Полина Осетинская

 

ПРОЩАЙ, ПАПИНА ПОРКА!

Одной из самых интересных книг прошлого года, выпущенных в «Лимбус-пресс» была, на мой взгляд, книжка  знаменитой пианистки Полины Осетинской «Прощай, грусть!».

Хотя книга написана лёгким  пером, и  есть в книге мощная античная тема Отца, которому всё дозволено над своим дитятей, всё же к прозе эту книгу отнести можно с натяжкой, момент биографического в ней  преобладает над художественными задачами. Она скорее, относится к жанру ранних мемуаров, ибо написала её бывшая девочка-вундеркинд, достигшая 30 летнего возраста.

Книжка вызвала скандалы и суды дочери и отца. Пианист Павел Егоров  сказал, что Полина слишком молода, чтобы писать такие книжки. А мне показалось, что опыт уникального детства, проходившего в декорациях распада ССССР, описанный Полиной, очень интересен.

Гениальный в сущности Отец, Олег Евгеньевич Осетинский, живущий нестандартно, живущий героически, живущий по своей собственной свободе, ни крупицы которой он не отдаёт никому и ничему, ни системе, ни морали. И- маленькая податливая послушная девочка, тоже перенаселённая задатками гениальности, как и отец. Но у отца не случилось в судьбе своего Отца, который помог бы все эти задатки вынуть из потенции. Высшие достижения киносценариста по образованию Олега Петровича- это несколько очень ярких сценариев очень ярких фильмов- «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и «Взлёт», несколько своих документальных фильмов и книг, а главное- дочь Полина.

Со всей мощью нереализованной творческой энергии Осетинский берётся за воспитание гения из дочурки. Тема воспитания девочки, написанная изнутри процесса и со стороны девочки, показалась мне очень глубокой и актуальной сегодня, когда девочки во всём мире выходят из зашоров мускулинной цивилизации. Что получается, если мужская  самцовая культура со своим культом насилия,  всей своей тяжёлой артиллерией обрушивается на ребёнка женского пола-  вот об этом и рассказывает Полина.  Можно плоско обвинить её в Павликоморозовстве и в том, что сор из избы не выносят, но это не то, совсем не то. Жестокость воспитателя, превышающего рамки допустимого, его человеческие слабости- жажда денег, разврат и т.д. Но результат- великая Полина Осетинская!!! Оправдывает ли он слезу ребёнка?

            Больше всего читателей шокируют сцены сожительства пятидесятилетнего Олега Осетинского с пятнадцатилетней ученицей Дианой, ровесницей Полины, пьяные оргии отца в соседней комнате, а также кровь, стекающая с рояля от побоев дочери во время изнурительных уроков. Но при этом вызывает восхищение и педагогическая воля Осетинского. Свою девочку он заставлял ежедневно бегать по 10 километров, обливаться ледяной водой, разучивать несколько фортепьянных пьес, выучивать наизусть несколько стихотворений. То есть у ребёнка практически не было ни одной минуты в течении дня, когда можно поразгильдяйствавать и предаться детскому ничегонеделанию. От этого плотного педагогического воздействия на тело и душу несмышлёныша веет утопиями Кампанеллы, восторгом перед спартанцами и торжеством и крахом Европейского рационализма.

У многих детей, чьё детство проходило под игом тоталитаризма родителей, свои дети отданы на волю волн. Педагоги 90-х жаловались, что им в школах достались дети, чересчур выпущенные на свободу, на полную самоответственность, и что это тоже перекос…

           

            Захотелось побольше узнать и о дочери и об отце. Выйти на контакт с Полиной оказалось легко, а вот  связь с Олегом Петровичем установить не удалось. Его сайт сбрасывал письма и как бы издевался над всеми, кто хотел пообщаться с этим замечательным человеком.

 Ныне Олег Осетинский  активно занимается журналистикой и печатает совершенно сногсшибательные тексты типа «Если бы я был Бен-Ладаном», в которых прорабатывает возможности  битвы мусульманской и христианской цивилизации до полного победного конца, до полного отравления друг друга химическим оружием и разбомбления друг друга атомными бомбами, при этом занимая позицию сентиментального удивления. Примирение двух религий кажется ему невозможным. Что ж, такое трагичное ощущение неразрешимости противоречий часто встречается у типичных представителей поколения семидесятников…  

Ещё Олег Осетинский  считает себя заурядным гением, он полагает, что Бог всех создаёт гениями, способными выразить все свои возможности, но не у всех эта гениальность раскрывается.  Сам Осетинский тоже в детстве мечтал  стать пианистом, но ему партой сломали палец в школе, и тогда он поклялся , что если когда-нибудь у него будет дочь, то он  сделает ее  великой пианисткой.  Подзатыльники и побои дочери, описанные в книге Полиной,  папа Осетинский не признаёт. Разврат на глазах малолетки – тоже, так как на Дианочке Олег хотел жениться. А остальные многочисленные тёти- ну так кто без этого вырос? Богема…  Мужской темперамент у Олега, судя по всему, совершенно бешеный. Он был 8 раз женат и имеет трёх дочерей и сына.  

По поводу денег, которые потерял Осетинский, мечтавший и дальше получать бонусы от выступлений выдрессированной им девочки:  «Я потерял 100 миллионов долларов - мир потерял  больше». Олег считает, что Полина могла бы стать великим композитором, если бы у него в 13 лет не  украли бы нехорошие тёти американские. Он считает, что именно они натравили дочь на отца. Полина же в своей книге описывает данные о своём физическом состоянии в 13 лет, когда болезни от переутомления и плохого питания  едва не свели её в могилу. Отец Осетинский считает, что и книгу то Полина написала неискренне, а чтобы раздуть скандал для лучшей продажи книжки под воздействием злодейских жадных издателей. А на самом деле Полина молится и просит прощения у отца за свою ложь. Что  об этом 12 фильмов снято- о трагическом разладе учителя и ученицы, отца и дочери.

Что касается творчества самого Олега Осетинского, то он снял сенсационный фильм о Венечке Ерофееве «Веня или Как пьют и умирают в России», затем  фильмы о Сталине, Рихтере и Софроницком, написал книгу  «Песнь о Витьке-дураке, или Роман-Ролан» о Ролане Быкове. Ещё Осетинский отослал свои сценарии в  Америку, а потом  увидел фильмы, снятые по его сюжетам. Теперь Осетинский обещает любому, кто сможет представлять его интересы в Голливуде, 50% его гонораров. Ещё Осетинский  считает себя самым высокооплачиваемым педагогом, так как  ему давали по 250 долларов за час. Ещё Осетинский поставил в Самаре спектакль о Пушкине «со всем тем, из чего состоит искусство: из сора, шампанских пробок, всяких грязных траханий и мечтаний о рае»,  но при этом спектакль должен быть увлекательным для всего народа: «семей, пенсионеров, школьников, проституток».

Ешё- внимание, Олег Евгеньевич! Вас разыскивают московские продюсеры, которые хотят вам поручить написание сценария о трагедии Соловецких лагерей, так как считают, что только вам под силу в предельно сжатой образной форме передать весь тот нечеловеческий ужас, который там происходил….

                             

С  Полиной мы встретились в кафе на Коломне, в доме, в котором она живёт.

            -Полина, какие три события ушедшего года вы считаете самыми главными?

-В прошедшем 2008 году у меня началась новая жизнь. У меня родилась  дочь Александра. Ей сейчас три месяца. Также вышла моя книга «Прощай, грусть». И ещё я стала деревенским жителем, я переехала жить  за город под Москвой.  Дочь превзошла все ожидания.я не думала, что она окажется такой хорошей, что такие ангелы непонятно за что посылаются нам.

-То есть сейчас не до концертов?

-Работать мне пока неинтересно. Когда дочке исполнится полгода, я вернусь к своей деятельности. Но пока можно и без этого. Когда мои девочки  подрастут, искусство опять будет на первом месте.

-Дочь тоже будет пианисткой?

-Я хотела бы,  чтобы  Александра не пошла по моим стопам, а  пошла в фигурное катание. Я очень люблю этот вид спорта. Бывают хоккейные фанаты, а я фигурный фанат. Кстати, одним из важнейших событий 2008 года для меня стал  чемпионат  мира в Швеции по фигурному катанию, на котором золото получил мой любимый фигурист Джефри Батл, который сразу после этого ушёл из спорта. Это великий спортсмен, но у него не было никаких шансов. Это чудо, что он выиграл.

Постараюсь, чтобы поменьше  в  жизни моей дочки было семечек и пива Клинского. В доме звучит постоянно классическая музыка, и папа и мама музыку эту слушают, ребёнок всё  это впитывает, и у него будут немножко другие критерии красоты и гармонии.

-То есть у вас сейчас началась новая жизнь?

-Книжка моя заканчивается словами: «Жизнь моя только начинается»,  и вот жизнь моя и началась. Книга вышла и появилась дочь.

-Книга оказалась удачной…

-Я не считаю себя писательницей. Я очень удивилась, когда увидела интервью с собой в одном журнале, где про меня  было написано «пианистка-писательница». Я вздрогнула, как будто прочитала про себя, что сижу в Бастилии. Никаким писателем я себя не чувствую. Морок этот давно с меня спал, фразы, которые в голове прокручивались, наконец, от меня отстали. Книга изменила мою жизнь в том смысле, что я выслушала о себе очень много плохого и очень много хорошего. Я старалась и от того и от другого держаться подальше, чтобы и то и другое меня не разрушило. Но книжка сыграла очень важную роль в моей жизни, потому что по тонким нематериальным приметам было видно, что написание книжки дало мне возможность начать новую жизнь.

-Вас на написание книги спровоцировал издатель Константин Тублин, ваш сосед?

-Мне бы и в страшном сне не пришла мысль писать книжку о моей жизни. Воспоминания о моём детстве  должны были бы быть похоронены вместе со мной под семью могильными плитами. Но меня много уговаривали Павел Крусанов, Таня Москвина, Константин Тублин в том числе. После долгих уговоров я согласилась. Написать книгу- это тоже опыт, опыт серьёзный и многогранный. Условия были  жёсткими. Я написала книгу за четыре с половиной месяца. Много работы было на гастролях, на редактуру много времени ушло.  Получилось, что писала книгу я ровно  три с половиной месяца.

-Многие связывают начало новой жизни с Новым годом...

 -Мой самый оригинальный Новый год был, когда я одна его встречала в своей новой квартире без телевизора, но с музыкой, шампанским и мандаринами. Это была абсолютная эйфория. Я купила свою первую квартиру. На следующий год я повторила это- опять в новой, на этот раз в петербургской квартире. Но со мной была моя подружка.

-Вообще вам что больше нравится-  когда вы одна, или когда вас окружают люди?

-Когда слишком много общения, то я начинаю задыхаться от отсутствия одиночества, нужно привести в порядок свои мысли, свои чувства, понять, что мне хочется. Однако, если я слишком долго нахожусь в замкнутом пространстве, долго не вижу своих друзей, то я по ним начинаю скучать. Я скучаю по каким- то вещам. Мой опыт полного одиночества на протяжении полутора месяцев, когда я писала книгу, уехав в Черногорию, говорит о том, что ощущение нечеловеческого счастья достигается только в полном одиночестве. С другой стороны я понимаю, что счастье не бывает только таким, и никаким другим. Оно видоизменяется.  И счастье  быть с любимыми людьми и любимыми детьми- оно ни с чем не сравнимо. Счастьем бывают все состояния, которые заставляют человека подниматься над землёй. Счастье может быть и в чашке чая, и в каком-то взгляде. Это не то, что длится долго. Оно проблеском мелькает то тут то там .

- Что сейчас происходит в фортепьянной музыке?

-Там очень много развелось пианистов. В «Карнавале» Сен-Санса, который сопровождается литературными аннотациями,  сказано, что пианистов развелось столько же, сколько мышей, и что скоро их надо будет отстреливать. Пианистов безумное количество. С этим особенно сталкиваются те, у кого есть канал «Меццо». По этому каналу показывают безумное количество пианистов всех мастей и всех возрастов, юных и хорошеньких, а также старых и не очень хорошеньких, талантливых и не очень талантливых. Это сливается в калейдоскоп. Иногда думаешь о  перенасыщенности на рынке труда. И зачем я этим занимаюсь! Вместе с тем бывают интересные талантливые люди. Пианисты  это прекрасная популяция. Они растут в мире в геометрической прогрессии. Происходит экспансия из стран Востока. Формируется мощная армия из пианистов и пианисток. Остаётся только выбрать  какого-нибудь полководца,  самого великого пианиста.

-А какой в вашей жизни был самый необычный концерт?

-Один из самых необычных- в пещере на Гибралтаре со сталактитами и сталагмитами. Туда привезли рояль и симфонический оркестр, я там солировала. Но это приятные воспоминания. В детском приюте вот играть страшно. Когда там играешь и на тебя смотрят налысо обритые   дети, а ты им играешь Баха, и они описывают свои ощущения  С появлением своих детей невыносимо думать о том, что существуют брошенные дети, и хочется немедленно поехать во все детские дома, всех забрать, чтоб всё было по человечески.

-Вы чувствуете в своём характере  черты вашего отца?

- Это гены, с этим нечего не сделаешь. Надеюсь, что мне передалось много хорошего от него. А с плохим я борюсь. Потому что – что делать с дурной кровью? От своего наследства  отказываться нельзя.

            -Внучку Олег Петрович видел?

-Нет. Он на меня в суд подал перед моими родами,  иск о защите чести и достоинства. Оба суда и апелляцию он уже проиграл. На 8 месяце беременности суд  с отцом был интересным испытанием!

- А с кем сейчас ваша малышка?

-Малышка с мамой и педагогом . Мама из Америки приехала на пару недель. Также у меня есть помощница по хозяйству.

-Какая сказка в детстве была вашей любимой?

-«Снежная королева». Я каждый день маму просила рассказывать.

-Хобби есть какое-нибудь у вас?

            -Фигурное катание люблю,  иногда, редко, сама катаюсь, но больше хочу на него по телевизору смотреть. Я скучный человек. 

            -Новую книгу не хотите написать?

            -Для этого нужен накопительный период.

 

Hosted by uCoz