Александр Ляпин

                                    

 

  Про рок, про Запад и Восток

Александр Ляпин, гитарист-виртуоз, помогавший становлению таких групп, как «Аквариум» и «ДДТ», активный участник «Поп-механики» Сергея Курёхина,  некоторое время прожил в Америке. Вернулся и работает над проектом «Rock-Механика». На встречу в уютных кулуарах магазина музыкальных инструментов он приехал на новеньком Harley Davidson, сверкающем алой радостью, и с новым другом Олегом Элате.

-- Что за  «Рок-механика»?

Александр Ляпин. Проект был задуман еще в Америке, сейчас идет работа над альбомом. Текстовая часть англоязычная. Я считаю, что в музыке Rock проводниками идей и лирики должны быть носители языка. Amy Pieters сочиняла тексты и спела часть женских вокальных партий. О любви, Океане о девушках, о юношах, о птицах... просто - о Жизни.

-- В общем, о вечном.

А.Л. И альбом  делается почти целую вечность, пять лет уже... Я не знал, кому можно доверить тонкую работу по сведению в этой стране. Сам я до сих пор не умею этого делать настолько профессионально, насколько профессионально играю, поэтому искал партнера,  хорошего человека, духовного соратника, и судьба свела меня с Олегом. И в день своего пятидесятилетия я и не принимал подарки, а дарил - играл концерт, так уж вышло. И был поражен, с каким профессионализмом, как четко и быстро Олег сделал мне sound-check. И я предложил ему работать над альбомом проекта Rock-Механика.

-- В качестве музыканта-компьютерщика?

Олег Илате. Я закончил консерваторию по классу вокала. А компьютером начал заниматься, когда на них квартиры обменивали…

-- «Рок-механика» как-то связана с «Поп-механикой»?

А.Л. Да, наш проект напрямую вытекает из «Поп-механики» Сергея Курёхина. Мы с ним были друзьями, творческими партнерами. Потом Сережа ушел., а я уехал в Америку, поселился в Силиконовой долине, и там работал над реализацией своей давней творческой мечты - соединить несоединимое --  новые компьютерные технологии, развивающиеся с бешеной скоростью, и живое исполнение. Так родилась идея «Rock-механики». Это высокобюджетный HI-TECH проект.

-- То есть механика здесь не механика, а просто смешение многих элементов?

А.Л. Механика – это современный мощный ноутбук, техника звукозаписи, вынесенная на сцену, плюс видеоряд, живая импровизация. Всё это в совокупности составляет не менее живой механизм, в котором работают достаточно при том живые люди. Компьютер у нас есть партнер, я его не считаю мертвой железкой. Очень часто он мне что-то подсказывает, дает новый сэмпл, пример, из которого у меня вырастает некое формообразование, будь то новая пьеса либо интересная аранжировка. Сам я до такого вряд ли додумался бы в одиночку... J

-- Америка в плане новых идей вам что-то ведь наверняка дала?

А.Л. Прежде всего, яркую палитру новых знаний, ярких впечатлений -- духовных и технических. Это была моя мечта, в застойные времена казавшаяся несбыточной, и вдруг она стала явью. Я проехал всю Америку на автомобиле – от Вашингтона до Калифорнии.

-- Почему не на мотоцикле?

А.Л. Это будет моя следующая поездка. Мотоциклом я увлекся в восьмидесятые годы. Это тоже механика, которая тебя несет в неведомое. А путь в Неведомое, поиск Чаши Грааля не есть ли суть всего творчества, Искусства?.. Да и вообще мне верховая езда нравится. У меня даже профессия такая случилась в Америке потом. J

-- Диких мустангов объезжали?

А.Л Нет, я не до такой степени профессионал. Я жил и работал на одной ферме, был управляющим хозяйства, в котором было семь лошадей. Занимался с ними, лечил их, убирал за ними. Моей любимицей была лошадь Tomikkula, я ей ноги вылечил. Очень трогательная история. Хозяин пришел как-то и говорит: «Седлай-ка на Tomi…» Когда мы накатались, он рассмеялся и сказал: «Ты знаешь, до этого она подпускала к себе только женщин, мужчин сбрасывала!» И я понял, что она благодарна мне за то, что я три месяца с ней возился и вылечил.

-- А как возник роскошный мотоцикл?

А.Л. Да с неба свалился недавно. Я мечтал, мечтал, и тут поехал отдыхать в Псков к другу Саше Бушу, известному байкеру, в Интернете с ним познакомились. Побывал у него, а когда вернулся в Питер, зашел в байкерский клуб Rolling Anarhy - «катящаяся анархия». И вот мне выкатывают это полуторалитровое «чудовище». Я рассчитывал на что-то более скромное, а мне говорят: «Ты человек взрослый, солидный!» Я сел на это чудо техники и понял, что это мое. Руки на месте, ноги на месте. Уже два месяца мы с ним неразлучны.

-- Участвовали в анархических пробегах?

А.Л. Очень хороший совет мне  роллинг-анархисты: «Только никогда не вступай ни в какие байкерские тусовки!» Человек – это индивидуальность, он сам по себе. Ты седлаешь такой чоппер не для того, чтоб самоутверждаться перед кем-либо, а для того, чтобы ЖИТЬ в другом измерении, в Свободе и на дороге.

-- А как у вас с американской привычкой -- гнать вдоль берега океана по ночному гладкому шоссе?

-- Прямо не  в бровь, а в глаз попали! После концертов кто как оттягивается, а я кинул гитару, вскочил на мотоцикл -- и на залив! Красиво там, энергетика у залива хорошая. Ты не в замкнутом пространстве, внутри автомобиля, а соединен с внешним миром, ощущение слитности с городом возникает. Какая-то реализация свободного начала.

-- Мотоцикл -- это всё же несколько эгоистично, он ведь рассчитан на одного, максимум на двух человек…

А.Л. Ну, можно компанией собраться на мотоциклах…

-- А еще эгоистичнее на роликах кататься, тут уж полное одиночество.

О.И. А я люблю ролики. И вообще, здоровый эгоизм -- это прекрасно.

-- Есть мнение, что из всех творческих людей музыканты самые эгоистичнее и жадные. Это правда?

А.Л. Не думаю.

О.И. А где вы видели богатых музыкантов?

А.Л. Мой мотоцикл бешеных денег стоит, но я никогда не смог бы его купить, если бы не кредиты и рассрочки – помощь и понимание друзей из клуба-мастерской Fort MC... Деньги -- это средство, они облегчают пути создания музыки. Накопим денег -- думаете, квартир себе накупим? Нет, потратим на компьютеры, гитары,. Лично я ещё вложусь в Чапу (чоппер) J

-- Спецификой питерского рока, его сильной стороной был протест.

А.Л. Это всё фикция. Нет понятия «русский рок» Это придумали питерцы про свою субкультуру, имитирующую мировую культуру Музыки Rock. Рок -- он везде рок, хоть в Китае, хоть где. И идеально ему подходит английская фонетика, хотя я не исключаю фонетическую пригодность японского, китайского языка, которые мы иногда включаем в свои композиции. Русский язык тоже пригоден, но не тогда, когда он протестует или матерится. Мы хотим жить в мире и согласии. Вот многие говорят, что тексты Бориса Гребенщикова  непонятны. Но дело в том, что иногда его слова ничего по смыслу не несут, они просто музыкальны, просто помогают развиваться его музыкальной теме и надо их принимать не как отдельную лирику, а как единое целое с музыкой Бориса.

-- Вы сейчас опять осели в России?

А.Л. Ну, на какое то время – да. Так получилось, что мы с Олегом охватили весь мир. Он чаще всего бывает на Востоке, я на Западе. А сходимся мы в России, дабы разрядить нашу «разницу потенциалов». Сферы у нас поделены, а Россия есть центр реализации идей.

 -- О Западе мы поговорили, теперь давайте про Восток.

О.И. Восток лег на меня большим пластом, и до сих пор лежит. Я жил в Индии, в Китае учился единоборствам и медицине, да и сейчас учусь. Много путешествовал, изучал религиозные течения,  в Тайланде занимался  музыкой, массажем, для ювелирной фирмы делал на компьютере дизайн. В октябре буду ставить музыкальное и театральное оборудование в индийских  школах для детей из неимущих семей -- это такая благотворительная акция.

-- А вокал совсем забросили?

О.И. С начала восьмидесятых я работаю в живых концертах, но в основном  как звукорежиссер. На 50-летие Гребенщикова меня попросили записать песню, и вдруг мне пришлось запеть, и всем это понравилось... Так что вокал остался при мне.

-- Сейчас вы откуда приехали?

О.И. Из лесу. Бродил по невиданным белорусским лесам, фотографировал жучков всяких, озера красивые, растения. Люблю бродить там, где никто не ходит. Прошлым летом в Белоруссии я нашел удивительное озеро, скорее всего радоновое. В Европе на этом делают большие деньги, строят дорогие лечебницы, а тут -- безлюдное место. Я в подводном костюме исследовал дно озера, нашел там прекрасный разлом -- живут там окуни непуганые, они подошли ко мне и стали меня рассматривать. Слава богу, такие места еще есть.

-- Вы с палаткой путешествуете?

О.И. По- разному. Иногда и без палатки, так, на деревьях ночую.

-- Может, и огонь  высекаете?

О.И. Нет, огонь не высекаю. Люблю брать с собой  некоторые предметы  цивилизации --  маленький компьютер с микрофоном, например. Записываю звуки природы, потом делаю диски... Я один уходил и в джунгли, жил там месяцами.

-- В джунглях бешеные слоны на вас не нападали, змеи не кусали? От животных приходилось отбиваться?

О.И. Никогда. Они ко мне не пристают. Бывало, что тигры-людоеды рядом ходили. А слоны -- это лучшие джипы в джунглях. На них можно спать, а они по бездорожью к дому сами довезут.

-- В общем, жизнь рок-музыкантов и на Западе и на Востоке полна приключений. Расскажите про самый опасный случай, когда вам было по-настоящему страшно...

О.И. Страха у меня никогда не было. Самый большой страх -- это когда-нибудь проснуться и понять, что я ты не можешь любить людей.

А.Л. А я однажды утром проснулся и вдруг увидел, что у меня палец не гнется, медиатор выпадает из руки. Это было самое страшное, что я испытал в жизни. Всякое было -- на краю пропасти я оказывался на автомобиле, с лошади летел кувырком. Но тут был панический ужас. В то утро я лежал и думал, что же буду делать, если не смогу играть на гитаре. Потом выяснилось, что это профессиональное заболевание гитаристов: какой-то нерв в организме перекручивается, рука перестает действовать. Это лечится массажем, а я с дуру бросился за сто долларов делать операцию. В результате семь лет назад я расстался с дурными привычками, курением, алкоголем,  занялся восточными единоборствами. С семьей вот тоже расстался, о чём не жалею, ибо встретил Любовь  и вообще - много чего поменял. У меня началась новая жизнь…

 

Hosted by uCoz