Левон Лазарев
В какой-то из 90-х я попала на выставку художника Глеба Богомолова и скульптора Левона Лазарева. В выставочных залах Мухинского училища на стенах висели абстрактные картины Богомолова, в центре стояли раздутые изнутри от мощи, с плотью, облетающей с обнажившейся арматуры, скульптуры Лазарева. Особенно меня потрясла фигура Христа с маленьким пупсиком в руках. Пупсик, кажется, был целлулоидный, обмазанный глиной, чтобы слиться с материалом Христа. В то время не один Лазарев изображал Христа с человечком в руках. Это было как просьба об усыновлении, что ли. Коричнево-белые с золотыми вкраплениями и крестами полотна Богомолова тоже были как распластанный по стенам акт неверия с просьбой что-то объяснить. Разбежавшиеся в хаос мысли, прямоугольники, убегающая с твёрдой основы плоть… Одна Ника была красивой, удвоенной какой-то, радостной, но на ножках-костыликах, этаких куриных окорочках. Все участники выставки были примерно одногодки, им всем было за 60. Это была как бы выставка квинтэссенции духовного пути их поколения. Через какофонию и сбрасывание последней телесности к поиску того, что внутри, к ужасу от плоских квадратов и торчащей арматуре. К победе-язычнице, распираемой от взмаха крыльев… Таким им досталось дознание веры. Эта выставка произвела на меня сильнейшее впечатление. Эти люди показались мне Монбланами своего поколения.
Оказавшись в мастерской Лазарева и увидев фигуру Христа, первое, от чего я удержаться не могла, был вопрос об этой работе и о вере в Бога.
-Христос- это великий получеловек, полубог, который хотел принести человеку счастье, -так сказал Лазарев.
-А вы- атеист?
-Нет, пожалуй, нет. Что-то там есть такое…
Лазареву 75 лет. Он внезапно ослеп на один глаз несколько лет назад и три раза ему удалось вырваться из объятий смерти.
-Первый раз во время войны. Мне было 13, я взял пистолет отчима и приставил к виску. Нажал. Щелчок. Я ещё раз нажал, метясь в стену. Стену разнесло. Пистолет оказался заряженным. Потом рядом со мной упал осколок бомбы. В зрелом возрасте у меня был инфаркт. Меня спасли из клинической смерти. Поправившись, на выставке я встретил женщину-кардиолога, которая меня спасла. Мы с ней выпили водки. Потом ещё. Я опять чуть не умер.
Левон Лазарев 5 раз был женат. Не от того, что Левон. От того, что так получалось. У него четверо детей – младшим 6 и 10 лет.
-В детстве у меня был очень хороший слух. В Тбилиси я учился в музыкальной школе, моя учительница была ученицей великого пианиста Игумнова. В 1937 отца посадили как троцкиста, отобрали у нас рояль, и я ездил через весь город заниматься музыкой к своей тётке, Маргарите Тиграновне.
-Играете?
-Не подходил к роялю 40 лет.
-С музыкой покончили раз и навсегда?
-Как сказать…
В мастерской Л.Лазарева бюст Баха. Раздутая от музыкальной стихии голова, с правильными кудрями парика. Гармония, упорядочившая хаос. Проект памятника, который стоит у церкви Петра и Павла на Невском. В Бонне находится памятник Бетховену работы Лазарева.
-Потом я стал посещать драмкружок во Дворце пионеров. Вел его молодой Товстоногов. Он рекомендовал стать мне артистом.
-А в дальнейшем вы с ним встречались? Да, не раз. А потом пришлось делать ему надгробие…
-И что вы чувствовали, когда лепили бюст учителя своего детства?
-Ничего. Был зол на вдову покойного. Она видела надгробие по-своему, и ей пришлось подчиниться, изменить своему художественному замыслу.
В мастерской у Левона – макет декорации к спектаклю «В горах моё сердце», по пьесе У.Сараяна. Его собирается поставить А.Джигарханян в Москве, в своём театре. Герой этой пьесы всё время говорит, что его сердце в шотландских горах. На вопрос: «А где ваше сердце, в каких горах?», Лазарев как-то так и не ответил. Он что-то прилаживал к макету, на стене домика розовело что-то восточное, восточное небо и холмы.
В театре Льва Додина стоит объект работы Л.Лазарева к спектаклю «Бесы». Взрыв, хаос, вихрь с нежными личиками. В МХАТе и в театре Немировича-Данченко- скульптуры Чехова и Пушкина. Пушкин в мастерской Лазарева- такой весь гниленький, пузырчатый, безногий, радостный. Победа весёлой души над плотью.
-Потом мои рисунки увидел замечательный художник Бажбиюк Меликов и сказал: «Бросьте всё. Занимайтесь только этим». Так я и сделал. Но при поступлении в институт увидел списки абитуриентов. На живопись был большой список, на скульптуру – маленький. Я первый раз взял в руки глину и поступил на скульптурный. После войны наша семья перебралась в Москву и там я заново поступил в Московский институт прикладного декоративного искусства- там тогда обосновались формалисты. Когда институт перевели в Ленинград, учился у скульптора Поммера, лучшего ученика Матвеева. Потом были первые международные премии. Святого Франциска, изваянного мною, не выпустили из СССР. Сказали – мы не можем импортировать святых. Уберите нимб. Я не убрал.
-А как жилось молодому скульптору после окончания вуза в материальном плане?
-Хорошо! Сделаешь голову Ленина- и спокойно можно жить год, её проедать. Заниматься творчеством. А если сделаешь 2-3 головы, то тогда вообще отлично!
-Сейчас такую высокооплачиваемую голову найти нелегко… Как вы восприняли перестройку? Жить творцу стало легче?
-Нет. В смысле заказов- то, что предлагают новые русские, я делать не могу. Они хотят натуралистические портреты.
Когда Лазарев привёз бюст Дягилева в Париж, в подарок Дягилевскому центру от нашего города, мэр Парижа признался, что приятно удивлён. Он ожидал работу в стиле соцреализма.
-А что вам
в Париже больше всего понравилось?
-Нотр-Дам не понравился. Его отмыли, побелили под евро-ремонт, он потерял свою таинственную прелесть вместе с
грязью времён. Понравилась современная скульптура у Центра Помпиду.
Она очень хорошо вписывается в круг старых зданий. У нас такого нет.
-А
Церетели?
-Он загубил
всю Москву…
-Какую из
ваших скульптур, установленных в Петербурге, вы считаете наиболее оригинальной?
-Группа
пожарников со шлангом у музея пожарного дела на Васильевском острове.
-Это такая
динамичная группа летающих пожарников, опутанных шлангом? Похоже на Лаокоона-
люди, опутанные змеёй. В нашем городе герои вечно противопоставляются чему-то
гибкому и извилистому. А какую из скульптур вы хотели бы видеть установленной?
- Аполлона.
В
мастерской у Лазарева- скульптура прекрасного Аполлона с зеркальным диском,
явно медицинского происхождения. Бог Солнца, врачующий и наносящий исцеляющие,
а иногда смертельные жестокие раны…
-И
обязательно с зеркальным диском?
-Да. Это
задумывалось как грандиозная скульптура, стоящая у въезда в Петербург со
стороны моря…
Левон Лазарев катал нас в тот день по городу на своей машине. Это была красивая пищащая иномарка. Лазарев как барин сидел за рулём и возил нас с фотографом Владимиром Пешковым по своим мастерским и в галерею «Матисс», где проходила выставка его эротической графики.
-Что вы думаете о будущем России?
-Россия- монархическая страна, она жаждет видеть царя. Но нет ни царя, ни двора, ни придворных. Россия может быть в принципе когда-нибудь восстановлена, но это произойдёт не скоро. При Ельцине вся тупая советская посредственность вылезла и заняла руководящие посты. Народ обманут олигархами. Я не против олигархов, если бы они что-то делали для страны и для народа.
В галерее «Матисс» Левон Лазарев водил нас по залу и показывал свои
работы. Глаза его светились. Любовные совокупляющиеся парочки как бы вырвались
из древнегреческих барельефов. За этот
день я увидела несколько женских портретов. Голубоглазые блондинки. Я их всё
время путала. Это были портреты его любимых женщин. Они все были чем-то немного
похожи друг на друга. Потом он завёл нас в тёмное помещение. Там внезапно
включили свет. Тонкий луч прожектора осветил огромную скульптурную группу.
Бегство в Египет. Иосиф, Мария. У Марии
была вместо лица маска с пустыми глазницами. За этой маской могла скрываться
любая женщина. Звучал армянский дудук,
у подножия горели свечи. Куда, зачем, от чего бежали они?