Александр
Ляпин
Про рок, про Запад и Восток
Александр
Ляпин, гитарист-виртуоз, помогавший становлению таких групп, как «Аквариум» и
«ДДТ», активный участник «Поп-механики» Сергея Курёхина, некоторое время прожил в Америке. Вернулся и
работает над проектом «Rock-Механика».
На встречу в уютных кулуарах магазина музыкальных инструментов он приехал на
новеньком Harley Davidson,
сверкающем алой радостью, и с новым другом Олегом Элате.
--
Что за «Рок-механика»?
Александр
Ляпин. Проект был
задуман еще в Америке, сейчас идет работа над альбомом. Текстовая часть
англоязычная. Я считаю, что в музыке Rock проводниками идей и лирики должны
быть носители языка. Amy Pieters сочиняла тексты и спела часть женских вокальных
партий. О любви, Океане о девушках, о юношах, о птицах... просто - о
Жизни.
--
В общем, о вечном.
А.Л. И альбом
делается почти целую вечность, пять лет уже... Я не знал, кому можно
доверить тонкую работу по сведению в этой стране. Сам я до сих пор не умею
этого делать настолько профессионально, насколько профессионально играю,
поэтому искал партнера, хорошего
человека, духовного соратника, и судьба свела меня с Олегом. И в день
своего пятидесятилетия я и не принимал подарки, а дарил - играл концерт, так уж
вышло. И был поражен, с каким профессионализмом, как четко и быстро Олег сделал
мне sound-check. И я предложил ему работать над альбомом проекта Rock-Механика.
--
В качестве музыканта-компьютерщика?
Олег
Илате. Я закончил
консерваторию по классу вокала. А компьютером начал заниматься, когда на них
квартиры обменивали…
--
«Рок-механика» как-то связана с «Поп-механикой»?
А.Л. Да, наш проект напрямую вытекает из
«Поп-механики» Сергея Курёхина. Мы с ним были друзьями, творческими партнерами.
Потом Сережа ушел., а я уехал в Америку, поселился в Силиконовой долине, и там
работал над реализацией своей давней творческой мечты - соединить несоединимое
-- новые компьютерные технологии,
развивающиеся с бешеной скоростью, и живое исполнение. Так родилась идея «Rock-механики».
Это высокобюджетный HI-TECH проект.
--
То есть механика здесь не механика, а просто смешение многих элементов?
А.Л. Механика – это современный мощный
ноутбук, техника звукозаписи, вынесенная на сцену, плюс видеоряд, живая
импровизация. Всё это в совокупности составляет не менее живой механизм, в
котором работают достаточно при том живые люди. Компьютер у нас есть партнер, я
его не считаю мертвой железкой. Очень часто он мне что-то подсказывает, дает
новый сэмпл, пример, из которого у меня вырастает некое формообразование, будь
то новая пьеса либо интересная аранжировка. Сам я до такого вряд ли додумался
бы в одиночку... J
--
Америка в плане новых идей вам что-то ведь наверняка дала?
А.Л. Прежде всего, яркую палитру новых знаний,
ярких впечатлений -- духовных и технических. Это была моя мечта, в застойные
времена казавшаяся несбыточной, и вдруг она стала явью. Я проехал всю Америку
на автомобиле – от Вашингтона до Калифорнии.
--
Почему не на мотоцикле?
А.Л. Это будет моя следующая поездка.
Мотоциклом я увлекся в восьмидесятые годы. Это тоже механика, которая тебя
несет в неведомое. А путь в Неведомое, поиск Чаши Грааля не есть ли суть всего
творчества, Искусства?.. Да и вообще мне верховая езда нравится. У меня даже
профессия такая случилась в Америке потом. J
--
Диких мустангов объезжали?
А.Л Нет, я не до такой степени профессионал.
Я жил и работал на одной ферме, был управляющим хозяйства, в котором было семь
лошадей. Занимался с ними, лечил их, убирал за ними. Моей любимицей была лошадь
Tomikkula, я ей ноги вылечил. Очень трогательная история. Хозяин пришел как-то и
говорит: «Седлай-ка на Tomi…» Когда мы накатались, он рассмеялся и сказал: «Ты
знаешь, до этого она подпускала к себе только женщин, мужчин сбрасывала!» И я
понял, что она благодарна мне за то, что я три месяца с ней возился и вылечил.
--
А как возник роскошный мотоцикл?
А.Л. Да с неба свалился недавно. Я мечтал,
мечтал, и тут поехал отдыхать в Псков к другу Саше Бушу, известному байкеру, в
Интернете с ним познакомились. Побывал у него, а когда вернулся в Питер, зашел
в байкерский клуб Rolling Anarhy - «катящаяся анархия». И вот мне выкатывают
это полуторалитровое «чудовище». Я рассчитывал на что-то более скромное, а мне
говорят: «Ты человек взрослый, солидный!» Я сел на это чудо техники и понял,
что это мое. Руки на месте, ноги на месте. Уже два месяца мы с ним неразлучны.
--
Участвовали в анархических пробегах?
А.Л. Очень хороший совет мне роллинг-анархисты: «Только никогда не вступай
ни в какие байкерские тусовки!» Человек – это индивидуальность, он сам по себе.
Ты седлаешь такой чоппер не для того, чтоб самоутверждаться перед кем-либо, а
для того, чтобы ЖИТЬ в другом измерении, в Свободе и на дороге.
--
А как у вас с американской привычкой -- гнать вдоль берега океана по ночному
гладкому шоссе?
--
Прямо не в бровь, а в глаз попали! После
концертов кто как оттягивается, а я кинул гитару, вскочил на мотоцикл -- и на
залив! Красиво там, энергетика у залива хорошая. Ты не в замкнутом
пространстве, внутри автомобиля, а соединен с внешним миром, ощущение слитности
с городом возникает. Какая-то реализация свободного начала.
--
Мотоцикл -- это всё же несколько эгоистично, он ведь рассчитан на одного,
максимум на двух человек…
А.Л. Ну, можно компанией собраться на
мотоциклах…
--
А еще эгоистичнее на роликах кататься, тут уж полное одиночество.
О.И. А я люблю ролики. И вообще, здоровый
эгоизм -- это прекрасно.
--
Есть мнение, что из всех творческих людей музыканты самые эгоистичнее и жадные.
Это правда?
А.Л. Не думаю.
О.И. А где вы видели богатых музыкантов?
А.Л. Мой мотоцикл бешеных денег стоит, но я
никогда не смог бы его купить, если бы не кредиты и рассрочки – помощь и
понимание друзей из клуба-мастерской Fort MC... Деньги -- это средство, они
облегчают пути создания музыки. Накопим денег -- думаете, квартир себе накупим?
Нет, потратим на компьютеры, гитары,. Лично я ещё вложусь в Чапу (чоппер) J
--
Спецификой питерского рока, его сильной стороной был протест.
А.Л. Это всё фикция. Нет понятия «русский
рок» Это придумали питерцы про свою субкультуру, имитирующую мировую культуру
Музыки Rock. Рок -- он везде рок, хоть в Китае, хоть где. И идеально ему
подходит английская фонетика, хотя я не исключаю фонетическую пригодность
японского, китайского языка, которые мы иногда включаем в свои композиции.
Русский язык тоже пригоден, но не тогда, когда он протестует или
матерится. Мы хотим жить в мире и согласии. Вот многие говорят, что тексты Бориса
Гребенщикова непонятны. Но дело в
том, что иногда его слова ничего по смыслу не несут, они просто музыкальны,
просто помогают развиваться его музыкальной теме и надо их принимать не
как отдельную лирику, а как единое целое с музыкой Бориса.
--
Вы сейчас опять осели в России?
А.Л. Ну, на какое то время – да. Так
получилось, что мы с Олегом охватили весь мир. Он чаще всего бывает на Востоке,
я на Западе. А сходимся мы в России, дабы разрядить нашу «разницу потенциалов».
Сферы у нас поделены, а Россия есть центр реализации идей.
-- О Западе мы поговорили, теперь давайте
про Восток.
О.И. Восток лег на меня большим пластом, и до
сих пор лежит. Я жил в Индии, в Китае учился единоборствам и медицине, да и
сейчас учусь. Много путешествовал, изучал религиозные течения, в Тайланде занимался музыкой, массажем, для ювелирной фирмы делал
на компьютере дизайн. В октябре буду ставить музыкальное и театральное
оборудование в индийских школах для
детей из неимущих семей -- это такая благотворительная акция.
--
А вокал совсем забросили?
О.И. С начала восьмидесятых я работаю в живых
концертах, но в основном как
звукорежиссер. На 50-летие Гребенщикова меня попросили записать песню, и вдруг
мне пришлось запеть, и всем это понравилось... Так что вокал остался при мне.
--
Сейчас вы откуда приехали?
О.И. Из лесу. Бродил по невиданным
белорусским лесам, фотографировал жучков всяких, озера красивые, растения.
Люблю бродить там, где никто не ходит. Прошлым летом в Белоруссии я нашел
удивительное озеро, скорее всего радоновое. В Европе на этом делают большие
деньги, строят дорогие лечебницы, а тут -- безлюдное место. Я в подводном костюме
исследовал дно озера, нашел там прекрасный разлом -- живут там окуни непуганые,
они подошли ко мне и стали меня рассматривать. Слава богу, такие места еще
есть.
--
Вы с палаткой путешествуете?
О.И. По- разному. Иногда и без палатки, так,
на деревьях ночую.
--
Может, и огонь высекаете?
О.И. Нет, огонь не высекаю. Люблю брать с
собой некоторые предметы цивилизации -- маленький компьютер с микрофоном, например.
Записываю звуки природы, потом делаю диски... Я один уходил и в джунгли, жил
там месяцами.
--
В джунглях бешеные слоны на вас не нападали, змеи не кусали? От животных
приходилось отбиваться?
О.И. Никогда. Они ко мне не пристают. Бывало,
что тигры-людоеды рядом ходили. А слоны -- это лучшие джипы в джунглях. На них
можно спать, а они по бездорожью к дому сами довезут.
--
В общем, жизнь рок-музыкантов и на Западе и на Востоке полна приключений.
Расскажите про самый опасный случай, когда вам было по-настоящему страшно...
О.И. Страха у меня никогда не было. Самый большой страх -- это
когда-нибудь проснуться и понять, что я ты не можешь любить людей.
А.Л. А я однажды утром проснулся и вдруг
увидел, что у меня палец не гнется, медиатор выпадает из руки. Это было самое
страшное, что я испытал в жизни. Всякое было -- на краю пропасти я оказывался
на автомобиле, с лошади летел кувырком. Но тут был панический ужас. В то утро я
лежал и думал, что же буду делать, если не смогу играть на гитаре. Потом
выяснилось, что это профессиональное заболевание гитаристов: какой-то нерв в
организме перекручивается, рука перестает действовать. Это лечится массажем, а
я с дуру бросился за сто долларов делать операцию. В результате семь лет назад
я расстался с дурными привычками, курением, алкоголем, занялся восточными единоборствами. С семьей
вот тоже расстался, о чём не жалею, ибо встретил Любовь и вообще - много чего поменял. У меня началась
новая жизнь…