Лига Клубных фотографов

Кто засветит расцвет клубов

 

29 января  выставкой фоторабот «Линия перспективы» начала свою деятельность Лига Клубных фотографов. Прямо на стёклах окон клуба «Грибоедов», выходящих на заснеженный сумрачный Петербург Достоевского, были развешены работы известных фотографов города. Очень живыми, экспрессивными были кадры с рок-концертов Сукачёва, Сургановой и других звёзд молодого фотографа Ирины Кулаковой, поражали своим «вкусным цветом» и непосредственностью сценки клубной «грибоедовской» жизни Виталия Фещенко. Приковывали внимание  работы дизайнера и художника Алексея Воропанова, приложившего некогда свой талант к созданию культового фильма 80-х «Господин Оформитель». Поразительным оказался портрет Виктора Цоя, сделанный  фотографом Дмитрием Конрадтом. Цой в белом шарфе и белых кедах идёт по камням Стрелки Васильевского острова. Цой остался навсегда молодым в кадре, а брусчатка на Стрелке всё та же уже 300 лет… Привлекала внимание и большая работа Андрея (Вилли) Усова, снятая на одном из концертов «Поп-Механики». На выставке были представлены и фотоработы  Натальи Васильевой-Халл, которая запечатлевала зарождение питерского  рока с начала 80-х…

За окнами «Грибоедова» становилось всё темней и депрессивней, а внутри - всё веселее и жарче, множество известных лиц, повязанных судьбой с историей питерского рока, фотографировали друг друга меж фотоизображений поющих, орущих, застывших в прыжке над сценой, выкрикивающих в микрофон ключевую строчку наших и не наших музыкальных звёзд. Тут же часть народа собиралась отправиться дальше на рок-концерт в другой клуб, это были женщины в шипах, мужчины в кожаных штанах, девушки  яркие и необычные, юноши раскованные и без комплексов. Кому не по нраву киснуть по домам, можно поклубиться и тут и там. 

Выставку открывали Виталий Фещенко и Наталья Васильева-Халл. Наталья процитировала высказывание Бориса Гребенщикова о том, что музыка- это субстанция, в которой живёт душа народа.

-Резонансные вибрации способствуют росту души. Русская рок-музыка- явление мирового масштаба, она ничуть не хуже, чем самые яркие образцы рок-музыки других стран. Но визуальность нашей рок-музыки представлена ущербно, это мешает её продвижению, популяризации, продажам дисков и книг. Создание Лиги клубных фотографов должно стимулировать отбор лучших визуальных образов нашей рок-музыки,- заметила Наталья.

-У Лиги несколько задач. Она должна  продолжить клубные традиции от Ленинградского Рок-клуба, она будет сохранять историю российского рока в фотографиях. У ЛКФ будет свой сайт, свой журнал, свои курсы подготовки фотографов-профессионалов, которых мы будем учить снимать «с руки»,- отметил Виталий Фещенко.

-Виталий, а что такое «клубный фотограф»? Это человек с фотоаппаратом, пробирающийся на рок-концерты или на клубные вечеринки, слепящий  вспышками звёзд на сцене и в тёмных коридорах?

 - Примерно так. Да, я являюсь клубным фотографом. Я работаю на ставке в клубе «Грибоедов». В мои задачи входит освещать мероприятия клуба, фотографировать вечеринки и концерты. Кстати, я поинтересовался. Сейчас в Петербурге 103 ночных клуба! Это больше, чем в Москве. У нас расцвет клубной жизни, между прочим… И главная проблема клубной и мьюзик-фотографии- это низкое качество. Вообще даже жанра в российской фотографии  такого нет. Есть портрет, есть пейзаж и натюрморт, а вот снимать репортажно концерты рок-музыкантов, делать фотосессии клубных вечеринок- этому никто не учит, выставки таких фотографий отдельно никто не делает.

-И вообще, Россия страдает от застарелой  привычки к халяве,- заметила Наталья Васильева-Халл.- Я приехала из Лондона, и обнаружила, что многие издательства нагло печатают в книгах о Викторе Цое и русском роке мои фотографии, не ссылаясь на моё авторство, не платя мне гонорары, нарушая мои авторские права. Я уже выиграла дело в споре с одним из питерских издательств, теперь собираюсь судиться с москвичами. 

-Да, все стараются всё получать бесплатно, - поддакнул Виталий Фещенко.- Наташа  снимала русскую рок-тусовку ещё в 80-е- годы, у неё десятки тысяч фотографий в архивах.  У многих из нас тоже множество уникальных снимков, которые ещё нигде не выставлялись, или были пиратски похищены и растиражированы. Тырить и не платить- это норма жизни у нас.  И Наталья  призвала нас, своих друзей-фотографов, которые имеют свой опыт съёмки рок-концертов, противостоять этой ущербной практике, создать Лигу клубных фотографов. Это расширительно по отношению просто к мьюзик-фото, так как мы все снимаем ещё и  клубные будни, но эти жанры связаны. А вообще наши главные враги- это фрилансеры. Что такое фрилансер? Это типа гастарбайтеров в нашем деле, это  обезличка, почтовое разрешение, в 10 раз хуже качество. Сейчас в Интернете полным полно непрофессиональных фотографий, которые можно украсть, дёшево скупить у авторов, потом пользоваться ими, не соблюдая никаких авторских прав. Это вредная практика- и для фотографов, и для тех, кто пользуется их услугами. Наша Лига призвана навести в этом деле порядок. У нас будет свой юрист, свой бухгалтер.  Мы начали с того, что объединились.

 Лига объединила лучших фотографов города!

-Да, в Лигу вошли  Дмитрий Конрадт, Андрей (Вилли) Усов, Алексей Воропанов, Наташа Васильева-Халл, которые снимали рок-кумиров ещё юными, а также молодой фотограф Ирина Кулакова.

-А вы тоже в рок-тусовке с младых ногтей?  

-Я в рок-клубе с 1981 года, когда там ещё рулил Гена Зайцев. Я учился в художественном училище, ходил на рок-сейшены. Гена Зайцев предложил мне работать художником Ленинградского Рок-клуба, и я  оформлял сцену, рисовал афиши и плакаты для концертов. Они не доживали до вечера- их тут же срывали и уносили фанаты. Потом в рок-клубе произошёл раскол, группа «Аквариум» без разрешения рок-клуба дала несколько концертов в Москве, в результате раскололся и «Аквариум», и рок-клуб, и я  ушёл из него. С роком меня связывали, можно сказать, родственные отношения,  моя жена Оля Фещенко пела в одном из первых составов «Колибри». Теперь она во Франции занимается искусствоведением.

-А потом вы занялись рок-фотографией?

 работал художником на «Ленфильме», в ТЮЗе, в Молодёжном театре. А все 90-е годы я  провёл в деревне. Так получилось, что сестра купила дом под Зеленогорском, и я провёл там 10 лет. Строил дома соседям, рисовал коммерческие пейзажи в стиле Поленова и Айвазовского. Если бы жил в городе- то или спился бы, или сторчался, или убили бы, или посадили бы. Наверное, Бог меня уберёг в бурные девяностые. Вернулся- и обалдел от новых возможностей- цифровые технологии, Интернет…

            -И вы купили цифровичок, стали снимать? Ваши фотографии отличает умение поймать человека в естественной среде, без натянутого позирования, но с искоркой в глазах, умение снять его узнаваемым, характерным… Не каждому такое даётся.

            -Да. Ведь фотография- это особый взгляд на мир, особое видение. Вот недавно мои фотосессии купили группа «Пуля» и группа «Колибри». Поехал снимать Гребенщикова, а тот сказал мне: «Плати мне за то, что я даю тебе себя снимать!». Я думаю, что вот из-за того, что всё у нас по старинке, от этого всюду плохое качество. Неинтересные флаерсы, афиши, обложки дисков.

            -А какие у вас планы на будущее?

            -Открываются фотовыставки членов  Лиги. Выставка работ  Алексея Воропанова проходит в клубе «Манхеттен», а  выставка наших мастеров будет на открытии Нового Рок-клуба в стенах ДК Ленсовета.

            -То есть рок-н-ролл жив?

-Благодаря нашим стараниям в том числе.

 

Авторское право и фотография

Одна из самых тёмных тем нынешнего однополярного капиталистического мира- это авторское право. Особенно мутная тема- это авторское право в фотографии. Фотограф Виталий Фещенко привёл пример мне одного такого дела. Он сделал фотографии с видами города для одной крупной уважаемой корпорации. Ему неплохо заплатили, но не указали его авторство в календаре. Он удивился и пытался протестовать. Но юрист фирмы объяснил ему, что тут столько подводных камней, что проще получить деньги чёрным налом и не рыпаться. Дело в том, что если календарь продаётся, то это уже коммерция. А если на страницы попали кадры с недавно сделанными памятниками, зданиями, известными в городе людьми- то тут может возникнуть проблема с авторскими правами. Например, автор скульптуры может потребовать части выручки от календаря за то, что его произведение сфотографировано и растиражировано. Какое-нибудь известное лицо, попавшее на страницы календаря, может тоже потребовать бонусов- за то что его лицо использовано в коммерческих целях. И т.д. и т.п. В ответ в суде издатели календаря могут возразить, что они рекламируют и популяризируют произведения скульптора или образ известного в городе человека. В-общем, тут чёрт ногу сломит, настолько всё это запутано. Поэтому авторское право во всём мире и в России  существует на основе устной и личной договорённости фотографа с моделью, фотографа с журналами.

На страже авторского права в России стоят статья 1255 ГК РФ и статья 1259 ГК РФ. Согласно этим статьям автор имеет исключительное право на своё произведение, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование своего произведения.

Но бывают и случаи грубого и наглого пирастства,  когда журнал или газета печатает фотографию автора без его имени и без его разрешения, или когда фотографии автора тиражируют без его ведома и продают в киосках. Особенно распространено пиратство в области фотографии рок-концертов и рок-кумиров. Создание Лиги Клубных фотографов должно помочь фотографам защитить свои права на свою продукцию, навести в этой сфере хоть какой-то порядок..

 

Кстати, осенью ЛКФ собирается провести большую фотовыставку, посвящённую истории ленинградского рока, и издать большой альбом по материалам выставки.  ЛКФ обращается к питерцам с просьбой принести на выставку интересные архивные фото,  связанные с историей нашего рока. Авторские права будут свято соблюдены. 

 

 

Hosted by uCoz