Петрова Светлана

Мозговые игры не научной не коммунистки

 

Вихри истории  разметали выпускников философского факультета ЛГУ имени Жданова по разным углам. Свету Петрова унесло так, что через некоторое время она стала великим режиссёром перестройки, в смысле режиссёром и автором театра авангардной моды, с которым она объездила весь мир. Потом Света стала первым продюсером, привозившим в Россию великих деятелей мирового альтернативного искусства, теперь вот Свету прославили мультфильмы на Дворцовом мосту.

Мы встретились с ней в её квартире на улице Рубинштейна, рядом с Малым Театром Европы Льва Додина.  Рыжая Света  со своей восточной внешностью вышла в оранжевом кимоно, молоко в горячем кофе свернулось, зато развернулась потрясающая жизнь, биография человека, который создавал и продолжает создавать стилистику своего времени, который извлекает  и перемешивает лучшие сливки мировой культуры, который живёт всегда в точке «сейчас», глубинно и мощно в этой точке вращаясь.

 

1. ПРО ДВУГЛАВЫХ ЛЕБЕДЕЙ

Из истории театра авангардного костюма «Лаборатория Экспериментального Моделирования" (L.E.M).

1990 г. Спектакль «Мозговые игры»оказы в Москве, Тбилиси, Калининграде и Риге. Первые отклики в зарубежной прессе. МТV снимает первый клип ЛЭМа. Корреспондент «Красной Звезды» пишет: «Это антисоветское порнографическое шоу». Гданьск, турне по городам Германии, участие в культурных программах «Европейской встречи в  верхах» в Страсбурге и международной регаты а Балтике.

            1991 г. «Яйца зла» (отсылающие нас к «Цветам зла» Бодлера). П оказы на фестивалях «Les allumees» в Нанте, на «Zelt musik Festival» во Фрайбурге, на «Les Boreales» в Дуэ,  в Страсбурге в рамках Европейской встречи в верхах и во многих других городах Европы.

            1994 г. «Лебединое озеро -II»  или Двуглавые  лебеди» . Премьера состоялась на фестивале «Сигма» в Бордо.  Показ на XI фестиваль европейского театра в Гренобле,  на «ArtefAct-95» в Эрфурте, на V Всемирном фестивале сценических искусств в Бразилии.  «Лебединое озеро - II» шло на сценах театров оперы и балета и в ангарах; фрагменты спектакля в один день были показаны на концерте с виртуозами Санкт-Петербурга (классика), а ночью - на стадионе, на рок-фестивале вместе с группой «Статус-кво». В Париже вечером в прямом эфире "Антенн-2"  Светлана принимала участие в дискуссии о высокой моде с Карлом Лагерфельдом, а ночью отправилась на  панк-радио повеселить не спящую аудиторию рассказом о своих впечатлениях; в Лондоне перфоманс «Moulin Russe» с восторгом принимали Бьюрк, Дэйв Стюарт, Боно и другие музыканты приглашенные на прием, где выступал театр.

1996 г. - совместно с парижским театром «Libellule», возглавляемым известной драматической актрисой Эвелин Левассер «ЛЭМ» ставит спектакль «Кровавый щелкунчик», музыку к которому написал певец и композитор Алексей Вишня.

1998 г. - специально для Фестиваля  спектаклей на открытом воздухе в Орийяке (Франция) был создан  перформанс «Moulin Russe или Жизнь и смерть Чайковского». Представление спектакля  в Лондоне при активном содействии Брайана(студия Монти Пайтон)  

2000 г. – премьера фрагмента шоу «Песня песней песен песен песен…» на MTV European Music Awards Party в Стокгольме.

            Фоторепортаж о театральных костюмах Светланы Петровой, сделанный французским агентством «Сигма-2» и появившийся в  «Ньюлук», «Фигаро», «Коррьере делла Сера» и др., получил Гран При на фестивале прессы в Анжере (Франция).

 

-Света, начинали вы как представитель андеграунда…

-В 80-е годы ничего не было, была перестройка, была массовая социалистическая культура, и всё остальное было андеграундом. Хотя никаким андеграундом я себя не считаю. Было противостояние искусству и властям. Сейчас всё можно, и нет необходимости быть андеграундом.

-Но до театра «ЛЭМ» была кафедра научного коммунизма…

-Да, я закончила философский факультет, работала на кафедре научного коммунизма. Но коммунизм не может быть научным!  Никто не отслеживал, что я читаю студентам на лекциях. А я рассказывала им про африканские танцы, про теорию любви Платона… Но всё равно находится на кафедре было очень противно,  я заболела нервной болезнью, и врачи сказали, что надо менять работу. Мой муж философ Петя Петров поддержал меня в этом решении, какое-то время  я сидела на его шее, что терпеть не могу, так продолжалось, пока я не встала на ноги.  Была перестройка, я посмотрела вокруг- народ  пирожки печёт, джинсы варит,  а я вот умею только думать. И я стала  думать, как зарабатывать на жизнь посредством головы.

-И тогда вы сделали свой первый костюм?

- Да, костюм как произведение искусства, который нельзя носить, но которым можно  изумить. На изготовление костюмов пошли самые разные предметы- примусы, чайники, даже клетка с моей кошкой.

-Сколько всего костюмов вы сделали?

-Штук 200. Костюмы, чтобы показывать, надо было обыгрывать. Вместе с Петей Петровым мы придумывали сценарии, идеи показов. Как то я увидела- три панка сидят отвязных,  с ирокезами на головах, а я иду со своими костюмами. Они попросили меня, чтобы я их взяла с собой. Так у меня появились манекенщики. Сейчас они уже ирокезы срезали, один из них стал  владельцем  компании по перевозке грузов, вторая- чемпионкой Европы по кигбоксингу… Потом я познакомилась с Сашей Вишневским, чемпионом мира по культуризму. Он у меня выступал в роли белого лебедя, потом  я познакомилась с классической балетной парой….

-Потом весь этот коллектив изображал «Двуглавого лебедя» на музыку Петра Ильича Чайковского!

 -Валера Аллахов переделал его музыку для нашего шоу.

-А как началась ваша гастрольная деятельность?

-Мы выступали по приглашениям. Тогда в России всюду были рок-концерты, наш театр приглашали устраивать показы между выступлениями рок музыкантов.

- В те годы многие бросились заниматься конструированием артистических костюмов. Несчастные голые недавние совки искали себе новые формы, всё распалось, было царство коллажа. Костюмы сами себе делали девушки из «Колибри»,  Чернов Сергей, Ника… Кстати, у Курёхина в Поп-механике  вы участвовали?

-Один раз. С Черновым Сергеем мы плотно сотрудничали.

-Вы с гастролями объездили всю Европу…

- На гастроли было тяжело ездить, работать с артистами было тяжело. Концепция театра  была такая- мне нужны были не артисты, а люди, такие, какие они есть. Их нельзя было дрессировать, дрючить, нельзя было  делать ничего такого, что делают в театральной школе по системе Станиславского. Поэтому у меня всякое на гастролях случалось. Артисты разбегались, напивались, пытались купить наркотики, их задерживала полиция. Я человек впечатлительный, после гастролей я надолго впадала в депрессию. Классическая балетная пара и Вишневский ничего плохого не делали, но остальные бесились, характеры у них были неуправляемые. Кстати, у  меня во Франции появились последователи -Theatre de la Mezzanine, но у них ничего ее получилось, работать с непрофессиональными актёрами очень трудно.

-А как вам удалось дать вашей труппе статус театра?

-Со статусом всегда всё было плохо. Есть спектакль- работали, нет спектакля- не работали. Не институализировала я никак свой театр, помещение можно было бы получить- но я не стала этим заниматься, для меня любая бюрократия – это убийственно, это очень тяжело даётся. Это надо бегать, прилагать усилия, а хочется заниматься творчеством.

-А с модельерами вы конкурируете?

-Я не делаю то, что можно носить. Мне не хочется неинтересное делать. К тому же руками я ничего почти не делаю. Я могу придумать идею, нарисовать её. А дальше - кто-то шьёт, кто-то паяет, программы придумывает, мне хватает руководящей роли.

-Наверное, уже сложился постоянный коллектив?

-Дмитрий Масеев, тот самый панк, он технический директор моих проектов, хороший организатор. Тереза Гадеева- заместитель  директора фестиваля, помогает во сём. Ксения Шиловская очень хорошо работала со мной  в Москве. В каждом костюме были тысячи  светодиодов и два провода, сроки изготовления костюмов были чудовищные, мы провели 18 часов на ногах с иголками и нитками  в руках. Аниматор Фидаиль Гильмутдинов делает анимацию, портниха Людмила Михайловна шьёт самые  дикие мои фантазии. Роман Ишаев- гений электричества.

-А бывает, что идеи воруют?

-У меня было одна история. Сделала я костюм яблочного огрызка, поехала с ним на гастроли, потом мне звонят: «Включай телевизор, смотри открытие  чемпионата по футболу!». Вижу-  стоит там мой яблочный огрызок от фирмы Готье,  только у меня расширение было на бёдрах, а у него- на голове.

-Потом вы делали показ  Гала-приема Haute Couture в Константиновском Дворце, где участвовали ведущие фирмы. Вы Готье не отомстили?

-Бороться с воровством идей можно только тем, что работать лучше и придумывать больше и круче. Вот когда мы сделали компьютерный костюм, его 18 человек делало, попробуй, укради и воплоти эту идею! Вряд ли выйдет! А так все друг у друга воруют идеи постоянно. С давних лет я  привыкла, что авторское право на костюмы не распространяется. Меняется одна деталь- и уже это новое, уже не докажешь, что идею украли.

 

2. ГОЛОСА ФИЛИППА ГЛАССА

2001 год. Светлана Петрова создаёт «Лабораторию Звука», первую продюсерскую кампанию, который  занимается  организацией в Петербурге концертов некоммерческой музыки). «Лаборатория звука» провела концерты английского альтернативного музыканта Дэвида Томаса, виртуозов индийской классической музыки Ранаджита Сенгупты и Сумитраджита Чаттерджи, британской культовой группы «Tinderstikcs», хранителей 1000-летней суфийской музыкальной традиции Qawwali группы «Сабри бразерс» (Пакистан),  британского музыканта Трики, французского бунтаря Ману Чао, серию концертов  в  Консерватории : Горан Брегович и его «Оркестр для Свадеб и Похорон», Дживан Гаспарян и виртуозы мира, Диаманда Галас,  "Кинг Кримсон", фестиваль Современной американской альтернативной музыкионцерт американского композитора Филиппа Гласса и т.д.

-Света, а потом появилась лаборатория звука

-5 лет я с ней провела, совершенно новая деятельность. Объединилось  несколько человек, стали делать концерты, потом все перессорились, и всё дело развалилось, как это обычно бывает.

-Наверное, побывав в Европе, вы со многими интерсными музыкантами познакомились, возникло желание поделиться новым лакомством с согражданами свого родного города…

-Конечно, многих я узнала из театральной сферы. Очень обидно, что хороший современный театр Петербург совсем не привозит. Если в Москва ещё хоть как-то процесс идёт, то у нас  в Питере это вообще ноль, люди вообще не знают, что такое хороший современный театр в европейском смысле.

-Наверное, есть причины! Никто не придёт на то, о чём не говорят в СМИ.

 - Да и финансово это катастрофа- тут надо спонсора искать. Мне бы очень хотелось бы  привезти испанский театр Лафуро де Бао. Это уличный театр, билетов много  на него не продашь. О чём говорить, если до сих пор цирк Дюсолей не привезли, хотя это серьёзное коммерческое предприятие, жёсткий мейнстрим, товар на экспорт. Я удивляюсь что сюда Ривер Данс приехал, это было нереально- но сделали. Но, увы- на Филиппа Гласа пришло 1000 человек, а хотели хотя бы 2000 билетов продать.  

-А со своим театром вы уже расстались?

-Я делаю какие-то вещи, но  в том стиле, в котором я работала,  мне работать уже не интересно. Я сама себя переросла, я не могу делать одно и тоже . Теперь хочется чего-то очень большого. Мост поднять, например. Сейчас на карнавал будем делать двух драконов- фактически это костюмы для строительных машин, одна 16 метров, другая чуть 10 метров. Это мне уже интересно. Ещё в работе спектакль- некая штука висит на машине  17 метров в ширину,  19 в высоту, она  состоит тросов, металла, подвешенных  циркачей. В изготовлении всё это очень сложно и дорого. Для фестиваля электронной музыки  в Москве «Микстроника» я сделала  костюмы с электричеством, светодиодами, люди в воздухе летали. Мне интересно делать костюмы огромные или связанные с компьютерными технологиями.

-Вот вы себя кем видите прежде всего- современным художником, продюсером, модельером, режиссёром?

-Наверное художником, артистом, artist,  по-английски есть слово такое. Все, кто художественно самовыражаются- это artist.

-То есть вы – прежде всего - свободный художник.

- Я директор, у меня есть организация,  я не свободный художник. Я, скорее

предприниматель от искусства, я  выполняю коммерческие заказы,  но я делаю то, что мне  интересно, работаю  с новыми технологиями. Если что-то не будет прыгать, светиться, визжать- то  это мне не интересно.

 

3. ПРО МУЛЬТИКИ

Светлана Петрова   является учредителем и директором ежегодного Международного фестиваля анимационных искусств «Мультивидение». Впервые он прошёл в 2003 г. в  Филармонии. Второй фестиваль состоялся в театре «Балтийский дом»ретий  в киноцентре «ПИК», 4 фестиваль прошел в кинотеатре «Родина». В  2007 году, в День города, фестивалем  была осуществлена уникальная проекция мультфильмов на гигантский экран на крыле разведенного Дворцового моста. "Мультивидение" стал первым в России международным фестивалем.

-Света, а как родилась история с мультиками?

- Когда дело дошло до компьютеров, мне захотелось внедрить компьютер в костюм,  чтобы он стал интерактивным. Сделала костюм девушки-мобильника. Вместо лица у неё была жидкокристаллическая маска, на нём играли анимированные лица- так возник интерес к компьютерной анимации.

-А откуда идея с мостом взялась?

-В Питере на мосту как то художники развесили картины. В принципе мост- это шикарная выставочная площадь. И возникла идея- не показать ли кино на экране, вывешенном на мост.

-И почему  именно мультики?

-Во-первых зрелище поднятых мостов- это вещь фантастическая, да и мультфильмы- это зрелище фантастическое. Народ не устаёт на них смотреть. Одно дело сидеть в зале, другое- гулять по набережной.

-Много мультиков присылают?

-Прислали штук 200-300 со всего мира, сижу, разгребаю эту кипу.

-Что будет на этот раз, на Шестом фестивале?

-з1 мая, в первую ночь лета, на Дворцовом мосту будут показаны  фильмы про любовь, на Троицком- сказки народов мира.  И ещё мы собираемся сделать новые вещи, будет проведена акция «Портрет»- коллективный портрет жителей города Петербурга. Можно будет фотографировать друг друга и ммсом посылать фотографии на конкурс, их тут же будут показывать. Цель проекта- показать, что город это не безликое что-то, что  у него есть лицо, лица,  в Контакте уже прислали  портреты, очень живые лица. Ещё будет фильм, которым будут управлять люди, но детали этой акции пока мы не будем раскрывать. Ещё мы делаем совместный проект аниматоров из разных стран «Окна городов». Мультфильмы будут идти на фасадах, в раскрывающихся окнах. Хочется максимальной интерактивности в анимации.

-Трудно было идею фестиваля мультипликации воплотить в жизнь?

-Я ходила полтора года с этой идеей и предлагала её коммерческим компаниям, но ответ был нулевой. Я поняла, что люди не любят ничего нового. И это страшно. Сейчас всё можно, но сейчас другая беда- людям ничего не надо! Мне говорили, чем ваши безумные идеи воплощать, мы лучше тупо ещё два огромных баннера напечатаем и растянем на стене. Потом я попала в Комитет по культуре, и вдруг всё понравилось и  всё получилось!

-А нет желания снова философией заняться?

-Я написала тома документации, отчёты, проекты, презентации всякие, но как я подумаю о диссертации,  писанину разводить, потом защищаться! Нет. И преподавать не хочу. Мне хочется делать разные вещи, сценарии  писать.

- А что вы сейчас думает о научном коммунизме, двадцать лет спустя

-Это самая мерзкая идея, которая посетила человеческие головы. Люди разные, ну какой там коммунизм. Самое главное, что все разные, если бы одинаковые мы были- то передохли бы все, размножения бы не было бы. Мужчины и женщины, икс и игрек, и с общественным  устройством тоже- потребности у всех разные. Один за деньги готов на всё пойти, а другой за деньги и не приподнимется. Я вот заметила, что есть очень мало вещей, которые я за деньги буду делать.

-Какие, например делать не будете?

Ну, витрину оформлять, или костюм на заказ шить…

-То есть главное- это умение сказать «нет»?

-Обтекаемо сказать «нет», в бурьяны уйти. Сказаться больной, ещё что-то….

-Вот в Петербурге, да и в России  постоянно самовозобновляется тип диванного мечтателя. Но  вы корее  деятель Штольц, нежели мечтатель Обломов.

-Прежде чем что-то делать, нужно помечтать. Я ужасный мечтатель в тяжелейшем питерском смысле. Но  мой отец татарин. И неожиданно вдруг берут  верх татарские гены, я вскакиваю и всё делаю до конца.

-Получается, что папа татарин- лучшее средство от русской лени? А вообще многое приходится в себе преодолевать, чтобы дела делались?

-Вот я директор фестиваля, но  я очень боюсь звонить незнакомым людям, очень не люблю это. Я очень люблю сидеть дома, я ленива, люблю поспать, читать книги, мечтать рисовать,  в январе  я вырубаю телефоны и предаюсь зимней спячке.

-Квартира у вас уютная, подходящая для этого.

- Квартира раньше, до революции, когда здесь жили мои прабабушки, была побольше, потом подсократили. Здесь жили мои бабушка с дедушкой,  бабушка была  зав. отделением Свердловской больницы, дедушка- деканом факультета ЛЭТИ,  одним из директоров Ленэнерго

-О, всё же гены стучат, недаром тянет на светодиоды и конструкции двадцатиметровые…

-Гены стучат, дедушка, кстати, изобрёл изоляторы фарфоровые.

-Тут по соседству с вами театр Льва  Додина, вы с ним как режиссёр с режиссёром общаетесь?

-Он метр, а я девчонка. Но как то мы с вместе  ездили на один фестиваль в Бразилию. У него был менеджер француз- сын моего менеджера-франзцуза. Театр Додина я очень уважаю, это единственный театр, куда можно  ещё ходить.

Hosted by uCoz