- в Петербурге, Москве или в Германии, на ваш

взгляд?

            - Мужчины нигде особо не интересны. Как и люди в целом. Впрочем, если

угодно, то московские мужики мне как-то ближе. Возможно просто

географически.  Но в особо интимные отношения стараюсь с ними не вступать.

Это ж негигиенично!

            - А вообще, как изменились женщины и мужчины в России за последние 15 лет-

куда вся эта гендерность развивается- каковы ваши наблюдения.

            - Если коротко, то дамы определенно тянутся к максимальной самостоятельности. Даже те, кто более или менее защищен состоятельными мужьями. К несчастью (или к счастью?), за последние лет 15 они вполне усвоили то, что все на свете - не вечно. Муж со временем может выкинуть ее на улицу, сменить на молоденькую любовницу, наконец, просто "откинуться". А потому собственное счастье нужно ковать самому. Я-то в

основном общаюсь с так называемой "гламурной" публикой, так что наблюдаю все это практически ежесекундно. Впрочем, про это вы можете и сами почитать в романе Оксаны Робски "Casual".    

            -Вы учились в школе при Академии художеств. Многие мои знакомые

учились в этой школе, и многому в ней научились- во всех смыслах. Эта школа

была всё е островком свободы в те годы...

            - Не знаю, о какой такой свободе вы говорите. В первую очередь, там

давалось крайне скверное среднее образование, которым художники

предпочитали пренебрегать. А отсутствие элементарной грамотности - это ли

не не-свобода?! Кроме того, ученикам там давались некие технические навыки,

но при этом они ни сном ни духом не представляли то, как нынче вообще

выглядит современная культура.  Иначе говоря, никаких сколько-нибудь

внятных культурологических навыков там не давалось. А стало быть, большая

часть моих тогдашних соучеников сейчас чувствуют себя беспомощными

провинциалами. Мне повезло несколько больше, во-первых, потому, что я росла

в сугубо академической семье (а стало быть, в моей "детской" культуркой не

пренебрегали) во-вторых, по окончании школы я попала не в институт Репина,

а на филфак питерского университета. Да еще и на классическое отделение, где

  необходимая зубрежка "неправильных" древнегреческих глаголов навсегда

избавила меня от дурных богемных замашек. В общем, этой кафедре я страшно

благодарна, дрессировка там была и впрямь отменная.

            - А потом вы работали на радиостанции "Свобода". Вообще, что такое для вас-

свобода, быть свободной...

            - Радио "Свобода" -- всего лишь эпизод в моей жизни, сейчас уже порядком

подзабытый. Что же касается настоящей свободы, то думаю, в первую очередь,

она заключается в отношениях с самим собой. А сохранять трезвость и некую

ироническую дистанцию в отношениях с самим собой с годами становится все

сложнее. В особенности это касается моих непосредственных коллег,

работающих на ТВ и абсолютно уверенных в собственной значимости,

уникальности и непогрешимости. Вообще, работа "телезвездой" подразумевает

так называемый "героический" тип поведения, полностью исключающий любые

рефлексивные навыки. 

            -Москва и Питер- что для вас роднее? Или есть более родное родное...

            - О, разумеется, Москва! Я совершенно не разделяю питерского высокомерия

по отношению к этому безумному городу. Да, разумеется, он сумасшедший,

мутный, вульгарный, богатый, роскошный, избыточный, во многом

бессмысленный... Каким собственно и должен быть любой уважающий себя

мегаполис. Думаю, многие его черты свойственны и мне. За исключением,

конечно, роскоши богатства. Как видите, о скромности окончательно я еще не

забыла.

            -Наш журнал собирает личные истории, произошедшие с разными людьми на

Невском проспекте.

            -  Разумеется, вся студенческая жизнь прошла где-то вокруг Невского. Чего

стоил только     знаменитый "Сайгон", своеобразный живой памятник тогдашней

андеграундной культуре, так жестоко уничтоженный в сумбурные

постперестроечные времена! Потом ресторан ВТО, куда мы проползали с тем,

чтобы промотать жалкую свою стипендию... Сколько тогда нам давали? Кажется,

40 рублей?

            -Как профессиональный  филолог, вы следите за развитием

отечественной литературы? Кого вам нравится читать? 

            - Слежу постольку -поскольку. Я с большим уважением отношусь к деятельности

Дмитрия Александровича Пригова. Именно "к деятельности",поскольку у него

столько ипостасей, что их просто не счесть! Кстати, он же ведет ежедневную

переписку по е-mail'у... Правда, не со мной, а моей собачкой Дусей. Кроме

того,  я бесконечно ценю (и дружу тоже) Владимира Сорокина. И его собачку,

вечно писающуюся со страху при виде моей Дуси. Разумеется, читаю Пелевина и

прочих авторов, составляющих "джентельменский набор" современной российской

словесности.

            -А как вы относитесь к женской прозе?

            - Терпимо. Сложно не оценить ее социальный и коммерческий потенциал. Ведь

главный читатель нынче, конечно, женщина!

            -Светлана! На "Нацбест" вы пришли с маленькой собачкой. Как её зовут? Вы её

из Москвы с собой привезли? Вы всегда её повсюду с собой берёте?

            - Я действительно привезла Дусю из Москвы, да и вообще всегда таскаю ее с

собой. Некоторые наивно полагают, что таким образом я ее "пиарю", даже не

догадываясь, что на деле-то происходит как раз обратное: собачка пиарит

меня! Я вхожу в ресторан, и люди сначала смотрят под ноги говорят: "Боже

мой! Это же та сама знаменитая Дуся!" Потом переводят взгляд на меня и с

некоторым разочарованием: "А это ее хозяйка". В этом смысле меня можно

сравнить с мамой Милы Йовович, которую давным-давно дочка выводит "на

веревочке" в публичные места. То есть, по популярности Дуся уверенно со

мной конкурирует. Она постоянно появляется на страницах всех без исключения

глянцевых журналов, снимается во всех телепрограммах, является имиджевым

лицом Альфа-Банка... Что там еще? Ах да, на досуге консультирует российский

парламент и время от времени даже Президентскую Администрацию. Как видите,

она просто-напросто меня кормит!

            -У вас был замечательный драный джинсовый халат с оторванными рукавами на

тусовке в "Астории". Вы сами отрывали рукава, или это какой-то супер прикид

из дорогого бутика?

            -Это - один из последних образчиков творчества моего любимого российского

дизайнера Виктории Андреяновой. Так что рукава она драла на мне совершенно

сознательно и самостоятельно.

 

 

Hosted by uCoz