Елена Новикова

Елена Новикова –одна из самых известных художников-графиков Петербурга. Поражает её бесконечная фантазия и бесконечное трудолюбие, тонкая проработка деталей. Елена- абсолютно петербургский художник, художник города-космополита, города, где за стройными фасадами в складках времени перемешалось множество культур и стилей, философских воззрений и литературных сюжетов.

Елена родилась в семье инженера и учительницы литературы. Училась в известной 239 школе, была победительницей олимпиад по физике. Рисовала всегда, но никогда не придавала значения своим рисункам. В 10 классе, когда пора было задуматься, куда идти учиться, Лена решила пойти  поступать на архитектурный факультет Академии Художеств- за компанию с подругой Леной Пионтек. И поступила с первого раза, без всяких подготовительных курсов и знакомств. А подруга – не поступила. Такая вот судьба. Потом девушки одновременно влюбились- Лена Пионтек в Владимира Высоцкого, а Лена Новикова- в художника Виктора Пивоварова. Девочки тайно от родителей поехали в Москву к своим возлюбленным, Высоцкий от девушек убежал на спектакль, который давал  театр для участников 25 съезда КПСС, а Пивоваров напоил Елен чаем, а родителям Новиковой написал письмо, где отметил искру настоящего художника  в юной особе.

Потом Елена отработала два года по специальности в Гипросантехпроме, чертила какие-то перегородки для гардеробов. Ушла в вахтёры и на свободу. Поняла, что не хочет больше даром тратить время. Ещё в Академии под влиянием учителя Гавричкова Алексея Алексеевича Елена увлеклась офортом. Огромное впечатление на неё произвели работы графиков Фомичёва и Колокольцева. Елена стала изучать технику офорта самостоятельно- по книгам в библиотеке, технику рисунка она совершенствовала в вечерних Рисовальных классах. В андеграунд Лена Новикова попала сразу, стала участвовать в квартирниках. Работы свои подписывала псевдонимом «Желтков»- в честь персонажа «Гранатового браслета». Но юную Елену удивило то, как свирепо грызлись за место под солнцем художники как в среде официального искусства, так и в среде андеграунда, и всё это её убедило в том, что самое главное- это быть самой собой.

В 1988 году Елену уволили из вахтёров, и она это восприняла как перст судьбы. К этому времени её работы начали хорошо продаваться в Лавке художника, горы квитанций убедили её в том, что пора пускаться в опасное плавание свободного художника.  Тогда же Лена познакомилась с поэтом Олегом Григорьевым, который жил по соседству на проспекте Космонавтов. Лена встречала Олега Григорьева повсюду- то на Невском, то в Доме писателя, то на выставках. Стихи Олега Григорьева потрясли Елену, однажды она даже взяла у Олега его тетрадку и переписала её от руки. Это их сблизило ещё больше  и оказалось судьбоносным. Однажды в гостях у Олега Григорьева Елена познакомилась с художником и поэтом Игорем Пучниным, он попросил у неё 3 рубля, потом отдал их, потом  они поженились. Так и прожили Игорь и Лена вместе почти 20 лет, бок о бок, что-то рисуя, обсуждая сюжеты работ, растя сына Арсения. Богемная жизнь была суровой, Игорь подружился с художниками круга Олега Григорьева- с  Владимиром Гооссом, Владимиром Яшке,  Геной Устюговым, и жизнь эта была сплошным приключением в состоянии винных паров, хождений с ночёвками друг к другу, возбуждённым пребыванием в мире рождаемых образов. В 1998 году Владимир Гоосс был зверски убит в своей мастерской, в 2009 Игорь Пучнин отправился в Бокситогорск к родителям, чтобы записывать предания вепсов, исчез на пятиминутной остановке рейсового автобуса в Тихвине, и был найден там зверски убитым, в реке. Недавно в Голландском доме прошла посмертная выставка офортов и  дневниковых записей с рисунками Игоря Пучнина. Петербургский бомонд был поражён его талантом, который при жизни оказался не слишком замеченным и востребованным. В своей «Азбуке» Игорь Пучнин предстал как тончайший, пронзительный художник-мистик, сумевший передать в своих офортах глубинное переживание Петербурга, философские погружения в метафизику  города.

По иному складывается судьба Елены Новиковой. За её работами охотятся коллекционеры, её выставки проходили во многих городах России. Год назад она, прогуливаясь по Флоренции, зашла в Центр  графики и показала кураторам свои работы. Сейчас у Елены там проходит выставка, о которой написали десятки газет и журналов Италии, итальянцы издали роскошный альбом офортов русской художницы.

Офорты Елены Новиковой висят в кабинете Владимира Путина в Константиновском дворце, также их можно встретить у любителей искусства повсюду- в Лондоне, Париже, Стокгольме.

            Из названий работ Елены Новиковой можно составить завораживающую книгу типа тех древних, что всегда сквозят в любовных рассказах Ивана Бунина. «Пипа Суринамская, летящая на Сфинксе», «Женщина-Жаба, собирающая хрустальную росу», «Бородатая невеста», «Разговор Гарпии с кусочком сыра рокфор», «Перемещение живых и мёртвых веществ»…  При всей избыточности плоскости рисунка  за безумной множественностью изысканно прорисованных предметов у Елены Новиковой всегда стоит мысль, образ, придуманная ею сказка и история. Коллекционер Кирилл Авелев заказал Елене Новиковой сделать серию иллюстраций к «Дюймовочке». Елена пустилась по вихрям своей фантазии и породила свою версию андерсеновского сюжета. Дюймовочка у неё- это взрослая девица с женским телом, попадающая к  людям-насекомым эльвиям, к зоглам, к другим странным существам. Одна из самых загадочных и серьёзных работ Новиковой называется «Красота спасёт мир». Красота ужасна, а чудовище прекрасно, Еленина мечта- примирить непримиримое…

 

 

 

Hosted by uCoz