Латушко Руслан, художник.

Струны панкам не нужны

 

Руслана Латушко я увидела сначала на ретро-фотографиях Владимира Пешкова, начавшего запечатлевать жизнь питерского андеграунда ещё в 80-е. На фотографиях привлекал внимание молодой  российский панк, столь брутальный, что казался воплощением наблюдения о чрезмерности русских  взаимствований. Там где европеец повзаимствует играючи, там русский лоб расшибёт.  Потом эти и другие фотографии   вошли в книгу «Хулиганы 80-х», изданную недавно в Москве М.Бастером. Из питерской тусовки 80-х туда попало немного персонажей, и большинство из них, к сожалению, уже не с нами, хулиганство не способствует продолжительности жизни. 

            Мы познакомились с живым хулиганом 80-х на выставке Инала Котельникова, друга Латушко,  в «Борее». На голове Руслана, названного мамой, кстати, в честь «Руслана и Людмилы», уже не было сногсшибательного ирокеза, но был зато на ремне Василиск, произошедший от яйца восьмилетнего чёрного петуха и крест Олофа. Всё это Руслан мне поведал тут же. А потом жарким летом ежедневно знакомил меня с сагой о своём житии, перемежая свою биографию с рассказом о патристике, о трактатах богословов и трактовками Библии, ибо в нынешние времена круг интересов Руслана- это Священное писание и его трактовки.

            В 90-е Руслан торговал решёткой Летнего сада. Тогда, как и сейчас, решётка именно Летнего сада находилась в плачевном состоянии. Об этом кричала пресса, и Латушко пошёл в мэрию с идеями о защите решётки, а вышел с лицензией на торговлю чем попало у метро Чернышевская. Стал торговать помидорами, всякой всячиной и в том числе организовал рулетку и лотерею в защиту решётки. Руслан пытался сдать заработанные деньги на решётку, но у него их не взяли. Первая в Питере рулетка  приносила столь бурные доходы, что друзья и помощники Латушко через неделю уходили в загул и запой, и к рулетке уже не возвращались. А потом к Руслану подошли конкретные парни, и отобрали у него рулеточный бизнес.

           

            Тогда же Руслан стал заговаривать машины от угона, снимать сглаз и возвращать мужей покинутым жёнам. Перед этим 19-летний Латушко организовал буддистскую секту. А организовал он её потому, что был великим книгочеем, с 12 лет знал все места в Ленинграде, где можно было достать раритетные книги, собирал их, читал, перепродавал, обменивал.  И в 19 лет владел суммой знаний, намного превышающих то же значимое у окружающих.         

            Потом Руслан заподозрил, что владеет космической силой, так как все его предсказания сбывались, особенно те, которые были зашифрованы в его картинах, все мужья к жёнам возвращались, а ритуал заговора первых фантастически дорогих иномарок от угона, хорошо оплачиваемый заказчиками, ни разу не подвёл. Ни одну заговорённую машину не угнали. Слух о новом гуру пронёсся по Питеру, и за юным Русланом уже ходили толпы последователей. Особенно хороши были вечеринки буддийских знакомств для алчущей любви молодёжи.

            Вообще то мистические способности предсказала Руслану его бабка, когда в глубоком детстве он упал в кусты, кишащие гадюками, и ни одна из них его не укусила. «Они своих знают, вот и не тронули»,- сказала мудрая женщина. Родители Латушко были строители, мама родилась в Крысиных Пустошках, а папа- в Рыловичах, учёба и работа в Ленинграде свели их вместе, и понятно, что от таких людей мог родиться особенный человек. А дед к тому же жил в Зарубино, где работал лесником после отсидки по 58 статье при Сталине.

Ещё в 19 лет Руслан создал в Рок клубе панк-рок-группу «Труд». Благодаря деду он понял, что в России всё надо понимать наоборот. Если в России призывают к строительству коммунизма, то построят капитализм. Если славят «Мир. Труд. Май», то всюду будут от работы отлынивать, воевать и настроение будет как в «Осеннем марафоне».   «Я единственный художник в Ленинграде, который был профессиональным идейным тунеядцем», - говорит Руслан. Поэтому он и решил назвать свою группу «Трудом»  в честь высшей ценности своей жизни- тунеядства. «На самом то деле я работаю, я читаю, думаю, пишу картины. Но по виду я на диване лежу. А так то у меня всё схвачено, я сумел жить так, как хочу, на мои картины очередь на год вперёд выстроилась, ждут, когда они будут готовы».

            Перечитав все книги, которые хотел, и продолжая заниматься собирательством третьей в своей жизни библиотеки, Руслан понял, что самое ужасное- это русская классика. То, что вбивали в школе как высшую ценность- на деле это её полная противоположность. Русская классика разрушает душу, навязывает вредные стереотипы, делающие человека легко манипулируемым извне. Она «занавоживает глаза», выражаясь словами Амвросия Оптинского, воспитывает из людей слащавых лживых романтиков.

            Розовой романтики было полно и в «Сайгоне». В одном углу знаменитого кафе сидели мальчики и девочки, любящие рок-музыку и книги, а другом углу, где продавали спиртное, там собирались конкретные люди и обсуждали, как грабить квартиры. В этом плане Руслана поразил Витя Колесо. Он, судя по всему, хорошо знал этот неромантичный мир, так как писал потрясающие повести, после которых Бабель отдыхает. «Где сейчас эти рукописи? Вот бы их издать. Я их читал, но кто их читал кроме меня?»,- говорит Руслан.

         

Рисовал Руслан с детства очень хорошо, даже выиграл городской  конкурс детского рисунка, изобразив медведей, летающих в космос. Может быть он этим рисунком даже что-то предсказал, что сегодня сбывается.

            Стремясь довести свой имидж до высшей степени эпатажного совершенства, Руслан попал в компанию панков. Правда панком себя не считал, так как быстро разочаровался в этой молодёжной субкультуре, как это раньше называлось. Панками в 80-е становились в основном внуки революции, дети Советской элиты. Они были потрясающе неначитанными и необразованными, и вообще почти все плохо кончили. Двадцать пять лет спустя кто спился, кто умер, кто попал в тюрьму или стал жертвой криминала. А Латушко хотелось поговорить о Шамиссо, о Мережковском, и в панк-среде он чувствовал себя одиноким. «В панковской среде процветала тогда левая идея в  извращённой форме,  шатающая людей от нацизма к анархизму. Они могли кричать хай Гитлер, а потом пить за дом Романовых.  Это была эклектика, зарождение постмодернизма»,- говорит Руслан.

            Но довелось Руслану подружиться и с настоящим аристократом- с Лёшей Сумароковым, хитовым человеком, который не наврал о своём благородном происхождении. Его бабушкой была знаменитая балерина, и вся огромная квартира Лёши была наполнена милыми вещицами царских времён. Неподалёку проводил семинары по рок-поэзии в рок-клубе Владимир Рекшан, и Лёша и Руслан решили повысить своё мастерство стихосложения. Они были пьяны и в чём мать родила, но на улице было свежо, Лёша одел бабушкину шубу из натурального леопарда, а Руслан- кожаное чекистское манто. В рок-клубе Рекшан строго попросил вновь прибывших снять верхнюю одежду и оставить её на вешалках. Лёша и Руслан сделали это, и голых молодых людей Рекшан почему то принял за фашистов и в таком виде и описал их в одной из своих книг.

         

Потом ещё было участие в собраниях общества «Память», но Руслан увидел там только болтологию, и быстро ушёл от политики в чистое искусство.

            «Главное, чего мы добились перестройкой- это доступ к информации»,- считает Латушко и бегает в три раза больше по книжным магазинам, радуясь изобилию изданного. «Но самая лучшая книга- это Библия. Можно прочитать только её одну, и этого будет достаточно». Библию он считал и очень полезной для прочтения Тимуру Новикову, с которым он дружил. Первую в жизни свою Библию Тимур получил из рук Руслана.    

            Ещё Руслан научился косить от армии и научил этому ещё 10 человек. Закосить он решил, наслушавшись рассказов своего двоюродного брата-афганца, который хвалился тем, что брал штурмом дворец Амина а потом расстреливал женщин и детей. Рассказы вызвали у него глубокое отвращение к войне и государству.  «Война- это способ государства решать свои проблемы ценой жизни своих граждан. В армию я рекомендую не ходить. Не вижу я таких государств, которые стоили бы столько, сколько стоит жизнь человека.  Косить было просто- надо было внимательно почитать книги по психиатрии, сказать, что мишень ходит перед глазами, а ты ловишь её правым глазом. Или можно было показать врачам позу льва- то есть скосить глаза на нос, высунуть язык и изогнуться. Или показать им же дзен-буддизм- стукнуть кулаком по столу, чтобы всё подпрыгнуло. Второй раз Латушко попал в дурдом, чтобы спастись от статьи о тунеядстве. Правда, сидеть за решёткой советской психиатрии ему быстро надоело, к нему пришёл друг бас-гитарист Игорь Мотовилов, принёс ему врачебный халат, Руслан в нём выскочил из больницы, но тут его побег заметили, началась погоня. Латушко увидел шикарную иномарку с открытой дверцей, стоящую на дороге у Финбана . Латушко туда запрыгнул, но тут в свою машину вошли бандитики, они сначала разгневались, а потом сказали: «Молоток! Мы тебе поможем!», и увезли Латушко из под носа у выбежавших охранников. За это Руслан подарил своим спасителям полное собрание сочинений Теккерея.

            Но всё же кое-где Латушко поработал, по панковски, по хулигански. В Ботаническом саду он сжёг все розы. Ему дали страшный яд для опрыскивания кустов от  насекомых, но с правилами безопасности ни людей, ни  цветов в саду специалисты не дружили. Латушко навёл не ту дозу, и розы умерли. А Латушко выгнали. Правда перед этим он спас девушку, которая украла ананас. Ананас тоже был обработан Латушкой смертельной дозой яда. А ананасы тогда были редкостью, и милая девушка с двумя друзьями стырила ананас. Тогда по Саду была объявлена тревога, милиция стала обыскивать выходящих, ананас отобрали, и девушка не умерла.

            Ещё Латушко сорвал выступление Бисера Кирова в ДК Ленсовета. Там заболел главный осветитель, Руслан самонадеянно сказал, что он готов выполнить его функции, но когда он врубил рубильник, посыпались искры, свет погас, началась паника, концерт был сорван а Латушко уволен. Из других мест его тоже выгоняли, в основном, придравшись к его ирокезу и одежде.

О своей нынешней  причёске под ноль Руслан рассказывает, что стрижётся так из тунеядской экономии. Если стричься в парикмахерской, мыться шампунями, то в год голова обходится мужчине примерно в 1000 евро. А если  делать как Руслан, то содержание головы обходится в стоимость упаковки бритв фирмы «Жилет».

            Один из любимых персонажей Латушко- это свинья во всех видах. Любовь к свиньям процветала в панковской среде, Андрей Панов звал себя Свиньёй, свинствовал вовсю и Алекс Оголтелый, певший песни на слова Латушко. Но настоящих свиней Руслан полюбил ещё в детстве, когда получал по подписке на почте журнал «Свиноводство». Ещё он выписывал журналы «Корея» и «Корейское искусство». Когда он приходил в почтовое отделение получать свои журналы, то на него выходили посмотреть все служащие отделения. Странный выбор клиента был им непонятен. А Руслану эи журналы были искренне интересны, так как он узанвал всё больше об уме свиней и о нарастающем идиотизме почитателей Ким Ира.           

.           Правда, абсурдизма хватает и в нынешней жизни. В Москве на Ленинградском проспекте, куда Руслан ходил за продуктами, его полюбил один стары акын в тюбетейке. Он вдруг завёл Руслана в закуток и пытался ему дёшево продать фантастические кинжалы, которые не тупятся 25 лет. Руслан так и не понял, за кого его приняли и зачем назойливо хотели вооружить…

«Искусство-это осуществление прекрасного воспринимаемого на уровне души», считает Руслан, и его оружие- это кисточка. И холст. А лучшая картина это та, которая может лишить зрителя жизни своим заоблачным содержанием.

Hosted by uCoz