НИКОЛАЙ КОЗИН
«ПУТИН НА
БУМАГЕ»
В
галерее «Борей» проходила выставка галереи «Паразит». «Паразит» - это галерея,
у которой нет помещения, поэтому её художники паразитируют на гостеприимных
стенах «Борея». Мне удалось поговорить с одним из авторов-паразитов, с
художником Николаем Козиным, членом распавшейся группировки художников «Новые
тупые».
-Николай, чем объясняется ваше пристрастие к образу нашего президента В.В.Путина? Это ваш любимый, главный персонаж, судя по всему. Вы только Путина и рисуете последние пару лет, такое складывается впечатление.
-Есть некая данность, которая присутствует независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Это наш президент. Выбирали или не выбирали мы его- это остаётся на совести каждого человека, но это некая важнейшая персона в нашем государстве, которая представляет всех нас на всех уровнях . Эта фигура не может остаться без внимания актуальных художников потому, что это фигура номер1. Эта фигура не всегда может соответствовать нашим потребностям, мы, актуальные художники, можем каким- то образом её улучшить. Моя концепция направлена на повышение уровня нашего президента, или наших представлений о нём. Нельзя в начале 21 века иметь президентом человека, который не знаком может быть с Достоевским, который не знаком со сложностями и перипетиями жизни маленького человека, который не читал русской классики в лице А.С. Пушкина, который не интересуется современным искусством, его персоналиями, например, его предтечей Ваг Гогом . Серия моих работ направлена на улучшение имиджа президента. Это не негативное изображение, а попытка его представить в нужном социальном направлении. Вот серия работ «Любимые люди президента Путина», далее на выставке представлены эпизоды из жизни Путина -президент посещает горячие точки, встречается с лидерами союзных республик, выступает в Кремле.
-Скажите, а зачем вы очерняли Путина? Изобразили его с чёрным ликом и с жёлтыми волосами?
-Вы имеете в виду картину «Евреи, вернитесь в Россию»? Это проект, направленный на устранение антисемитизма и борьбы с чужестранцами, иногородними. Путин не чёрный, он иконописный- ни один критик не понял этой идеи иконописности. Плохо критики знают историю искусства. Святые и страстотерпцы всегда изображались с тёмными ликами, хотя, пожалуй, Владимир Владимирович больше похож на одного из 3 богатырей, на Алёшу Поповича. Он пытается, но что получится- то получится...
-А не пытались ли вы продать президенту его изображение? Вот Никас Сафронов делает это успешно...
-Никас- человек другой культуры. Если он в качестве промоутера выступит, я готов отстегнуть ему 5-7 процентов.
-А нет ли у вас желания написать портрет вашего героя с натуры?
-Мне не нужны сеансы, всю информацию можно получать из средств массовой информации. Есть пресса, её достаточно. Специалисты делают своё дело- отснимают материал. Попадая в руки художника, этот материал обретает статус художественного произведения. В принципе все мои работы выполнены с использованием философии и техники «Пресс-арт». Это искусство, которое готовит средства массовой информации для потребления её массовым зрителем. Моё право- использовать газету в нужнике или в качестве дальнейшего художественного продукта.
-А как дело обстоит с авторскими правами?
-Я не знаю, сидя на унитазе, есть ли авторские права у данного текста или снимка, или нет. Я как художник могу реагировать на некую данность, которую мне навязывают средства массовой информации. Я пишу всё время с натуры, но так как ваши СМИ поставляют постоянно более свежие, оригинальные и всякие прочие материалы, то всё моё писание с натуры оказывается несовременным и неактуальным.
-А как относятся представители новой русской буржуазии к вашим работам? Нет ли у них желания приобрести портрет президента в вашем исполнении, например, чтобы украсить им офис или гостиную?
- Новые русские интересуются Айвазовскими, Крамскими и теми направлениями художественной культуры, с которыми они познакомились на уроках родной речи в 4 классе.
-То есть стилистика «Новых тупых» не воспринимается новыми русскими как выражение их эстетических предпочтений?
-Группа «Новые тупые» возникла тогда, когда завершили своё существование многие художественные группировки. В конце 90-х это было художественное объединение, которое чутким запоздалым умом реагировало на некие проявления окружающей действительности, потому что не все могут реагировать сразу.
-То есть вы материализовали поговорку «Русский человек задним умом богат»...
-Объединения, которые существуют ныне, замыкаются в самостоятельном автономном кругу, занимаются неким художественным онанизмом. Мы же- это нерв, это болевой синдром. Цель художников в том, чтобы подать себя как независимую личность. Государство навалило на нас некий груз, и с этим надо жить, существовать, работать. Мы не амёбы, которые выплыли в качестве художественного материала. Мы некий срез, который накопил в себе негатив и позитив.
-И сколько вас осталось?
-Из новых тупых теперь осталось только двое- я, Козин и Олег Хвостов.
-Остальные, судя по всему, поумнели. То есть «Новых тупых» больше нет?
-Почти все челны группы осели на Западе. Двое- это мало. Нужен новый третий для возобновления деятельности.
-Из этой слабости и малочисленности вырос ваш паразитизм?
-Всякая пропаганда любого произведения искусства требует денежных средств. Своими скромными силами мы можем лишь паразитировать в рамках коридора галереи «Борей» и ещё нескольких художественных демократических образований. Для массового зрителя мы остаёмся котом в мешке.
-Может, вы не там паразитируете? Почему бы вам не попаразитировать внутри более толстых тел, например, в коридоре ресторана «Палкин» у господина Белкина?
-Белкина мы знаем- это культовая фигура, олицетворяющая собой истеблишмент, которую поддерживает Боровский. Мы любим Белкина и уважаем товарища Боровского. Но они уделяют внимание художникам, устраивающим фуршет и имеющим каталоги.
-То есть вы- гордые паразиты? Паразит звучит гордо?
-Паразит- существо избирательное. Паразитами в древнем мире называли людей, которые были способны высказывать независимые, оригинальные суждения, гордые мысли. Они не были вовлечены в физическую деятельность. Они могли независимо интерпретировать действия хозяев мира сего. Это не были шуты, рабы- они получали в качестве награды виллы, наложниц. В принципе художественное паразитирование- это не крик души типа «Мне некуда податься!». Это избирательное элитное существование. Мы облагодетельствовали галерею «Борей», так как она одно из немногих демократичных независимых учреждений, которое может сравниться с Эрмитажем, Русским музеем по уровню понимания искусства.
-Может, надо паразитировать более нагло- в троллейбусах, метро развешивать ваши работы, по-новому, по-тупому...
-Паразит упирается в физические возможности- у меня их нет. Мы не Александры Матросовы, рвущие на себе рубашку. Любое деяние имеет стоимость. Если сантехник приходит в дом и просит 100 рублей- вы ему даёте. Наши работы также имеют ценность и стоимость, мы не можем рисковать ими на улице. Леонардо да Винчи 20 лет пишет работу...
-Но вы работаете над портретами президента явно не 20 лет...
-Я по 2 месяца скурпулёзно делаю изображение Путина.
-Надо ему послать! Может ему понравиться!
-Я последний раз был в Москве в 90 году. У меня часто денег не хватает, чтобы доехать до своей мастерской в Петербурге из Тосно, где я живу.
-А что же московские акционисты, почему они вас не поддерживают?
-О московских акционистах мы узнаём из журналов. Кулик к вам не ездит и мы к нему.
-Это позиция?
-Он успешный- он смог реализоваться. С какой стати он должен помогать новым бедным тупым. Мы не можем себе это позволить в силу новой тупости, художественной неграмотности. К тому же наше искусство остаётся непонятым и невостребованным. Многие занимающиеся современным искусством не имеют никакого представления о современном искусстве. Их познания закончились на отрезанном ухе Ван Гога. Вот Олег Хвостов- художник -фигуративист. Недавно к нему пришли девушка из Про-Арте и галерейщица из Лондона, собирающие фигуративную живопись. Но его живопись не укладывается никуда- ни в концепт Про-Арте, ни в концепт английских искателей гиперреализма
-Ничего не продаётся?
-Работы мои продаются в галереях- немного и дёшево. Галереи берут 40 процентов.
-А на что вы живёте?
-Я занимаюсь с детьми в художественной школе в Тосно.