СВЕТЛАНА КОНЕГЕН
МУТНЫЙ, ВУЛЬГАРНЫЙ, РОСКОШНЫЙ, ИЗБЫТОЧНЫЙ...
-Светлана, какая первая фраза приходит вам в голову, когда вы просыпаетесь утром?
- "Какой кошмар! Опять все по новой!"
-Вы в детстве хотели быть мальчиком? Почему- то многие мои подруги -
интеллектуальные девочки хотели быть мальчиками. Лет в 12 это у
некоторых прошло, у некоторых осталось...
- Думаю, ваши подруги просто-напросто путали собственную сексуальную
идентичность с социальной. Зачастую подобная путаница заходила довольно
далеко... Хотя вы правы, пренебрежение к женщине -это у нас в крови. "Баба
с возу - кобыле легче". Впрочем, ко мне это решительно не относится, я в
отношении себя никогда не сомневалась и точно помнила о своих женских
правах и привилегиях. Точнее, мне никогда особенно не давали об этом
забыть...
-У многих женщин, чем они талантливее и ярче, тем судьба сложнее. Может
быть от того, что жизнь умной женщины- это жизнь женщины-воина, как говорит
наш питерский философ Александр Секацкий. Вы чувствуете себя женщиной-
воином?
- Думаю, любой человек, хоть сколько-нибудь наделенный рефлексивными
качествами, неизбежно обречен на войну. На войну со всем и со всеми - с
инертностью общества и его стереотипов, с инертностью жизни в целом.
Наконец, он обречен на войну с самим собой.
- А ваш эпатажный имидж- он с детских лет или попозже сформировался?
-Начнем с того, что мне лично эпатажным он вовсе не кажется. Это - мое и
ничье иное. Вот вам и ответ на ваш вопрос. Мой имидж (или то, что вы под
ним подразумеваете) - внешнее воплощение содержания моих собственных
внутренностей, желудка, печени, наконец, простите, кишечника...Впрочем, любой
человек формируется более или менее постепенно, с возрастом обретая
сколько-нибудь внятные очертания. И в этом смысле, конечно, мой имидж тоже
формировался с годами. Хотя хулиганкой, похоже, я была с момента рождения.
Подобные качества не могут быть благоприобретенными. "Идти поперек" - это своего рода обреченность, судьба, предначертанное тебе несчастье (одинокий человек вряд ли может быть счастливым с точки зрения здорового обывателя).
-А как вам удалось с вашим хулиганским имиджем вписаться в телевизионный
гламуряк?
- Любое социальное пространство, включая телевизионное, предполагает
наличие одной -двух подобных специфических "хулиганских" ниш. Другое дело,
что жить в них по большей части довольно неуютно, а то и вовсе опасно.
Нужно обладать известным мужеством и уж точно быть законченным монстром,
чтобы выдерживать все неизбежные атаки со стороны "здорового" социума.
-Где вам работать приятнее и интереснее- на радио или на ТВ?
- Радио и телевидение - зоны принципиально различные. И телевидение
безусловно сложнее, ответственней и эффективней. Далеко не всегда
ответственная радиоболтовня здесь подавляется так называемой "картинкой",
чья доминанта для публики совершенно очевидна. А стало быть, на ТВ
работать эффективней, ответственней, но вместе с тем сложнее и пакостней.
Конкуренции, всяческой гнусной возни, интриг и прочей дряни здесь куда как
больше, сами знаете. А жить в террариуме ой как несладко! Именно поэтому
люди здесь так часто и так запросто сходят с ума. К несчастью, мне не раз
приходилось наблюдать подобные казусы. Мерзость, ей-ей!
-А как у вас складываются отношения с ближайшим социумом на бытовом уровне-
ну, когда вы идёте в соседний магазин за шоколадкой, допустим? С вами
здороваются, пытаются вступить в общение, или всё по другому?
- О, наши с вами сограждане явно не могут просто так обойти меня стороной!
Ну что поделаешь? Я ж провокатор! И это, увы, немало осложняет мою и без
того не простую жизнь. Нет, многие, конечно же, благодарят (за что только?),
кто-то просит автограф, кто-то - снимает на свой мобильник... Но есть и
такие, кто пытается отдубасить, укусить, а то и просто сожрать! Пару раз на
меня были и вовсе весьма серьезные покушения, вызвавшие немало смущения у
службы безопасности нашего канала. Но, как видите, я пока что жива. А вот
старушки- бедолаги, те при встрече вообще крестятся. Хотя, признаться, само
по себе это странновато. У меня предостаточно друзей-православных батюшек
(мусульманских муфтиев, кстати, тоже), и они ни разу не пытались предать
меня анафеме. Хотя, знаете ли, наши публичные батюшки, каждый день
мелькающие во всех возможных и невозможных ток-шоу, весьма далеки от
святости. Что, кстати, для меня лично делает их только привлекательней. Да
и я сама, честно говоря, далеко не святая!..
-Где мужчины интереснее- в Петербурге, Москве или в Германии, на ваш
взгляд?
- Мужчины нигде особо не интересны. Как и люди в целом. Впрочем, если
угодно, то московские мужики мне как-то ближе. Возможно просто
географически. Но в особо интимные отношения стараюсь с ними не вступать.
Это ж негигиенично!
- А вообще, как изменились женщины и мужчины в России за последние 15 лет-
куда вся эта гендерность развивается- каковы ваши наблюдения.
- Если коротко, то дамы определенно тянутся к максимальной самостоятельности. Даже те, кто более или менее защищен состоятельными мужьями. К несчастью (или к счастью?), за последние лет 15 они вполне усвоили то, что все на свете - не вечно. Муж со временем может выкинуть ее на улицу, сменить на молоденькую любовницу, наконец, просто "откинуться". А потому собственное счастье нужно ковать самому. Я-то в
основном общаюсь с так называемой "гламурной" публикой, так что наблюдаю все это практически ежесекундно. Впрочем, про это вы можете и сами почитать в романе Оксаны Робски "Casual".
-Вы учились в школе при Академии художеств. Многие мои знакомые
учились в этой школе, и многому в ней научились- во всех смыслах. Эта школа
была всё -же островком свободы в те годы...
- Не знаю, о какой такой свободе вы говорите. В первую очередь, там
давалось крайне скверное среднее образование, которым художники
предпочитали пренебрегать. А отсутствие элементарной грамотности - это ли
не не-свобода?! Кроме того, ученикам там давались некие технические навыки,
но при этом они ни сном ни духом не представляли то, как нынче вообще
выглядит современная культура. Иначе говоря, никаких сколько-нибудь
внятных культурологических навыков там не давалось. А стало быть, большая
часть моих тогдашних соучеников сейчас чувствуют себя беспомощными
провинциалами. Мне повезло несколько больше, во-первых, потому, что я росла
в сугубо академической семье (а стало быть, в моей "детской" культуркой не
пренебрегали).А во-вторых, по окончании школы я попала не в институт Репина,
а на филфак питерского университета. Да еще и на классическое отделение, где
необходимая зубрежка "неправильных" древнегреческих глаголов навсегда
избавила меня от дурных богемных замашек. В общем, этой кафедре я страшно
благодарна, дрессировка там была и впрямь отменная.
- А потом вы работали на радиостанции "Свобода". Вообще, что такое для вас-
свобода, быть свободной...
- Радио "Свобода" -- всего лишь эпизод в моей жизни, сейчас уже порядком
подзабытый. Что же касается настоящей свободы, то думаю, в первую очередь,
она заключается в отношениях с самим собой. А сохранять трезвость и некую
ироническую дистанцию в отношениях с самим собой с годами становится все
сложнее. В особенности это касается моих непосредственных коллег,
работающих на ТВ и абсолютно уверенных в собственной значимости,
уникальности и непогрешимости. Вообще, работа "телезвездой" подразумевает
так называемый "героический" тип поведения, полностью исключающий любые
рефлексивные навыки.
-Москва и Питер- что для вас роднее? Или есть более родное родное...
- О, разумеется, Москва! Я совершенно не разделяю питерского высокомерия
по отношению к этому безумному городу. Да, разумеется, он сумасшедший,
мутный, вульгарный, богатый, роскошный, избыточный, во многом
бессмысленный... Каким собственно и должен быть любой уважающий себя
мегаполис. Думаю, многие его черты свойственны и мне. За исключением,
конечно, роскоши богатства. Как видите, о скромности окончательно я еще не
забыла.
-Наш журнал собирает личные истории, произошедшие с разными людьми на
Невском проспекте.
- Разумеется, вся студенческая жизнь прошла где-то вокруг Невского. Чего
стоил только знаменитый "Сайгон", своеобразный живой памятник тогдашней
андеграундной культуре, так жестоко уничтоженный в сумбурные
постперестроечные времена! Потом ресторан ВТО, куда мы проползали с тем,
чтобы промотать жалкую свою стипендию... Сколько тогда нам давали? Кажется,
40 рублей?
-Как профессиональный филолог, вы следите за развитием
отечественной литературы? Кого вам нравится читать?
- Слежу постольку -поскольку. Я с большим уважением отношусь к деятельности
Дмитрия Александровича Пригова. Именно "к деятельности",поскольку у него
столько ипостасей, что их просто не счесть! Кстати, он же ведет ежедневную
переписку по е-mail'у... Правда, не со мной, а моей собачкой Дусей. Кроме
того, я бесконечно ценю (и дружу тоже) Владимира Сорокина. И его собачку,
вечно писающуюся со страху при виде моей Дуси. Разумеется, читаю Пелевина и
прочих авторов, составляющих "джентельменский набор" современной российской
словесности.
-А как вы относитесь к женской прозе?
- Терпимо. Сложно не оценить ее социальный и коммерческий потенциал. Ведь
главный читатель нынче, конечно, женщина!
-Светлана! На "Нацбест" вы пришли с маленькой собачкой. Как её зовут? Вы её
из Москвы с собой привезли? Вы всегда её повсюду с собой берёте?
- Я действительно привезла Дусю из Москвы, да и вообще всегда таскаю ее с
собой. Некоторые наивно полагают, что таким образом я ее "пиарю", даже не
догадываясь, что на деле-то происходит как раз обратное: собачка пиарит
меня! Я вхожу в ресторан, и люди сначала смотрят под ноги говорят: "Боже
мой! Это же та сама знаменитая Дуся!" Потом переводят взгляд на меня и с
некоторым разочарованием: "А это ее хозяйка". В этом смысле меня можно
сравнить с мамой Милы Йовович, которую давным-давно дочка выводит "на
веревочке" в публичные места. То есть, по популярности Дуся уверенно со
мной конкурирует. Она постоянно появляется на страницах всех без исключения
глянцевых журналов, снимается во всех телепрограммах, является имиджевым
лицом Альфа-Банка... Что там еще? Ах да, на досуге консультирует российский
парламент и время от времени даже Президентскую Администрацию. Как видите,
она просто-напросто меня кормит!
-У вас был замечательный драный джинсовый халат с оторванными рукавами на
тусовке в "Астории". Вы сами отрывали рукава, или это какой-то супер прикид
из дорогого бутика?
-Это - один из последних образчиков творчества моего любимого российского
дизайнера Виктории Андреяновой. Так что рукава она драла на мне совершенно
сознательно и самостоятельно.