Путешественник Леонид Круглов
Леонид Круглов-
профессиональный путешественник. За
-Я думал, что романтики нет, а есть только туризм. В детстве зачитывался книгами Жюля Верна, Арсеньева. Мне казалось, что всё уже исследовано, что диких мест уже не осталось. Меня преследовало юношеское желание –посмотреть, есть ли места с первобытной природой? Я закончил исторический факультет МГУ, но сразу стал профессиональным путешественником.
-Первое моё путешествие было в Папуа Новую Гвинею. Его спонсировал мой друг, владелец туристского агентства. В путешествие отправилось 4 человека- я, два кинооператора и мой друг. У нас не было никакого опыта. Только сейчас я понимаю, насколько это было рискованно. Сначала мы обратились к военным, которые то ли аборигенов стерегут, то ли их остерегаются. Потом мы попали в места, где иногда летают миссионерские самолёты. Мы наняли такой самолётик. И тут выяснилось, что самолёт может взять только 3 человек. Потом мы попали в места, где можно было передвигаться только на лодке. В деревнях мы находили проводников, и, наконец, попали в девственные леса. Вглубь острова ни военные, ни миссионеры практически не ездят – там есть ещё случаи каннибализма. И вот мы оказались в другом мире. Мне показалось, что это мир, где сотворение мира ещё не закончилось. И вдруг из леса вышли люди в истлевших одеждах. Это были обноски европейских одежд, которые туда завозили миссионеры. Я сделал снимок «Первый контакт». Голый человек, которому дают табак, а сзади- человек с автоматом.
-Система дарения- очень важная. Для контакта необходимо что-то дарить, больше всего дикари ценят табачные листья, топоры, ножи, зеркальца. В ответ они дарят трубки из бамбука, луки, стрелы, бусы. Тогда, из той поездки я привёз подарок – бусы удивительной красоты, сделанные из плотно нанизанных крылышек жуков… И фильм «Остров каннибалов», его показывали на РЕН ТВ.
-Каннибализм? Это очень интересная тема. Я был в Южной Америке, в «золотом треугольнике», в диких местах между Бразилией, Перу и Колумбией. Там проходит наркотрафик, пограничники и военные не в состоянии контролировать эти районы. Индейцев отстреливают наркоперевозчики, сами они тоже порой гибнут от их рук, так как индейцы стремятся отстаивать свою территорию.
Я снял фильм «Инцидент Коруба». Мне попалась плёнка любительская. Там военные бразильцы идут в джунглях, потом разбивают лагерь, потом голые люди появляются. Индейцы берут блюда с рисом от бразильских военных. А потом кадры- военный с разможенной головой. Это очень странный факт. Первобытная этика предполагает, что если ты взял дары, то, значит, контакт состоялся. В фильме мы расследовали этот факт. Оказалось, что индейцы захотели ещё риса, а военные этого не поняли.
Вообще, щедрость- это главное достоинство с точки зрения первобытных племён. Два племени, когда встречаются в джунглях, они непременно устраивают ритуал обмена подарками. Ты что-то даришь, но за это ты можешь попросить всё, что угодно от другой стороны. И другая сторона должна тебе это дать, не жадничая. Но бывают случаи, когда меняется топор на три перышка. Потом проходит время, и до дикаря доходит, что обмен то был неравный. Разгорается конфликт, войны кровавые. Иногда применяется колдовство и магия, кто-то на кого-то насылают порчу. Бывает среди дикарей и зависть. Кто-то может позавидовать кому-то из-за удачи в охоте, из-за жены. И это может стать поводом для колдовства. Так вот, в Папуа у аборигенов обвинение в колдовстве- это страшное обвинение. Если кого-то уличат в колдовстве, то такого человека ждёт суровое наказание. Более того, случаи каннибализма часто связаны именно с этим, колдунов, наславших порчу, съедают.
-Фотографии даются большим трудом. Люди обычно прячутся. Нужно много усилий, чтобы возникло доверие. Самые мои лучшие кадры- это бои на палках в Африке. Я их снимал в местечке между Суданом и Эфиопией. Я 3 года ездил в одну и ту же деревню, стал своим. Когда ко мне привыкли, то стали пускать внутрь круга дерущихся. Что означает высокую степень уважения. И я оттуда снимал. Обычно лучшие бойцы допускаются внутрь круга. Девушки стали обращать на меня внимание, а сначала они на меня смотрели без интереса.
Вообще нравы между полами всюду строгие. Регламентированные. Чтобы жениться в Эфиопии на девушке, нужно владеть 25-30 коровами. Жена вдевает диски в нижнюю губу, чтобы понравиться мужу. Чем больше диск- тем больше обещание плодородности этой женщины. В быту диски вынимаются, у меня есть фотографии, где женщины просто с отвисшими губами…
-Я был на Таймыре. Снимал там сцены из жизни самого редкого народа Севера- жизнь нганасанов. К сожалению, они вымирают, несколько поколений, проживших вне традиционной культуры, в блочных домах, без оленеводства, они сказались отрицательно. Поголовное пьянство, безработица, нищета… Вернуть этих людей к традиционному образу жизни очень трудно. Я снимал камлание шамана. Он- представитель шаманской семьи, за которой наблюдают уже 100 лет. Последний потомок. Во время камлания его привязывают цепями к чуму, так как он приходит в очень взбудораженное состояние. Потом он описывает свои внутренние странствия. Сейчас шаманы входят в транс при помощи водки, раньше- при помощи медитации. Я сделал серию фотографий. Этот шаман потом мне рассказывал про свои посещения других миров, как он ходил к хозяйке моря, а она его сварила и расчленила.
-Тигров снимал на Дальнем Востоке. Решил пройти по маршруту Дерсу Узала. Тигр- бог тайги, Дерсу был прав. Я убедился в этом на собственной шкуре. Мы шли по тигриным тропам… Вообще в тайге ходят по звериным тропам все- все виды зверей, там хищнику легче найти добычу, мелким зверям легче пробираться. Это самые выгодные и короткие направления в лесах. В тайге на самом деле нет бездорожья. С нами были профессиональные тигроловы. Они ловят тигров, чтобы одеть радио-ошейник и потом следить за перемещениями животных. Нужно 20 минут, чтобы усыпить зверя, одеть ему ошейник и убежать как можно дальше. Так как через 20 минут тигр просыпается в очень плохом настроении. Я был в толстой одежде, фотографировал и отстал от группы. Оставались минуты до пробуждения тигра, а я вдруг понял, что заблудился. Я петлял по тайге, но в минуты опасности обостряются первобытные инстинкты, и в последний миг я всё вспомнил, куда надо бежать…
-Снимал под Псковом Русь 16 века. Идея моей экспедиции была пройти по следам Афанасия Никитина. Белокаменный стены, бойницы, кругом –опасность. Я проникся этими ощущениями, которые должны были быть у людей в 16 веке. У Афанасия Никитина кстати нет описания, как именно он пришёл в индию. В Индию он попадает сразу- как в какую-то сказочную страну с диковинными птицами и невиданными зверями. Мы тоже попали в Индию как в сказку, там познакомились с последними кочевыми индийскими цыганами и путешествовали с ними в кибитках по Индии. Никитин вёз в Индию жеребца, тогда монголо-татары перекрыли все пути, можно сказать, перекрыли весь средневековый автопром. Никитину удалось довезти жеребца через Каспий до Индии, там он его выгодно продал, окупил своё путешествие и смог вернуться домой.
-Больше всего поражают климатические изменения на Земном шаре. Влияние людей колоссально. Изменения происходят всюду- в самых необитаемых и труднодоступных местах. Там, где были пустыни- там всё затопило и льют дожди. Там, где были джунгли- там всё выгорело и высохло. Там, где были коралловые рифы- там их уже нет, жадность людская всё это уничтожило, всё выпилено и продано. Когда летишь над Китаем, то ужасаешься, насколько там вырублены леса. Китай уже почти лишён зелёных пятен, он жёлтый…
-Опасности и трудности? Языковых трудностей нет, если что, то выстраивается целая цепочка переводчиков. Говоришь по-английски, с него переводят на местный язык, с него- на местное наречие. Делаем прививки перед каждым путешествием. В детском журнале подбирали мою фотографию, и там всюду я был с сигаретой, хотя я не курю. Просто там в джунглях, стоило нам присесть у костра, как тут же сползались пиявки и прицеплялись к коже, и их было невозможно отодрать, только если прижигать папироской.
.
.